театр

Два странных спектакля

[one_half]Бумага навсегда
В театральном центре «На Страстном» спектаклем Евгения Гришковца открылся международный фестиваль моноспектаклей Solo.
Самое трудное и мучительное – расставаться с кем-то, чем-то, прощаться навсегда. И понимать, что теперь придется жить с этим «никогда». Ничего невозможно повторить, начать с чистого листа, остается лишь открывать новые главы своей биографии и стараться с учетом пережитого делать в них меньше ошибок, помарок и опечаток. В новейшей драматургии за точность подобных мыслей по обыкновению отвечает писатель-правдоруб Евгений Гришковец. Он два года молчал, чтобы представить публике спектакль-сообщение «Прощание с бумагой» – самый автобиографичный из всех, по признанию автора. Имена, события, даты – из личного багажа. Сама жизнь и натолкнула автора – исполнителя знаменитых моноспектаклей «Как я съел собаку», «Одновременно» и «Дредноуты» на создание пьесы, которая заставила бы задуматься – а стоит ли нам с такой легкостью изменять школьным тетрадкам, почтовым конвертам, печатным книгам, гоняясь за свежими версиями ноутбуков, смартфонов и ридеров? Гришковец, хитро улыбаясь, рассказывает, как часами сидел в архивах – изучал историю письменности, печати и почты, но все это не вошло в постановку. В привычном для Гришковца формате – спектакле на одного – автор делится личными воспоминаниями, которых благодаря бумажно-документальным свидетельствам можно не только коснуться, но так приятно подержать в руках и вдохнуть запах прошлого.
На сцене – стол, разумеется, письменный, томики классиков литературы, старая печатная машинка, коробка с фотографиями и потрепанными мелкими бумажками – квитанциями, билетами. Среди артефактов – «белая ворона»: компьютер как примета настоящего.
Первое письмо родителям маленький Женя писал вместе с дедом, вернее, будущему писателю, не владеющему в то время грамотой, досталось самое ответственное – лизнуть краешек конверта, заклеить и бросить заветное послание в синий ящик. Детские фантазии рисовали мальчику невероятно сложный путь до адресатов. Сообщение летело к маме и папе по немыслимому «письмопроводу», проложенному и по небу, и по земле, делая каждое написанное слово еще более значительным. С тех пор лирический герой стал ждать писем. Своеобразным цветным акцентом пьесы стала история его переписки с заграничным приятелем, которого никогда не забудешь, «если[/one_half][one_half_last]с ним подружился в Москве», о том, как томительно-приятно было получать с Туманного Альбиона долгожданный цветной конверт с марками английской королевской почты. И, наконец, надевая белые перчатки, Гришковец показал публике настоящий раритет, многие в зале увидели такую драгоценность впервые: промокашку! С трудом найденная в домашнем архиве пожилой учительницы промокашка обозначила уход в небытие понятия «клякса», а чудом не съеденный Гришковцом счастливый проездной билетик привел к тезису, что бумага – самое ценное и надежное, что существует: «того автобуса уже нет, даже нет завода, на котором его собирали, а бумажный клочок остался». Как остались и свидетельства неподдельных переживаний: любовная записка, нацарапанная на бересте тысячу лет назад, неизвестной женщиной своему возлюбленному, или направление на анализ, на котором Гришковец собственноручно с ошибкой написал жене в роддом слова благодарности «спасибо за дочь» 18 лет назад.
Ныне совершеннолетняя Наташа Гришковец спела в финале спектакля своего отца архангелогородскую народную песню «Лодочка-поморочка» – искренне, пронзительно. Именно ее звонкий голосок для тех, кто способен услышать, – мостик между прошлым и настоящим, и наоборот. Но тот, кто попрощался с бумагой, все-таки сыграл последнюю коду на «рояле в кустах»: взял со стола ноутбук, заторопился и отбыл в неизвестном направлении, куда-то в будущее. В зале повисла тревожная реплика: а ведь с утратой бумаги «наши дети будут люди без почерка»! В жизни актуальный мыслитель, любимец публики, Евгений Гришковец по-прежнему пишет свои тексты от руки. Он вышел из всех соцсетей – претит, что гадость набить на компьютере проще, чем вывести ее на бумаге. И пророчит – придет день, и люди в массовом порядке начнут покидать глобальную сеть с ее дистанционным общением – людям нужно живое. Впрочем, Гришковец, как и его альтер эго, – лирический герой, похоронный ритуал из «Прощания с бумагой» не делает: он живет по законам реалий и уверен, что у этого двухчасового монолога – короткая судьба. Потому что то, о чем он говорит со сцены, уже через несколько лет изменится до неузнаваемости, многое станет неактуальным, а значит, моноспекаткль придется без конца переделывать и, наконец, отправлять туда же, куда и бумагу – в утиль.

Обзор подготовила Юлия Смолякова
Фотографии: Дмитрий Коробейников[/one_half_last]

Еще на эту тему

Есть такая профессия — врать каждую среду

Кто-то видит в Пеппи обычного капризного ребенка. А жизнь в мире фантазий - стандартный способ психики защититься от угроз реального мира. А судьба Пеппи не так уж и проста.

Евгений Писарев о загранице и родном театре

Художественный Руководитель Московского Драматического театра имени А.С. Пушкина Евгений Писарев поделился своими театральными впечатлениями от Америки и планами на новый театральный сезон.

Мюзикл "Анна Каренина"

Анна Каренина – двойственная и прекрасная

Премьеру театра оперетты, мюзикл «Анна Каренина», совершенно точно ждут аншлаги и восторги зрителей. Он и в самом деле - великолепен, главное, не пытаться найти в спектакле Толстого.


Поделиться:

Добавить комментарий

афиша
новости

Музыка Земли

4 ноября в Концертном зале им. П. И. Чайковского состоится Заключительный гала-концерт Третьего всероссийского фестиваля-конкурса «Музыка Земли», организованного при поддержке Министерства...

Каждому по свободе?

17 октября Еврейский музей и центр толерантности и Музей истории евреев России представляют выставку «Каждому по свободе? История одного народа...

Кинолаборатория «Моё кино»

С 28 октября по 5 ноября 2017 года на базе Детского Оздоровительного Юношеского Центра «Родина», находящегося на территории исторически известной...

Коллекция историй ArtStory

19 октября Галерея ArtStory представляет выставочный проект «Коллекция Историй – 2», приуроченный к 3-летию со дня своего открытия. Выставочный проект...

Выходные со вкусом

Сезон бранчей открылся в отеле Novotel Москва Сити. Теперь каждое воскресенье блюда интернациональной кухни ждут любителей приятно провести время в красивом месте. Можно с детьми.

Неоновый демон из Кореи

Российская звезда корейского происхождения из шоу «Танцы на ТНТ» Кейко Ли привлекает внимание к корейской косметике.

«Юбилейный встречный»

Телеканал НТВ приступил к съёмкам нового сериала «Юбилейный встречный». Главную роль в проекте, дирижёра музыкальной роты, исполнит народный артист Российской Федерации Владимир Машков.

Никогда не переставай учиться

Новое захватывающее шоу запустили на канале YouTube компания GANT вместе с актером, писателем и комиком Крейгом Фергюсоном.

FACEBOOK
ВКОНТАКТЕ
Афиша

Музыка Земли

4 ноября в Концертном зале им. П. И. Чайковского состоится Заключительный гала-концерт Третьего всероссийского фестиваля-конкурса «Музыка Земли», организованного при поддержке Министерства...

Каждому по свободе?

17 октября Еврейский музей и центр толерантности и Музей истории евреев России представляют выставку «Каждому по свободе? История одного народа...

Кинолаборатория «Моё кино»

С 28 октября по 5 ноября 2017 года на базе Детского Оздоровительного Юношеского Центра «Родина», находящегося на территории исторически известной...

Коллекция историй ArtStory

19 октября Галерея ArtStory представляет выставочный проект «Коллекция Историй – 2», приуроченный к 3-летию со дня своего открытия. Выставочный проект...

Маньяк–цирюльник на сцене Таганки

В октябре на легендарной сцене Таганки можно увидеть недавнюю премьеру театра мюзикл «Суини Тодд, маньяк – цирюльник с Флит-Стрит» Стивена...
Журнал Eclectic Адрес:
Алтуфьевское шоссе, д. 100, офис 1, Москва, Россия.
Телефон: +7 (499) 909-99-99 Email: Сайт: http://eclectic-magazine.ru/