афиша

«Мадонна делла Лоджиа» впервые в России

Картина выдающегося итальянского художника эпохи Возрождения Сандро Боттичелли (1445–1510) «Мадонна делла Лоджиа» из собрания Галерей Уффици (Флоренция, Италия) впервые представлена в России – в Санкт-Петербурге и Владивостоке.

Благодаря инициативе Генерального партнера – ПАО Сбербанк – доступ к шедевру Боттичелли получат также незрячие и слабовидящие люди: вместе с оригинальным полотном будет выставлена тактильная копия картины и предоставлен специальный аудиогид.

С 8 сентября по 6 ноября 2019 года, «Мадонна делла Лоджиа» представлена в Приморской государственной картинной галерее во Владивостоке. Впервые на Дальнем Востоке будет представлена картина из собрания итальянского музея.

С 17 ноября «Мадонна делла Лоджиа» будет экспонироваться в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге в зале Леонардо да Винчи на время отсутствия «Мадонны Литта». В год Леонардо Эрмитаж предоставил итальянским музеям право показать на временных выставках оба шедевра Леонардо – «Мадонну Бенуа» и «Мадонну Литта».

«Мадонна делла Лоджиа» – одна из ранних работ Боттичелли. Стоя перед арками лоджии, которая и дала название картине, Мадонна крепко прижимает к себе Младенца, касающегося ее щеки. Художник следует здесь византийскому иконографическому типу, известному как «Богоматерь Гликофилуса» (греч. Glykophilousa – «сладко любящая» или «сладкое лобзание»; в русской традиции чаще «Елеуса» – «Умиление»). И не случайно: это самый эмоциональный и интимный тип изображения Богородицы из всех существующих. В русской иконописи самым ярким примером такого рода является знаменитая «Владимирская Богоматерь».

В ранних работах Сандро, в частности, в картине, о которой идет речь, ощутимо влияние его учителя Фра Филиппо Липпи. Примерно в 1465 году Липпи написал «Мадонну под вуалью», где Мария предстает юной, модно одетой флорентийкой, которая, молитвенно сложив руки, поклоняется Младенцу, толстощекому, как и веселые ангелы, подносящие Иисуса к матери. Связь Боттичелли с учителем не столько формальная, сколько духовная. Его в первую очередь занимает любовное единение двух фигур: ребенок обнимает мать, чьи руки ласково держат его. Уже в этой картине заметно то, что отличает Сандро от учителя и в дальнейшем станет определяющим для его искусства. Во-первых, настроение: у Фра Филиппо Мадонна вне эмоций, у Сандро она, со слегка склоненной головой и опущенным взглядом, мечтательна и задумчива. Во-вторых, более гибкие контуры, бо́льшая плоскостность в трактовке тела Марии – с самого начала творческого пути Боттичелли был склонен к особой декоративности, что в данном случае можно заметить в передаче складок и нимбов. Гористый пейзаж, введенный как фон в картину Фра Филиппо, сменяется у Боттичелли ритмичными арками галереи. Гармония ритма – еще одно отличительное качество искусства мастера. У него, как у представителя флорентийской школы, цвет не играет определяющей роли, уступая первенство рисунку. Художник использует традиционное сочетание синего и красного в одежде, решая ее локальными пятнами.

Картина, по всей видимости, изначально заключенная в интерьерную раму-табернакль, могла относиться к так называемым «домашним образам» (итал. colmi da camera). Но о заказчике именно этого произведения ничего не известно. В Галереи Уффици картина попала в 1784 году из Торговой палаты, а с 1803 по 1905 год она хранилась в Нотариальном архиве Флоренции.

Ранние работы Сандро совпадают по времени с усилением власти во Флоренции семьи банкиров Медичи. Окончательное утверждение гегемонии Медичи и распространение меценатства Козимо Старшего и Лоренцо Великолепного исторически совпадают с наивысшим расцветом флорентийской школы. Боттичелли, знаменитый художник этой эпохи, в наши дни превратился в один их символов Возрождения: его жизнь и творчество в полной мере отражают исторические события и пути развития флорентийской культуры и общества от апогея могущества и славы династии Медичи до республики Савонаролы.

К выставке подготовлен каталог со статьями Марии Сфрамели, Даниелы Паренти и Татьяны Кустодиевой.

Показ картины во Владивостоке и в Санкт-Петербурге при поддержке Сбербанка — центральное событие культурной программы V Восточного экономического форума и VIII Санкт-Петербургского международного культурного форума. Выставочный проект, проходящий под патронатом и при поддержке Посольства Италии в Москве, организован Галереями Уффици, Приморской государственной картинной галерей во Владивостоке и Государственным Эрмитажем совместно с компанией «МондоМостре» и при содействии фонда Росконгресс.

Фото: Отдел печати и культуры Посольства Италии в Москве


Поделиться:

Добавить комментарий

афиша
новости

Вселенная Андрея Гросицкого

Галерея ARTSTORY открывает новый выставочный проект: «Андрей Гросицкий. Порядок вещей». В центре внимания художника лежат самые обычные вещи – предметы...

Большие московские гастроли Театра «Мастерская»

С 24 по 29 сентября Санкт-Петербургский театр «Мастерская» показывает свои лучшие спектакли на сцене Театрального центра «На Страстном». «Мастерская» сегодня...

Один день жизни провинциального чиновника

13 сентября в киноцентре «Октябрь» состоится премьера фильма Светланы Проскуриной «Воскресенье», рассказывающая об одном дне жизни чиновника из мэрии провинциального...

«Мадонна делла Лоджиа» впервые в России

Картина выдающегося итальянского художника эпохи Возрождения Сандро Боттичелли (1445–1510) «Мадонна делла Лоджиа» из собрания Галерей Уффици (Флоренция, Италия) впервые представлена...

Театр Романа Виктюка открыл 23-й сезон

Наступающий сезон по количеству новостей, стартующих проектов и креативных идей, пожалуй, превзойдет многие предыдущие.

Радиостанция ROCK FM открыла новый сезон

ROCK FM 95,2 уже много лет круглосуточно радует всех, кто не признаёт ограничений – и в жизни, и в музыкальных жанрах.

Мир русского театра из зарубежья

В Москве завершились гастроли лучших спектаклей международного фестиваля русскоязычных зарубежных театров «Мир русского театра».

В Москву пришла «Жара»!

Кинотеатр «Октябрь» превратился в солнечное и гостеприимное Баку -  здесь состоялся закрытый премьерный показ, пожалуй, самой звездной комедии года — «Жара»!
FACEBOOK
ВКОНТАКТЕ

Афиша

Вселенная Андрея Гросицкого

Галерея ARTSTORY открывает новый выставочный проект: «Андрей Гросицкий. Порядок вещей». В центре внимания художника лежат самые обычные вещи – предметы...

Большие московские гастроли Театра «Мастерская»

С 24 по 29 сентября Санкт-Петербургский театр «Мастерская» показывает свои лучшие спектакли на сцене Театрального центра «На Страстном». «Мастерская» сегодня...

Один день жизни провинциального чиновника

13 сентября в киноцентре «Октябрь» состоится премьера фильма Светланы Проскуриной «Воскресенье», рассказывающая об одном дне жизни чиновника из мэрии провинциального...

«Мадонна делла Лоджиа» впервые в России

Картина выдающегося итальянского художника эпохи Возрождения Сандро Боттичелли (1445–1510) «Мадонна делла Лоджиа» из собрания Галерей Уффици (Флоренция, Италия) впервые представлена...

«Уникальность». Выставка фотографий

С 25 сентября по 22 ноября 2019 года в московской Галерее Классической фотографии пройдет мультимедийная выставка «Уникальность» фотохудожника Анны Матвеевой....

Журнал Eclectic Адрес:
Алтуфьевское шоссе, д. 100, офис 1, Москва, Россия.
Телефон: +7 (499) 909-99-99 Email: web@aaph.ru Сайт: http://eclectic-magazine.ru/