Портрет в Нью-Йорке

Ольга Дыховичная в тандеме с Ангелиной Никоновой сняла легкую комедию «Велкам хом» в жанре независимого американского кинематографа. На прошлой неделе фильм вышел в прокат, а Eclectic поговорил с Ольгой о нем


720Имена Ангелины Никоновой и Ольги Дыховичной прочно ассоциируются с провокационным феминистским кино.
Их нашумевший дебют «Портрет в сумерках», в котором радикально исследовалась история любви палача и жертвы, кинокритики сравнивали с «Ночным портье» Лилианы Кавани, с «Юрьевым днем» Кирилла Серебренникова. От следующей работы творческого тандема ждали нового скандала, но девушки ловко всех провели, сделав легкую комедию «Велкам хом» в жанре независимого американского кино — инди-комедии в духе Вуди Аллена и Тодда Солондза.

Актриса, режиссер документальных фильмов, телеведущая, директор кинофестиваля «2morrow/Завтра» Ольга Дыховичная рассказала Eclectic о том, куда приводят мечты, для чего нужен шок в кино и почему она пока не планирует свой игровой дебют.

1-444Ольга, согласно вашей типологии, «есть фильмы, вызывающие сильные эмоции; есть фильмы, позволяющие пережить опыт, которого у тебя в жизни не было и не будет; а есть фильмы, заставляющие думать или наслаждаться просто тем, что ты живешь здесь и сейчас». К какой категории вы относите «Велкам хом»?

«Велкам хом» — это про «пережить тот опыт, которого у вас не было». Вряд ли у кого-то за целую жизнь получится пройти через весь набор драматических коллизий фильма: стать эмигрантом, танцевать в стрип-клубе, убегать от полиции, участвовать в армянском жертвоприношении — матахе (кстати, во время съемок наша овечка не пострадала!). Да и «стороны» любовного треугольника у нас очень необычные: девушка из Омска, британский кинорежиссер и армянский продавец ковров. Все герои выбрали Нью-Йорк как место реализации своей мечты, и кино рассказывает о том, что случится дальше. Как говорится, «бойтесь своих желаний».

В эпоху глобализации понятия «дом» и «родина» больше не определяются местом рождения человека, а наполняются смыслом им самим. Как вы считаете — что нужно, чтобы чужбина стала домом?

Как известно, человека, получившего грин-карту, в аэропорту США встречают фразой «Welcome home». Конечно, это приветствие чисто формальное и совсем не соответствует реальности. Процесс, когда тебя вырывают с корнями из родной почвы и пересаживают в другую, в любом случае не проходит безболезненно. Часть фильма мы снимали в Нью-Йорке, и я имела возможность пообщаться с нашими бывшими соотечественниками. Многие из них переезжали в США уже в достаточно зрелом возрасте, и нередко им приходилось менять профессию, в которой они состоялись на родине, и начинать все с нуля. Эмиграция — далеко не счастливый удел: скорее, это серьезнейшее испытание. Я бы сказала, Брайтон-Бич — одно из самых грустных мест на Земле, потому что люди, приехавшие из красивейших городов — Волгограда, Краснодара, Владивостока, — в итоге оказываются скованы одним вот этим районом. Это отсутствие новых впечатлений, это бульон, который давно-давно варится: из него уже все выпарилось, а он еще как-то по инерции продолжает бурлить.

2А что лично для вас значит дом?

Для меня это понятие неразрывно связано с реальным домом, где я живу уже 15 лет. Его стены действительно стали родными: с ними связано так много переживаний — мои личные истории, победы и поражения… Там так много «про мою жизнь», что другой фантазии на тему «хочу домой» у меня просто нет — я вижу только свой дом.

В вашей предыдущей совместной работе с режиссером Ангелиной Никоновой — драме «Портрет в сумерках» — содержался протест против «вуайеристского» кино, радикальный отказ от зрелищности. Можно ли сказать, что в своей новой картине вы пошли навстречу зрителям и диаметрально поменяли жанр?

Да, так и есть: Ангелина Никонова изменила жанр, в котором она дебютировала как режиссер. «Велкам хом» — очень зрительская история, смешная, ироническая, легко рассказывающая о серьезных вещах. Все дело в том, что у каждого фильма свои задачи. «Портрет в сумерках» — жесткая, тяжелая драма, с откровенными сценами, вызывающими разные чувства у зрителей. Мы неслучайно определили жанр этого фильма как шок-мелодрама. Шок — это инструмент режиссера, с помощью которого он пытается как-то растормошить зрителя, дать ему повод задуматься и, возможно, переосмыслить некоторые вещи. В «Портрете в сумерках» мы искали новый способ реагирования на жестокость: это дать любовь человеку, пусть даже недостойному твоей любви. Только так можно разорвать этот бесконечный круг насилия: собака укусила хозяина, хозяин побил жену, жена побила сына, а сын побил собаку. А ведь достаточно кому-то одному вырваться из этого кольца и остановить цепную реакцию, прежде всего — человеческим сочувствием. Но так как это кино и его нужно делать зрелищным, там возникла тема страсти: именно чувственная любовь моей героини помогла остановить насилие.

3По вашему мнению, как кино должно влиять на зрителя?

Как зритель я люблю, когда кино заставляет меня чувствовать, переживать и сопереживать. Я всегда больше слежу за психологией отношений, за развитием характеров, чем обращаю внимание на то, как красиво снят тот или иной кадр. Я благодарна, если режиссер дает мне возможность почувствовать жизнь совершенно незнакомого мне человека, когда к концу фильма этот герой становится мне другом, за которого я переживаю как за кого-то близкого. Для меня это развитие каких-то моих собственных душевных качеств. При этом кино необязательно должно говорить что-то о нас. Мне неинтересно про меня — мне про других интереснее. К примеру, японское или южнокорейское кино — это незнакомая нам культура, это не «о нас», а «о них», но смотришь просто завороженно. И в итоге понимаешь, как непостижим человек и его природа.


Наверное, у всех авторов есть мечта о благодарном понимающем зрителе, ради которого и стоило снимать кино. И в то же время от недополучения адекватной обратной реакции, вполне возможно, копятся и претензии к аудитории, вкусы которой ограничиваются жаждой «хлеба и зрелищ»…

Вы знаете, я как-то была во Французской синематеке в Париже, и там на большом экране показывали фильм Фрица Ланга. Весь зал состоял из школьников, смотревших такое непростое для восприятия кино — без внятной фабулы и экшена. Затем педагог читал лекцию по истории кино. Предполагаю, что из этих маленьких зрителей вырастет та аудитория, о которой мечтают все кинематографисты. Мы не требуем многого — нужно просто научиться смотреть кино без предвзятых суждений и пренебрежения. Иначе современный зритель превращается в потребителя, быстро оценивающего «продукт» по первым пяти минутам. Прежде всего нужно избавляться от этого «все ясно», ведь на самом деле – ничего не ясно: все-таки автор потратил на свое кино 2-3 года жизни (а то и вовсе 10-15 лет) — значит, ему явно есть что сказать.

Вопрос представителю профессии, в которой «зрелище» является «хлебом»: а какое зрелище для вас лучшее?

В первую очередь это когда люди виртуозно владеют своим ремеслом. Я обожаю танец: для меня это зрелище, за которым стоит многолетний труд у станка. Самое потрясающее зрелище — это профессионал за работой: когда человек находится на своем месте и преданно служит своему делу.

4

А как же тогда ваш призыв снимать на камеру смартфона — разве это подразумевает профессионализм?

У нас очень большая страна — и так мало фильмов. Ежегодно американский Sundance Film Festival показывает около 500 картин — это практически всё дебюты, снятые за свои деньги. Но там такая большая конкуренция, что тебе так или иначе придется заниматься ремеслом. В России выходит примерно 20 заметных фильмов в год, режиссеры расслабляются, идут на поводу у понятных вещей: грубо говоря, можно зашифровать пустоту и вообще не париться о ремесле. А когда у тебя несколько сотен конкурентов — ты вынужден ставить перед собой иную планку мастерства.

Какое кино вы считаете актуальным?

То, что опережает время. Есть авторы, каким-то образом предугадывающие реальность: как, например, Владимир Сорокин пишет «День опричника» — и его футуристическая комедия вдруг превращается в док-драму, вплоть до каких-то бытовых мелочей все точно угадывается. Так же и некоторые режиссеры обладают даром предвидения, способны уловить драматургию жизни — то, что еще не наступило, но когда-нибудь станет нашей реальностью.

Какую из сыгранных вами героинь вы назвали бы самой современной?

В фильме «2 дня» Дуни Смирновой я играю эпизодическую роль женщины из элиты общества, от которой мужчина уходит к другой — более настоящей, способной любить. Сцена встречи нашей пары длится 2-3 минуты, но за это время ты понимаешь все про отношения этих людей, про то, какой у них будет финал. Конечно, вряд ли кто-либо произносит подобные речи вслух: «Ну, не будешь ты меня любить, и я тебя не буду любить, зато мы будем жить долго и счастливо» – это из разряда кинофантазий. Однако они определенно выводят на свет внутренние монологи. Неслучайно так много людей обращают внимание на этот эпизод — особенно мужчины, «отягощенные деньгами»: они часто говорят, что эта героиня — воплощение их ночных кошмаров: с одной стороны — циничная и холодная, с другой — очень удобная, потому что знает, чтó ему нужно, и не треплет нервы по пустякам, поэтому от такой трудно отказаться. Но расплата за этот комфорт — отсутствие чувства…

ф

Есть ли у вас в планах игровой дебют в качестве режиссера?

Ну, может, я еще 10 лет «попланирую». (Смеется.) Понимаете, какая история с кино: если у тебя внутри не стучит так, что ты не можешь этого не делать, то лучше реализовать себя в смежных профессиях — актер, продюсер. В этом смысле кино подобно архитектуре: совершенно точно лучше не пытаться строить, если осознаешь, что не можешь дышать без этого. Мне кажется, нужно быть честным с собой и понимать, можешь ты жить без этого своего авторского высказывания на экране или нет. Для Алексея Германа-старшего другой жизни – без кино – точно не существовало.

Беседовала Марина Довгер
Фото: Владимир Мухаметчин; 2morrowFilms

На фотографиях: 

1, 2 — Кадры из фильма «Велкам хом»

3 — Киношники – народ суеверный. По давней традиции режиссер должен разбить тарелку, подписанную участниками съемочной группы

4 — Режиссер картины Ангелина Никонова (справа) на съемочной площадке

Еще на эту тему

Амина Жаман: «Для меня музыка — на первом месте»

Режиссер, актриса, сценарист, композитор, драматург Амина Жаман на фестивале «Дни кино в Дамаске» была членом жюри. В эксклюзивном интервью нашему...

Сила и грех

Картинка живописная: два человека – палач и жертва – в черной одежде. Палач – молодой, стройный и модный. Жертва – в возрасте, в ризе и совсем не гламурный. Рядом с ними – одинокий кактус.

7 фильмов для фанатов футбола

Для всех, кому не хватает трансляций матчей Чемпионата мира, мы вместе с онлайн-кинотеатром ivi составили подборку лучших фильмов о футболе.  


Поделиться:

Добавить комментарий

афиша
новости

Фестиваль индийского кино Bollywood Film Festival

Третий фестиваль индийского кино Bollywood Film Festival пройдет сразу в пяти городах России с 30 января по 3 февраля. Зрители...

Версия без слов по мотивам пьесы А. Камю

Образ знаменитого римского императора Гая Цезаря по прозвищу Калигула до сих пор продолжает жить, перерождаясь из века в век в...

Битва за урожай

11 января в Крокин галерее открывается выставка Антона Чумака «Битва за урожай» — живопись, объекты. Этот проект — попытка применить...

Зимний международный фестиваль искусств в Сочи

С 14 по 24 февраля 2019 года в Сочи будет проходить один из самых известных и значимых культурных форумов, проходящих...

Шедевры живописи. Арфа и саксофон

На выступления Александра Болдачёва стремятся попасть все те, кто любит классическую музыку, ценит виртуозную игру и наслаждается подлинным исполнительским мастерством.

«Гастрономическая карта России» познакомила Заполярье со «Вкусом Арктики»

Для команды это был и вызов, и эксперимент. Фудтраки ГАЗель NEXT специальной серии более 8 часов работали в автономном режиме на горнолыжном склоне при температуре -15.

Немаленький принц растрогал зрителей

Это увлекательное путешествие в мир образов любимого всеми произведения, через призму персонального восприятия главной героини. Постановка раскрывает тему преемственности поколений, передачи навыков, знаний, житейской мудрости от поколения к поколению.

В Москве обсудили методические рекомендации для обучения в автошколах

По мнению президента Общенационального союза автопрофессионалов «Гильдия автошкол» России Сергея Лобарева, автошколам необходимо давать больше практических занятий водителям.
FACEBOOK
ВКОНТАКТЕ
Афиша

Фестиваль индийского кино Bollywood Film Festival

Третий фестиваль индийского кино Bollywood Film Festival пройдет сразу в пяти городах России с 30 января по 3 февраля. Зрители...

Версия без слов по мотивам пьесы А. Камю

Образ знаменитого римского императора Гая Цезаря по прозвищу Калигула до сих пор продолжает жить, перерождаясь из века в век в...

Битва за урожай

11 января в Крокин галерее открывается выставка Антона Чумака «Битва за урожай» — живопись, объекты. Этот проект — попытка применить...

Зимний международный фестиваль искусств в Сочи

С 14 по 24 февраля 2019 года в Сочи будет проходить один из самых известных и значимых культурных форумов, проходящих...

Премьера: «Чудеса за два часа» в театре Надежды Бабкиной

Два дня — 12 и 13 января на сцене театра «Русская песня» – мюзикл для всей семьи «Всему свое время...
Журнал Eclectic Адрес:
Алтуфьевское шоссе, д. 100, офис 1, Москва, Россия.
Телефон: +7 (499) 909-99-99 Email: Сайт: http://eclectic-magazine.ru/