кино

Когда плачет президент

Разговор о кино и реальной жизни с режиссером «Дворецкого» Ли Дэниелсом, известным по фильмам «Бал монстров», «Сокровище», «Газетчик»

Президент Соединенных Штатов Америки Барак Обама, посмотрев картину «Дворецкий», признался, что плакал во время просмотра. «У меня слезы наворачиваются на глаза при мысли не только об этом дворецком, но и о целом поколении талантливых и умелых людей, которые из-за сегрегации и дискриминации не смогли полностью проявить себя», – сказал он.

1

Фильм «Дворецкий», идущий на американских экранах с огромным успехом (кассовые сборы превысили 100 млн долларов), рассказывает о дворецком Белого дома, который служил президентам США от Эйзенхауэра до Рейгана с 1957 по 1986 год. Прототипом Сесила Гейнса (Форест Уитакер) стал реальный человек Юджин Аллен, о котором сценарист Дэнни Стронг когда-то прочел статью в газете «Вашингтон Пост».

Действие картины начинается в 1926 году, когда молодой Сесил бежит от тирании сегрегированного юга США в поисках лучшей жизни. Получив работу дворецкого в Белом доме, он оказывается свидетелем исторических событий, в том числе и борьбы за гражданские права чернокожих американцев, через призму Овального кабинета президентов Америки. Один из сыновей героя (Дэвид Ойелово) становится участником движения за равноправие афроамериканцев, другой (Элайджа Келли) отправляется воевать во Вьетнам.

Глазами семьи чернокожих американцев Гейнсов автор сценария и режиссер Ли Дэниелс наблюдает за волнообразным изменением американской политической ситуации и межрасовых отношений.
Расовая проблема в голливудском кино не нова (вспомним давние картины «Изюминка на солнце», «Скованные одной цепью» или «Душной южной ночью»). Но как это ни странно, на фоне реальных достижений в равноправии черных американцев сегодня особенно актуальны фильмы о расовых проблемах и ужасах рабства. До «Дворецкого» вышел «Джанго освобожденный» режиссера Квентина Тарантино, который в духе черного (простите за невольный каламбур!) юмора осудил жестокость рабства в Америке. Вскоре после «Дворецкого» на экранах мира начал демонстрироваться фильм «Двенадцать лет рабства» (в российском прокате с 12 декабря) — картина британского чернокожего режиссера Стива Маккуина, по сюжету которой свободный афроамериканец, живший на Севере, похищен и продан в рабство на Юг. Фильм показывает ужасы жизни рабов в США в XIX веке накануне Гражданской войны, формально освободившей рабов, но не уничтожившей расового неравенства.

О кино и реальной жизни я поговорил с режиссером «Дворецкого» Ли Дэниелсом, известным по фильмам «Бал монстров», «Сокровище», «Газетчик».

Ли, что делает рассказанную вами историю важной для вас и для остального мира?

До сих пор я не видел кино, в котором была бы прослежена история борьбы за гражданские права от ее начала до времен администрации Обамы. Мой фильм рассказывает о том, через что прошли чернокожие люди даже на моем веку (Ли Дэниэлсу 53 года — Ред.). Для меня важно было уйти от противопоставления «белого» и «черного». Наш фильм идет дальше освещения расовых отношений, дальше истории Америки — он универсален. Это скорее история семьи, с которой себя могут ассоциировать многие.

Когда вы думаете о движении за гражданские права, о расовых отношениях в сегодняшней Америке, первое, что приходит на ум — противопоставление черных людей белым. Я сам происхожу из негритянского гетто и горжусь этим. Но по ходу создания картины я узнал, как много белых приезжали на юг, чтобы помочь афроамериканцам. Многие черные родители не хотели, чтобы дети шли голосовать, потому что их могли убить. У нас в фильме есть сцена на мосту с автобусом, на котором ехали борцы за равноправие. Это реальный мост в Новом Орлеане, в Луизиане, где когда-то линчевали черных людей.

Кадр из фильма "Дворецкий", 2013 год. В главной роли Форест Уитакер

Кадр из фильма «Дворецкий», 2013 год. В главной роли Форест Уитакер


Мой фильм — не просто история отношений отца и сына, это история героев, которые были готовы пожертвовать жизнью за идеалы. Постановка этой картины — самый важный этап моей карьеры в кино. Ставить историческую эпику — труднейшая задача, поскольку хочется добиться абсолютной правды. Я надеюсь, что люди уйдут с фильма под впечатлением того, что реально происходило в нашей стране, и никогда не забудут этого, как и героев, о которых в школе не рассказывают. Благодаря тем событиям стало возможным то, что президентом США сегодня является Обама.

Так ли сейчас все радужно в Америке в плане расовых отношений?

Когда я бываю на юге страны, я знаю, что некоторые белые люди могут сказать мне в лицо «ниггер»… Как и в Лос-Анджелесе, и в Нью-Йорке. Но это не так однозначно на самом деле: например, президент Джонсон сделал многое для того, чтобы добиться для нас гражданских прав, права голоса, например. Но при этом употреблял слово «ниггер» больше, чем любой другой президент.

«ЭТО ИСТОРИЯ ГЕРОЕВ, КОТОРЫЕ БЫЛИ ГОТОВЫ ПОЖЕРТВОВАТЬ ЖИЗНЬЮ ЗА ИДЕАЛЫ. БЛАГОДАРЯ ТЕМ СОБЫТИЯМ СТАЛО ВОЗМОЖНЫМ ТО, ЧТО ПРЕЗИДЕНТОМ США СЕГОДНЯ ЯВЛЯЕТСЯ ОБАМА»

Можете ли вы припомнить какой-нибудь недавний случай, когда вам лично пришлось столкнуться с расистским поведением?

С этим ежедневно приходится иметь дело. Помню, мне было лет пять, я приехал к бабушке в Северную Каролину, и как-то мне захотелось выпить воды из фонтанчика. А папа говорит: «Не пей, этот для белых, тебе надо пить из того, что для цветных». Это было самое раннее столкновение с расовым вопросом. А самое недавнее?.. Расовый вопрос один из самых важных в Америке, его нельзя игнорировать, но мы не затрагиваем его, потому что никто не желает говорить об уродливом. Лучше затолкать его под ковер! Между тем более двухсот лет мой народ убивали, морили на плантациях. Это были настоящие концентрационные лагеря. Мои дети знают из школьной программы про нацистские концлагеря, но им не рассказывают о том, как издевались над их прадедами, как их зверски убивали. С детьми легче говорить о сексе, чем о расе.

Опра Уинфри в роли жены дворецкого Глории Гейнс

Опра Уинфри в роли жены дворецкого Глории Гейнс

Или когда в Нью-Йорке ловят такси, белым это удается быстрее. Что мне ответить сыну, который спрашивает, почему за ним следят в магазине? Я не знаю! Мой отец тоже не мог дать ответ на такие вопросы. Думаю, наш фильм раскрывает и эту проблему тоже.

Если Вы спросите меня о расизме, я предпочту промолчать. Для меня способ бороться с ним — просто не замечать. Потому что если я буду жить с этим, расизм станет моей реальностью. Вам никогда не понять, что значит быть афроамериканцем в магазине, когда тебя игнорируют, когда не поворачивают головы в твою сторону. Это подрывает дух, задевает эго, ранит. Так что я решил всего этого не замечать. Ведь мир полон прекрасных людей, в том числе и белых, которые сыграли огромную роль в том, какой я есть сегодня.

А как вы себя чувствуете за границей?

У европейцев куда более тонкий взгляд на отношения между расами. К нам относятся как к равным. Вспомните Жозефину Бейкер, Эллу Фитцджеральд, Билли Холлидэй… Этих певиц любили за границей, но не здесь. Европейцам трудно понять, как можно иметь чернокожего президента и такие расовые отношения. В Европе я чувствую себя человеком.


Среди зрителей вашего фильма подавляющее большинство — белые…

Именно поэтому я очень переживаю. Как им понять мою ситуацию? Я воспитываю детей моего брата, который сидит в тюрьме. Многие мои родственники работают в Макдональдсе. Большинство афроамериканцев, которых вы встречаете на улице — безработные. «Они» сносят наши школы и строят вместо них тюрьмы. Даже при том, что у нас чернокожий президент. Я не знаю, насколько понятна вам сложность расовых отношений сегодня, не хочу выглядеть как «обозленный чернокожий». Я не обозлен.

 


Считаете ли вы себя «черным» кинематографистом, как, например, Спайк Ли?

Кино — это истории. А истории черных людей должны быть рассказаны. И хорошо, если это сделано с точки зрения афроамериканца. Но я не позиционирую себя как черный кинематографист. В первую очередь я просто кинематографист. Среди моих кумиров — Стивен Спилберг и Педро Альмадовар. А я лишь киношник, которому случилось быть чернокожим.

Беседовал Сергей Рахлин
Фотографии предоставлены студией HFPA, Fotodom Agency

Поделиться:

Добавить комментарий

афиша
новости

«Повести Пушкина» и орудия Провидения

6 июня 2024 года благодарные россияне и мировая общественность будут праздновать 225-летие со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина. В преддверии юбилея...

Взгляд через призму человеческой сущности

24 марта на Основной сцене Московского драматического театра «Модерн» состоится показ спектакля «Человек с глазами Моцарта». Это история о любви...

Мартовская афиша выставок Москвы

ECLECTIC приглашает окунуться в мир изобразительного искусства и знакомит с выставочными проектами галереи ArtStory, Еврейского музея и центра толерантности, арт-платформы...

Василий Аксенов на сцене Театра Наций

21 и 22 марта на малой сцене Театра Наций состоится премьера спектакля Мурата Абулкатинова «Десять посещений моей возлюбленной» по одноименному...

X Международный конкурс молодых композиторов памяти Альфреда Шнитке и Святослава Рихтера объявил победителей.

Новый художественный альбом Люси Вороновой и…бабочка в подарок

Фонд Люси Вороновой представил во Всероссийском музее декоративного искусства новый альбом Люси Вороновой «Мозаичность», приуроченный к 70-летию художницы и включающий...

Джексон Поллок в юбке превратила див Белгорода в картины

Анжелика Заозерская – известный журналист, устроила в родном городе выставку своих живописных полотен и представила коллекцию одежды на ее основе.

Онегин. Башмет. Окко

Спектакль Юрия Башмета «Евгений Онегин» войдет в авторскую коллекцию маэстро в онлайн-кинотеатре «Окко» с бесплатным доступом. Запись спектакля «Евгений Онегин»...

ВКОНТАКТЕ

Афиша

«Повести Пушкина» и орудия Провидения

6 июня 2024 года благодарные россияне и мировая общественность будут праздновать 225-летие со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина. В преддверии юбилея...

Взгляд через призму человеческой сущности

24 марта на Основной сцене Московского драматического театра «Модерн» состоится показ спектакля «Человек с глазами Моцарта». Это история о любви...

Мартовская афиша выставок Москвы

ECLECTIC приглашает окунуться в мир изобразительного искусства и знакомит с выставочными проектами галереи ArtStory, Еврейского музея и центра толерантности, арт-платформы...

Василий Аксенов на сцене Театра Наций

21 и 22 марта на малой сцене Театра Наций состоится премьера спектакля Мурата Абулкатинова «Десять посещений моей возлюбленной» по одноименному...

XVIII Московский международный фестиваль «Виртуозы гитары»

Фестиваль «Виртуозы гитары», который проходит в Москве с 19 по 22 марта, – ярчайшее мировое событие в сфере классической гитары,...

Журнал Eclectic Адрес:
Алтуфьевское шоссе, д. 100, офис 1, Москва, Россия.
Телефон: +7 (499) 909-99-99 Email: web@aaph.ru Сайт: http://eclectic-magazine.ru/