досье

«Маски» без масок

«Тумба-титири-тумба, титири-тумба-титири-тумба…» – все мы помним эти ритмичные, заряжающие на хохот-гогот и отличное настроение звуки. Сто серий забойной клоунады комик-труппы «Маски-шоу» триумфально прошлись по ТВ-каналам и осели в домашних видеотеках. И пока без возможности пополнения.
маски шоу

Фрагмент программы «Клоунада, рок-н-ролл и кое-что другое…»

Многолетняя привязанность телевидения к творчеству Георгия Делиева закончилась в середине 2000-х. А между тем немые герои «Масок» давно обрели мощный голос в спектаклях по мотивам трагедий Шекспира, которые они играют в собственном театре «Дом дураков» в Одессе, а также устраивают фестивали клоунады, гастролируя по миру. Фронтмены коллектива Георгий Делиев и Борис Барский, по счастью, были замечены и в интерьерах московских клубов: они показали преданным поклонникам новую концертную программу, состоящую из классических номеров «Масок», новых миниатюр и песен группы «ЖорЫк DELIев & Мастер-класс».

Фирменный юмор и звуки животворящего smile-ska-punk-rock’n’roll с пением сексапильной бэк-вокалистки Яны Делиевой – все в представлении предсказуемо успешно и свежо. Однако осадок от выступления дорогих гостей остался.

И сформулировалось сожаление в одном-единственном вопросе:

Ваше творчество живо, вы продолжаете творить, но почему все мимо телеэкранов, мимо миллионов зрителей?

БОРИС БАРСКИЙ, народный артист Украины, актер, режиссер, драматург:

Борис Барский

Борис Барский

Наверное, потому, что в мире должно быть равновесие. Когда что-то исчезает, то появляется нечто другое – как только нас не стало на экранах телевизоров, тут же город подарил нам театр. И мы даже не успели сильно расстроиться, потому что возникло новое направление движения – театральная деятельность. У нас сейчас семь или восемь спектаклей настолько оригинальных, что их не увидишь ни в одном театре мира. На разных сценах можно посмотреть, например, «Лебединное озеро» или пьесы Чехова, а у нас свой репертуар. Такое было только у Мольера и в театре «Лебедь» Шекспира. Это настолько нас увлекло, что мы не успевали ни о чем думать. Даже о том, что у нас 20 с лишним серий «Масок» отснято. Когда все это накопилось, мы начали говорить с представителями каналов. И нам отвечали типа «это не наш формат» или «отдайте бесплатно – тогда покажем». На этом разговор заканчивался. Но продюсер Алексей Митрофанов, стоявший у истоков сериала «Маски-шоу», вынашивает идею о возвращении. В каком виде это все будет, сейчас сложно сказать. Идет работа по выработке какой-то тактики, может быть, придется ломать форматы, а может, и нет. Я думаю, что мы вернемся, потому что порох в пороховницах еще не отсырел, энергии очень много, наработок тоже – профессионализм не пропьешь. Уверен, что есть какие-то ангелы, которые всю жизнь нас охраняли от дурных поступков, от съемок в плохих сериалах или фильмах, перенаправляли на занятие театром.

Сейчас, когда эта структура уже создана, думаю, что мы и в телевидении еще оставим свой след.
Вы – поэтическое начало в «Масках». Стихи пишете, трогательные с юмором. Какова главная тема творчества Бориса Барского?

Наверное, любовь. Говорят же, что религия – это любовь, бог – это любовь. И любовь не только мужчины к женщине. Просто любовь. Я обожаю весь мир, я обожаю проснуться, когда солнце светит в глаза, а я их открываю, и мне становится так радостно! Когда приходит весна, это вообще чудо! Зиму люблю, но не очень.

Ваш театр – проверенная временем команда. Все-таки что вас объединяет помимо дружбы? Почему не разбежались, сохранили желание творить вместе?

Помимо дружбы сплачивает дело, которое любим, которым с удовольствием занимаемся. Мы же еще и родственники все, друг у друга детей перекрестили.

И образ мышления у нас одинаковый. Иногда шутим одновременно. Как-то жена нашего директора купила себе парик, пришла в офис. И почему-то все по отдельности подходили к ней и говорили «Мурочка, у тебя такая шапочка красивая». Она отвечала: «Вы достали, уже пятый подходит и мне это говорит!» Но мы же не договаривались! Видимо, головы работают одинаково.

Борис, в концертных программах вы с Георгием Делиевым с явным удовольствием и с большим количеством эпитетов представляете друг друга. А есть ли какая-то формулировка, точно описывающая вашего друга и коллегу, которую вы до сих пор не доносили до публики?

Ой, я уже по-всякому его представлял. Говорил, к примеру, «представьте его в розовом платье, в чулочках». Я не до конца развитый, наверное, еще. Вот смотрю на Делиева – он настолько многогранен и настолько глубок! Говорю, не подлизываясь к нему. Его трудоспособность для меня действительно загадка. Как за 24 часа он успевает и с группой репетировать, и выступать, и писать сценарии, и как администратор работать, и художественным руководителем быть, и рисовать картины необыкновенные? У меня, к сожалению, нет дара живописца. Но есть возможность себя успокоить: «А зачем тебе этот дар? У тебя есть хороший друг, который может это сделать и даже подарить свою картину».

Борис Барский

Борис Барский

ГЕОРГИЙ ДЕЛИЕВ, народный артист Украины, актер, режиссер, художник, музыкант:

Георгий, если говорить о вас как о художнике в глобальном смысле, как бы вы могли описать свое творчество в контексте формулировки «ранний Делиев – поздний Делиев»?

Георгий Делиев

Георгий Делиев

Я не разделяю свое творчество на такие категории. После смерти художника критики могут распределить его произведения по периодам. Вначале я любил примитивизм – наивное искусство. Мне нравились чистые интонации, цвета. Я оглуплял какие-то порт­реты, выявлял что-то. Это был такой же гротеск, как, скажем, в «Маски-шоу» или в театре, в клоунаде. И в этом проявлялось особое обаяние, наивная красота. А сейчас мне больше нравится работать в реалистической манере, но совмещать несовместимое. Допустим, я рисую портрет знакомого человека – чужого мне сложно изображать, я непременно должен знать того, кого рисую. Сначала делаю эскизы, наброски. Могу придать ему какую-то позу, дать задачу и поместить в пейзаж из тех, что я сделал в виде набросков на гастролях в Мексике или акварелей где-нибудь в Корее или в Италии. А потом в одном интерьере могут оказаться слон и роскошная женщина в вечернем платье – и возникает конфликт. Сейчас в живописи меня интересует парадоксальность.

В Москве вы показали программу, которую назвали новой. Однако мы увидели и хитовые миниатюры из «Масок-шоу», и стихи Барского, разошедшиеся на цитаты. Так в чем заключается ваше авторское новое слово?

Москвичи еще ни разу не слышали мои песни. Клипы в Украине хорошо известны, а здесь их не знают. Это нечто новое для России. Яну Делиеву на сцене вы тоже до этого не видели. Здесь ее помнят маленькой девочкой, а она выросла в актрису, и сейчас воплощает какие-то свои клоунские задумки.

Мне показалось, сегодня большинство зрителей испытали шок: певица, полноправная участница шоу, высоченная, рыжеволосая, сексапильная, с нарочито пышным бюстом, оказалась вашей дочерью. Догадываюсь, что мужская часть публики во время и после выступлений выказывает ей свое расположение. Как вы реагируете на это?

Вчера я как раз проявил реакцию, дурака валял, шутил по этому поводу, сыграл то, что хотели увидеть от меня. Типа приревновал: «Мужчины, не трогайте ее, она замужем, и она моя дочь!» На самом деле у нее давно своя взрослая жизнь. Яна закончила аспирантуру, она дипломированный психолог, а сейчас реализуется как творческая личность, как актриса, помогает мне во всем. Она – человек собранный, ответственный – моя правая рука по координации различных действий. И у нее в отличие от меня очень хорошая память. Я могу забыть о том, что проговорено, но всегда знаю – Яна сделает.

Как отец родной для своей труппы и идейный вдохновитель большинства проектов, в которых принимаете участие, скажите, есть ли в вашем коллективе темы, на которые нельзя шутить?

Георгий Делиев

Георгий Делиев

Табу есть – это идет от внутреннего ценза. Ответ находится свой в каждом конкретном случае в зависимости от контекста. Иногда даже во время концерта приходится все менять. «Нон-стоп клоун» – это такая дивертисментная программа. Если в зале есть дети, некоторые шутки корректируются, убираются. Если много женщин, что-то добавляется, чтобы им было интересно. А вообще, вспоминаю, раньше мне нравились агрессивные конфликты. И все превращалось в черный юмор, очень жесткий, в неприкрытом виде. Никаких поблажек и политкорректности у меня тогда не было. Главное, чтобы было остро, смешно, узнаваемо, похоже на действительность, но вместе с тем гротескно. Этот этап пройден, и сейчас я все смягчаю, ориентируюсь на поиск, где нет агрессии. Ищу темы, которые, казалось бы, не вызывают интерес, но где можно выявить нюансы в манере исполнения. Важнее стало не то, что ты делаешь, а как. Можно просто выйти и не пытаться быть смешным, не бояться того, что вдруг не вызовешь хохота, а нести в зал некую атмосферу, энергию, ауру, особое состояние. Можно даже ничего и не делать – стали интересны просто паузы, бездействие, которое подчас выражает больше.

Вы начинали работать в жанре пантомимы у Вячеслава Полунина и сейчас время от времени играете в его «Снежном шоу». Но жанр пантомимы, который вы с успехом показывали нам с экранов телевизоров, будто исчез. Он безвозвратно канул в Лету?

Мне кажется, он есть. Мы проводим международный фестиваль клоунов «Комедиада» именно с целью популяризации такого вида искусства. И клоунада, пантомима, как выясняется, очень востребованы. Многие артисты не могут без них существовать, но не способны это реализовать – их не везде хотят видеть в таком виде. Потому не хватает клоунов. И те, кто участвуют в нашем конкурсе и побеждают – получают хорошую путевку в жизнь, подписывают конт­ракты и работают в европейских кабаре где–нибудь в Голландии или Германии, участвуют в мировых фестивалях. Горжусь, что наши ребята рванули в Монте-Карло и получили Гран-при. Есть артисты – фанаты этого жанра, которые жить без него не могут…

Георгий Делиев, один из любимых актеров современного классика серьезного авторского кино Киры Муратовой, и Борис Барский, философ, владелец библиотеки из 3000 книг, уехали домой. Но обещали вернуться. С «Масками». И без.

Георгий Делиев

Георгий Делиев

Беседовала Юлия Смолякова
Фотографии: Алексей Лерер

Еще на эту тему

Все новое – это хорошо?…

Известные актеры, режиссеры, исполнители, писатели, дизайнеры размышляют с Eclectic о переменах

Променад с господином Чаплиным

Чаплин Чарльз Спенсер, чье имя превратилось в бренд, символ не только кино, но и Времени, – был человеком двух эпох

«Редкий концерт» Светланы с оркестром

В день рождения Светланы Сургановой в московском клубе «Арена» завершился большой концертный тур коллектива «Сурганова и Оркестр» под названием «Редкий концерт».


Поделиться:

Добавить комментарий

афиша
новости

Новое арт-пространство Cube.Moscow

24 апреля в Москве открывается новое арт-пространство выставкой «Новое русское. Искусство на рубеже 80-х – 90-х годов ХХ века» и проектами галерей-резидентов Cube.Moscow. Выставка...

Под ногами. Ассоциативная прогулка

Крокин галерея приглашает на выставку Владимира Ситникова «Под ногами», на которой представлена графическая инсталляция из предметов, найденных художником во время...

Выставка, посвященная Жюлю Верну

8 февраля исполнился 191 год со дня рождения выдающегося французского писателя, одного из основоположников жанра научной фантастики, Жюля Габриэля Верна....

XI Международный музыкальный фестиваль в Ярославле и городах Ярославской области

1 – 9  мая 2019 года пройдет традиционный XI Международный музыкальный фестиваль в Ярославле  и городах Ярославской области. Артистический директор Юрий Башмет....

«Северяне» приехали в Лион

Документальный фильм о настоящих людях и автомобилях «Северяне» показали на фестивале «Русские сезоны» в Лионе.

Мадонна стала суперагентом

Легендарная артистка Мадонна опубликовала обложку нового альбома Madame X и треклист с тремя неожиданными коллаборациями.

Сын убеждает Кристину Орбакайте больше пить

Певица Кристина Орбакайте стала новым амбассадором воды «Святой Источник»: вместе с сыном Дени она снялась в новых рекламных роликах бренда.

Ян Гэ и Banzay станцевали на другой планете

Актриса «Гоголь-центра» Ян Гэ и хореограф Banzay BNZ снялись в космическом лукбуке STREET BEAT для ASICSTIGER
FACEBOOK
ВКОНТАКТЕ
Афиша

Новое арт-пространство Cube.Moscow

24 апреля в Москве открывается новое арт-пространство выставкой «Новое русское. Искусство на рубеже 80-х – 90-х годов ХХ века» и проектами галерей-резидентов Cube.Moscow. Выставка...

Под ногами. Ассоциативная прогулка

Крокин галерея приглашает на выставку Владимира Ситникова «Под ногами», на которой представлена графическая инсталляция из предметов, найденных художником во время...

Выставка, посвященная Жюлю Верну

8 февраля исполнился 191 год со дня рождения выдающегося французского писателя, одного из основоположников жанра научной фантастики, Жюля Габриэля Верна....

XI Международный музыкальный фестиваль в Ярославле и городах Ярославской области

1 – 9  мая 2019 года пройдет традиционный XI Международный музыкальный фестиваль в Ярославле  и городах Ярославской области. Артистический директор Юрий Башмет....

Ruski откроет «калитку» в Карелию

Всю неделю с 24 до 30 апреля включительно,  в рамках «Недели Республики Карелия» в ресторане Ruski будут представлены специалитеты и...
Журнал Eclectic Адрес:
Алтуфьевское шоссе, д. 100, офис 1, Москва, Россия.
Телефон: +7 (499) 909-99-99 Email: Сайт: http://eclectic-magazine.ru/