Праздник ушедшей эпохи

В культурном центре ЗИЛ наглядно продемонстрировали, что тоталитарный режим остался в прошлом

1аТоталитарный режим превращает человека в раба еще с раннего детства. Заменяет его мысли лозунгами, заставляет жертвовать настоящим ради призрачного светлого будущего, стирает индивидуальные свойства личности. Последствия этого мы можем увидеть на Первом Фестивале индустриальной культуры, открывшемся в Культурном центре ЗИЛ.

Чтобы изучить эпоху, навсегда канувшую в прошлое, нужно понять, в чем заключается эстетика того времени. Постиндустриальное наследие уже давно привлекает внимание архитекторов, этнологов, антропологов и других специалистов. Художник Николай Селиванов, выступивший в роли куратора фестиваля, решил взглянуть на советское прошлое как на уникальный культурный феномен.

Программа мероприятия состоит из двух блоков — выставочного и просветительского. В первом из них авторы попытались осмыслить базовые закономерности индустриальной культуры через призму философии и эстетики. Также немало места здесь отведено роли человека в мире станков и сложных механизмов. Сюда же входит выставка «ЗИЛ. Наследие», представленная в виде инсталляций, связанных с заводом имени И.А. Лихачева. Детали автомобилей и велосипедов, чертежи, печати, миниатюрные модели, передают уникальную атмосферу эпохи, о которой с каждым днем помнят все меньше и меньше. Значение каждого экспоната помогают раскрыть сопровождающие материалы в виде фотографий, текстов или видео.

Следующим компонентом блока является выставка «Выбывшие дети». Она создана на основе фотографий школьников, рассортированная по десятилетиям. Данная подборка позволяет составить коллективный портрет детей, выросших в индустриальную эпоху. При этом организаторы подчеркивают, что за общими снимками скрывается индивидуальность каждого ребенка, которую в советское время предпочитали не замечать. Очень интересно наблюдать, как в зависимости от года съемки меняются лица детей. Внимательный посетитель наверняка заметит, что с очередным десятилетием в них появляется больше свободы и естественности. И если на ранних снимках малыши больше похожи на запуганных зверьков, приученных ходить строем, то на более поздних мы видим в глазах детей живой интерес к происходящему вокруг.

Фотограф Ольга Алексеенко приготовила для фестиваля выставку «Парадные портреты. Конструктивистские клубы Москвы», ставшую напоминанием о трагедии русского авангарда, задавленного индустриальной повседневностью. Для того времени фабрики и заводы оказались куда более востребованным, чем искусство авангарда. На сегодняшний день ситуация полностью изменилась, и на базе индустриальных сооружений, появились культурные центры, отвечающие запросам современного общества.

2аМультимедийная инсталляция «Уходящая натура», выигравшая конкурс «Арт-резиденция ЗИЛ» 2014 года, рассказывает об истории завода и переосмыслении индустриального общества в современном мире. Два экрана показывают интервью с ветеранами завода и художественные разножанровые перфомансы в бывших заводских пространствах. На мой взгляд, лучшего названия для этой инсталляции сложно придумать. В ней мы видим ту категорию людей, которая ушла от нас вместе со своей эпохой.

Одним из главнейших центров тяжелой промышленности является Берлин. Именно поэтому инсталляция «Между мифом и утопией. Между пустотой и свободой» сформирована из личных вещей жителей Берлина. Каждый экспонат сопровождается описанием гипотезы о его происхождении и человеке, который мог им обладать. Завершает выставочный блок перфоманс «ZIL context» в котором образы разрушенного завода сочетаются с итальянской архитектурой.

Просветительский блок состоит из показа фильмов «Труба» Виталия Манского и «Последний лимузин» Дарьи Хлесткиной. А в рамках дискуссионной программы «Археология идей. Индустриальное наследие. Новые утопии» у посетителей будет возможность обсудить вопросы индустриализации с отечественными и зарубежными специалистами в области истории и философии науки и техники.

«Я не жалею об ушедшей эпохе, — говорит куратор фестиваля Николая Селиванов. – Наш фестиваль является некой попыткой понять ее, узнать, к чему тогда стремились люди, о чем мечтали. Изучив выставку «Выбывшие дети», можно смело сказать, что нынешние малыши куда более живые, раскованные. Разумеется, на данный аспект повлиял и социальный строй. В экспозиции фотографий работников завода ЗИЛ очень много снимков наших друзей, родственников. Все мы вышли из этой индустриальной школы».

Все, кто еще не успел приобщиться к индустриальной культуре, смогут сделать это до восьмого ноября. Вход на фестиваль бесплатный.

Дмитрий Веселов

Фото: Культурный центр ЗИЛ

Еще на эту тему

Первое шоу на льду Cirque du Soleil пройдет в Москве

Европейская премьера первого ледового шоу Cirque du Soleil состоится в Москве. Общие продажи откроются на сайте www.cds.ru 11 марта в 10:00 по московскому времени.

Михаил Иконников расскажет о мире джаза с экранов телевизоров

Известный эксперт и авторитетный лидер мнений, программный директор радио JAZZ 89.1 FM  Михаил Иконников выступит в качестве ведущего нового телепроекта...

В десятый раз из Венеции в Москву

С 20 по 24 февраля в рамках проекта «КАРО.Арт» в киноцентре «Октябрь» проходит X Фестиваль итальянского кино «Из Венеции в Москву».


Поделиться:

Добавить комментарий

афиша
новости

Пикассо: Снаружи и Внутри

23 марта 2019 в Московском Международном Доме Музыки пройдет фламенко-спектакль Picasso: Dentro y Fuera («Пикассо: Снаружи и Внутри»). Picasso: Dentro...

В Москве вручат первую в мире астрологическую премию URAn

20 марта 2019 состоится уникальнейшее событие — вручение первой в мире астрологической премии URAn. Организаторы специально выбрали для мероприятия именно...

Весна монарха

Спецпроект Международного конкурсно-выставочного проекта Russian Art Park PRIMAVERA и живой интерактивный проект «20 минут тишины»  открылся в пространстве Renaissance Monarch...

«Минойская серия» – таинственный мир ушедшей эпохи

14 марта в Крокин галерее открывается выставка Александра Джикия «Минойская серия». Художник приглашает погрузиться в таинственный мир ушедшей эпохи, забытой...

Уличный художник Миша Маркер раздает футболки

Радио ULTRA и уличный художник Миша Маркер объявляют о запуске совместного конкурса.

Эксперт_ки и где они обитают

Женщины, которые производят знание и готовы делиться своим опытом объединяются на одной платформе.

МХАТ имени Горького не повышает цены на премьеру c мировыми звездами

Руководство МХАТ имени М. Горького повышение цены на билеты культового режиссера считает невозможным и неправильным потому что далеко не все зрители этого театра смогут приобрести билеты.

Петиция как провокация. Татьяна Доронина не в курсе акции

Поклонники президента МХАТ имени Горького просят министра культуры РФ позаботиться о традициях и ценностях художественной академической школы. Знает ли об этом сама Татьяна Доронина?
FACEBOOK
ВКОНТАКТЕ
Афиша

Пикассо: Снаружи и Внутри

23 марта 2019 в Московском Международном Доме Музыки пройдет фламенко-спектакль Picasso: Dentro y Fuera («Пикассо: Снаружи и Внутри»). Picasso: Dentro...

В Москве вручат первую в мире астрологическую премию URAn

20 марта 2019 состоится уникальнейшее событие — вручение первой в мире астрологической премии URAn. Организаторы специально выбрали для мероприятия именно...

Весна монарха

Спецпроект Международного конкурсно-выставочного проекта Russian Art Park PRIMAVERA и живой интерактивный проект «20 минут тишины»  открылся в пространстве Renaissance Monarch...

«Минойская серия» – таинственный мир ушедшей эпохи

14 марта в Крокин галерее открывается выставка Александра Джикия «Минойская серия». Художник приглашает погрузиться в таинственный мир ушедшей эпохи, забытой...

Фрэнсис Бэкон, Люсьен Фрейд и Лондонская школа

ГМИИ им. А.С. Пушкина в сотрудничестве с галереей Тейт (Лондон) представляет выставку «Фрэнсис Бэкон, Люсьен Фрейд и Лондонская школа». Впервые...
Журнал Eclectic Адрес:
Алтуфьевское шоссе, д. 100, офис 1, Москва, Россия.
Телефон: +7 (499) 909-99-99 Email: Сайт: http://eclectic-magazine.ru/