призвание

 Космические звуки Динь и Гу

Звуки ханга поначалу сбивают с толку – в них какая-то особая вибрация, кажется, что играет сразу несколько инструментов

«Что это за музыка, на чем ее исполняют?» – такой вопрос возникает, когда впервые слышишь непривычные, медитативные, космические звуки ханга. А они поначалу сбивают с толку – в них какая-то особая вибрация, на слух кажется, что играет сразу несколько инструментов: гонг, флейта, арфа, барабан и бог знает, что еще…

Eclectic-hang-drum-b

Один мой друг взахлеб рассказывал мне о ханге. Потом прислал ссылку на Youtube, а через некоторое время пригласил на концерт, после которого стало понятно, что в тему о звездах невозможно не написать об этом НЛО-инструменте с его неземными звуками.

Нетипичный, уникальный, целостный
Динь и Гу – так называются верхняя и нижняя полусферы ханга, сильно напоминающего внешним видом летающую тарелку. Увидев эту диковину, действительно поначалу удивляешься: что это? Поющий тазик? Мини-НЛО? И услышав однажды, уже точно ни с чем не спутаешь его и всегда будешь радостно откликаться в душе: «Ханг!»

Чаще его называют ханг-драм (Hang Drum), ведь техника игры на нем схожа с техникой игры на барабане, и первыми освоили его перкуссионисты. Ханг, самый молодой инструмент в мире, по сути своей – стальной идиофон – древнейший вид музыкальных инструментов, существующий во всех культурах мира, источником звука которого является само его «тело», а не часть – струна, клавиша, кнопка или мембрана. Однако он только с виду довольно прост – ни тех же струн, клавиш, кнопок: кажется, стучи по нему – и вся музыка. Но звук из ханга может извлекаться множеством других способов и без стука, а в руках разных людей ханг вообще звучит совершенно по-иному. На нем играют как палочками, так и руками: подушечками пальцев, костяшками, ногтями, ладонями, кулаками. Изобретатели и профессиональные ханг-исполнители и вовсе не приветствуют определения его как ударного, а называют «просто»: нетипичный, уникальный, целостный инструмент.

Через тернии к хангу
Проснувшаяся любовь к открытому для себя новому инструменту сразу побудила к исследовательской деятельности: откуда он, кто придумал? Оказалось все просто и непросто – даром что почти НЛО. Создали этот уникум два швейцарца Феликс Ронер и Сабина Шерер, предварительно изучив за многие годы различные ударные и перкуссионные инструменты со всего света: стальной пан, гонг, гамелан, гатам, уду, барабан, колокол и другие, они же его и изготавливают.

…И вот вы услышали ханг, и влюбились в него. Сразу мысль: «Хочу и себе такой!»
Тут-то и начинается «непросто»: как летающую тарелку многие хотели бы увидеть, да не всем это удается, так и с хангом: не к каждому он «пойдет» в руки. Дело в том, что с некоторого времени приобрести его невозможно ни в музыкальном, ни в любом другом магазине. Все потому, что в один прекрасный день Феликс Ронер и Сабина Шерер разместили на сайте своей компании информацию, что прекращают продажи хангов через розничные сети и будут изготавливать их индивидуально. Но не для всякого заказчика: авторы инструмента предлагают желающим приобрести ханг присылать письма с пожеланием-заявкой, причем по обычной, не электронной, почте. И здесь есть оговорка: не каждый написавший может надеяться на получение инструмента, а только тот, чье послание вызовет отклик в душе изобретателей, покажется им наиболее интересным и достойным ханга. Так что отправка заявки совсем не гарантирует места в очереди и приобретения. К тому же на сегодняшний день по некоторым источникам известно, что лист ожидания счастливчиков, попавших в число избранных, – своеобразное испытание на истинность чувств: он составляет ни много ни мало два года.

После концерта я не могла не подойти к музыканту, чтобы потрогать «живую» редкую диковинку и задать несколько вопросов исполнителю Ильдару Шаймярдянову.

Ильдар, для того чтобы играть на ханге, надо ли иметь музыкальное образование, знать нотную грамоту?
Необязательно. Достаточно чувствовать гармонию в плане нот, их сочетаний, интервалов. По сути, в ханге все ноты гармоничны в строю.

А вообще, существуют ли ноты для ханга или игра на нем – импровизация?
У меня процентов 70 – не импровизация. Но я никогда не видел и не слышал, чтобы на ханге по нотам играли. В основном здесь все основано на музыкальной памяти.

Надо ли настраивать ханг, как многие музыкальные инструменты, способен ли он расстраиваться?
Да, он может расстроиться, но для этого надо хорошо его ударить чем-то очень тяжелым. Настроить ханг может только мастер, потому что инструмент необходимо нагреть до двухсот с лишним градусов в печи, после чего он подбивается молотком.

Ханг еще совсем молодой и довольно редкий инструмент. Сколько человек в мире на нем играет?
Предположительно около пяти тысяч. В Москве, насколько я знаю, играет шесть-восемь музыкантов.

У вас два ханга – один от другого отличается?
Да, по строю: один индийский, другой арабский.

Вы всегда после концерта даете зрителям возможность поиграть на ханге?
Да, ведь это редкий инструмент, многие видят его впервые, понятно, что людям хочется его «пощупать», и я предоставляю им эту возможность.

Элла Лацис
Фотографии: Виктория Баринова


Поделиться:

Еще на эту тему

Добавить комментарий

афиша
новости

Новое «Графическое путешествие» от Владимира Мигачева

Необычную акцию проводят галерея ARTSTORY и Владимир Мигачев. До 19 июля в галерее – дополнительно к проходящему сейчас проекту «Пустота»...

Из ГУМа в космос

Современный художник Нат Апанай выступит на площадке фестиваля EVERART WEEKEND 2020 с необычной лекцией на тему «Абстрактное искусство в мирах...

Перезагрузка иммерсивной выставки

Центр современного искусства М’АРС теперь снова работает офлайн.

Историю обретения рукописного памятника сербской и русской культуры Мирославова Евангелия расскажут на онлайн-лекции

Онлайн-лекция «Мирославово Евангелие как древнейший памятник истории и культуры, объединяющий два славянских народа: сербов и русских» пройдет на виртуальной площадке...

ГМИИ им. А.С. Пушкина теперь снова офлайн!

Культурная жизнь восстанавливается: в Москве Пушкинский музей распахнул свои двери для посетителей.

Юбилей художественного руководителя театра «Модерн» Юрия Грымова

Грымова любят за уникальный почерк, оригинальный взгляд, интересную сценографию и музыкальное оформление спектаклей, уважение к зрителю. Его режиссерские работы отмечены множеством почетных премий и наград.

Концерт Победы на Мамаевом кургане

Юрий Башмет и Всероссийский юношеский симфонический оркестр, Денис Мацуев, Ильдар Абдразаков, Сергей Безруков, Константин Хабенский и многие другие выступили на главном концерте страны.

Триллеры, биографии или детективы? Какие книги были популярны во время пандемии

Крупнейший сервис аудиокниг Storytel предлагает статистику популярности различных категорий аудиокниг в разных странах во время карантина.
FACEBOOK
ВКОНТАКТЕ

Афиша

Новое «Графическое путешествие» от Владимира Мигачева

Необычную акцию проводят галерея ARTSTORY и Владимир Мигачев. До 19 июля в галерее – дополнительно к проходящему сейчас проекту «Пустота»...

Из ГУМа в космос

Современный художник Нат Апанай выступит на площадке фестиваля EVERART WEEKEND 2020 с необычной лекцией на тему «Абстрактное искусство в мирах...

Перезагрузка иммерсивной выставки

Центр современного искусства М’АРС теперь снова работает офлайн.

Историю обретения рукописного памятника сербской и русской культуры Мирославова Евангелия расскажут на онлайн-лекции

Онлайн-лекция «Мирославово Евангелие как древнейший памятник истории и культуры, объединяющий два славянских народа: сербов и русских» пройдет на виртуальной площадке...

Рестарт выставочного проекта Владимира Мигачева «Пустота». Или в поисках выхода

Тематика выставки оказалась пророческой. В предлагаемых обстоятельствах посетители совершенно по-новому прочитают замысел известного художника.

Журнал Eclectic Адрес:
Алтуфьевское шоссе, д. 100, офис 1, Москва, Россия.
Телефон: +7 (499) 909-99-99 Email: web@aaph.ru Сайт: http://eclectic-magazine.ru/