афиша

«Мадонна делла Лоджиа» впервые в России

Картина выдающегося итальянского художника эпохи Возрождения Сандро Боттичелли (1445–1510) «Мадонна делла Лоджиа» из собрания Галерей Уффици (Флоренция, Италия) впервые представлена в России – в Санкт-Петербурге и Владивостоке.

Благодаря инициативе Генерального партнера – ПАО Сбербанк – доступ к шедевру Боттичелли получат также незрячие и слабовидящие люди: вместе с оригинальным полотном будет выставлена тактильная копия картины и предоставлен специальный аудиогид.

С 8 сентября по 6 ноября 2019 года, «Мадонна делла Лоджиа» представлена в Приморской государственной картинной галерее во Владивостоке. Впервые на Дальнем Востоке будет представлена картина из собрания итальянского музея.

С 17 ноября «Мадонна делла Лоджиа» будет экспонироваться в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге в зале Леонардо да Винчи на время отсутствия «Мадонны Литта». В год Леонардо Эрмитаж предоставил итальянским музеям право показать на временных выставках оба шедевра Леонардо – «Мадонну Бенуа» и «Мадонну Литта».

«Мадонна делла Лоджиа» – одна из ранних работ Боттичелли. Стоя перед арками лоджии, которая и дала название картине, Мадонна крепко прижимает к себе Младенца, касающегося ее щеки. Художник следует здесь византийскому иконографическому типу, известному как «Богоматерь Гликофилуса» (греч. Glykophilousa – «сладко любящая» или «сладкое лобзание»; в русской традиции чаще «Елеуса» – «Умиление»). И не случайно: это самый эмоциональный и интимный тип изображения Богородицы из всех существующих. В русской иконописи самым ярким примером такого рода является знаменитая «Владимирская Богоматерь».

В ранних работах Сандро, в частности, в картине, о которой идет речь, ощутимо влияние его учителя Фра Филиппо Липпи. Примерно в 1465 году Липпи написал «Мадонну под вуалью», где Мария предстает юной, модно одетой флорентийкой, которая, молитвенно сложив руки, поклоняется Младенцу, толстощекому, как и веселые ангелы, подносящие Иисуса к матери. Связь Боттичелли с учителем не столько формальная, сколько духовная. Его в первую очередь занимает любовное единение двух фигур: ребенок обнимает мать, чьи руки ласково держат его. Уже в этой картине заметно то, что отличает Сандро от учителя и в дальнейшем станет определяющим для его искусства. Во-первых, настроение: у Фра Филиппо Мадонна вне эмоций, у Сандро она, со слегка склоненной головой и опущенным взглядом, мечтательна и задумчива. Во-вторых, более гибкие контуры, бо́льшая плоскостность в трактовке тела Марии – с самого начала творческого пути Боттичелли был склонен к особой декоративности, что в данном случае можно заметить в передаче складок и нимбов. Гористый пейзаж, введенный как фон в картину Фра Филиппо, сменяется у Боттичелли ритмичными арками галереи. Гармония ритма – еще одно отличительное качество искусства мастера. У него, как у представителя флорентийской школы, цвет не играет определяющей роли, уступая первенство рисунку. Художник использует традиционное сочетание синего и красного в одежде, решая ее локальными пятнами.

Картина, по всей видимости, изначально заключенная в интерьерную раму-табернакль, могла относиться к так называемым «домашним образам» (итал. colmi da camera). Но о заказчике именно этого произведения ничего не известно. В Галереи Уффици картина попала в 1784 году из Торговой палаты, а с 1803 по 1905 год она хранилась в Нотариальном архиве Флоренции.

Ранние работы Сандро совпадают по времени с усилением власти во Флоренции семьи банкиров Медичи. Окончательное утверждение гегемонии Медичи и распространение меценатства Козимо Старшего и Лоренцо Великолепного исторически совпадают с наивысшим расцветом флорентийской школы. Боттичелли, знаменитый художник этой эпохи, в наши дни превратился в один их символов Возрождения: его жизнь и творчество в полной мере отражают исторические события и пути развития флорентийской культуры и общества от апогея могущества и славы династии Медичи до республики Савонаролы.

К выставке подготовлен каталог со статьями Марии Сфрамели, Даниелы Паренти и Татьяны Кустодиевой.

Показ картины во Владивостоке и в Санкт-Петербурге при поддержке Сбербанка — центральное событие культурной программы V Восточного экономического форума и VIII Санкт-Петербургского международного культурного форума. Выставочный проект, проходящий под патронатом и при поддержке Посольства Италии в Москве, организован Галереями Уффици, Приморской государственной картинной галерей во Владивостоке и Государственным Эрмитажем совместно с компанией «МондоМостре» и при содействии фонда Росконгресс.

Фото: Отдел печати и культуры Посольства Италии в Москве


Поделиться:

Добавить комментарий

афиша
новости

Анна Нахапетова исполнит роль музы Сальвадора Дали

14 ноября на сцене Театра Градский Холл состоится премьера спектакля «Русская муза Сальвадора Дали». Это первый спектакль большой формы Театра...

Звезда Stand Up Дмитрий Романов со своей новой программой!

28 ноября 2019 г. на сцене Культурного центра «Москвич» пройдет большой концерт популярного юмориста, мастера импровизации, звезды проекта Stand Up телеканала...

Финисаж выставки Андрея Гросицкого

9 ноября Галерея ARTSTORY приглашает на финисаж проекта «Андрей Гросицкий. Порядок вещей», в рамках которого пройдет вторая кураторская экскурсия по...

«РОНДО» — НАМ 35!

28 ноября на сцену московского Crocus City Hall выйдут легендарные музыканты — Александр Иванов и группа «Рондо»! 35 лет прошло...

Нижний Новгород объединил Россию

Шеф-повара и фермеры «Гастрономической карты России» угостили свыше 20 тысяч нижегородцев в День народного единства.

Герой нашего Воронежа

«Театральная Россия» показала в Воронеже киноверсию спектакля театра имени Моссовета «Герой нашего времени».

Большой всероссийский фестиваль детско-юношеского творчества собрал в Москве молодые таланты

Всего в этом году в фестивале приняло участие более 550.000 человек из 69 регионов России. Это одаренные ребята в возрасте от 7 до 17 лет, участники творческих коллективов государственных и негосударственных образовательных организаций.

Романсы на стихи Цветаевой звучали в Пушкинском музее

Великая лирика Марины Ивановны, фортепианные переливы, художественное слово и драматический вокал вызвали эмоциональный отклик у публики.
FACEBOOK
ВКОНТАКТЕ

Афиша

Анна Нахапетова исполнит роль музы Сальвадора Дали

14 ноября на сцене Театра Градский Холл состоится премьера спектакля «Русская муза Сальвадора Дали». Это первый спектакль большой формы Театра...

Звезда Stand Up Дмитрий Романов со своей новой программой!

28 ноября 2019 г. на сцене Культурного центра «Москвич» пройдет большой концерт популярного юмориста, мастера импровизации, звезды проекта Stand Up телеканала...

Финисаж выставки Андрея Гросицкого

9 ноября Галерея ARTSTORY приглашает на финисаж проекта «Андрей Гросицкий. Порядок вещей», в рамках которого пройдет вторая кураторская экскурсия по...

«РОНДО» — НАМ 35!

28 ноября на сцену московского Crocus City Hall выйдут легендарные музыканты — Александр Иванов и группа «Рондо»! 35 лет прошло...

Союз молодежи. Русский авангард 1909 — 1914

24 октября 2019 в Еврейском музее и центре толерантности открылась выставка «Союз молодежи. Русский авангард 1909 — 1914», посвященная творческому...

Журнал Eclectic Адрес:
Алтуфьевское шоссе, д. 100, офис 1, Москва, Россия.
Телефон: +7 (499) 909-99-99 Email: web@aaph.ru Сайт: http://eclectic-magazine.ru/