новости

Неизвестный Шостакович

Неизвестная ранее пьеса «Экспромт» знаменитого советского композитора и музыканта Дмитрия Дмитриевича Шостаковича обнаружена в личном фонде Народного артиста РСФСР Вадима Борисовского.

Главное архивное управление города Москвы включило ранее неизвестное произведение Дмитрия Дмитриевича Шостаковича в Государственный реестр уникальных документов Архивного фонда Москвы.

Неизвестная ранее пьеса «Экспромт» знаменитого советского композитора и музыканта Дмитрия Дмитриевича Шостаковича обнаружена в личном фонде Народного артиста РСФСР Вадима Борисовского, хранящегося в государственном архиве столицы. Об этом сообщила пресс-служба Главного архивного управления города Москвы.

Исключительная ценность автографа пьесы «Экспромт» для изучения композиторского феномена Шостаковича и истории отечественного музыкального искусства в целом, представляется несомненной. Подлинность и уникальность рукописи подтверждены заключениями экспертов  Российского института истории искусств и Архива Д.Д. Шостаковича  Музея музыкальной культуры им. М.И. Глинки.

Автограф состоит из 2-х разрозненных листов, заполненных рукой автора с лицевых сторон. На одном листе выписана партитура альта, а на другом – партитура сочинения. Пьеса (миниатюра) озаглавлена «Экспромт», снабжена темповыми обозначениями (Adagio – Allegro); в правых верхних углах проставлены роспись, номер опуса 33, дата и место создания (2/V 1931, Ленинград). Под нотным текстом партии альта имеется дарственная надпись: «Дорогому Александру Михайловичу на память о нашем знакомстве. Д. Шостакович 2/V 1931, Ленинград». По мнению музыковедов, адресатом дарственной надписи был Александр Михайлович Рывкин, альтист, один из основателей Квартета им. Глазунова. Обстоятельства первой встречи Шостаковича с Рывкиным и причины, по которым подаренная Рывкину пьеса «Экспромт» в результате попала к другому альтисту, Вадиму Борисовскому, пока неизвестны и требуют отдельного изучения. Однако, согласно дарственной надписи уже можно утверждать, что знакомство композитора с альтистом, ознаменовавшееся новым опусом, произошло 2 мая 1931 года, в день сочинения и дарения.

По словам экспертов, пьеса сочинялась спонтанно, «на случай»: об этом говорят ее название, точная дата и дарственная надпись. Текст в автографе представлен характерной для Шостаковича «скорописью». В партитуре композитор пользуется знаками повторов в  аккомпанементе, а в нижней части листа, из-за нехватки места, сокращает партию фортепиано до одной строки. Однако нотный текст пьесы полностью читается, а в концерте – легко реконструируется, и может быть исполнен. Миниатюра снабжена номером опуса — свидетельством высокой авторской оценки композитора в момент создания произведения, позволившей Д.Д. Шостаковичу включить написанную в «один присест» камерно-инструментальную миниатюру в свой «Список сочинений» (опусник). Впоследствии опусный номер 33 Шостакович отдаст музыке к кинофильму «Встречный» («Песня о встречном», Нас утро встречает прохладой…).

Внимания заслуживает и тот факт, что единственным примером тембрового сочетания альта и фортепиано в камерно-инструментальном наследии Шостаковича до сих пор считалась Соната для альта и фортепиано опус 147 (1975 год), последнее сочинение композитора. Пьеса «Экспромт» доказывает, что у гениальной Альтовой сонаты был тембровый предшественник.

На основании предоставленного специалистами заключения, Центральная экспертная комиссия Главархива Москвы включила нотный автографа Д. Д. Шостаковича —  пьесы для альта и фортепиано «Экспромт»  — в Государственный реестр уникальных документов Архивного фонда Москвы. Государственный реестр уникальных документов Архивного фонда Москвы размещен на официальном сайте Мэра Москвы на карточке Главного архивного управления города Москвы в разделе «Документы».

Фото: Главное архивное управление города Москвы

Еще на эту тему

Японские императоры «озолотили» российских звезд

От японских косметологов недавно в России узнали о чудодейственных омолаживающих масках для лица из золота. До сих пор в Индии в оздоровительных целях золото применяют внутрь в форме порошка или таблеток, а долгожители-японцы добавляют тонкую золотую фольгу в воду или саке.

«Москва, ты в памяти моей останешься…»

В Международном Художественном Фонде прошел авторский международный выставочный проект «Marany Art gallery» и МОО Творческого союза «Кисть бесконечности» «Москва, ты в памяти моей останешься…»

Большая и еще больше

Бленды для любителей очень больших чашек кофе изобрели В NESCAFÉ® Dolce Gusto®


Поделиться:

Добавить комментарий

афиша
новости

Вечер памяти Ильи Кормильцева

10 декабря в клубе Мумий Тролль Music Bar состоится творческий вечер «Прогулки по воде», посвященный памяти Ильи Кормильцева — поэта,...

Узнай, «Чего хочет Джульетта»

С 7 декабря в прокат выходить французская комедия «Чего хочет Джульетта». Можно не только посмотреть фильм, но и выиграть поездку...

История искусства середины ХХ века

7 декабря Галерея ARTSTORY приглашает на лекцию «История искусства середины ХХ века,  рассказанная художниками и их добрыми знакомыми» в рамках...

Проект «Революция 360» в формате VR

Со 2 по 4 декабря в Центре дизайна ARTPLAY пройдет мультимедийный проект «Революция». В его рамках будут представлены фильмы в...

Новогодний клип БРАНДО догнал новое видео Дудя в YouTube

Анимационное lyrics video «Новогодняя» московской инди-поп группы БРАНДО вышел в тренды русского YouTube. Романтический дэнс-боевик за несколько часов с момента релиза занял вторую позицию в рейтинге популярности канала и едва не обогнал новое видео Юрия Дудя.

Японские императоры «озолотили» российских звезд

От японских косметологов недавно в России узнали о чудодейственных омолаживающих масках для лица из золота. До сих пор в Индии в оздоровительных целях золото применяют внутрь в форме порошка или таблеток, а долгожители-японцы добавляют тонкую золотую фольгу в воду или саке.

«Москва, ты в памяти моей останешься…»

В Международном Художественном Фонде прошел авторский международный выставочный проект «Marany Art gallery» и МОО Творческого союза «Кисть бесконечности» «Москва, ты в памяти моей останешься…»

Великой Люсе

Фотохудожник и режиссер Аслан Ахмадов запустил клаудфайдинговый проект по сбору средств для выпуска уникальной книги фотографий, посвященной великой Людмиле Марковне Гурченко.
FACEBOOK
ВКОНТАКТЕ
Афиша

Вечер памяти Ильи Кормильцева

10 декабря в клубе Мумий Тролль Music Bar состоится творческий вечер «Прогулки по воде», посвященный памяти Ильи Кормильцева — поэта,...

Узнай, «Чего хочет Джульетта»

С 7 декабря в прокат выходить французская комедия «Чего хочет Джульетта». Можно не только посмотреть фильм, но и выиграть поездку...

История искусства середины ХХ века

7 декабря Галерея ARTSTORY приглашает на лекцию «История искусства середины ХХ века,  рассказанная художниками и их добрыми знакомыми» в рамках...

Проект «Революция 360» в формате VR

Со 2 по 4 декабря в Центре дизайна ARTPLAY пройдет мультимедийный проект «Революция». В его рамках будут представлены фильмы в...

Передвижники и импрессионисты. На пути в XX век

30 ноября 2017 года в ГМИИ им. А.С. Пушкина открывается выставка «Передвижники и импрессионисты. На пути в ХХ век». Выставка...
Журнал Eclectic Адрес:
Алтуфьевское шоссе, д. 100, офис 1, Москва, Россия.
Телефон: +7 (499) 909-99-99 Email: Сайт: http://eclectic-magazine.ru/