Культурная площадка

Два русских гения: в слове и музыке

На XII Ежегодном международном музыкальном фестивале под артистическим руководством маэстро Юрия Башмета показали спецпроект «Ч+Ч» к юбилеям П.И. Чайковского и А.П. Чехова. Текст читали актеры Сергей Гармаш и Дарья Белоусова в сопровождении камерного ансамбля «Солисты Москвы».

В этом проекте соединилось творчество двух гениев. И пускай новая опера не родилась при их жизни, но как фантазия в вечности состоялся этот проникновенный проект, где музыкой рисовались фразы, а за словом звучала мелодия.

«Читали ли Вы что-нибудь Чехова? Этот молодой писатель, по-моему, обещает быть очень крупной литературной силой», — писал Петр Ильич Чайковский.

«Я готов днём и ночью стоять почетным караулом у крыльца того дома, где живёт Петр Ильич — до такой степени я его уважаю» — цитата из  Антона Павловича Чехова.

180-летию П. И. Чайковского  и 160-летию А. П. Чехова посвящался второй вечер  международного музыкального фестиваля под руководством Юрия Башмета Ярославль 2020. Зрители погрузились в переписку двух русских гениев: в музыке и слове. Под произведения Грига, Шнитке и самого Чайковского народный артист России Сергей Гармаш и актриса Московского театра «Современник» Дарья Белоусова читали письма Чайковского и Чехова друг другу и отрывки из рассказов писателя.

В этой переписке двух гениев культуры красота слова и движение музыки сливаются в созвучную симфонию, которая слушается сердцем.

До восприятия искренности, философии и простоты Чехова, как и до элитарности Чайковского нужно дорасти в своей душе и сознании, чтобы проникнуть созерцанием в самую глубину их творчества. Если бы больше никто из великих и не родился в русской земле, то достаточно было бы трёх известных всему миру имён: Пушкин, Чехов и Чайковский.  Знанием этих имён гордятся иностранцы, и это как пропуск, при знакомстве, в интеллектуальный элитарный клуб. Знание произведений этих русских гениев за пределами нашей родины – это маркер высокообразованного человека.

Чехов в своих письмах признавался в любви к творчеству Чайковского, особенно к опере «Онегин». В его доме всегда звучала музыка композитора.

В концерте, ощущение эпохи в которой творили русские гении, известные всему миру, передается тончайшими нитями чувств через вибрации слова и подхватывающей их музыки. Канву музыкально-литературного вечера создавал камерный ансамбль «Солисты Москвы». В программе звучали произведения Чайковского: «Элегия памяти Самарина»,  «Воспоминания о Флоренции», «Серенада для струнного оркестра», ария Ленского из оперы «Онегин» в переложении для скрипки Леопольда Ауэра, «Шинель» Шнитке, сюита «Из времен Хольберга» Грига.  

Красота слога Чехова, который говорит о своем творчестве как об унылой осени, перекликается с музыкальным орнаментом Чайковского  в переложении для соло на скрипке в исполнении Анастасии Тимошенко.

«Если говорить о рангах, то в русском искусстве Чайковский занимает второе место после Льва Толстого (третье я отдаю Репину, а себе беру девяносто восьмое) » — писал Антон Павлович. Он посвятил свой сборник рассказов «Хмурые люди» Петру Ильичу и на одной из встреч они обсуждали проект совместного творчества – написание  оперы «Бэла» по произведению Лермонтова, которой не суждено было состояться. «Жаль что оба эти гения так рано и так быстро ушли из жизни. Если пофантазировать, что их жизнь и дружба продлились бы, то у нас был бы какой-нибудь шедевр в опере, под названием «Вишневый сад» или «Три сестры»», — сказал на пресс-конференции перед концертом Сергей Гармаш.

Уделить сегодня  время тому, чтобы услышать живое авторское слово, чистоту русского языка, погрузится воображением в его образность и красоту – это роскошь для современного поколения людей, привыкших одним пальцем в телефонах смахивать фото,  ставить лайки и читать комменты в соцсетях. Ныне слово не имеет прежней смысловой нагрузки, ценности, развлекает и расслабляет мозг. Больше абзаца никто не пишет и не читает.  Но когда-то письма были литературным творчеством и передавали чувства, переживания, создавая образ эпохи через живущих а ней людей.

«Благодаря сочетанию музыки и слова у нас есть  возможность передать красоту внутреннего мира двух гениев русской культуры», — сказал Сергей Гармаш.

Актер не просто читает переписку двух людей, тонко чувствующих творчество друг друга и то время, в котором они творят, он передает их настроение, уважение и восхищение творчеством друг друга и трепетность общения через интонацию и паузы. И ты уже  словно смотришь документально-исторический фильм с участием Ч+Ч . Сергей Гармаш, по его словам,  уже больше десяти лет с удовольствием откликается на подобные предложения выступления с оркестром в музыкально-литературных проектах. «Это ни с чем не сравнимое удовольствие, когда читаешь «Руслан и Людмила» Пушкина, а за спиной шепчут домры. Ты будто получаешь укол адреналина в спину», — поделился артист.

Живой рассказ актера о жизни Айвазовского в одноименном проекте, посвященном юбилею художника, помог раскрыть мариниста, как человека со всеми слабостями его натуры с разных сторон, одной из которых стало откровение о том, что он не прочел ни одной книги за свою жизнь, но был лично знаком с Пушкиным, Гоголем и Чеховым.

Дарья Белоусова сказала, что сегодня люди соскучились по простому формату и по донесению художественного слова напрямую – от сердца к сердцу.

Музыка на протяжении всего вечера помогала порождать образы двух столпов русского искусства так рано ушедших из жизни, и ценивших талант друг друга. В этом проекте соединилось их творчество и, пускай не родилась новая опера при их жизни, но как фантазия в вечности состоялся этот проникновенный проект, где музыкой рисовались фразы, а за словом звучала мелодия. Зал с затаенным дыханием слушал музыкально-литературную  постановку и благодарно вызывал и вызывал артистов «на бис».

Евгения Стрига
Фото: Евгения Стрига


Поделиться:

Еще на эту тему

Добавить комментарий

афиша
новости

Премьера EN-DOR-PHI-N-E: Сочный культурный микс моды, музыки и театра

Стильный театральный экспириенс EN-DOR-PHI-N-E состоится 3 ноября 2020 в центре дизайна ARTPLAY. В этом проекте команда обратилась к поиску современной...

Человек и его будущая мобильность

В Hyundai MotorStudio в Москве открылась выставка, посвященная мобильности будущего - Hyundai Future Mobility.

Закрытая рыбная выставка. Реконструкция

Центр Вознесенского при участии Института современного искусства «БАЗА» представил Специальный проект VII Московской международной биеннале молодого искусства «Закрытая рыбная выставка....

Предел и бесконечность

Выставочный проект Элиде Кабасси «Предел и бесконечность», организованный Посольством Италии в России и Институтом итальянской культуры в Москве, открывается в Государственном...

Интарс Бусулис отправил время назад

Интарс Бусулис
Для героя клипа время — понятие непостоянное. В зависимости от внутреннего состояния человека стрелки часов могут бежать быстрее или медленнее, могут идти и в обратную сторону.

Памяти художника Александра Панкина

На 83-м году жизни скончался классик отечественного искусства, один из представителей «другого искусства», Александр Панкин. Об этом с прискорбием сообщили в галерее pop/off/art.  ...

Сказка на сцене МХАТ им. М. Горького

В театре МХАТ им. М. Горького прошла премьера детского спектакля «Холодное Сердце» по сказке Вильгельма Гауфа в постановке Олеси Невмержицкой. 

Эдуард Бояков: «123-й сезон будет сезоном важных, ключевых премьер»

В МХАТ им. М. Горького состоялось открытие нового 123-го театрального сезона. МХАТ представил первую премьеру – музыкальную комедию «Красный Моцарт»....

FACEBOOK
ВКОНТАКТЕ

Афиша

Премьера EN-DOR-PHI-N-E: Сочный культурный микс моды, музыки и театра

Стильный театральный экспириенс EN-DOR-PHI-N-E состоится 3 ноября 2020 в центре дизайна ARTPLAY. В этом проекте команда обратилась к поиску современной...

Человек и его будущая мобильность

В Hyundai MotorStudio в Москве открылась выставка, посвященная мобильности будущего - Hyundai Future Mobility.

Закрытая рыбная выставка. Реконструкция

Центр Вознесенского при участии Института современного искусства «БАЗА» представил Специальный проект VII Московской международной биеннале молодого искусства «Закрытая рыбная выставка....

Предел и бесконечность

Выставочный проект Элиде Кабасси «Предел и бесконечность», организованный Посольством Италии в России и Институтом итальянской культуры в Москве, открывается в Государственном...

Реклама как искусство

Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина представляет выставку «Реклама как искусство. Британский постер конца XIX – начала XX века из собрания...

Журнал Eclectic Адрес:
Алтуфьевское шоссе, д. 100, офис 1, Москва, Россия.
Телефон: +7 (499) 909-99-99 Email: web@aaph.ru Сайт: http://eclectic-magazine.ru/