Бог устал нас любить

Baranov site

Иннокентий Баранов

Иннокентий Баранов умеет смешивать краски в творчестве и жизни. Русский художник в Германии не представляет свою жизнь без контрастов: считая себя гражданином мира, он не спешит оторваться от своих национальных корней, живет на два города — Москва и Гамбург, много путешествует и не загоняет себя в рамки. По мироощущению — убежденный оптимист, а между тем его картины причисляют к одному из самых пессимистических течений живописи — экспрессионизму — “искусству кричать”. В то время, как его полотна-экспрессии наполнены абсурдом, симфониями ужасов, кошмарами, он искренне влюблен в жизнь, людей, искусство.

На персональной выставке Иннокентия Баранова в галерейном пространстве гостиницы “Метрополь” представлены новые визуальные хиты “Приключения Бога”. В этой серии полно контрастов: пейзажи — сгустки обаятельнейшей энергии, в этих местах хочется жить, а среди изображенных людей в тематических композициях — хочется перекреститься, чтобы их не встретить, а лучше трижды — чтобы самим таким не стать. Ни Бог-персонаж, ни сам художник не воображают себя пророками, неприглядная реальность представлена без моралите и пафоса обличения. Что делает Бог в наших неприглядных серых буднях? Он пришел, чтобы познакомиться.

3Q6A7362Иннокентий Баранов рассказал Eclectic о контрастах своего искусства, парадоксальном внутреннем устройстве человека и о том, отчего стынет кровь у Бога, оказавшегося среди нас.

Иннокентий, для вас выставка в Москве — это очередная “одна из” или безусловно важное событие?

На самом деле больше всего я люблю выставляться в Москве — это все-таки родина, друзья, привязанности. Не говоря уже о том, что для любого художника очень почетно быть представленным в Метрополе — галерея дышит временем, историей. Вы знаете, свои выставки я стараюсь проводить незаурядно: это должны быть такие роскошные праздники с живыми выступлениями музыкантов. Но с этой экспозицией ничего подобного не получится, иначе это помешает посетителям почувствовать мой месседж.

3Q6A7365В своих картинах вы предлагаете взглянуть глазами Бога на современных людей. Какой у вашего Бога взгляд – любящий, осуждающий?

Я бы сказал — не любящий, не осуждающий, а полный удивления. Оказавшись среди нас, Бог находится под воздействием эмоций: что-то ему странно, что-то смешно, что-то пугает, поражает, разочаровывает.

Вы считаете, что Бога можно чем-то удивить?

Да, определенно. Он явно очень давно к нам не присматривался. Узнавая людей на земле, он узнает что-то о себе. В этой серии есть картина под названием «Бог на небе», где Бог летит на самолете, как обычный пассажир, не важно эконом-классом или бизнес. Как все остальные, он загнан в железную коробку, а впереди его сидит какая-то жирная свинья, пускает слюни, а он смотрит в окно и вообще не понимает, что происходит вокруг.

На ваш взгляд, какое место сегодня занимает Бог?

У него всегда одно место – в душе, какой бы мы смысл в понятие Бога ни вкладывали — это то, что делает из нас людей, — любовь в первую очередь. Бог находится в нас — мы по образу и подобию, хотя конечно мы подобие жалкое. Сама тема родилась совершенно неожиданно, изначально вообще другое замышлялось. Мы хотели с моим американским другом сделать провокационную выставку на политические и религиозные темы, а в итоге вместо радикальных интерпретаций у меня получилась легкая ирония, достаточно теплое высказывание про Бога. Если у нас есть чувство юмора, почему его не должно быть у Всевышнего?

Ваши выставки с названиями-оппозициями: “Брутальность и нежность”, “Война и мир” – с чем это связано?

3Q6A7368С тем, что в каждом человеке даже не борются, а сосуществуют противоречащие друг другу качества. Недавно прочитал историческую книгу про Чингисхана. Вы не представляете, это был преданейший, нежнейший, теплейший человек со своими детьми, женами и друзьями, писал стихи, но параллельно с этим — когда надо было пройти с точки А в точку Б и по дороге сжечь 40 городов вместе с женщинами и детьми – это он делал не моргнув. Так что, серия картин «Брутальность и нежность» написана об этом несочетаемом миксе — мрачной внутренней составляющей мужского характера и невероятной нежности, которую ты не знаешь куда деть, когда твое сердце разрывается от любви.

Что на самом деле стоит за контрастами вашей живописи — почему мир природы прекрасен и ярок, а образы людей — такие неприятные и отталкивающие?

Начнем с того, что тут разные творческие задачи. Я не стремлюсь улавливать какие-либо тенденции в современном искусстве и подстраиваться под текущую моду, я пишу то, что мне нравится, что созвучно моему внутреннему миру или соответствуют моему мироощущению в данный момент. Хочется нежности, созерцания — рисую пейзажи, хочется экспрессии, мощного эмоционального накала — создаю какие-то концептуальные вещи. В сериях “Мужчины”, “Приключения Бога” очень важна смысловая нагрузка, концепт, дело в том, что если копнуть глубоко внутрь любого человека — созерцать сложа руки тут не получится: слишком разнообразные, противоречивые эмоции этот сложный внутренний космос вызывает.

Как вы считаете, должно ли современное искусство быть радикальным, провокационным?

Посмотрите на Ван Гога или Моне – какая там провокационность? А между тем к ним никто из художников и близко не может подойти. Конечно, искусство может быть провокационным, может заставлять людей думать, плакать, страдать, но оно не должно быть непременно таким. Можно написать «Звездную ночь» на Монматре или “Пруд с лилиями” — никакой провокации, но зато какой гигантский культурный эмоциональный заряд получаешь! Еще я не понимаю этого разделения на современное искусство и классическое. Мои картины можно увидеть в Национальном центре искусства и культуры имени Жоржа Помпиду в Париже, но было время, когда мне говорили: «Это все здорово, красиво, но мы занимаемся современным искусством». А я какое искусство? Я что умер? Как я могу быть не современным? У нас концептуальность – это что-то там накидать и сопроводить огромным трактатом, который объяснит, что художник имел в виду.

FamilyДля вас в живописи больше важен процесс, движение или застывшее мгновение, какая-то точка, пик?

Мне кажется, картины по-разному можно переосмысливать, как другие виды искусства. Например, “Второй фортепианный концерт” Рахманинова звучит по-разному – в зависимости от того, кто ее исполняет, в каком зале, с кем ты рядом сидишь, какое у тебя настроение. То же самое с живописью: это отнюдь не застывшее мгновение, это очень живая материя, сегодня одно впечатление, а завтра может поменяться свет, другое время суток, другое душевное состояние – тогда от увиденного будет новая эмоция, новая интерпретация.

Важно ли художнику попробовать себя во всех направлениях или лучше сосредоточиться на чем-то одном?

Естественно, когда что-то начинает получаться, то волей-неволей начинаешь фокусироваться именно на этом, но пробовать что-то новое для себя определенно надо, главное для художника не останавливаться, экспериментировать. В 2005 году меня позвали на Каннский кинофестиваль рисовать шаржи на кинозвезд, тогда я впервые имел дело с цифровым искусством, то, что сейчас нам кажется в порядке вещей, тогда казалось космосом из 21 века — тут рисуешь на планшете, а там уже твоя карикатура вылезает из принтера. А вообще какая разница, цифровое искусство или с запахом краски – это все инструменты, с помощью которых ты говоришь то, что хочешь сказать. Сегодня мои инструменты – масляные краски и экспрессионизм. Но если мне завтра покажется, что нужно выйти на улицу с камнем, проломить стену и написать красным баллончиком «Fuck», то соответственно я так и поступлю.

Есть ли такие места, где курсирует творческая энергия, такое сосредоточие или творить можно везде?

Везде, но продуктивнее всего в моей мастерской в Гамбурге, в Москве, кстати, у меня плохо получается работать, не знаю почему, много раз пробовал. Наверное, дело в том, что здесь много отвлекает: бешенный ритм мегаполиса, бурлящая жизнь, тусовка, а в Европе совершенно другая энергетика, там можно отключиться совсем и целиком сосредоточиться на мольберте.

В Берлине был знаменитый арт-центр “Тахилес”, нужны ли миру подобные “дома художников”?

Безусловно, в каждом большом городе нужны такие арт-центры, куда любой человек с улицы может прийти посмотреть, как работают художники. “Тахилес”, просуществовавший более 20 лет, к сожалению, закрыли, и протесты художников как раз свидетельствуют, что эта атмосфера творческого взаимобмена и непосредственного общения с аудиторией им нужна, как воздух. Я хорошо общаюсь с одним из основателей “Тахилеса”, он мне помогает в мастерской, эти ребята конечно жуткие панки и кажется у них единственный способ коммуникации с остальным миром — это творчество, но долго с ними общаться тяжело.

Что для вас творчество – эскапизм, способ отгородиться от боли?

Творчество – это терапия в любом случае. Если бы не живопись, я некоторые моменты своей жизни просто не пережил бы.

Беседовала Марина Довгер
Фотография: Raphael Mathes

Еще на эту тему

Картины с секретом

Художник Ольга Орната рассказала Eclectic как и из чего она создает свои картины с секретом, про увлечение барабанами и не только, а также про маленькие слабости.

Что снится осенней Москве?

В столице выбрали лучшего стрит-арт художника России и СНГ

Чтак: «В моем случае — ни в коем случае»

С 25 августа — 16 октября в Московском музей современного искусства пройдет персональная выставка художника Валерия Чтака – «В моем случае – ни в коем случае», на которой скучно не будет


Поделиться:

Автор:

Добавить комментарий

афиша
новости

Фестиваль индийского кино Bollywood Film Festival

Третий фестиваль индийского кино Bollywood Film Festival пройдет сразу в пяти городах России с 30 января по 3 февраля. Зрители...

Версия без слов по мотивам пьесы А. Камю

Образ знаменитого римского императора Гая Цезаря по прозвищу Калигула до сих пор продолжает жить, перерождаясь из века в век в...

Битва за урожай

11 января в Крокин галерее открывается выставка Антона Чумака «Битва за урожай» — живопись, объекты. Этот проект — попытка применить...

Зимний международный фестиваль искусств в Сочи

С 14 по 24 февраля 2019 года в Сочи будет проходить один из самых известных и значимых культурных форумов, проходящих...

Шедевры живописи. Арфа и саксофон

На выступления Александра Болдачёва стремятся попасть все те, кто любит классическую музыку, ценит виртуозную игру и наслаждается подлинным исполнительским мастерством.

«Гастрономическая карта России» познакомила Заполярье со «Вкусом Арктики»

Для команды это был и вызов, и эксперимент. Фудтраки ГАЗель NEXT специальной серии более 8 часов работали в автономном режиме на горнолыжном склоне при температуре -15.

Немаленький принц растрогал зрителей

Это увлекательное путешествие в мир образов любимого всеми произведения, через призму персонального восприятия главной героини. Постановка раскрывает тему преемственности поколений, передачи навыков, знаний, житейской мудрости от поколения к поколению.

В Москве обсудили методические рекомендации для обучения в автошколах

По мнению президента Общенационального союза автопрофессионалов «Гильдия автошкол» России Сергея Лобарева, автошколам необходимо давать больше практических занятий водителям.
FACEBOOK
ВКОНТАКТЕ
Афиша

Фестиваль индийского кино Bollywood Film Festival

Третий фестиваль индийского кино Bollywood Film Festival пройдет сразу в пяти городах России с 30 января по 3 февраля. Зрители...

Версия без слов по мотивам пьесы А. Камю

Образ знаменитого римского императора Гая Цезаря по прозвищу Калигула до сих пор продолжает жить, перерождаясь из века в век в...

Битва за урожай

11 января в Крокин галерее открывается выставка Антона Чумака «Битва за урожай» — живопись, объекты. Этот проект — попытка применить...

Зимний международный фестиваль искусств в Сочи

С 14 по 24 февраля 2019 года в Сочи будет проходить один из самых известных и значимых культурных форумов, проходящих...

Премьера: «Чудеса за два часа» в театре Надежды Бабкиной

Два дня — 12 и 13 января на сцене театра «Русская песня» – мюзикл для всей семьи «Всему свое время...
Журнал Eclectic Адрес:
Алтуфьевское шоссе, д. 100, офис 1, Москва, Россия.
Телефон: +7 (499) 909-99-99 Email: Сайт: http://eclectic-magazine.ru/