персона

Эмили Уотсон: талант, который хочется потрогать

Иногда почти невозможно представить себе актера вне его роли — верное свидетельство того, что роль эта ему удалась. Эмили Уотсон (Emily Watson) — одна из редких актрис, у которых получается создавать образы настолько объемные и осязаемые, что их хочется потрогать руками.
1

При всех своих регалиях и наградах, при всем множестве театральных и киноролей, коих у актрисы более сорока, «самой главной» для Эмили Уотсон пока остается ее первая работа на экране — в культовом фильме Ларса фон Триера «Разрезая волны» (“Breaking the Waves”). Картина в 1997‑м принесла ей номинацию на «Оскар» за лучшую женскую роль, мировую известность и репутацию актрисы, воплощающей на экране самые экстремальные образы. И хотя сама актриса считает, что ни одна из сыгранных ролей не отражает ее натуры, вернее всего о ней можно судить по несравненному фильму, названному ее именем. Согревающая душу «Амели», в которой по иронии судьбы Эмили Уотсон так и не сыграла, была написана специально для нее и в первоначальном варианте называлась «Эмили».

Стараясь не изменять себе, в последнее время актриса соглашается только на роли, оставляющие ей достаточно времени для семьи. Тем не менее Эмили-мама все же не так явственно доминирует над Эмили-актрисой, о чем свидетельствуют ее последние работы в фильмах «Солнце и апельсины», «Боевой конь» и «Анна Каренина». Новый фильм «Воровка книг» по одноименному бестселлеру Маркуса Зузака, в котором актриса играет приемную мать девочки-подростка, — сказочная по красоте современная интерпретация событий 70‑летней давности для тех, кто не вырос на фильмах и книгах о войне. На фоне завораживающей сказки разворачивается история простой немецкой семьи, проявляющая истинные душевные качества персонажей.

Созданный на экране образ немолодой, суетливой и уставшей от потрясений и ударов судьбы женщины сильно отличается от Эмили в реальной жизни. Сидя в номере лондонской гостиницы, она говорит спокойно и вдумчиво, отчетливо жестикулируя, из-за чего невольно начинаешь чувствовать себя зрителем.

Эмили, вы жалуетесь на то, что вам в последнее время приходится играть мам: в предыдущем фильме «Боевой конь» у Спилберга вы тоже сыграли маму мальчика, и сама картина также про войну — правда, не про Вторую мировую, а про Первую. Почему вы все же согласились на эту роль?

Роль Розы в «Воровке книг» мне показалась намного интереснее, ведь моя героиня больше чем мать: ей приходится принимать политическое решение на уровне своей частной жизни — это даже, скорее, психологическое противостояние личности и тоталитарной машины, и именно эта сторона роли больше всего меня привлекает. Картина рассказывает историю обычной немецкой семьи, но на ее примере можно проследить, как приходили к власти фашисты. Ведь фашизм тоже набирал силу постепенно, его мощь и первоначальный успех подпитывались простыми решениями, которые принимали самые обычные люди, — вступать ли в нацистскую партию, идти ли на демонстрацию, размахивать ли флагом со свастикой. И чем сильнее фашизм становился, тем сложнее было ему сопротивляться и тем больше в него верило людей — или соглашалось с ним. И вот представьте себя в ситуации: вы не можете прокормить семью, получить работу, вы озлоблены и загнаны в угол, все выглядит почти безнадежно, страна проигрывает войну, кругом недовольство и страдание, и тут кто-то говорит — возьми мою руку, я сделаю твою жизнь лучше. Трудно не поддаться соблазну, и в этот самый момент человек оказывается перед очень сложным выбором. А моя героиня мне особенно интересна еще и потому, что она специально старается быть колючей и озлобленной. Она стирает чужие вещи, и ей это кажется очень унизительным. И девочку-то она берет в дом только ради денег, и отношения вначале у них совсем не клеятся, так как она не знает, как обращаться с ребенком. И вот наступает момент, когда в их дом попадает еврейский мальчик, и моя героиня неожиданно принимает очень мужественное решение — если честно, я не уверена, что у меня хватило бы смелости на такое. Они с мужем решают оставить мальчика у себя и спасти ему жизнь, тем самым подвергая себя смертельной опасности. Вообще, история этой семьи очень показательная и через нее можно проследить механизмы утверждения любой тоталитарной власти.

3


История вашей собственной семьи как-то связана со Второй мировой войной?

Мне кажется, так или иначе эта война затронула все европейские семьи. Об этом особенно интересно говорить сегодня, общаясь с журналистами из разных стран, в каждой из которых свои оттенки отношения к войне. Что касается моей семьи, то бабушка и дедушка пережили обе мировые войны, дедушка участвовал в каждой из них. Моя мама в детстве попала в эвакуацию, а одно из первых воспоминаний отца — немецкий снаряд, взорвавшийся в их саду. Я думаю, что на жизни и моего поколения война отразилась самым непосредственным образом — наверное, это относится и к вашей семье, хотя наши страны и были на разных гранях этой истории.

Девочка-подросток, главная героиня фильма, любит читать. В предыдущих интервью вы говорили, что росли без телевизора, но в окружении большого количества книг. Что-нибудь еще в ее характере напоминает вам себя в детстве?

Мне кажется, что благодаря книгам у меня тоже сформировались четкие представления о добре и зле. Детям вообще свойственно обостренное чувство справедливости. Например, героиня фильма всеми силами души ненавидит Гитлера, и я считаю, что для ребенка это очень здоровое отношение к жизни.

Во многих фильмах вы воплощаете героинь чувственных и беззащитных, но одновременно с очень сильной жизненной позицией. Отражает ли как-то это ваш собственный характер?

Возможно: вы всегда привносите часть себя в каждую из своих ролей.

Вы играли в фильмах и постановках по произведениям русских авторов — «Защита Лужина», «Внутри вихря», «Три сестры», «Дядя Ваня», «Анна Каренина». Есть ли какие-то особенности в работе над русскими характерами?

Женщины в России во многом противоположны моим соотечественницам, и наши представления о жизни не совсем вписываются в принятые у вас рамки, что делало мою задачу особенно интересной. Мне кажется, что в русском обществе на первое место традиционно ставятся такие понятия, как семья и родственные отношения. Например, мне недавно довелось играть в «Анне Карениной» роль графини Лидии Ивановны, которая открыто осуждает главную героиню и вообще имеет очень твердые личные представления о том, что является правильным, а что — неправильным, и о том, как женщине надлежит вести себя в сословном обществе. Если бы моя героиня была англичанкой, я бы сыграла такую, что называется, скрытую агрессию: у нас вообще не принято въявь показывать свое отношение. Вы же, русские, напротив, очень прямолинейны.

5Для меня совершенно незабываемым был опыт участия в спектаклях по Чехову. Мы играли «Три сестры» в известном лондонском театре Donmar Warehouse. Я тогда любила забираться в осветительскую будку — оттуда очень хорошо видны сидящие в зале люди. Тогда мне особенно врéзались в память лица молодых женщин — на них читалось «ну, давай же, давай, поцелуй ее!», вы наверняка помните эту сцену. И во всей аудитории было трудно найти хоть одно равнодушное лицо — потому что каждый из этих людей когда-либо в жизни оказывался в похожей ситуации: либо их предавали, бросали, либо они сами предавали кого-то. Иными словами, у каждого была какая-то привязка к этой истории. И, помню, я еще тогда подумала, что эта пьеса просто гениальна.

Как вам удается так долго «держаться на плаву» и продолжать весьма успешную карьеру, особенно будучи матерью?

Я думаю, мне просто повезло. Но вообще, долгосрочный успех заключается в том, что всегда нужно принимать правильные решения в правильный момент. А совмещать воспитание детей и карьеру действительно очень сложно, и если кто-то говорит, что это легко, — не верьте.

Есть ли в вашей жизни что-нибудь такое, чего вы не достигли сами, но желаете, чтобы этого удалось достичь вашим детям?

Очень трудный вопрос… Думаю, в первую очередь я хотела бы подарить своим детям такую жизнь, в которой они могли бы радоваться каждому дню и простым вещам, которые происходят вокруг, и чтобы у них не было потребности в том, чтобы кто-то управлял их мыслями и чувствами. Ведь что сегодня происходит — например, едешь в поезде и ловишь себя на мысли, что почти все пассажиры находятся как бы в другой реальности: кто-то уткнулся в мобильник, кто-то в «таблетку», все что-то слушают, смотрят. Все как будто где-то вообще не здесь. Мы сейчас живем во времена технологической революции: она наступила так быстро и глобально, что нынешняя повседневная жизнь очень сильно отличается от условий, в которых росла я сама. И до сих пор неизвестно, какое воздействие все это оказывает на человеческое сознание и психику. Говорят, в некоторых странах, к примеру в Японии, люди почти перестали заниматься сексом, серьезно! Виртуальный мир постепенно вытесняет реальный, и люди просто теряют свои физические способности. Так ведь в обозримом будущем и само человечество исчезнет. Очевидно, что происходят очень большие трансформации, и я хочу, чтобы мои дети могли комфортно существовать в этом мире и при этом от него не зависеть.

Как вы представляете себе свою идеальную роль?

Я всегда затрудняюсь ответить на этот вопрос. Мы, актеры, лишь инструменты в руках великих повествователей, и никогда не знаешь, какая история будет следующая. Но когда ты открываешь сценарий и понимаешь: «вот оно!» — это невообразимое счастье.

7Что должно быть в роли, чтобы вы согласились ее играть?

Если честно, в последнее время самое главное для меня — это как далеко и надолго ли я должна буду уехать от семьи. Так что сейчас мой рабочий график целиком зависит от моей жизненной ситуации.

Согласны ли вы, что искусство требует жертв?

Абсолютная истина. Но это жертвы, принесение которых — большая привилегия и подлинное счастье.

Хотели бы вы что-то изменить в своей жизни?

Это то, о чем я как раз недавно говорила со своими детьми: я бы хотела больше жить в реальном мире, а не в собственных мечтах. (Показывает жестами некое витание в облаках.)

Если бы у вас была машина времени, куда бы вы хотели переместиться?

Я с удовольствием отправилась бы на экскурсию по эпохе Возрождения.

Вы что-нибудь хотели бы пожелать окружающим?

Наверное — быть предельно честными с собой и с теми, кто рядом.

Можете охарактеризовать себя одним словом?

Сложная!.. (Смеется.)

 

 

Беседовала Юлия Калантарова
Фотографии предоставлены «Двадцатый Век Фокс СНГ»


Поделиться:

Добавить комментарий

афиша
новости

На Старом Арбате появится «Севильский цирюльник»

21 и 22 апреля на Новой сцене Театра Вахтангова премьера: будет представлен новый спектакль по пьесе Пьера-Огюстена де Бомарше «Севильский...

Библионочь в РГБМ: Праздник в железнодорожной атмосфере

20 апреля с 18:00 до 24:00 в рамках всероссийской акции «Библионочь» Российская государственная библиотека для молодежи представит специальную программу— «Книжный...

«Белый вальс» и «Хвала котам…» — премьеры апреля

Eclectic знакомит с двумя ближайшими театральными премьерами в Москве. В афише Театра Пушкина появится спектакль студентов Евгения Писарева «Белый вальс»...

«Повести Пушкина» и орудия Провидения

6 июня 2024 года благодарные россияне и мировая общественность будут праздновать 225-летие со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина. В преддверии юбилея...

X Международный конкурс молодых композиторов памяти Альфреда Шнитке и Святослава Рихтера объявил победителей.

Новый художественный альбом Люси Вороновой и…бабочка в подарок

Фонд Люси Вороновой представил во Всероссийском музее декоративного искусства новый альбом Люси Вороновой «Мозаичность», приуроченный к 70-летию художницы и включающий...

Джексон Поллок в юбке превратила див Белгорода в картины

Анжелика Заозерская – известный журналист, устроила в родном городе выставку своих живописных полотен и представила коллекцию одежды на ее основе.

Онегин. Башмет. Окко

Спектакль Юрия Башмета «Евгений Онегин» войдет в авторскую коллекцию маэстро в онлайн-кинотеатре «Окко» с бесплатным доступом. Запись спектакля «Евгений Онегин»...

ВКОНТАКТЕ

Афиша

На Старом Арбате появится «Севильский цирюльник»

21 и 22 апреля на Новой сцене Театра Вахтангова премьера: будет представлен новый спектакль по пьесе Пьера-Огюстена де Бомарше «Севильский...

Библионочь в РГБМ: Праздник в железнодорожной атмосфере

20 апреля с 18:00 до 24:00 в рамках всероссийской акции «Библионочь» Российская государственная библиотека для молодежи представит специальную программу— «Книжный...

«Белый вальс» и «Хвала котам…» — премьеры апреля

Eclectic знакомит с двумя ближайшими театральными премьерами в Москве. В афише Театра Пушкина появится спектакль студентов Евгения Писарева «Белый вальс»...

«Повести Пушкина» и орудия Провидения

6 июня 2024 года благодарные россияне и мировая общественность будут праздновать 225-летие со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина. В преддверии юбилея...

Взгляд через призму человеческой сущности

24 марта на Основной сцене Московского драматического театра «Модерн» состоится показ спектакля «Человек с глазами Моцарта». Это история о любви...

Журнал Eclectic Адрес:
Алтуфьевское шоссе, д. 100, офис 1, Москва, Россия.
Телефон: +7 (499) 909-99-99 Email: web@aaph.ru Сайт: http://eclectic-magazine.ru/