театр

Не жизнь, а цирк какой-то

Выпускник, а ныне преподаватель школы-студии МХАТ, деятель независимой творческой группы «Le Cirque de Sharles La Tannes», Юрий Квятковский в творчестве смеется над вещами страшными и большими… И зритель спешит занять места

Выпускник, а ныне преподаватель школы-студии МХАТ, деятель независимой творческой группы «Le Cirque de Sharles La Tannes», Юрий Квятковский в творчестве смеется над вещами страшными и большими… И зритель спешит занять места.

Юрий может, например, замахнуться на Генрика нашего Ибсена, перенеся действие «Кукольного дома» в футуристическую техно-утопию. Он создает новый лексически беспардонный жанр «хип-хоперы» со всеми мемами 80-х в качестве персонажей. И приступает крепетициям театрального сериала о методике создания снов, приносящей пользу людям. Вещи страшные и большие от этого меньше и безобиднее не становятся. Зато меньше и безобиднее становятся, по словам режиссера, его собственные амбиции.

Хип-хопера «Копы в огне» – произведение модного ныне «междисциплинарного» формата: замес хип-хоп баттлов, решенных в стилистике комикса, с оперным пафосом, раздувающим героев. Сюжет криминального боевика под завязку забит цитатами, абсурдом и убойным сленгом. На сцене присутствует гигантский экран, на котором мы видим мульт-перспективу истории, часть персонажей натурально, а не метафорически«картонны» – сделаны из картона, игра «живых» актеров по гротеску соизмерима разве что с размерами их сигар и пушек. Цирк, да и только.

Но на него зритель приходит и приводит друзей. Не потому ли, что получить пощёчину общественному вкусу по вкусу той самой не коллективной общественности? Или потому, что очередной сброс балласта с корабля современности позволяет подняться на иную высоту?

квятковский1-бЮрий, я была на «Копах в огне», оторваться от вашего нахального детища благодаря неистощимым режиссерским трюкам невозможно, спасибо за провокацию. Вопрос будет философским. Меня заинтриговали две антагонистические позиции главных героев – главного копа Козульского и главного злодея Нейромориса — концепция «смех исцеляет» и концепция «мне на всё насрать». Скажите, как они лично Вам отзываются?

квятковский5-бДля меня смысл в том, что и та и другая концепции имеют место быть (сюжет разворачивается так, что носитель позиции «мне на все насрать» оказывается «копом под прикрытием» и родным отцом «исцеляющего смехом» благородного копа – Ред.). Если переводить в «полезные советы», то «Всё. Насрать!» имело место, когда я только начинал делать проекты, и многое мне мешало. Собственная рефлексия в первую очередь.

Всё, насрать – и я иду вперёд, я делаю своё дело и добиваюсь результата. Применительно ко мне философия срабатывала таким образом, но я обнаружил дилемму. Захлёстывали эмоции, было важно «вперёд» – и я не обращал внимания на человеческий фактор. Кто-то из окружающих меня людей не смог просуществовать в таком темпе и меня накрыло волной оправдания. И вот концепция, что есть паровоз, который едет, и остальные – веточки, которые простоему мешают, и он не может из-за каждой веточки останавливаться, сейчас переосмысляется. Сейчас то, что я делаю, уже не столько проекция моего внутреннего мира вовне, сколько анализ и синтез с максимальным учетом Человека. Не знаю, на сколько меня хватит, но подход изменен.

 

Изменились ли при этом «Копы»?

Нет, это та же кочегарка, которая перемалывает всё. Вперёд через надлом и невозможность, через отсутствие каких-либо «за». И после того, как ты добиваешься в этом успеха, после того, как ты понимаешь, что это возможно, ты начинаешь задумываться – а оправдывает ли цель средства? Что касается концепции «смех исцеляет», она появляется, когда ты начинаешь воспринимать себя частью космоса. Я говорю сейчас очень банальные вещи, но жить ими по-настоящему сложно. Истины просты, но всерьез как жизненную концепцию их никто не рассматривает. Мы все куда-то бежим … а понимание человеческого масштаба на этой земле дает правильную интонацию в отношении к жизни. У меня и у моих учителей, во всяком случае, получалось разрешить напряженные моменты творческого взаимодействия «юмористической пятиминуткой».

Я заметила в «Копах», что чем больше герои «саморазоблачаются», тем больше …

Это подкупает зрителей? Да, это подкупает. Но это проект тотально беспардонный. В мизансценах, во всём, он прет напролом через психологические «букашки», агрессивно.

Это я уже поняла, но что касается финала почти как из «Звездных войн», у меня навернулись слёзы …

Это же всё цитаты из детства. В детстве запоминаешь не мораль, а то, как красиво всех перебил Шварценеггер. Он за дочь свою сражался, а ты запоминаешь только, как он идёт и кровища во все стороны. А то, что мотивация у него была нравственная – тебе по барабану. Это будет потом.

Мы в этом номере всесторонне рассматриваем все, что имеет отношение к смешному. Может быть, вспомните, что смешило в детстве, что могло стать поводом для смеха?..

Первое, что приходит в голову – меня мама будила определенным образом: она скидывала с меня одеяло, хлопала меня по заднице и говорила: «писеть-какать-умываться, писеть-какать-умываться-писеть-какать-умываться». И я почему-то сразу начинал хохотать – это было в первом-втором классе, и так я с каким-то уже настроем делал эти вещи, которые в считалочке предлагалось делать, и потом уже день начинался.

Я в Италии жил в детстве и у меня были любимые рекламные ролики – и я до сих пор их помню и пою про себя, например, из рекламы кроссовок … Фантоцци был кумиром моего детства. Что я могу сказать об итальянском юморе? Да, он иной, более грубый, наверное. Эльдар Рязанов тоньше шутил. А там вокруг туалета было все, главный герой блевал смешно – они совершенно этого не стесняются, даже за столом в компании. Американцы, кстати, тоже не считают «сортирный юмор» низкопробным – «Фантоцци» – серьезное произведение искусства.

квятковский3-бВыходит, грустненько оказалось за «железным занавесом»?

Я был слишком молод, чтобы грустить. Но игрушки, которые были там, и которые были здесь – это как сравнить сырую и вареную картошку, и я не знаю, как смешно об этом рассказать.

 

Не надо смешно, мы же не фельетон пишем …

Мне родители подарили в 3 года набор вот с этот стол: коробка, там лежал один робот, главный герой фильма Mamamamamatronma (поёт), огромный робот и еще 4 вокруг него: можно было их вместе собирать в одного или играть по отдельности. Я в него играл до 12 лет, по-моему. Я понимаю, что вырос на другой планете по сравнению с моими одноклассниками, для которых событием была жвачка, но … какой тут смех

…Возвращаясь к «Копам» – это такой микс из детского сознания поколения 30-летних: бандиты, копы и поп-артисты, Вероника Кастро… И, конечно, какой же «Рембо» или «Звёздные войны» без моралитэ, но всё это – штампы.

Для многих людей эти штампы – религия.

Что поделать. Когда проект вышел, он возвращал людей в детство: о, я помню это, я это видел. Через полгода милицию переименовали в полицию – и в «Афише» вышла статья – как точно мы попали в общественную струю, как чувствуем ситуацию. Честно, насрать нам было на ситуацию. Мы занимались только внутренними коммуникациями, искали себе подобных. Это был такой стартап, что либо пан, либо пропал, и нужно было попасть на качественно новый уровень.

Вышли? Начался новый уровень?

Для всех. Для всего креатива, и команды, и вне команды … Что есть в тенденции – это соединение скучного социального анализа и сценических фокусов, той формы, от которой я получаю эстетическое удовольствие. То и другое по отдельности – спорно, если только не брать цирк как таковой, где человек, висящий под куполом – самодостаточная история.

Тогда перейдем сразу к грядущей премьере – «Dreamteam» -команде сновидений». Как пришла идея и ещё раз про жанр, потому что я слабо представляю себе, с чем это можно сравнить.

После «Копов» о нас пошла слава, как о мастерах нетипичных, и при этом реально смешных вещей. И потом наш друг Фил Григорян пришёл в «Московский театр кукол». Он захотел сделать его мультиформатным и экспериментальным, одно направление выделил нам – кукольный театр для взрослых. Вечернее умопомрачительное шоу для людей, которые хотят пригласить девушку или друга на крутое мероприятие неожиданного формата. В России нет адекватного современного и смешного кукольного шоу, на которое могли бы прийти в 9 часов вечера взрослые люди.

квятковский7-б

Я уже в предвкушении.

Мы изучили массу удачных юмористических проектов – «Южный Парк» для меня в этом смысле эталон (но шапочку я купил, не думая об этом),самое известное – это маппет-шоу, то есть суперсмешно и со всеми ссылками на злобу дня. У маппетсовесть легенда – каждый вечер им нужно спасать свой театр от угрозы закрытия – и вот они доказывают директорам, которые сидят на балконе, что они еще «ого-го». Естественно, мы не могли повторить эту идею, и начали искать какую-то зону, где бы герои могли постоянно выдавать. Они бы собирались ради того, чтобы некий продукт делать и на выходе его обсуждать. Разные варианты были, но мы остановились на команде, которая придумывает сны – такая фабрика, которая находится в другом измерении, небесная канцелярия, где собраны самые сигмачи…

Кто, простите?

Сигмачи… это долго объяснять, у нас просто есть свои термины – сигмачи, ворсила, жулимэ – понятия, которые выработались за несколько лет. Это мы придумываем с автором «Копов в огне» Алексеем Легчаковым. Актеры были набраны специально для этого проекта, но костяк – это «Цирк Шарля ля Танна», автор всей художественной концепции Галина Солодовникова, музыку группа CYKA делает. Сигмач – это такой суперрезидент, герой со сверхспособностями – может мыслить нелинейно и во всех областях развит хорошо. Основой сигмы является ворс. Ворс – это когда тебе не лень задницу свою приподнять, идти вперёд – тогда приходит успех в ворсе. Такие у нас шутки, а кроме шуток у группы НОМ вышел фильм «Звездный ворс» неожиданно. Уже многие пользуются…

А жулимэ?

квятковский4-бЖулимэ – это такая философия. Если коротко – понимание того, что жизнь бессмысленна и если не ворсишь, то и жить незачем. Ворс – основная мотивация для жизни. А зачем ворсить – чтобы стать сигмачом. Существует супер-командасигмачей, которые придумывают вещие сны для людей. Они служат своему шефу, но его не видят, это уже самый верх. У каждого человека на земле есть ангел-хранитель, но как ангелам общаться с человеком, если он не медиум? Есть не так много способов на самом деле, сны – один из них, когда через сон идет некий посыл. У ангелов нет способностивыдумыватьсны. Сон – как спектакль, он тоже состоит из разной атрибутики – атмосфера, символы, свет, звук. И вот эти сны создает команда, которая отвечает за все элементы вещего сновидения. Доктор Зи отвечает за символизм, есть персонаж по имени Карлос, он отвечает за музыку и спецэффекты. Есть персонаж по имени Космонавт Гречка, он механик и отвечает также за волю, добавляя в сон такие атрибуты, которые заставят человека встать на ноги и ворсить. Ну, Овца усыпляет, Жирафа – секретарша. Изначально мы хотели брать историю, основанную на реальных событиях, и окружать нереальными обстоятельствами…

Я так понимаю, Ваши экзерсисы – это переработка эзотерического мейнстрима?

Да, точно. Под подушкой держим трехтомник «Осознанные сновидения». Сценарий нам пишет Георгий Ереза – он открыл в Москве школу гипноза.

Так Вы считаете, можно шутить с эзотерикой?

Конечно. Нет вещей, над которыми шутить нельзя. Смотря, что считать шуткой, а что – продолжением отношения к жизни. Если пообщаться со старцами, светлыми людьми, людьми, которые сами испытали это все, получили благодать, для них характерны простота, легкость бытия и… юмор. А что касается эзотерического мейнстрима, то вот Вербер – самый что ни на есть мейнстрим – пишет, что ангелы побеждали чертей любовью и юмором, любовью защищаясь как щитом и бросая юмор как камни. Естественно, что Фрейд и Кастанеда были «обстёбаны»задолго до нас, так что то, что мы делаем можно назвать таким пост-пост-модернизмом…

И кого думаете посмешить?

Да мы всегда для хипстеров работали. А если хипстер полюбит, то уже и орехи придут.

Так… я опять не понимаю что зашифровано.

Все говорят, что нужно разговаривать со зрителем на его языке, а я считаю, что необходимо создать некую школу зрителя, которая начнется с того, что будет обламывать его ожидания, потому что со стереотипным восприятием мы далеко не уйдем…

Гипноз Вам в помощь!

Гипноз нам, да, тут бы очень помог, но это будет уже в другом нашем проекте…

 

Беседовала Алена Михайлова
Фотографии: Алексей Семенюк

Еще на эту тему

Юбилей на сцене: «сладкая жизнь» Михаила Ефремова

За день до своего 55-летия Михаил Ефремов продемонстрировал зрителям тысячного зала терпение, выносливость и дружелюбный характер.

Загадка «Влюблённого Шекспира»

В основе нового спектакля Театра им. Пушкина оскароносный и лишающий дара речи сценарий Тома Стоппарда. Конечно, конкурировать с шедевром и впечатляющим актёрским составом фильма, мог решиться только безумец. Талантливый и дерзкий. Такой, как Евгений Писарев.

Победители «Золотой маски» взялись за руки, чтобы найти дорогу к свету

На 24-й театральной церемонии цитировали великих поэтов, писателей, говорили о свободе, о духовности, о мире, об единении... и напевали строки Булата Окуджавы: «Возьмемся за руки, друзья, чтобы не пропасть поодиночке».


Поделиться:

Добавить комментарий

афиша
новости

Фестиваль индийского кино Bollywood Film Festival

Третий фестиваль индийского кино Bollywood Film Festival пройдет сразу в пяти городах России с 30 января по 3 февраля. Зрители...

Версия без слов по мотивам пьесы А. Камю

Образ знаменитого римского императора Гая Цезаря по прозвищу Калигула до сих пор продолжает жить, перерождаясь из века в век в...

Битва за урожай

11 января в Крокин галерее открывается выставка Антона Чумака «Битва за урожай» — живопись, объекты. Этот проект — попытка применить...

Зимний международный фестиваль искусств в Сочи

С 14 по 24 февраля 2019 года в Сочи будет проходить один из самых известных и значимых культурных форумов, проходящих...

Шедевры живописи. Арфа и саксофон

На выступления Александра Болдачёва стремятся попасть все те, кто любит классическую музыку, ценит виртуозную игру и наслаждается подлинным исполнительским мастерством.

«Гастрономическая карта России» познакомила Заполярье со «Вкусом Арктики»

Для команды это был и вызов, и эксперимент. Фудтраки ГАЗель NEXT специальной серии более 8 часов работали в автономном режиме на горнолыжном склоне при температуре -15.

Немаленький принц растрогал зрителей

Это увлекательное путешествие в мир образов любимого всеми произведения, через призму персонального восприятия главной героини. Постановка раскрывает тему преемственности поколений, передачи навыков, знаний, житейской мудрости от поколения к поколению.

В Москве обсудили методические рекомендации для обучения в автошколах

По мнению президента Общенационального союза автопрофессионалов «Гильдия автошкол» России Сергея Лобарева, автошколам необходимо давать больше практических занятий водителям.
FACEBOOK
ВКОНТАКТЕ
Афиша

Фестиваль индийского кино Bollywood Film Festival

Третий фестиваль индийского кино Bollywood Film Festival пройдет сразу в пяти городах России с 30 января по 3 февраля. Зрители...

Версия без слов по мотивам пьесы А. Камю

Образ знаменитого римского императора Гая Цезаря по прозвищу Калигула до сих пор продолжает жить, перерождаясь из века в век в...

Битва за урожай

11 января в Крокин галерее открывается выставка Антона Чумака «Битва за урожай» — живопись, объекты. Этот проект — попытка применить...

Зимний международный фестиваль искусств в Сочи

С 14 по 24 февраля 2019 года в Сочи будет проходить один из самых известных и значимых культурных форумов, проходящих...

Премьера: «Чудеса за два часа» в театре Надежды Бабкиной

Два дня — 12 и 13 января на сцене театра «Русская песня» – мюзикл для всей семьи «Всему свое время...
Журнал Eclectic Адрес:
Алтуфьевское шоссе, д. 100, офис 1, Москва, Россия.
Телефон: +7 (499) 909-99-99 Email: Сайт: http://eclectic-magazine.ru/