театр

Победители «Золотой маски» взялись за руки, чтобы найти дорогу к свету

На 24-й театральной церемонии цитировали великих поэтов, писателей, говорили о свободе, о духовности, о мире, об единении... и напевали строки Булата Окуджавы: «Возьмемся за руки, друзья, чтобы не пропасть поодиночке».

24 Российская Национальная театральная премия и фестиваль «Золотая маска» войдет в историю как одна из самых строгих и лаконичных. Черный цвет преобладал в декорациях сцены Большого театра, в костюмах ведущих, гостей и номинантов.

Лев Додин

Елизавета Боярская, номинированная на «Маску» за роль Саши в постановки театра Наций «Иванов», свой черный наряд объяснила трауром по учителю, руководителю своего мужа Максима Матвеева Олега Табакова. Легендарный руководитель МХТ, актер, педагог Олег Табаков в прошлом году получил «Золотую маску» «За вклад в театральное искусство». А теперь, когда уже его нет с нами, его вспоминали со сцены ученики и партнеры. В частности, обладательница «Золотой маски» в номинации «Женская роль второго плана в драме», выпускница Школы-студии МХАТ Анастасия Лебедева. Молодая актриса стала обладательницей «Золотой маски» за роль Манке в постановке Юрия Бутусова пьесы Брехта «Барабаны в ночи». Юрий Николаевич на церемонии находился в компании худрука театра имени Пушкина Евгения Писарева, и актеров этого театра, а «Золотую маску» в номинации «Лучшая режиссера в драме» получил за постановку пьесы «Дядя Ваня» в театре Ленсовета Санкт-Петербурга. Актер Сергей Мигицко, которого все мы знаем по кино как Андерсена в фильме Эльдара Рязанова «Андерсен. История без любви», в спектакле Бутусова сыграл профессора Серебрякова, и всячески поддерживал Юрия Николаевича в непростой жизненный период даже на этой церемонии.  Известно, что из-за разногласий с дирекцией театра имени Ленсовета Юрий Бутусова сегодня «в свободном плавании». Он ставит спектакль в Московском Художественном театре, и скоро приступит к работе в театре Вахтангова над романом Сервантеса «Дон Кихот».

К сожалению, ведущие театры Москвы – вахтанговский и МХТ на этот раз остались без «Золотых масок». Председатель экспертного совета «Золотой маски» Алексей Бартошевич – ведущий специалист по Шекспиру, по античной литературе, не оценил высоко ни постановку трагедии Софокла Римаса Туминаса «Эдип», ни «Короля Лира» театра-студии «Грань» из Новокуйбушевска, ни «Розенкранца и Гильденстерна» театра юных зрителей Санкт-Петербурга. По мнению профессионального жюри, победу в главной номинации «Лучший спектакль в драме. Большая форма» завоевал спектакль Льва Додина по Брехту «Страх. Любовь. Отчаяние». Лев Додин каждый год получает «Золотую маску» в той или иной номинации, их у него их целая коллекция. По признанию режиссера, «хранит их дома, и относится к ним как средству театрального пиара». «Дело, которым мы занимаемся, далеко от соревнований и конкурсов. Эти церемонии, в частности, «Золотая маска», подогревает интерес публики к театру, что уже не плохо, но никакой серьезной идеи не преследует», — объяснил он.

Лев Додин, получая «Золотую маску» от президента фестиваля Игоря Костолевского, призвал художников «затрагивать серьезные темы, не бояться поднимать острые вопросы и делать все, чтобы спасти мир, который находится на грани взрыва».

С серьезной речью к публике обратилась легенда театра и кино Алла Демидова. Алла Сергеевна получила «Золотую маску» за спектакль по произведению Анны Ахматовой «Ахматова. Поэма без героя». Алла Сергеевна много занимается творчеством Анны Андреевны, написала несколько книг о ее жизни и поэзии, и все свои знания, чувства отдала этой постановке, инициатором которой выступил Кирилл Серебренников.

Игорь Костолевский, Ингеборга Дапкунате, Алла Демидова

Пользуясь именем Анны Ахматовой и ее «Поэмой», написанной в предвоенный 40-й год, Демидова напомнила театральному сообществу об ответственности перед словом, публикой и местом художника на сцене:

— Я помню времена, когда начинал играть на сцене Московского Художественного театра Иннокентий Смоктуновский, помню как рождалась Таганка, и все ее взлеты и взрывы, в которых участвовала. Я помню, как театр рифмовался с духовностью.  А сегодня, на мой взгляд, театр находится на перепутье, и мы, артисты, потеряли дорогу к истинному театру. Сегодня театр путают с эстрадой, требуя от драматических спектаклей зрелищности, а нас, артистов, называют клоунами и скоморохами, — с горечью говорила со сцены Большого театра Алла Демидова.

Алла Сергеевна никогда не участвовала в сомнительных театральных проектах, не играла в плохих фильмах, и в ее отменном чувстве вкуса и стиля никто не сомневается. Но она посмотрела на своих коллег в зале, на той же сцене, и увидела, что многие из них не брезгуют участвовать во всех театральных затеях, за которые платят деньги, и все-таки не промолчала по этому поводу:

— Мы сами виноваты за то, что к нам относятся несерьезно. Я застала стариков МХАТа, и вот к ним относились серьезно, и к Смоктуновскому – серьезно. Сегодня актеры как дети играют в свои игры, включая театральные премии, забывая о том, что у нас один ключ к счастью и к свободе, и этот ключ — в духовности, — заметила Алла Демидова.

Алла Демидова, не боясь выглядеть старомодной на фоне молодых актрис: Юлии Хлыниной и Ингеборги Дапкунайте, процитировала пушкинского «Пророка», с финальной строкой: «глаголом жги сердца людей».

Если вторая, драматическая часть церемонии проходила торжественно-грустно (сказалась и недавняя смерть режиссера Михаила Угарова), то первая, музыкальная задала церемонии оптимистический тон. Теодор Курентзис увез в Пермский театр оперы и балета очередную «Золотую. маску», а точнее, несколько «Масок» за спектакль «Золушка». Курентзис сказал о своей работе над сказкой Шарля Перро, где о выступил и дирижером, и участником спектакля:

— В сказках бывает больше правды и реализма, чем в серьезных драматических произведениях. «Золушка» — сказка о любви, о чести, о верности, а любовь — самое главное, что есть в мире, и самое реальное. «Золотая маска» как сказка должна объединять людей и давать надежду, любовь, свет», — сказал руководитель Пермского театра оперы и балета Теодор Курентзис.

Теодор Курентзис

У Московского театра На Таганке — первая большая победа после ухода создателя театра Юрия Любимова. Лучшим спектаклем в категории «Оперетта/мюзикл» стал «Суинни Тодд. Маньяк-цирюльник с Флит-Стрит» Алексея Франдетти. Директор театра Ирина Апексимова поделилась радостью победы:

— Труппа театра На Таганке всегда была самой поющей, самой танцующей, самой легкой и самой экспериментальной, поэтому мы поставили хулиганскую пьесу «Суинни Тодд. Маньяк-цирюльник с Флит-Стрит» и получили «Золотую маску».

На 24-й театральной церемонии цитировали великих поэтов, писателей, говорили о свободе, о духовности, о мире, об единении… и напевали строки Булата Окуджавы: «Возьмемся за руки, друзья, чтобы не пропасть поодиночке».

Анжелика Заозерская
Фото: Георгий Авраменко, Дмитрий Дубинский/goldenmask.ru

Еще на эту тему

Настоящая «Синяя птица» в горьковском МХАТе

В спектакле «Синяя птица» по пьесе Мориса Метерлинка есть строки, которые служат напутствием для детей уже больше века.

Искрометное путешествие назад в СССР

Создатели спектакля как будто завладели волшебной машиной времени. Щелчок, пошел обратный отсчет времени, и вы оказываетесь в далеких 80-х.

Место встречи изменить нельзя: «Дом 19/07»

Спектакль-роман, спектакль-сериал, спектакль-экскурсия, спектакль-мистерия: о человеческих страстях, среди которых любовь, деньги, карты, наслаждения и желания.


Поделиться:

Добавить комментарий

афиша
новости

 Мужской род, единственное число

23 февраля в День защитника Отечества в Фольклорном центре Людмилы Рюминой состоится праздничный  показ комедийного спектакля «Мужской род, единственное число»....

Игра с шедеврами: от Анри Матисса до Марины Абрамович

До 14 апреля Еврейский музей и центр толерантности представляет адаптированную для незрячих и слабовидящих людей выставку «Игра с шедеврами: от...

Легенда о дуновении ветра

19 февраля на сцене Большого зала Государственного Кремлевского Дворца пройдет мировая премьера спектакля «Легенда о дуновении ветра» театра оперы и...

Гершвин-Гала

8 апреля 2019 в Большом зале Московской консерватории пройдет грандиозный концерт, который объединит музыку двух великих композиторов ХХ века –...

Через снега, снега – голоса Ирины Широкой

В галерее Классической фотографии на Саввинской набережной Москвы Ирина Широкая сыграет свой спектакль «Мой Пушкин». Февраль – месяц ухода в мир иной Александра Сергеевича.

Гастрономическая дипломатия в действии

В 2019 году планируется провести мобильные фестивали в российских регионах, территории которых входят в состав Евроарктического региона.

Зимний фестиваль не покинет Сочи

Появившиеся слухи о том, что фестиваль этого года может стать последним, обеспокоили всех – от журналистов до горожан.

«Теремок»: матрешка в бочке

Крупнейшая в России сеть fast casual ресторанов «Теремок» объявляет о смене логотипа. Фирменная матрешка будет заменена на новый, специально разработанный символ, текстовое написание слова «Теремок» останется неизменным.

FACEBOOK
ВКОНТАКТЕ
Афиша

 Мужской род, единственное число

23 февраля в День защитника Отечества в Фольклорном центре Людмилы Рюминой состоится праздничный  показ комедийного спектакля «Мужской род, единственное число»....

Игра с шедеврами: от Анри Матисса до Марины Абрамович

До 14 апреля Еврейский музей и центр толерантности представляет адаптированную для незрячих и слабовидящих людей выставку «Игра с шедеврами: от...

Легенда о дуновении ветра

19 февраля на сцене Большого зала Государственного Кремлевского Дворца пройдет мировая премьера спектакля «Легенда о дуновении ветра» театра оперы и...

Гершвин-Гала

8 апреля 2019 в Большом зале Московской консерватории пройдет грандиозный концерт, который объединит музыку двух великих композиторов ХХ века –...

Путешествия по снам в галерее ARTSTORY

14 февраля галерея ARTSTORY представляет выставочный проект «ПУТЕШЕСТВИЯ ПО СНАМ». В экспозиции представлены работы 50-ти художников самых разных направлений –...
Журнал Eclectic Адрес:
Алтуфьевское шоссе, д. 100, офис 1, Москва, Россия.
Телефон: +7 (499) 909-99-99 Email: Сайт: http://eclectic-magazine.ru/