Соль

Друг детства

Те из нас, кому около 40 лет, хорошо помнят журнал «Мурзилка» для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Его можно было выписать почтой или взять в любой школьной библиотеке. Мы воспринимали его как нечто само собой разумеющееся, как естественный спутник детства.
мурзилка-3-б

Татьяна Андросенко

Я выросла и забыла о нем, как забывают о своих игрушках. Примерно, лет на 25. Пока однажды не забила в интернете слово «мурзилка» и не попала на прекрасный современный сайт журнала. Долго и с ностальгией листала станицы архивных номеров, удивляясь, каким он стал красивым и современным, при этом оставаясь все тем же «Мурзилкой», которого я помню.

Редакция нашего журнала была счастлива и взволнована, как перед встречей со старым другом, когда получила согласие на интервью с Андросенко Татьяной Филипповной, главным редактором журнала «Мурзилка», Заслуженным работником культуры РФ, членом Союза писателей России, членом Союза журналистов Москвы, Почетным работником общего образования РФ, лауреатом премии им. А.П. Чехова.

Татьяна Филипповна, в 2011 году журнал «Мурзилка» попал в Книгу рекордов Гиннеса как детский журнал, который имеет самый долгий срок жизни. И когда же он появился?

Можно сказать, что его создавала сама история. Во второй половине XIX века на последних страницах американских журналов появились первые комиксы. Это новшество активно поддержал художник Палмер Кокс. Он придумал крохотных сказочных человечков и стал делать серии рисунков, посвященных их необыкновенным приключениям, тексты тоже сочинял сам. Рисунки Кокса попались на глаза издателям из Петербурга – «Товариществу М.О. Вольфа», и те решили напечатать их. А тексты заказали детской писательнице Анне Хвольсон, которую вдохновили рисунки Палмера Кокса. Больше всех детям понравился герой, которого звали Мурзилкой. К 1908 году издатели начали выпускать приложение под названием «Журнал Мурзилки». И так до 1915 года. Потом настали смутные времена, и многое изменилось. После военных катаклизмов в 1924 году у «Рабочей газеты» появилось детское приложение – журнал «Мурзилка». Теперь «Мурзилка» был собачкой и всюду появлялся со своим хозяином – мальчиком Петей. А вот и первый номер (выкладывает журнал на стол, потом другой и следующие). У меня есть все номера.

Держу в руках саму историю: бумага, шрифты, рисунки – все в прекрасном состоянии! Я перелистываю страницы, вышедшие из печати в 1924 году. Они идеально передают атмосферу того времени. Это шедевр!

А кто на обложке 1-го номера?

Это Жучка, мама нашего Мурзилки. Нарисовал ее и Мурзилку художник первого номера Константин Ротов. Так как сказки в то время отменили как «буржуазный пережиток», первый автор текстов нового журнала А.Федоров-Давыдов, прекрасно осведомленный об ошеломительной истории успеха дореволюционных лесных человечков, сделал Мурзилку дворовым щенком, который меняет хозяев и переживает множество приключений. Так журнал просуществовал всего несколько лет. С 1932 года «Мурзилка» стал повторять судьбу своего персонажа и сменил много хозяев в лице различных издательств. Современный образ Мурзилки, тот, каким мы знаем его сейчас, был создан в 1937 году художником Аминодавом Каневским. Вот этот первый рисунок (показывает) – волшебное существо желтого цвета в красном беретике, в красном шарфике. Он перестал быть животным, научился ходить прямо и рассказывать небылицы. Но художники рисуют его немножко по-разному, ведь у каждого своё видение. После Каневского Мурзилку рисовали Э. Беньяминсон, Е. Монин, Л. Токмаков, В. Чижиков, М. Митурич и другие.

Вас ожидает очень солидный юбилей.

В мае 2014 года журнал будет отмечать 90 лет. Потому мы и попали в Книгу рекордов Гиннеса, что в мире нет ни одного детского журнала, который бы так долго издавался. Даже в годы войны «Мурзилка» выходил! И какой расцвет детской литературы был тогда! (Листает военные номера.) Какие прекрасные художники и писатели раскрылись в этих номерах, какую радость они дарили детям!

мурзилка-4-б

И это был не последний трудный период в истории журнала?

В годы перестройки нам было непросто, но мы выстояли и выдержали все обязательства перед партнерами и читателями. Были в нашей жизни и испытания большими деньгами, когда нам предлагали огромные суммы за продажу журнала с уверениями, что сохранят его почти таким, какой он есть, но мы не отдали «Мурзилку», понимая, что это будет совсем другой продукт.

Какой «Мурзилка» теперь?

Журнал видоизменился: он стал ярким, большим, в нем появились интересные вкладки. Но позиция журнала не изменилась. «Мурзилка» – это лучшая детская литература и лучшие рисунки. Вы сейчас редко найдете издания, где рисуют художники, в основном сейчас используется компьютерное рисование. А у нас оно крайне редко встречается – каждую страничку рисует художник и приносит нам оригинал. Большинству художников, ставших в дальнейшем академиками и лауреатами разных премий в области детской литературы, открыл путь «Мурзилка». Множество замечательных детских книг складывались впоследствии из тех маленьких рассказов, которые вначале печатались у нас. И сейчас, когда в различные издательства авторы приносят свои работы, их спрашивают: «А вы в «Мурзилке» печатались?».

Вообще, журнал всегда отражал жизнь детей всех поколений. Сегодня в духе времени он стал интерактивным. Посмотрите, сколько в нем игровых страниц, конкурсов, загадок, головоломок. У нас есть обратная связь – дети пишут огромное количество писем, в наших конкурсах участвуют семьями, классами, школами. И все победители обязательно получают призы!

А сегодня много хороших авторов?

Очень много! Вы знаете, хорошей литературы сегодня много, но, к сожалению, мало пишут как о самих современных детях, так и на языке, который им близок. Вот почему так хорошо пошел Гарри Поттер? Потому что дети узнавали в нем себя. Мало того, что на каждой странице несколько превращений, так еще и учтены особенности возраста, его трудности, вопросы, на которые дети хотят получать ответы.

Татьяна Филипповна, а чем сегодняшний «Мурзилка» отличается от детских журналов и книжек, которых в изобилии на книжных полках и в киосках?

Я не хочу комментировать тему переводных журналов. Вот откроет их ребенок, получит свои «Ух!» и «Ах!» и все – завтра уже не вернется к ним. А «Мурзилка» – источник прекрасного литературного слова, носитель хороших и добрых рассказов, исторических ссылок. Здесь художественные галереи, которые развивают чувство прекрасного, иллюстрации, оттачивающие художественный вкус. Не говоря уже об огромном количестве развивающих игр и заданий, которые ребенок выполняет сам, с семьей или с друзьями.

И в школе.

мурзилка-6-бДа! Мы были очень рады, когда нашли в интернете учительницу начальных классов из Пермской области, которая написала большую статью о том, как работает «Мурзилка». И это не единичный случай. Мы с радостью наблюдаем, как материалами журнала пользуются учителя истории, рисования, труда, математики. Как по нашим рубрикам «Мой любимый писатель» и «Мой любимый художник» проводят утренники по знакомству с писателями и художниками. Ведь не везде, особенно в сельской местности, можно найти качественный фотоматериал и репродукции, биографические данные и произведения, а из нашего журнала целые альбомы собирают. Вот так «Мурзилка» выступает посредником и связующим звеном между литературой и детьми, родителями, воспитателями и библиотекарями.

«Мурзилка» в свое время был настолько популярен, что его название стало нарицательным для любого печатного носителя. Да и сейчас еще можно услышать: «А это что за мурзилка?» Как вы к этому относитесь?

Вы знаете, никак мы не относились и не относимся – ни хорошо, ни плохо. Мурзилками много чего называют, и не только хорошее. Мы не обращаем внимания или просто улыбаемся.

Чем вам запомнились долгие годы работы в «Мурзилке»?

Прежде всего, работой и встречами с замечательными людьми – художниками и мастерами слова. Я познакомилась с Сергеем Михалковым, Ириной Такмаковой, Астрид Линдгрен, Туве Янсон, Виктором Астафьевым, Виктором Чижиковым и многими другими. Из этих встреч складывалась богатейшая история «Мурзилки», которая позволила нашему коллективу выпускать целые книги об авторах и художниках журнала. Вот и сейчас готовим книгу «Художники Мурзилки 1924–2013 годы», которая должна выйти уже в июне этого года. В ней будут представлены 212 художников. Мы ее бесплатно подарим всем вузам, которые занимаются художественным образованием и воспитанием, а также библиотекам, колледжам, художественным училищам. Вот вы посмотрите, чудо какое! (Показывает отдельные блоки из будущей книги).

Какие узнаваемые образы и картинки! Я их помню.

Все это мы показываем современным детям, чтобы понимать, как они воспринимают творчество замечательных художников, создавших эти уникальные образы. И каждый раз убеждаемся, что оно вечное. Не зря же наши художники так востребованы за рубежом.

Вы всегда довольны тем, каким выходит каждый новый номер «Мурзилки»?

Так не бывает! (Смеется). Пока сдаем журнал в типографию, все как будто идет хорошо, а когда приходит отпечатанный номер, снова смотрим все: и верстку, и цвет — и всегда находим, что можно улучшить или исправить. (Смеется). Но об этом знаем только мы…

У вашего журнала и сайт прекрасный, и мобильные приложения, и другие технические новинки – все «как у взрослых».

Да, идем в ногу со временем. На нашем сайте скоро писатели и поэты будут читать свои произведения вслух.

Однажды «Мурзилка» очень органично прозвучал в мультфильме «Трое из Простоквашино». А о самом Мурзилке мультфильмы не планируете?

Специально не планировали, но на телеэкранах Мурзилка скоро появится. Один питерский канал увидел, как много улыбок журнал дарит детям и решил сделать нашего Мурзилку ведущим детской программы – ему есть о чем поведать ребятам. Сегодня он рассказывает об олимпиаде, о том, как начиналась его собственная история, об анимации и многом другом.

Это уже настоящий шаг в завтрашний день.

«Мурзилка» давно уверенно стоит на ногах в этом завтрашнем дне и, несмотря на 90-летие, остается одного возраста с детьми. Сейчас разрабатывается еще один уникальный проект, но я пока не буду о нем рассказывать – боюсь сглазить.

 

мурзилка-2-бНа этом остановимся. Нас пригласили на приближающийся юбилей, напоили чаем, одарили подарками. В это интервью не вошли увлекательные рассказы Татьяны Филипповны об удивительных встречах с Астрид Линдгрен и другими мастерами слова. Мы искренне благодарны ей за удивительный день в легендарной редакции. Этот материал проиллюстрирован лишь некоторыми страницами «Мурзилки», но на сайте издания можно посмотреть весь архив с 1924 года.

Если бы меня спросили до встречи с Татьяной Филипповной, есть ли сегодня рыночные условия для развития, а тем более процветания такого издания, я бы ответила, что нет. Но «Мурзилка» – уникальное явление для современного рынка.

Это не просто рыночный продукт, но образовательное, воспитательное и развивающее пособие для родителей и педагогов, которое имеет право стать составной частью обязательных обучающих и просветительских программ.

 

Беседовали: Алла Никифорова, Нино Самсонадзе
Фотографии предоставлены редакцией журнала «Мурзилка»


Поделиться:

Добавить комментарий

афиша
новости

Василий Аксенов на сцене Театра Наций

21 и 22 марта на малой сцене Театра Наций состоится премьера спектакля Мурата Абулкатинова «Десять посещений моей возлюбленной» по одноименному...

XVIII Московский международный фестиваль «Виртуозы гитары»

Фестиваль «Виртуозы гитары», который проходит в Москве с 19 по 22 марта, – ярчайшее мировое событие в сфере классической гитары,...

«Вероника решает»: премьера в театре «Модерн»

Юрий Грымов представляет свою версию романа Пауло Коэльо.

XVII Зимний международный фестиваль искусств в Сочи

С 14 по 25 февраля в Сочи проходит одно из главных культурных событий зимы: XVII Зимний международный фестиваль искусств под...

X Международный конкурс молодых композиторов памяти Альфреда Шнитке и Святослава Рихтера объявил победителей.

Новый художественный альбом Люси Вороновой и…бабочка в подарок

Фонд Люси Вороновой представил во Всероссийском музее декоративного искусства новый альбом Люси Вороновой «Мозаичность», приуроченный к 70-летию художницы и включающий...

Джексон Поллок в юбке превратила див Белгорода в картины

Анжелика Заозерская – известный журналист, устроила в родном городе выставку своих живописных полотен и представила коллекцию одежды на ее основе.

Онегин. Башмет. Окко

Спектакль Юрия Башмета «Евгений Онегин» войдет в авторскую коллекцию маэстро в онлайн-кинотеатре «Окко» с бесплатным доступом. Запись спектакля «Евгений Онегин»...

ВКОНТАКТЕ

Афиша

Василий Аксенов на сцене Театра Наций

21 и 22 марта на малой сцене Театра Наций состоится премьера спектакля Мурата Абулкатинова «Десять посещений моей возлюбленной» по одноименному...

XVIII Московский международный фестиваль «Виртуозы гитары»

Фестиваль «Виртуозы гитары», который проходит в Москве с 19 по 22 марта, – ярчайшее мировое событие в сфере классической гитары,...

«Вероника решает»: премьера в театре «Модерн»

Юрий Грымов представляет свою версию романа Пауло Коэльо.

XVII Зимний международный фестиваль искусств в Сочи

С 14 по 25 февраля в Сочи проходит одно из главных культурных событий зимы: XVII Зимний международный фестиваль искусств под...

«Юрий Розум. 50 лет на сцене»: гала-концерт и фестиваль

22 февраля в Большом зале Московской консерватории состоится гала-концерт «Юрий Розум. 50 лет на сцене», посвященный творческому юбилею и 70-летию...

Журнал Eclectic Адрес:
Алтуфьевское шоссе, д. 100, офис 1, Москва, Россия.
Телефон: +7 (499) 909-99-99 Email: web@aaph.ru Сайт: http://eclectic-magazine.ru/