театр

Победители «Золотой маски» взялись за руки, чтобы найти дорогу к свету

На 24-й театральной церемонии цитировали великих поэтов, писателей, говорили о свободе, о духовности, о мире, об единении... и напевали строки Булата Окуджавы: «Возьмемся за руки, друзья, чтобы не пропасть поодиночке».

24 Российская Национальная театральная премия и фестиваль «Золотая маска» войдет в историю как одна из самых строгих и лаконичных. Черный цвет преобладал в декорациях сцены Большого театра, в костюмах ведущих, гостей и номинантов.

Лев Додин

Елизавета Боярская, номинированная на «Маску» за роль Саши в постановки театра Наций «Иванов», свой черный наряд объяснила трауром по учителю, руководителю своего мужа Максима Матвеева Олега Табакова. Легендарный руководитель МХТ, актер, педагог Олег Табаков в прошлом году получил «Золотую маску» «За вклад в театральное искусство». А теперь, когда уже его нет с нами, его вспоминали со сцены ученики и партнеры. В частности, обладательница «Золотой маски» в номинации «Женская роль второго плана в драме», выпускница Школы-студии МХАТ Анастасия Лебедева. Молодая актриса стала обладательницей «Золотой маски» за роль Манке в постановке Юрия Бутусова пьесы Брехта «Барабаны в ночи». Юрий Николаевич на церемонии находился в компании худрука театра имени Пушкина Евгения Писарева, и актеров этого театра, а «Золотую маску» в номинации «Лучшая режиссера в драме» получил за постановку пьесы «Дядя Ваня» в театре Ленсовета Санкт-Петербурга. Актер Сергей Мигицко, которого все мы знаем по кино как Андерсена в фильме Эльдара Рязанова «Андерсен. История без любви», в спектакле Бутусова сыграл профессора Серебрякова, и всячески поддерживал Юрия Николаевича в непростой жизненный период даже на этой церемонии.  Известно, что из-за разногласий с дирекцией театра имени Ленсовета Юрий Бутусова сегодня «в свободном плавании». Он ставит спектакль в Московском Художественном театре, и скоро приступит к работе в театре Вахтангова над романом Сервантеса «Дон Кихот».

К сожалению, ведущие театры Москвы – вахтанговский и МХТ на этот раз остались без «Золотых масок». Председатель экспертного совета «Золотой маски» Алексей Бартошевич – ведущий специалист по Шекспиру, по античной литературе, не оценил высоко ни постановку трагедии Софокла Римаса Туминаса «Эдип», ни «Короля Лира» театра-студии «Грань» из Новокуйбушевска, ни «Розенкранца и Гильденстерна» театра юных зрителей Санкт-Петербурга. По мнению профессионального жюри, победу в главной номинации «Лучший спектакль в драме. Большая форма» завоевал спектакль Льва Додина по Брехту «Страх. Любовь. Отчаяние». Лев Додин каждый год получает «Золотую маску» в той или иной номинации, их у него их целая коллекция. По признанию режиссера, «хранит их дома, и относится к ним как средству театрального пиара». «Дело, которым мы занимаемся, далеко от соревнований и конкурсов. Эти церемонии, в частности, «Золотая маска», подогревает интерес публики к театру, что уже не плохо, но никакой серьезной идеи не преследует», — объяснил он.

Лев Додин, получая «Золотую маску» от президента фестиваля Игоря Костолевского, призвал художников «затрагивать серьезные темы, не бояться поднимать острые вопросы и делать все, чтобы спасти мир, который находится на грани взрыва».

С серьезной речью к публике обратилась легенда театра и кино Алла Демидова. Алла Сергеевна получила «Золотую маску» за спектакль по произведению Анны Ахматовой «Ахматова. Поэма без героя». Алла Сергеевна много занимается творчеством Анны Андреевны, написала несколько книг о ее жизни и поэзии, и все свои знания, чувства отдала этой постановке, инициатором которой выступил Кирилл Серебренников.

Игорь Костолевский, Ингеборга Дапкунате, Алла Демидова

Пользуясь именем Анны Ахматовой и ее «Поэмой», написанной в предвоенный 40-й год, Демидова напомнила театральному сообществу об ответственности перед словом, публикой и местом художника на сцене:

— Я помню времена, когда начинал играть на сцене Московского Художественного театра Иннокентий Смоктуновский, помню как рождалась Таганка, и все ее взлеты и взрывы, в которых участвовала. Я помню, как театр рифмовался с духовностью.  А сегодня, на мой взгляд, театр находится на перепутье, и мы, артисты, потеряли дорогу к истинному театру. Сегодня театр путают с эстрадой, требуя от драматических спектаклей зрелищности, а нас, артистов, называют клоунами и скоморохами, — с горечью говорила со сцены Большого театра Алла Демидова.

Алла Сергеевна никогда не участвовала в сомнительных театральных проектах, не играла в плохих фильмах, и в ее отменном чувстве вкуса и стиля никто не сомневается. Но она посмотрела на своих коллег в зале, на той же сцене, и увидела, что многие из них не брезгуют участвовать во всех театральных затеях, за которые платят деньги, и все-таки не промолчала по этому поводу:

— Мы сами виноваты за то, что к нам относятся несерьезно. Я застала стариков МХАТа, и вот к ним относились серьезно, и к Смоктуновскому – серьезно. Сегодня актеры как дети играют в свои игры, включая театральные премии, забывая о том, что у нас один ключ к счастью и к свободе, и этот ключ — в духовности, — заметила Алла Демидова.

Алла Демидова, не боясь выглядеть старомодной на фоне молодых актрис: Юлии Хлыниной и Ингеборги Дапкунайте, процитировала пушкинского «Пророка», с финальной строкой: «глаголом жги сердца людей».

Если вторая, драматическая часть церемонии проходила торжественно-грустно (сказалась и недавняя смерть режиссера Михаила Угарова), то первая, музыкальная задала церемонии оптимистический тон. Теодор Курентзис увез в Пермский театр оперы и балета очередную «Золотую. маску», а точнее, несколько «Масок» за спектакль «Золушка». Курентзис сказал о своей работе над сказкой Шарля Перро, где о выступил и дирижером, и участником спектакля:

— В сказках бывает больше правды и реализма, чем в серьезных драматических произведениях. «Золушка» — сказка о любви, о чести, о верности, а любовь — самое главное, что есть в мире, и самое реальное. «Золотая маска» как сказка должна объединять людей и давать надежду, любовь, свет», — сказал руководитель Пермского театра оперы и балета Теодор Курентзис.

Теодор Курентзис

У Московского театра На Таганке — первая большая победа после ухода создателя театра Юрия Любимова. Лучшим спектаклем в категории «Оперетта/мюзикл» стал «Суинни Тодд. Маньяк-цирюльник с Флит-Стрит» Алексея Франдетти. Директор театра Ирина Апексимова поделилась радостью победы:

— Труппа театра На Таганке всегда была самой поющей, самой танцующей, самой легкой и самой экспериментальной, поэтому мы поставили хулиганскую пьесу «Суинни Тодд. Маньяк-цирюльник с Флит-Стрит» и получили «Золотую маску».

На 24-й театральной церемонии цитировали великих поэтов, писателей, говорили о свободе, о духовности, о мире, об единении… и напевали строки Булата Окуджавы: «Возьмемся за руки, друзья, чтобы не пропасть поодиночке».

Анжелика Заозерская
Фото: Георгий Авраменко, Дмитрий Дубинский/goldenmask.ru


Поделиться:

Добавить комментарий

афиша
новости

Мобильное кино выходит в прокат

«Смерть нам к лицу» —  полноценный полнометражный фильм, полностью снятый на мобильный телефон, в том числе самими актерами. Он выходит...

Звезды «Романсиады» в Кремле

В Большом зале Кремлевского дворца 1 февраля состоится концерт из цикла «Звезды «Романсиады» в Кремле» – концертная программа «Международный день...

Песни о любви в Татьянин день

22 января Симфонический оркестр Москвы «Русская филармония» и Арт-Проект «ТенорА XXI века» исполнят в концерте самые красивые песни о любви...

Цифровая живопись или Сезонные колебания архитектора

В пространстве Cube.Moscow открывается выставка известного архитектора Ивана Шалмина, на которой он впервые покажет свои живописные произведения. Уже много лет...

Фестиваль Юрия Башмета впервые пройдет в Москве

Организаторы Зимнего международного фестиваля искусств под управлением народного артиста СССР, маэстро Юрия Башмета раскрыли его подробности. Но оставили интригу.

«Гастрономическая карта России» иностранной прессе

«Гастрономическая карта России» представила регионы «От Сибири до Северного Кавказа» на ежегодном новогоднем приеме Сергея Лаврова для иностранных журналистов.

Новая песня Таисии Повалий о первой любви

Певица – счастливая жена, мать и бабушка. Она прекрасно выглядит, много выступает и находит время для общения с внуком.

Алена Кравец отвоевала дочку и дом у бывшего мужа

Певица, ведущая, дизайнер и светская львица Алена Кравец провела новогодние праздники с дочерью Даниэлой. Мама и дочь не расстаются ни на секунду.

FACEBOOK
ВКОНТАКТЕ

Афиша

Мобильное кино выходит в прокат

«Смерть нам к лицу» —  полноценный полнометражный фильм, полностью снятый на мобильный телефон, в том числе самими актерами. Он выходит...

Звезды «Романсиады» в Кремле

В Большом зале Кремлевского дворца 1 февраля состоится концерт из цикла «Звезды «Романсиады» в Кремле» – концертная программа «Международный день...

Песни о любви в Татьянин день

22 января Симфонический оркестр Москвы «Русская филармония» и Арт-Проект «ТенорА XXI века» исполнят в концерте самые красивые песни о любви...

Цифровая живопись или Сезонные колебания архитектора

В пространстве Cube.Moscow открывается выставка известного архитектора Ивана Шалмина, на которой он впервые покажет свои живописные произведения. Уже много лет...

Познавательный спектакль «Путешествие в космос»

02 февраля в театральном зале Госконцерта на Пушечной пройдет познавательный спектакль для детей — «Путешествие в космос» театра «Комикс». На сигнал из...

Журнал Eclectic Адрес:
Алтуфьевское шоссе, д. 100, офис 1, Москва, Россия.
Телефон: +7 (499) 909-99-99 Email: web@aaph.ru Сайт: http://eclectic-magazine.ru/