Праздник на нашей улице

Проживая день за днем, каждый из нас различает в личном близком или далеком будущем свет некоего маячка, манящего и согревающего душу предвкушением, что будни когда-то закончатся и наступит день, в котором с первых минут пробуждения мы станем иначе видеть и воспринимать мир – легче, светлее, радостней. И это – день праздника…

9Невозможно представить наш личный и, конечно, государственный календарь без этих «красных дат». Но все ли они соответствуют заявленной в них праздничной магии? Всё ли, что «красный» день, – праздник? На чьей улице он «живет», и при каких условиях «к нам приходит»? Не выдумка ли, не иллюзия ли это? И, к слову, умеем ли мы праздновать и искренне радоваться вместе, всем миром? Реально ли каждый день и жизнь вообще превратить в праздник? На тему номера Eclectic беседует с писателем и общественным деятелем Марией Арбатовой.

Мария Ивановна, как по-вашему – что есть праздник на самом деле: запланированное мероприятие, коллективное соучастие в событии или личное переживание?

Праздник – это как раз сочетание всех перечисленных компонентов, он сродни групповой психотерапии. Его очень сложно ощутить в одиночестве: если человек покупает бутылку и отмечает личную дату или персональный успех наедине с собой, то это трагедия. Отсюда, кстати, совершенно ущербное ощущение от праздников в эмиграции, когда люди не чувствуют чужого праздника и не могут навязать своего.

Значит ли это, что для того чтобы праздник состоялся, необходимо не только «подключение» коллективного разума к определенной дате, но и сугубо личное переживание, специальный настрой?

Праздник – значимая часть ритуалов любой страны, предлагающая человеку эмоциональную разгрузку; это «витамины», украшающие и раскрашивающие жизнь. Любая культура «простегивает» год праздниками, связанными с сезонами, с историей и идеологией страны, но каждый празднует еще и свое личное: дни рождения, годовщины свадьбы, собственные победы – или придумывает искусственное праздничное событие в момент, когда, как говорил герой фильма «Калина красная», «душа хочет праздника!». Какие-то методы и форматы за нас наработал общественный стандарт – от ожидания подарка на 8 Марта до привычки делать на Новый год салат оливье или селедку под шубой; какие-то мы сконструировали сами; какие-то позаимствовали у других стран.

Либерализация нашей жизни после 1991 года иногда приводит к тому, что праздники становятся манифестациями свободного образа жизни. Например, РПЦ ведет сегодня активную борьбу с Хэллоуином, считая, что имеет право лишать людей праздника, – и это поражает средневековой нетерпимостью. Тем более что в России огромный дефицит карнавальной культуры и почти выкорчеваны все языческие колядки, хороводы и ритуальные игры. Та же история с Днем святого Валентина, который уже прочно вошел в нашу жизнь, с каким нажимом не навязывали бы нам святых Петра и Февронию. В консервативных тоталитарных странах просто уничтожают киоски с сердечками и могут избить тех, кто дарит их друг другу. За этим стоит неугомонное пещерное желание контролировать чужую радость, чужое расслабление и удовольствие.

1

Мне кажется, сегодня в стране не хватает социализирующих праздников. Мой муж – бенгалец, и, например, в Бенгалии есть праздник «День первой каши»: когда ребенку исполняется 6 месяцев, ему дарят серебряную мисочку и уважаемый родственник первый раз кормит его рисом, молоком и сахаром. Это означает, что мама должна задуматься о том, что надо понемногу сокращать грудное вскармливание и заканчивать его к году или полутора годам, вместо того чтобы листать попсовые книги и вычитывать, что ребенка полезно кормить аж до школы. У нас нет и такого праздника, который символизировал бы «обряд инициации». И человек совершенно не понимает, с какого момента он уже взрослый, а не ребенок. При социализме этот праздник замещали приемы в пионеры и комсомольцы, но сегодня аналогов не придумано.

К слову, о всеобщих праздниках: никогда не могла понять, почему официальные торжества, так называемые государственные праздники – скажем, тот же День народного единства, – именуются таковыми… Честно говоря, плохо представляю, что есть хоть один человек, который подобные события переживает соответствующим празднику образом.

День народного единства совсем молодой праздник и станет «взрослым» и «маститым» не раньше, чем лет через 10. А сегодня в «подсознанке» даже самого антисоветского человека горит в это время «7 ноября». Для всего нужно время.

3И все-таки для меня праздник – это только то, что происходит в душе, что есть личная радость, а посему – событие вполне эгоистического плана. Не кажется ли вам, что в «красных днях календаря» есть доля лукавства и несоответствия заявленной энергии? Или это просто особая государственная дата, одна из возможностей власти под красивой вывеской проявить некую политическую волю, а может быть, и припудрить, хоть ненадолго, мозги «пастве»?

Государственный праздник решает совсем иные задачи, чем личный. Он подчеркивает идеологическое направление и дает возможность радоваться тем, кто это направление поддерживает. Вопрос в том, насколько он традиционен и грамотно организован. Я, например, наблюдала с верхней трибуны посвященное Дню города шоу на Красной площади и при всей своей сдержанности по отношению к подобным мероприятиям могу подтвердить, что это невероятный драйв – смотреть концерт с высоты башен и ощущать всю площадь единым организмом. На этом эффекте и построены массовые торжества, когда праздничная энергетика одного человека множится в геометрической прогрессии и аж звенит в воздухе.

Но, конечно, официальные «красные дни календаря» упираются только в личный опыт. Знаю коммунистов, всерьез готовящихся к 7 ноября; стариков, для которых живы 22 июня и 9 мая. Лично для меня очень значимы 19 августа и 4 октября, это «точки сборки» моего поколения. Суть вопроса ведь в том, что, если официальные праздники кому-то не нужны, никто не заставляет их праздновать. Потому праздники не только желательны, но и необходимы – как мероприятия психической гигиены, сжигающие неудачи и неприятности. Человечество придумало праздники как подарки самому себе.

Не происходит ли часто так, что, готовясь к празднику, мы возлагаем на него слишком много радужных надежд и чаяний, а по его окончании вместо ожидаемого получаем разочарование, усталость и прежние будни?

Совершенно не согласна. Важно четко понимать формат и ждать от праздника не переселения в Эдем, а разгрузки, способной дать энергию для улучшения будней. А для того чтобы жизнь стала праздником, необходимо всего лишь решить психологические проблемы. Ведь счастливый человек от несчастливого отличается только одним – количеством психической энергии. У несчастливого вся она идет на погашение внутренних травм, а счастливый купается в ней, и каждый день кажется ему праздником. Так что совершенно бессмысленно взваливать на праздники то, что не относится к их компетенции.

778

Меня нередко смущает такой момент: скажем, на какой-нибудь корпоратив или уже упоминавшийся Хэллоуин изводится огромное количество одноразовых украшений, которые, послужив день-два, превращаются в мусор. Понятно, что разрядить будни необходимо, что без атрибутики не обойтись, ведь эстетика так важна…

Инструменты радости стоят денег. В Индии, например, на Дурга-пуджу – один их главных праздников – строится огромная статуя богини Дурги, украшается чуть ли не драгоценными камнями, а потом отправляется в воду. А на праздник Холи все мажут друг друга разноцветными красками и потом месяц отмываются. Индустрия праздника – такая же ценная индустрия, как индустрия еды или
медицины.

Может быть, мои мозги чересчур рационально настроены и требуют целесообразности от любых затрат. Но все-таки разумно ли это, гуманно ли по отношению к той же экологии?

Я не вижу в этом подходе признаков рационализма. Я вижу скорее бессознательный протест против ценности праздника.

6Снова напрашиваются размышления: не лучше ли было бы научиться распределять праздник равномерно, украшая понемногу каждый день, а не один-два в квартал и нахрапом?

Это смешное предложение. Это все равно что предложить ровненько так распределить катарсис по всему произведению искусства или размазать оргазм по всему половому акту. Но никто не стоит с ружьем, мешая делать будни комфортными. Более того, комфортные будни могут быть только у того, кто умеет стопроцентно отключаться от них в праздники. Совершенно конкретные люди живут именно с ежедневными или еженедельными праздниками. Потому что если в душе человека есть «праздник, который всегда с тобой», он найдет из чего соорудить его каждый день – из хорошей отметки ребенка, из успеха на работе, из удачно купленной шмотки или запоминающегося похода в театр.

Не могу не спросить у вас как у активного деятеля феминистского движения: как вы считаете, есть ли гендерные отличия у праздников? Не те, что официально обозначены как Международный женский или Международный же мужской день, а реально отмечаемые по женскому или мужскому образцу?

Очень неоднозначная ситуация с 8 Марта. Его придумали как день солидарности трудящихся женщин и день борьбы против половой дискриминации. Однако советский менталитет все свел до уровня весеннее-кухонного праздника. И хотя феминистки выходят в этот день на демонстрации, об этом не узнает никто, кроме горстки блогеров. Подобная ситуация и с Днем защиты детей, когда вместо того чтобы отражать происходящее с правами ребенка в стране, СМИ отмечаются «сюсями-пусями». Но это общая проблема слабого понимания прав человека в России, которая тоже осваивается всего первым поколением и пока не может волновать столько людей, сколько хотелось бы.

44Правильное ли при этом у меня сложилось впечатление: вы вполне оптимистично смотрите на перспективы развития в России праздничной культуры, в том числе и массовой?

Я вообще не вижу в этом проблемы на уровне страны – денег на развлечения пока много, постепенно подрастет и их культурный уровень. Например, с приходом Сергея Капкова в мэрию преобразись московские парки. Я живу возле парка «Красная Пресня» и могу честно признаться, что при всем критичном отношении к работе городской власти не могу не нарадоваться на возникшую ровно за один сезон праздничную среду. Летом там каждый день происходило что-то яркое, от концерта Алексея Козлова до латиноамериканского карнавала. Было интересно наблюдать, как местные сперва ходили с привычным для советского человека раздражением – мол, теперь везде музыка, толпы народу, мы эти газоны не просили, нам это бесплатное кино каждый вечер не уперлось. А потом потихоньку втянулись. Я о том, что это не проблема устроителей, а проблема «среднеарифметического» россиянина – встать в хоровод, запеть со всеми хором или выпрыгнуть на площадку и станцевать сольный номер.

И напоследок – найдется ли у вас в преддверии самых долгожданных новогодних праздников какое-нибудь особенное, волшебное пожелание для наших читателей?

Раз уж мы говорили о праздниках, то хочу их, праздников, пожелать побольше – «хороших и разных». Давайте научимся просто намечать себе в ежедневнике проведение праздника посреди будней – тогда неделя покатится веселее и радостней придет к выходным, которые сами по себе праздник.

 

 

Беседовала Элла Лацис
Фотографии: Светлана Островская; из архива компании Sounds Good


Поделиться:

Автор:
афиша
новости

Пикассо & Хохлова. История любви

В ГМИИ им. А.С. Пушкина открывается выставка «Пикассо & Хохлова». Главная героиня выставки — первая жена Пабло Пикассо, Ольга Хохлова....

Михаил Шемякин. Метафизическая мастерская

Московский музей современного искусства представляет масштабную ретроспективу художника Михаила Шемякина, приуроченную к 75-летию мастера — «Михаил Шемякин. Метафизическая мастерская».    Проект, в...

Гала-концерт «С любовью к Петипа»

23 ноября 2018 в Конгресс-центр им. Г.В. Плеханова состоится гала-концерт звёзд Петербургского балета «С любовью к Петипа», посвященный 200-летию великого...

ЭХО в звуковом и видеоформате

16 ноября открывается новый выставочный проект движения российских медиахудожников PROUN, посвященный исследованию времени на материале эха. На выставке будут представлены...

Камерная музыка в твоей плоскости

Неординарный проект для современных молодых людей, посвященный классической музыке приглашает в лофт!

Девочка, которая говорит с животными

Таня контактирует с животными с детства. Она никогда не играла в игрушки и в куклы. Её мир — это не куклы и не игрушки, это животные.

Чем старше, тем новее

В Москве создали пространство свободы для новых старших - Young Old

Белки в городе: познакомиться ближе!

Где в парках Москвы можно увидеть и покормить белок?

FACEBOOK
ВКОНТАКТЕ
Афиша

Пикассо & Хохлова. История любви

В ГМИИ им. А.С. Пушкина открывается выставка «Пикассо & Хохлова». Главная героиня выставки — первая жена Пабло Пикассо, Ольга Хохлова....

Михаил Шемякин. Метафизическая мастерская

Московский музей современного искусства представляет масштабную ретроспективу художника Михаила Шемякина, приуроченную к 75-летию мастера — «Михаил Шемякин. Метафизическая мастерская».    Проект, в...

Гала-концерт «С любовью к Петипа»

23 ноября 2018 в Конгресс-центр им. Г.В. Плеханова состоится гала-концерт звёзд Петербургского балета «С любовью к Петипа», посвященный 200-летию великого...

ЭХО в звуковом и видеоформате

16 ноября открывается новый выставочный проект движения российских медиахудожников PROUN, посвященный исследованию времени на материале эха. На выставке будут представлены...

Спектакль «Приключения Фандорина»

Спектакль «Приключения Фандорина» про знаменитого сыщика, главного героя цикла романов Бориса Акунина идет в «Московском  губернском театре». Ближайшие спектакль состоятся 26 декабря...
Журнал Eclectic Адрес:
Алтуфьевское шоссе, д. 100, офис 1, Москва, Россия.
Телефон: +7 (499) 909-99-99 Email: Сайт: http://eclectic-magazine.ru/