персона

Басиния Шульман: Люди – главная ценность в моей жизни

Она яркая представительница русской фортепианной школы, выпускница Московской государственной Консерватории им. Чайковского, продюсер музыкальных проектов и программ

Яркая представительница русской фортепианной школы, выпускница Московской государственной Консерватории им. Чайковского, продюсер музыкальных проектов и программ Басиния Шульман – о «вирусных» идеях, традиционной школе исполнительства и пока несбывшейся мечте.

basiniya-shulman-intervyu-in

Бася, в декабре в Большом зале Московской консерватории ты даешь концерт с Александром Гиндиным и Борисом Блохом, посвященный 100-летию Эмиля Гилельса…

Это будет завершающее выступление в череде всех концертов, которые посвящали Эмилю Григорьеичу российские исполнители в течение этого года. Я не могла пройти мимо этой даты и предложила Александру и Борису сыграть совместный концерт.
Я выросла в Москве в советское время, когда главными моими ориентирами в профессии были два пианиста — Рихтер и Гилельс. Их  могла послушать «вживую», в концертном зале. Это два великих музыканта, и я преклоняюсь перед обоими. В прошлом году справляли столетие Рихтера, в этом — Гилельса. Александр, Борис и я – все мы чтим и продолжаем традиции российской (советской) исполнительской школы.
На концерте 12 декабря будет присутствовать внук Эмиля Гилельса – Кирилл. Он выступит со вступительным и заключительным словами. Я сочла очень важным попросить его об этом. Он очень трепетно относится ко всему, что связано с его дедом, знает много таких фактов, которые широкая общественность не знает.  

Как подбирали репертуар для выступления?  

basiniya-shulman-intervyu-inЯ горячая поклонница Григория Соколова. История, которая произошла с ним и Эмилем Гилельсом на конкурсе Чайковского в 1966 году повлияла на мой выбор произведения. Эмиль Григорьевич был председателем жюри того конкурса. Соколов и Миша Дихтер из Америки прошли в финал и оба претендовали на первое место. На Гилельса давила общественность –  Соколова считали недостойным кандидатом на первую премию, голосовали за Дихтера, писали ужасные письма с обвинениями Гилельса в предвзятости и даже плевали в него во время его выхода из Большого зала после голосования. Несмотря на все это, Гилельс, понимая уже тогда всю степень таланта Соколова присудил ему первую премию. Такой поступок вызывает у меня великое уважение. А что же играл Соколов в финале конкурса? Да, концерт Сен-Санса №2. Я выбрала для выступления именно его.
Саша будет играть концерт Грига, а Борис — концерт Бетховена, который Гилельс очень часто исполнял. В заключении мы решили исполнить тройной концерт Моцарта —  как бы произведение-торжество фортепиано как инструмента.
12 декабря мы все первый раз будем играть вместе в ансамбле друг с другом. Борис и Александр уже играли тройной концерт Моцарта с другими исполнителями, а для меня это будет новая работа. Поэтому подготовка выглядит так: каждый занимается самостоятельно до начала совместных репетиций. Так как мы с Александром живем в Москве и, к тому же, в соседних подъездах, мы можем вдвоем уже какие-то вещи обговорить и проработать до приезда Бориса, который живет в Германии и прилетает специально на этот концерт только 9 декабря, кстати, прямо в день моего рождения. Так что 10 и 11 декабря мы поедем в компанию Yamaha, которая, кстати, является нашим партнером по концерту и предоставляет нам прекрасный третий рояль специально для концерта Моцарта, и там будем заниматься уже все втроем.

Правильно ли я понимаю, что это будет очень классическое выступление, без сюрпризов для слушателя и зрителя?

Именно. Мы все принадлежим к традиционной школе исполнительства. Мы посвящаем этот концерт Гилельсу, его личности в музыке, а он, безусловно, является ярким представителем классического исполнительства. И потом, программа концерта сама по себе настолько нетривиальна, насыщена и интересна, что сюрпризы нам только помешают.

Нет желания пригласить на совместный концерт, в будущем, Григория Соколова…возможно, не в Москве сделать такой концерт…

Пока это недостижимая мечта. Её воплощение требует очень много даже не усилий, а возможностей, которых на сегодня у меня нет. А я стараюсь мечтать о вещах, которые все-таки хоть как-то можно приблизить к реальности. Хотя… я упорная. Так что never say never.

Слушатели очень ценят твою экспрессивную манеру игры, ты как бы растворяешься в музыке. Тебя так учили или это внутреннее состояние, которое невозможно самой «отследить»?  

Хороший вопрос. Когда я была студенткой, меня старались обуздать и сделать эту мою экспрессивность запланированной и объяснимой. И правильно! В то время я не могла себя еще полностью контролировать и порой экспрессивность влияла на технику исполнения, мешала ей. Помню слова глубоко уважаемого мною музыканта и педагога Александра Меркулова (я частенько играла ему перед важными концертами будучи уже вполне сформировавшимся музыкантом): «Играй с горячим сердцем, но с холодной головой».
Сейчас я полностью себя контролирую с точки зрения техники исполнения, поэтому могу смело включать мою природную мощную экспрессию не боясь нарушить правильного баланса. Рада, если слушателям это нравится

Ты не боишься экспериментов с форматами, комбинируешь их. Тебе тесно в одном жанре?

Я человек «неспокойный» во всех сферах жизни. Во мне полно энергии, я интересуюсь огромным количеством разных вещей. Поэтому всегда нахожусь в поиске. Мне не тесно, мне просто интересно столько всего вокруг. Ну и, конечно, как продюсер не могу не признать, что смешение разных форматов очень привлекает зрителя.

Но Басиния Шульман категорически не хочет расставаться с роялем — ты пианистка…

А зачем мне с ним расставаться? Он меня ничем не обидел, плохого ничего не сделал, отвечает мне взаимностью, у нас с ним всё очень хорошо! К тому же всё-таки это единственное, что я умею делать очень профессионально. Остальное всё — хобби.

В одном из интервью ты сказала, что «мне невозможно сопротивляться». Что ты имела в виду?

Есть у меня черта характера — если я вижу цель, то я становлюсь сразу всем: бультерьером, уверенным в успехе человеком, опытным работником, обольстительницей, другом, не знаю кем еще. Я – «вирус» и заражаю всех своей идеей до тех пор, пока все не заболеют! И как показывает практика — это приводит к замечательным результатам. Во – первых, я создаю интересные вещи, а во-вторых я «обрастаю» огромным количеством замечательных людей, моих единомышленников. Люди – самая главная ценность в моей жизни. И я счастлива, что их оказывается так много вокруг.

Беседовала Елена Рыленкова
Фото из личного архива Басинии Шульман


Поделиться:

Добавить комментарий

афиша
новости

На Старом Арбате появится «Севильский цирюльник»

21 и 22 апреля на Новой сцене Театра Вахтангова премьера: будет представлен новый спектакль по пьесе Пьера-Огюстена де Бомарше «Севильский...

Библионочь в РГБМ: Праздник в железнодорожной атмосфере

20 апреля с 18:00 до 24:00 в рамках всероссийской акции «Библионочь» Российская государственная библиотека для молодежи представит специальную программу— «Книжный...

«Белый вальс» и «Хвала котам…» — премьеры апреля

Eclectic знакомит с двумя ближайшими театральными премьерами в Москве. В афише Театра Пушкина появится спектакль студентов Евгения Писарева «Белый вальс»...

«Повести Пушкина» и орудия Провидения

6 июня 2024 года благодарные россияне и мировая общественность будут праздновать 225-летие со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина. В преддверии юбилея...

X Международный конкурс молодых композиторов памяти Альфреда Шнитке и Святослава Рихтера объявил победителей.

Новый художественный альбом Люси Вороновой и…бабочка в подарок

Фонд Люси Вороновой представил во Всероссийском музее декоративного искусства новый альбом Люси Вороновой «Мозаичность», приуроченный к 70-летию художницы и включающий...

Джексон Поллок в юбке превратила див Белгорода в картины

Анжелика Заозерская – известный журналист, устроила в родном городе выставку своих живописных полотен и представила коллекцию одежды на ее основе.

Онегин. Башмет. Окко

Спектакль Юрия Башмета «Евгений Онегин» войдет в авторскую коллекцию маэстро в онлайн-кинотеатре «Окко» с бесплатным доступом. Запись спектакля «Евгений Онегин»...

ВКОНТАКТЕ

Афиша

На Старом Арбате появится «Севильский цирюльник»

21 и 22 апреля на Новой сцене Театра Вахтангова премьера: будет представлен новый спектакль по пьесе Пьера-Огюстена де Бомарше «Севильский...

Библионочь в РГБМ: Праздник в железнодорожной атмосфере

20 апреля с 18:00 до 24:00 в рамках всероссийской акции «Библионочь» Российская государственная библиотека для молодежи представит специальную программу— «Книжный...

«Белый вальс» и «Хвала котам…» — премьеры апреля

Eclectic знакомит с двумя ближайшими театральными премьерами в Москве. В афише Театра Пушкина появится спектакль студентов Евгения Писарева «Белый вальс»...

«Повести Пушкина» и орудия Провидения

6 июня 2024 года благодарные россияне и мировая общественность будут праздновать 225-летие со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина. В преддверии юбилея...

Взгляд через призму человеческой сущности

24 марта на Основной сцене Московского драматического театра «Модерн» состоится показ спектакля «Человек с глазами Моцарта». Это история о любви...

Журнал Eclectic Адрес:
Алтуфьевское шоссе, д. 100, офис 1, Москва, Россия.
Телефон: +7 (499) 909-99-99 Email: web@aaph.ru Сайт: http://eclectic-magazine.ru/