корни

Актер без клише

Москва. Библиотека им. А.П. Бого­любова. Роскошный кабинет из дерева, наполненный антикварными предметами, старинными книгами и портретами великих русских писателей. Народный артист России Сергей Маковецкий цитирует фразу Достоевского о том, что «деньги — это чеканная свобода». Здесь проходят съемки одного из ключевых эпизодов картины «ЧБ» – трагикомедии о межнациональной розни, истории, где ангелом-хранителем русского националиста Ярослава (в исполнении Алексея Чадова) становится грузинский жулик Нурик (его играет Мераб Нинидзе). Сергей Маковецкий играет роль кавказского бизнесмена «Алхана».

 

makoveckijj-1-m

 

Дальше пауза и… оглушительный звук битого стекла и падения чего-то тяжелого —  репродукция с ликом Федора Михайловича не выдержала концентрации таланта Сергея Васильевича. Впрочем, это моя версия происшествия, в которой нет ни грамма лести человеку, с которым записано это интервью — не гладкое, не ровное, грозящее завершиться в любую минуту, но какое есть…

Сергей Васильевич, съемки картины в самом финале. Журналистская братия уже побывала на площадках в Переславле-Залесском и Королеве и пишет, что вы играете рафинированного злодея, этакое «вселенское зло». Это правда?

Вы же сейчас были в кабинете у господина Алхана, видели коллекцию этого человека, вещи, которые он любит? У него перчатки Анны Ахматовой под стеклом, бабочка Владимира Набокова, сейф Николая Васильевича Гоголя. И это еще не вся коллекция! Разве такой человек может быть «вселенским злом»?

Вполне. У всякой медали всегда есть вторая сторона.

Когда люди посмотрят это кино, они сами для себя решат, зло это или не зло. Мы сейчас не ќ ставить никакие клише.

В вашей фильмографии 8 десятков разных кино­историй. Картина Евгения Шелякина «ЧБ» затрагивает так называемый национальный вопрос. На ваш взгляд,  в этой теме появилась какая-то обостренная актуальность?

Все развивается, все меняется, когда-то усиливается, когда-то сглаживается, полируется… Это очень непростой вопрос – сосуществование разных людей. Причем везде в мире. Правда, была одна страна…. Сегодня она развалена, повсюду заправляют маленькие князья, стремящиеся быть у власти. Все дело в политике. Я не помню, чтобы в прежние времена вдруг на острие ножа появлялись межнациональные отношения. Раньше даже не принято было об этом говорить. Я не знаю, почему сегодня все развивается таким образом. Ведь понятно, что люди из других стран едут к нам не от хорошей жизни. Очень многие могли бы оставаться на своей родине, если бы там была работа. Но ее нет. И приезжие со своими родственниками и друзьями начинают ассимилироваться здесь. Кому-то это не нравится. Но не нам с вами подобный вопрос решать.

Насколько я знаю, вам предлагали совсем другую роль в картине «ЧБ». Но, прочитав сценарий, вы сами выразили желание сыграть криминального авторитета Алхана. Почему выбор пал на этот персонаж?

Потому что роль замечательно написана, мне стало интересно ее сыграть. Сама тема привлекает: взаимоотношения одного человека с другим, резкая непримиримость вначале и то, к чему они приходят в конце — к душевному единению, близости. Может быть, это не нравится моему герою, может быть, он удивляется тому, как две противоположности так быстро стали друзьями. Это живой человек, у которого, кстати, эти два придурка (главные герои фильма. – Ред.) украли любимую вещь. И что, простить им? Давайте сначала сделаем кино, а потом посмотрим и решим, что им движет…. Фимочка, Штурм, китаец Херувим, сейчас — Алхан, я не заглядываю в «пятую графу», когда принимаю роль. Мне интересен герой — как он говорит, что любит, какие совершает поступки.

маковецкий-2

«ЧБ» – это кино о глубоких смыслах, поданное в легком комедийном ракурсе. Почему?

Трагикомедия – мой самый любимый жанр. Это способ легко рассказать о достаточно серьезной теме. И зрители быстрее услышат и поймут, потому что они не любят, когда им указывают: «нужно делать так или иначе». Когда люди за столом рассказывают друг другу анекдоты, смеются от души, редко бывает драка. Вот сказал слово «тема», и тут же беру себя за язык, потому что она в последнее время становится злободневной. Но я же езжу по разным городам и странам. В Ташкенте мы целый месяц снимали фильм. Там нас прекрасно воспринимали, а местные жители с воодушевлением работали в массовых сценах. Я бывал и в Азербайджане. Правда, давно не был в Тбилиси. Все мечтаю поехать.

А на родине, в Киеве, давно были?

На родине был недавно. Я и там не слышу этой темы, понимаете? И нужно либо прекратить ее поднимать, либо заняться решением.

Но фильм, в котором вы сейчас снимаетесь, – это, в общем-то, и есть один из шагов по решению межнациональных противоречий.

Знаете, если бы искусство изменяло реальность, мы бы с вами были идеальными людьми и жили бы уже, наверное, на небе, а не на земле. Искусство для того, чтобы показать, что существует человек. Мы же все люди. Что нам, по сути дела, делить? На том свете разберемся. Мне кажется, что некоторые структуры сознательно педалируют эту тему. И тем самым не дают нам спокойно жить.

На какие темы должны сниматься фильмы, на ваш взгляд?

Я хочу, чтобы кино было хорошим. Не важно, о чем. Должны быть интересные истории, но их сложно придумать, потому что уже много рассказано. Достойных сценариев никогда не было много. Правда, раньше средний уровень драматургов был гораздо выше, потому что писали авторы, а не друзья продюсеров, которым можно меньше заплатить. Хороших историй много не бывает.

А что вы скажете об актерах?

Хороших актеров сегодня, надеюсь, достаточно. Вы сомневаетесь в этом?

 

маковецкий-4-б

 

Мне важно ваше мнение. Я не сомневаюсь. У меня есть любимые актеры. И есть те, которых я не понимаю и не принимаю.

Вы их не понимаете, а кто-то от них на стенку лезет от восторга. Это нормально, это  естественно. Это же субъективность. Классные актеры были, есть и будут. Но большинство моих коллег страдает, потому что им приносят сценарии, а зацепиться не за что. Если мне не нравится то, что я прочитал, то никакие деньги не соблазнят. Я люблю получать удовольствие, люблю фантазировать над своим героем, люблю, чтобы в профессии мне было нескучно. Не хочу просто отрабатывать текст или мизансцены. Я так не умею работать.

Амплуа у актеров — привычная практика. Но не в вашем случае. Как вы относитесь к тому, что вас называют универсальным артистом?

Ну, раз так считают, то пусть так и говорят. Меня устраивает это название.

маковецкий-3

Андрей Галанов,
сценарист и сопродюсер картины «ЧБ»

 

о Сергее Маковецком:

«Когда Маковецкий вызвался сыграть роль Алхана, у нас был шок, удивление, а потом это стало будоражить, мы поняли, что такой великий артист сможет привнести в свой образ что-то, чего мы даже не ждем. И мы не ошиблись. Потому что Маковецкий болеет не только за свою роль, но за других персонажей. Благодаря ему у нас на площадке потрясающая энергетика! В сценарий добавляются какие-то репризы, фразы, которые, я надеюсь, станут крылатыми».

О названии ленты «ЧБ»:

«Если говорить о прямой ассоциации, у нас два главных героя – кавказец и русский. Как принято классифицировать – черный и белый — ЧБ. Вторая ассоциация связана с моим личным ощущением, что очень многие проблемы у нас от того, что у большинства людей черно-белое восприятие жизни. Все видят человека,  и он либо хороший, либо плохой. Или нация: хорошая либо плохая. Но такого не бывает. И у нас в фильме нет ни одного героя, которого мы как-то однозначно характеризуем. Потому что в каждом есть разные черты. Надо уметь разглядеть хорошее, увидеть полутона, не только черный и белый цвета. Тогда многое изменится. В том числе, и на уровне общества.[/one_half_last]

О главной теме фильма:

Россия – многонациональная страна. За вековую историю сложилось так, что разные люди и сообщества должны жить рядом. И никто никуда не исчезнет. Мы всегда будем сосуществовать вместе. А обострились эти отношения из-за экономической ситуации. Люди после развала Советского Союза стали хуже жить. Многие пытаются найти легкие ответы на вопрос – кто виноват? Когда-то говорили: «Во всем виноваты евреи». А потом добавились кавказцы, а позже еще и азиаты примкнули. На самом деле простых ответов нет, и никто ни в чем не виноват, по большому счету. Я очень много прожил в Дагестане. Я там родился, пошел в школу, учился в университете. И я не знаю, что такое межнациональные отношения. Вернее, знаю об этом все. Потому что у нас в классе никто не интересовался, кто какой нации. Потом уже, став взрослым, я выяснил, что со мной в школу ходили ребята 30 национальностей. То же самое в университете. Я учился на историческом факультете, чтобы глубже познакомиться с культурой, историей, традициями разных народов. И если ты их знаешь, то несказанно обогащаешься.

Беседовала Юлия Смолякова
Фотографии: Виктор Новиков, Надежда Фетисова


Поделиться:

Добавить комментарий

афиша
новости

На Старом Арбате появится «Севильский цирюльник»

21 и 22 апреля на Новой сцене Театра Вахтангова премьера: будет представлен новый спектакль по пьесе Пьера-Огюстена де Бомарше «Севильский...

Библионочь в РГБМ: Праздник в железнодорожной атмосфере

20 апреля с 18:00 до 24:00 в рамках всероссийской акции «Библионочь» Российская государственная библиотека для молодежи представит специальную программу— «Книжный...

«Белый вальс» и «Хвала котам…» — премьеры апреля

Eclectic знакомит с двумя ближайшими театральными премьерами в Москве. В афише Театра Пушкина появится спектакль студентов Евгения Писарева «Белый вальс»...

«Повести Пушкина» и орудия Провидения

6 июня 2024 года благодарные россияне и мировая общественность будут праздновать 225-летие со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина. В преддверии юбилея...

X Международный конкурс молодых композиторов памяти Альфреда Шнитке и Святослава Рихтера объявил победителей.

Новый художественный альбом Люси Вороновой и…бабочка в подарок

Фонд Люси Вороновой представил во Всероссийском музее декоративного искусства новый альбом Люси Вороновой «Мозаичность», приуроченный к 70-летию художницы и включающий...

Джексон Поллок в юбке превратила див Белгорода в картины

Анжелика Заозерская – известный журналист, устроила в родном городе выставку своих живописных полотен и представила коллекцию одежды на ее основе.

Онегин. Башмет. Окко

Спектакль Юрия Башмета «Евгений Онегин» войдет в авторскую коллекцию маэстро в онлайн-кинотеатре «Окко» с бесплатным доступом. Запись спектакля «Евгений Онегин»...

ВКОНТАКТЕ

Афиша

На Старом Арбате появится «Севильский цирюльник»

21 и 22 апреля на Новой сцене Театра Вахтангова премьера: будет представлен новый спектакль по пьесе Пьера-Огюстена де Бомарше «Севильский...

Библионочь в РГБМ: Праздник в железнодорожной атмосфере

20 апреля с 18:00 до 24:00 в рамках всероссийской акции «Библионочь» Российская государственная библиотека для молодежи представит специальную программу— «Книжный...

«Белый вальс» и «Хвала котам…» — премьеры апреля

Eclectic знакомит с двумя ближайшими театральными премьерами в Москве. В афише Театра Пушкина появится спектакль студентов Евгения Писарева «Белый вальс»...

«Повести Пушкина» и орудия Провидения

6 июня 2024 года благодарные россияне и мировая общественность будут праздновать 225-летие со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина. В преддверии юбилея...

Взгляд через призму человеческой сущности

24 марта на Основной сцене Московского драматического театра «Модерн» состоится показ спектакля «Человек с глазами Моцарта». Это история о любви...

Журнал Eclectic Адрес:
Алтуфьевское шоссе, д. 100, офис 1, Москва, Россия.
Телефон: +7 (499) 909-99-99 Email: web@aaph.ru Сайт: http://eclectic-magazine.ru/