наука красоты

Феномен отечественной улыбки

Вечный тренд и часть имиджа – улыбка – озаряет наш мир и приносит хорошие дивиденды. Вести дела и личную жизнь приятнее с улыбчивыми людьми: эмоция здесь идет рука об руку с убедительной речью и ярким характером. Но что мешает людям качественно улыбаться? Сегодня на эту тему беседуют три эксперта: Лиана Давидян – психолог, директор Avroraclinic, Ирина Маркова – политтехнолог, работающий с избирательными кампаниями, и Дмитрий Бужинский – актер театра и кино, телеведущий, преподаватель сценической речи.

Лиана Давидян

Лиана Ленсеровна, как вы полагаете – улыбка влияет на жизнь человека?

Улыбка – это некий образ человека в целом. По тому, как он улыбается – как часто, насколько открыто, – мы бессознательно принимаем решение: близок ли он нам по духу, комфортно ли с ним. Скованная улыбка и сжатые губы интуитивно воспринимаются как признак агрессивности, даже злости. Есть люди, которым от природы повезло – у них щедрая улыбка, ямочки на щечках, «лучики» вокруг глаз, гармоничный ряд зубов, сочетающийся с губами… И в целом сложно поверить, что улыбающийся человек способен на что-то плохое.

У меня есть маленькое хобби, игра: когда я сталкиваюсь со всевозможными чиновниками разного уровня, обычно хмурыми и недружелюбными, я «делаю ставку» – за сколько минут смогу вдохновить их на то, чтобы улыбнуться. Это всегда удается: начиная от дамы в паспортном столе и заканчивая людьми высокого ранга, которые, похоже, не так уж счастливы на своем месте… В итоге люди волшебно преображаются – проявляются доброта и искренность, которые есть в каждом, и человек становится не просто набором функций, а личностью со своими проблемами и радостями. Улыбка делает нас живыми – улыбаясь, мы чуть-чуть приоткрываем дверцу в свою душу. И когда ты видишь эту дверцу у собеседника, ты понимаешь, что он тоже готов к открытости.

Для имиджа публичного человека улыбка особенно важна. Ирина Викторовна, случалось ли вам учить политиков улыбаться?

По моему опыту работы с претендентами на высокие посты – для избирателей это важно. Многие респонденты при просмотре фото кандидатов критикуют неправильный прикус или циничную улыбку. Это один из важнейших факторов имиджа политика. Ведь первая оценочная категория – это взгляд, а на втором месте стоит улыбка. Участники фокус-групп охотно выделяют разные типы улыбки: «любезная», «одними губами», «циничная», «хитрый лис», «открытый человек» и так далее – это очень показательный критерий.

Были случаи, когда мы учили кандидата улыбаться (или наоборот – меньше улыбаться, когда зубы были не очень демонстрационными для электората). Но хочу подчеркнуть: для человека, который не привык улыбаться, это сложнейшая задача, даже если у него прекрасные зубы! Мы не раз сталкивались здесь с серьезными психологическими барьерами. И тогда проще научить человека подавать свою серьезность и даже мрачность как некий «бренд».

Какие эпизоды из вашей политической практики, связанные с улыбками, вам особенно памятны?

Был один яркий случай… Мы вели серьезные переговоры по Волгоградской области, еще при старом губернаторе, Максюте. В то время это была настоящая «красная губерния», коммунистический край. Приехали в администрацию: кабинет сталинского типа, сидят суровые дядьки советской формации, все – лет под шестьдесят. Я зашла и улыбнулась, как Анюта из «Веселых ребят», выпалила «Здравствуйте!»… В кабинете, где было человек десять, возникла пауза, и один, самый главный, сказал: «Ну, всё – наш человек, улыбается. Можно проводить переговоры!» И мы провели тогда действительно очень успешные переговоры. Моя открытая улыбка стала билетом в их «закрытый клуб». Это были люди прежней формации, воспитанные на советских фильмах, где все улыбались…

Но почему они сейчас такие неулыбчивые? Любовь к родине – слишком серьезная вещь? Или привычка улыбаться «экономно» – от дефектов зубов в юности? Или это в целом особенность современного российского менталитета?

Пожалуй, от менталитета здесь действительно многое зависит. Я бы различала европейскую улыбку, американскую, российскую и восточную. Американская брендовая улыбка «зубы на продажу» создает образ «своего парня» для электората. Восточная улыбка – тонкая, отстраненная. Европейский вариант – сдержанная улыбка. А российская – нечто среднее между Европой и Азией. В последнее время, мне кажется, улыбок во весь рот становится все меньше. На моей памяти последняя открытая политическая улыбка была у Ельцина.

Полагаю, прежде всего это пример родителей. Многие наши политики – выходцы из простых семей. Я не раз замечала, что «простые люди», улыбаясь, прикрывают рот рукой, имея ряд нерешенных стоматологических проблем, – возможно, эта привычка политиков идет из генетической памяти их семей. И второй момент: политики часто люди возрастные, в свое время у них не было условий для качественной стоматологии, а сейчас просто некогда – это ведь серьезный процесс, нужно выйти из графика на какое-то время, заняться отбеливанием, протезированием… Но все же основное, на мой взгляд, это прискорбное отсутствие высокой стоматологической культуры в нашей стране даже на уровне власти.

Ирина Маркова

Прежде всего соглашусь с Ириной Викторовной: улыбку в первую очередь портит ее отсутствие! Улыбку портит страх человека улыбаться. Действительно, стоматологических проблем, способных удержать от желания улыбаться, множество: кривые зубы, некрасивые щели между зубами, процессы стираемости зубов – из-за чего они становятся мелкими, желтый цвет эмали зубов, ну и банальное их отсутствие.

А неправильный прикус может и не оказать влияния на гармонию улыбки – это реально скомпенсировать обаянием собеседника. С другой стороны, прикус очень влияет на дикцию, порождая пресловутую шепелявость, неразборчивость речи. Согласитесь, немногие могут без раздражения слушать человека с нечеткой дикцией; будучи людьми воспитанными, они не скажут об этом в глаза, но всё же выразят невербальным способом, и говорящий это почувствует. Почему заика стеснителен и напряжен? Он постоянно чувствует давление, неприятие. То же касается людей с небезупречной дикцией, особенно после неудачного протезирования.

Знаете, больно видеть публичных людей с дефектами протезирования или вовсе без части зубов. Даже если это не приводит к формированию комплексов, смотреть на это неприятно, неэстетично, даже диковато. Кроме того что у них нарушена дикция, просто физически чувствуешь, как им некомфортно с этим жить, если же это протез – то его тягостно носить! А ведь хорошая работа должна и может проводиться на высшем уровне и по функциональности, и по эстетике: современная стоматология располагает огромным арсеналом средств для решения таких проблем.

Выходит, стоматолог должен осознавать, что несет ответственность за восприятие своего пациента обществом? Социальная ответственность врача должна простираться дальше снятия слепков и установки протезов?

Конечно! У нас в клинике, например, перед началом сложного лечения проводится развернутый диагностический протокол, в который включены записи на диктофон речи пациента, фотодиагностика улыбки, видеорегистрация мимики. Только после анализа особенностей каждого индивидуума можно разработать адекватный план лечения. И возможности стоматологии таковы, что практически любое лечение может проводиться без причинения дискомфорта пациенту и тем более не мешая его социальной активности.

Да, неудачное протезирование, к сожалению, встречается часто и влечет за собой много последствий. Стоматологические проблемы могут стать причиной бессонницы, головных болей, нарушений со стороны желудочно-кишечного тракта, кровеносной и выделительной систем. Перенапряжены лицевые мышцы, постоянный стресс, дискомфорт – какое тело может это выдержать? Рано или поздно это аукнется в самом слабом звене организма. К нам обращаются пациенты, безрезультатно прошедшие исследования у неврологов, страдающие ужасными головными и лицевыми болями. А причина крылась в проблемах прикуса или результатах неудачного протезирования! Так что иной раз, прежде чем отправляться на томографию, имеет смысл получить заключение стоматолога.

Стоматология сегодня – это сложная наука на уровне высшего пилотажа, где все зависит исключительно от знаний, интуиции и опытности врача. На вопрос, как выбрать «своего» доктора, отвечаю – в большой степени это везение. Из учебных заведений стоматологи выпускаются сотнями – а настоящими специалистами становятся единицы. Лично я, человек, измученный ортодонтами с шестилетнего возраста, вижу, как колоссально изменились возможности, особенно за последние 20 лет. Я начинала с жутких пластинок и специального чепчика на ночь. Позже на мне можно было проследить все этапы развития отечественной ортодонтической науки… Мне повезло: моим (наконец финальным!) доктором стал мой собственный брат, Арам Давидян, который и возглавляет Avroraclinic. Его усилия для меня, как и для всех наших пациентов, позволили исправить «ошибки природы» и сохранить здоровыми зубы.

Дмитрий Бужинский

Итак, стоматолог не просто украшает улыбку – он создает инструмент, который жизненно важен для каждого. И есть профессии, в которых без этого инструмента просто не обойтись. Дмитрий, как в вашей актерской среде карьера связана с качеством дикции?

Голос, артикуляция, свободно звучащий голос, объемный звук, четкая дикция – вот темы, которым посвящены первые годы обучения сценической речи. Только тогда, когда будущий актер освоит все эти азы «словоговорения», можно начинать работу над текстами. Зубные дефекты – кривизна, щели между зубами, отсутствие одного или нескольких зубов – значительно усложняют работу.

Первое время после установки протезов отмечается не только изменение тембра, но и нарушение дикции: возникает легкая шепелявость, нечеткость речи. Проблема особенно мешает актерам и студентам театральных вузов. К счастью, дикционные упражнения позволяют ее быстро устранить. Привыкание всегда индивидуально: оно зависит от возраста, привычек и, конечно, от количества ежедневных тренировок. Проще всего пользоваться скороговорками, выбирая сначала простые и затем усложняя задачу. Необходимо произносить их, стараясь добиться предельной четкости и скорости.

А проблемных карьерных случаев – сколько угодно! Режиссер на кастинге просит улыбнуться во весь рот – а актер не имеет такой возможности, и роль достается другому… Огромная проблема – отсутствие полетности звука. Стараясь скрыть зубные дефекты, человек говорит как бы немного «в себя», бубнит, и за несколько шагов его уже не слышно. И только легкая улыбка, обнажающая зубы, обеспечивает хорошую дикцию, при которой голос летит далеко и каждый его звук отчетлив.

Лиана Ленсеровна, а вы слышали такие истории от своих пациентов? Ведь среди них много певцов и актеров, общественных деятелей…

Я недавно пересматривала интервью, которая дала певица Нино Катамадзе, наш большой друг и бывшая пациентка. Надо сказать, что, осознавая значимость звуков и дикции для певицы, она больше всего перед началом лечения волновалось именно об этом. В интервью она говорит: классический и оперный репертуар даже чисто технически не исполняется без улыбки. Все слова произносятся «на улыбке», только тогда получаются правильные, нужные звуки. И именно зубы и губы обеспечивают оттенки звуков, их бархатистость и полутона. Для меня это стало открытием: наша работа стала частью ее сценического успеха, частью ее великого голоса!

Знаете, это стоит очень многого, когда пациенты признаются, что их жизнь полностью изменилась после курса лечения и протезирования у нас в клинике: они вышли из депрессии, открылись миру, полюбили себя и встретили свою любовь – и все это только потому, что мы научили их улыбаться!

 

Беседовала Людмила Зарубинская
Текст: Александра Васильева
Фотографии: Ирина Петровская; из личного архива Ирины Марковой и Дмитрия Бужинского


Поделиться:

Добавить комментарий

афиша
новости

Большой вальс в Доме музыки

31 января 2020 Симфонический оркестр Москвы «Русская филармония» представляет в Международном Доме музыки концерт «Большой вальс». Прозвучат чарующие мелодии Штрауса,...

Поэтика и символизм зимнего сада

В залах Галереи искусств Зураба Церетели открылся групповой выставочный проект «Зимний сад». В экспозиции более 70 разножанровых произведений – живопись,...

Персональная выставка отца и сына Григорянов «Диалог с отцом»

С 1 по 29 февраля 2020 года пройдет персональная выставка отца и сына Григорянов «Диалог с отцом». Выставка станет развитием...

Мобильное кино выходит в прокат

«Смерть нам к лицу» —  полноценный полнометражный фильм, полностью снятый на мобильный телефон, в том числе самими актерами. Он выходит...

Фестиваль Юрия Башмета впервые пройдет в Москве

Организаторы Зимнего международного фестиваля искусств под управлением народного артиста СССР, маэстро Юрия Башмета раскрыли его подробности. Но оставили интригу.

«Гастрономическая карта России» иностранной прессе

«Гастрономическая карта России» представила регионы «От Сибири до Северного Кавказа» на ежегодном новогоднем приеме Сергея Лаврова для иностранных журналистов.

Новая песня Таисии Повалий о первой любви

Певица – счастливая жена, мать и бабушка. Она прекрасно выглядит, много выступает и находит время для общения с внуком.

Алена Кравец отвоевала дочку и дом у бывшего мужа

Певица, ведущая, дизайнер и светская львица Алена Кравец провела новогодние праздники с дочерью Даниэлой. Мама и дочь не расстаются ни на секунду.

FACEBOOK
ВКОНТАКТЕ

Афиша

Большой вальс в Доме музыки

31 января 2020 Симфонический оркестр Москвы «Русская филармония» представляет в Международном Доме музыки концерт «Большой вальс». Прозвучат чарующие мелодии Штрауса,...

Поэтика и символизм зимнего сада

В залах Галереи искусств Зураба Церетели открылся групповой выставочный проект «Зимний сад». В экспозиции более 70 разножанровых произведений – живопись,...

Персональная выставка отца и сына Григорянов «Диалог с отцом»

С 1 по 29 февраля 2020 года пройдет персональная выставка отца и сына Григорянов «Диалог с отцом». Выставка станет развитием...

Мобильное кино выходит в прокат

«Смерть нам к лицу» —  полноценный полнометражный фильм, полностью снятый на мобильный телефон, в том числе самими актерами. Он выходит...

Звезды «Романсиады» в Кремле

В Большом зале Кремлевского дворца 1 февраля состоится концерт из цикла «Звезды «Романсиады» в Кремле» – концертная программа «Международный день...

Журнал Eclectic Адрес:
Алтуфьевское шоссе, д. 100, офис 1, Москва, Россия.
Телефон: +7 (499) 909-99-99 Email: web@aaph.ru Сайт: http://eclectic-magazine.ru/