театр

Право на свободу

На основной сцене Театра имени А.С. Пушкина зрителям был представлен уникальный спектакль-концерт «Рок. Дневник Анны Франк».

В своем дневнике Анна Франк, еврейская девочка, уроженка Германии, после прихода Гитлера к власти скрывавшаяся с семьёй от нацистского террора в Нидерландах, писала: «Когда закончится война, и мы выйдем из убежища, отец даст мне 100 гульденов. И я непременно куплю себе две школьные юбки, башмаки по размеру, пять пар нижнего белья, три пары теплых чулок, одно нарядное платье, дюжину носовых платков…»

Анна Франк, ее сестра Марго, мама, друг и еще миллионы человек (самых разных национальностей) не увидели окончания войны. Девочки не превратились в девушек, мальчики не успели стать мужчинами. Кто-то погиб на фронте, сотни тысяч мирных жителей умерли от голода, холода и бомбежек во время блокады, и многие-многие-многие, в том числе сама Анна, не вышли из концлагерей.


Виктория Исакова: мне нравится, что я больна профессией


Анна Франк стала своего рода символом Холокоста. А ее дневниковые записи — свидетельством против нацизма. Хотя ужасы войны для Анны, скорее, события «за сценой». Она регулярно пишет о сводках новостей, продвижении русских к центру Европы, освобожденных городах и так далее. Но щемящая тоска и осознание катастрофы приходит к читателю и зрителям спектакля через мелкие детали. Через горечь слов ребенка «мы тут, в Амстердаме, изгнанники, мы же немцы… хотя Гитлер нас уже лишил гражданства». Через мечту о паре теплых чулок и ботинках по размеру. Или через трогательное описание нежных отношений с ее другом Якобом и надежду выйти с ним за руку в цветущий сад.

Смысловой центр спектакля не война, а человек. Девочка. Подросток. А дневник — отражение ее маленького, сжатого размерами комнат убежища, и в то же время такого огромного мира. За несколько лет жизни взаперти у Анны происходили самые разные открытия, эмоциональные потрясения, диалоги с людьми, книгами и самой собой. Первая влюбленность, первый поцелуй, первые месячные, ссоры и наблюдения за внешней жизнью через окно — все это находило свое отражение в дневнике.

«Этот материал, мне кажется, — очень личный, очень мощный и очень важный: про свободу и про отсутствие этой свободы…», — говорит Виктория Исакова, актриса театра Пушкина, главная и практически единственная профессиональная актриса в спектакле. «Рок. Дневник Анны Франк» можно было бы назвать моноспектаклем, если бы не то, какую важную роль играют в нем музыканты. За звук и создание подлинно откровенной атмосферы в постановке Семена Серзина отвечает музыкальный состав групп «АукцЫон», «ДДТ» и «Аквариум».  Все мелодии в спектакле — отчасти вариации на тему песен «АукцЫона», отчасти — специально сочиненная и созданная во время репетиций музыка. Поэтому в афише театра постановка была заявлена как «спектакль-концерт».

Соединение театра, концерта и дневника Анны сначала кажется зрителю неожиданным. Но за полтора часа действия становится ясно: эта компиляция не только логична, но даже необходима. Потрясающая откровенность и глубина подростка, конечно, роднит рок-музыку и дневниковые записи, но еще интереснее наблюдать, как разрозненные части объединяются в целое благодаря личности, голосу и таланту Исаковой. Ее великолепно оттеняет видеоряд на проекторах, которыми зонировано пространство сцены. Там по ходу действия появляются и на секунду приковывают внимание то огромные цифры 1942, то желтые звёзды с кривым Jude, то живые и любопытные детские глаза-вишни.

Спектакль не подчинен хронологическому порядку. Скорее, идет даже в обратной перемотке. От пронзительной нервной радости под громкую музыку («дела на фронте идут прекрасно, русские уже прошли пол-Европы») назад, к первым страницам дневника.

Первый раз Виктория Исакова выходит к зрителю в гротескном гриме: выбеленное лицо, черный, угольный контур глаз, криво нарисованный красным рот. Появляется и смывает этот «верхний слой» прямо на сцене. Остается человек без маски. Со своим настоящим лицом и душой, которую Анна полностью обнажает в дневнике. По сути, подростковый максимализм и откровенности девочки и дали создателям спектакля карт-бланш на личную бескомпромиссность в спектакле. Выбор фрагментов, кстати, тоже одна из «свобод» создателей – контрасты проницательности и категоричности, целомудрия и бесстыдства, разговоры об устройстве женского тела и национальной идентификации.

И, если немного отстраниться от основного повествования, можно увидеть, что этот спектакль по сути и есть утверждение права на свободу. Свободу человека, его мысли и слова.

Спектакль прошел один раз, 12 мая 2019 года, и посвящен Насрин Сотуде — иранской правозащитнице, которую приговорили к 38 годам тюрьмы и 148 ударам плетью 11 марта 2019 г.

Анастасия Недумова
Фото: Елена Морозова /Театр им. Пушкина


Поделиться:

Добавить комментарий

афиша
новости

Дагеротип, автохром, поляроид – все в единственном экземпляре

В ГМИИ им. А.С. Пушкина проходит выставка «Дагеротип, автохром, поляроид. 1/1», посвященная 180-летию изобретения фотографии. Зрители увидят уникальные образцы трех...

Новый год под музыку Штрауса

В канун Нового года 28 декабря в Кремлевском дворце состоится Новогоднее шоу «Белоснежный бал Иоганна Штрауса», на котором прозвучат самые...

Томас Гейнсборо и «Декабрьские вечера Рихтера» в Пушкинском музее

В ГМИИ им. А.С. Пушкина проходит выставка «Томас Гейнсборо» выдающегося живописца, одного из основателей британской художественной школы XVIII века. В...

8 секунд. Эффект клипового сознания

В Цехе Красного на Винзаводе открылась выставка «8 секунд. Эффект клипового сознания».  Все работы проекта сняты на камеру мобильного телефона....

Открывается Центр современного искусства на «Кристалле»

Аукционом шедевров XX века откроется Центр современного искусства на «Кристалле».

Рок жив! «ЧАРТОВА ДЮЖИНА — 2020» анонсировала итоговый лайн-ап

В этом году определение лауреатов «ЧАРТОВОЙ ДЮЖИНЫ» пройдет в новом формате: победителей в тринадцати номинациях будут выбирать слушатели «НАШЕго Радио» путем народного голосования, без участия экспертного совета.

В Московском зоопарке пройдут экологические елки

Елки со смыслом: Новогодние спектакли в Московском зоопарке - заяц спасает Новый год и природу.

Получить миллион долларов

Стеклянный трон с миллионом долларов выставлен в «Музее эмоций» в Москве.

FACEBOOK
ВКОНТАКТЕ

Афиша

Дагеротип, автохром, поляроид – все в единственном экземпляре

В ГМИИ им. А.С. Пушкина проходит выставка «Дагеротип, автохром, поляроид. 1/1», посвященная 180-летию изобретения фотографии. Зрители увидят уникальные образцы трех...

Новый год под музыку Штрауса

В канун Нового года 28 декабря в Кремлевском дворце состоится Новогоднее шоу «Белоснежный бал Иоганна Штрауса», на котором прозвучат самые...

Томас Гейнсборо и «Декабрьские вечера Рихтера» в Пушкинском музее

В ГМИИ им. А.С. Пушкина проходит выставка «Томас Гейнсборо» выдающегося живописца, одного из основателей британской художественной школы XVIII века. В...

8 секунд. Эффект клипового сознания

В Цехе Красного на Винзаводе открылась выставка «8 секунд. Эффект клипового сознания».  Все работы проекта сняты на камеру мобильного телефона....

Мультимедийная выставка «Поэт и Леди»

В Центре Вознесенского проходит мультимедийная выставка «Поэт и Леди», посвященная многолетней дружбе поэта Андрея Вознесенского и Жаклин Кеннеди-Онассис, знаменитой Первой...

Журнал Eclectic Адрес:
Алтуфьевское шоссе, д. 100, офис 1, Москва, Россия.
Телефон: +7 (499) 909-99-99 Email: web@aaph.ru Сайт: http://eclectic-magazine.ru/