мнения

Прямое включение

Интервью со стихийным философом из такси

На бегу можно остановиться, только удивившись: то вдруг в глаза вечером заглянет низкая крупная луна, пробуждая древний страх, то, дерево во дворе окажется по-весеннему празднично усажено красногрудыми снегирями, то, таксист, вызванный по Яндекс-такси, окажется городским стихийным философом. И так легко и точно покажет тебе срез происходящего, что понимаешь, что с водительского сидения видна не только дорога.

такси4-б

Видна жизнь. Причем, не приукрашенная, подлинная. В такси не садятся, изображая кого-то, в такси садятся, чтобы ехать. Там мы без маски или хорошо видны из-под нее.

Мой герой Александр Соколов за рулем 7 дней в неделю. По улицам нашего уютного города он накручивает в день от 300 до 600 километров и перевозит в среднем 13 пассажиров. Время в пути по одному маршруту, с учетом московских пробок, от получаса до двух часов. Несложно подсчитать, что за год он увидит в своей машине от четырех до пять тысяч человек и составит о них мнение. Мы же не всегда молчим… А иногда молчим очень выразительно. И получается включенное социологическое наблюдение. Тем более что Александр именно этим и занимается. Он задает вопросы…

Мы отправились в путь по Москве, потому что Александру привычнее разговаривать за рулем. И оказалось, что для съемки выбрали его день рождения, о котором он с утра и не вспомнил.

А вы вообще празднуете день рождения?

Вы знаете, я забыл, когда последний раз праздники отмечал. Вот Новый год я заметил: увидел людей, которые идут по улице, петарды жгут, фейерверки запускают. Когда они ко мне в машину садились, я ощущал веселье. А сам по себе праздник, то есть чувство праздника, я уже забыл, когда последний раз испытывал.

Ну, вот видите! Значит, мы вам просто сделали подарок! Будем считать, что это подарок на день рождения. Журнал выйдет 1-ого мая, вот и будет праздник. Александр, кто ваши попутчики?

С недавнего времени я детское такси. Взрослых редко вожу, только когда к Яндексу подключаюсь. А так, в основном детей: в школу, со школы, на секции, либо с мамами в поликлиники, больницы. Некоторые путают такси и детское такси. Я всегда объясняю, что обычное такси не возит (в Москве точно) детское кресло, потому что оно мешает (в багажнике вещи, еще что-то). А у нас детское кресло закреплено на заднем сидении, и еще одно запасное лежит в багажнике.

По каким критериям подбирают водителей в детское такси?

Стиль вождения должен быть другой. Нельзя ехать с бешеной скоростью. Представительский класс получается: потихоньку, плавно покачиваясь на кочках, перекатываясь через полицейских. В начале поездки ребенок капризничает, сопит, пузыри пускает. Мама с папой переживают. Я говорю: пять минут и он уснет, и вы следом за ним. И вот ребенок засопел, минут через десять и его родители. В салоне музыка тихо играет. Все спят. Мы к месту подъезжаем, я говорю: мы на месте, а они отвечают: «Ой, как здорово! Мы отдохнули, и ребенок в машине себя нормально вел». Я думаю панельку себе в подголовник поставить, чтобы дети мультики смотрели.

А что, взрослые пассажиры надоели?

Я детей вожу с Нового года. Когда возишь человека делового, он садится молча и молча выходит. Единственные его реплики обычно: тише, аккуратней или радиостанцию поменяйте. С ним все четко и понятно. Бывают пассажиры недовольные, что их родили на свет, недовольные погодой, тещей, грязной машиной. А когда ты ему объясняешь, что помыл машину час назад, он этого понять не может. Деловой человек не будет возмущаться грязной машиной, он улицы видит. Я на все это смотрел, смотрел и решил, что пора что-то менять. Займусь благородным делом – буду возить детей. С детьми не соскучишься. Эти маленькие создания пытаются все время что-то озвучивать.

Ворчливых пассажиров в Москве много?

такси2-бПрактически каждый второй. Я недавно подвозил семью: мама, папа и двое детей. Предложил им второе кресло, они отказались. Отец меня спрашивает: зачем? Я отвечаю: безопасность. Мама мне говорит: если поставить второе кресло, мне будет неудобно. Я отвечаю: мне кажется, жизнь ребенка дороже стоит. На что мне было сказано: а вы езжайте аккуратней. Я говорю: я со всеми пассажирами аккуратно езжу, я в ответе за чужую жизнь, тут дело в дураках, которые могут извне помешать. До них не дошло. Негативное ощущение осталось после этой поездки.

Категория пьяных людей – это вообще отдельная тема. Говорят, когда русский человек выпил, он становится щедрым. Ничего подобного. Как в поговорке: что у трезвого на уме, то у пьяного на языке. Приблизительно так и получается. Приходится выслушивать не то, как широка страна моя родная, а как люди все плохи. И в первую очередь такси, потом правительство и т.д. А когда задаешь им вопрос: чем оно плохо (такси, правительство)? Что ты делаешь, чтобы стало лучше? Мне отвечают: а почему я должен для этого что-то делать? Я никому ничего не должен. Все. Дальше можно не продолжать тему, потому что человек предстает в негативной форме. У него все неправильно, все неправы, даже он сам неправ, но это все равно правильно…

Что изменилось за те пять лет, что вы работаете таксистом?

Состояние и настроение пассажиров поменялось. Раньше такси ассоциировалось с тем, что ты отдыхаешь: от дверей дома до дверей ресторана – одно состояние, ты едешь в предвкушении, и такси доставляет тебя с земли на небеса. Когда человек попал в ресторан, посидел, отдохнул, у него такое же благостное состояние, предвкушение, что он не будет сейчас на метро передвигаться, вернется обратно так же на такси, сохранив свое хорошее настроение. И чаевые люди давали более охотно. А сейчас люди используют такси утилитарно: чем свою машину гробить на московских ухабистых дорогах, лучше закажу такси. И надо такси найти более дешевое, и ворчать на пробки и дороговизну жизни всю дорогу. Когда такого везешь, он едет не в приподнятом настроении, а в состоянии потребительского недовольства. После таких поездок реально в душ хочется сходить, смыть с себя всю эту грязь, потому что она настолько липкая, неприятная и долго держится. Кроме того, это состояние остается в машине. И когда следующий пассажир садится – он чувствует, что перед ним был кто-то негативный.

А что, сейчас даже деловые стали прижимистыми?

Лет пять назад еще была широта души русской, они показывали, что помимо того, что деловые, еще и имущие. А сейчас люди пытаются только своим видом демонстрировать, что они крутые. Молча садится в машину: «моя твоя не понимай, ты с другой планеты». Как будто я – каста обслуги. Мы все сделаны из одного теста, и все в одно и то же место уйдем, между нами нет никакой разницы. Но некоторые забывают об этом. Если брать в процентном соотношении, то деловых людей, которые пытаются показать свой пафос, процентов 70. А 30% ничего не изображают, ты просто понимаешь, что у них статус высокий, и они этим не кичатся, не пытаются его тебе навязать, с ними легко ехать. Напрягает, когда у тебя сзади сидит человек, который сверлит тебя глазами через спинку сидения. Может быть он чем-то недоволен, или у него настроение плохое, или он пару миллионов не досчитался, и чего он от тебя хочет – непонятно. Люди стали более жестокими, более агрессивно настроенными на чужое падение. Но если другой ошибся, можно усмехнуться, пошутить по этому поводу, но не обострять ситуацию. А сейчас люди раздувают из мухи слона, и человек еще больше впадает в панику, что он сделал что-то не так.

Александр, а вы москвич?

такси3-бНет, я из города Тамбова. Я не москвич по рождению, но москвич по душе. Я в первый раз приехал в Москву еще при нашем доблестном совке, мне было 8 лет. Мавзолей, Красная площадь, а после моей поездки был внеклассный урок. Учительница всех усадила и сказала: «Александр, выходи к доске и рассказывай, что ты видел в Москве?» Для меня это было первое впечатление от большого города, и на вопрос «Что ты видел?» я ответил: ВСЁ! А в 9 лет совершил свое первое путешествие по Москве в одиночку: моя старшая сестра училась в Подмосковье на резчика по дереву, родители мне очень доверяли в плане самостоятельности и отпустили одного из Тамбова в Москву, написав как нужно ехать, где выходить, как двигаться по метро. Но я немного расширил свою поездку, проехав по кольцу, выходя на каждой станции и гуляя. В итоге к сестре в Абрамцево приехал гораздо позже, чем планировалось. С тех пор я влюбился в Москву и понял, что это мой город, и я буду здесь жить.

А чем Москва вам ответила?

Она как мама, наверное. И по головке гладила, и подзатыльники давала. И даже ремнем по мягкому месту охаживала периодически. Воспитывала меня.

Если брать историческую сторону города, которая в Великую Отечественную была сердцем страны, то Москва впитала энергетику войны, желание победить и стремиться к чему-то. Эта Москва мне очень нравится. А если брать Москву, как энергетическую сущность, я бы сказал, что она вампир. Если ты слаб нутром, то она тебя высосет, как губку, как мочалку, и выкинет на обочину где-нибудь в районе Бирюлево-Западное. Но если ты сильный, то она дает пару раз оступиться, споткнуться и потом подняться. Ну а те, кто под счастливой звездой родились – для них Москва как лотерейный билет – шанс найти себя. И вероятность выигрыша больше, чем в лотерее.

Александр, за что можно любить Москву?

По большому счету я Москву хорошо очень знаю. Два раза обошел МКАД пешком. Обычно траектория движения жителей очень простая: работа, дом, редкие места для выхода. А так чтобы человек бродил по городу, такое редко встречается. Мы не живем в городе, мы находимся в пункте Москва. А когда ее любить?

Как, на ваш взгляд, может что-то измениться в лучшую сторону?

Москва – большой город. Много денег, много умов, много людей, которые могли бы изменить в городе очень многое. Я не пессимист, но глупо говорить о том, что у нас будет хорошо и в стране, и в Москве, и в людях непосредственно, если отсутствуют душа, духовность и вера. Без веры человек – это просто оболочка. Мы очень много жертв принесли в Великую Отечественную войну, но все же выиграли – благодаря вере. Не важно, в Сталина верили, в Бога верили, в Родину, в матерей своих, мы верили во что-то. Я думаю, что если бы мы верили в Кришну, мы бы войну не выиграли. В православии Бог призывает к действию, к любви и созиданию. Если, допустим, наши мэры уважали бы себя, своих близких, любили их, любили своих родителей, то это автоматически призывало бы их и к уважению других людей. Но этого пока не происходит. Но кто знает…

Вот мы и встали в типичную пробку на Тверской. Скорость ноль. А что для вас скорость?

Скорость – это жизнь. Для меня это ощущение отрыва от реальности и действительности. Не потому, что я так нуждаюсь в отрыве от этой действительности. Это как после рабочего дня: вы приходите домой, прилегли на диванчик и первое, что хотите сделать, – потянуть суставы, ножки вытянуть. И когда вы это делаете, несмотря на то, что будет чуть-чуть больно, то испытываете наслаждение. Хорошооо!.. Вот приблизительно то же самое ощущение дает мне скорость. Когда я мчусь – я расслабляюсь. Только получается это редко.

 такси1-б

Нино Самсонадзе
Фотографии: Леонид Максимов

Еще на эту тему

Настоящий друг тот, кто поддержит твою тишину

Сегодня, во Всемирный день друзей,  популярная певица, выпускница МГУ Настя Кудри  поделилась своими мыслями о верной дружбе.

URBAN MOOD – настроение большого города

Поход в торговый центр для современного покупателя – это не пробежка по магазинам, это Событие, это Встреча, это Жизнь, где ты можешь получить максимум приятных ощущений и решить максимум задач. Как это достигается в самом большом торговом центре в Европе

Новогодняя ночь в Москве на авто

В новогодние праздники в городе туристов всегда много. Куда же пойти, если есть всего один день? Как максимально удачно распределить время?


Поделиться:

Добавить комментарий

афиша
новости

ЭХО в звуковом и видеоформате

16 ноября открывается новый выставочный проект движения российских медиахудожников PROUN, посвященный исследованию времени на материале эха. На выставке будут представлены...

Спектакль «Приключения Фандорина»

Спектакль «Приключения Фандорина» про знаменитого сыщика, главного героя цикла романов Бориса Акунина идет в «Московском  губернском театре». Ближайшие спектакль состоятся 26 декабря...

Арт-Кавказ. С Дагестаном в голове

С 14 ноября по 16 декабря 2018 в галерее-мастерской «ГРАУНД Песчаная» Объединения «Выставочные залы Москвы» будет представлен междисциплинарный проект «Арт-Кавказ....

ABBA: золотые хиты

17 ноября 2018 в Московский доме музыки пройдут 2 концерта, посвященных  45-летию создания культовой группе ABBA. Прозвучат золотые хиты легендарной...

Чем старше, тем новее

В Москве создали пространство свободы для новых старших - Young Old

Белки в городе: познакомиться ближе!

Где в парках Москвы можно увидеть и покормить белок?

«Северяне»: авторский проект о настоящих людях и автомобилях

«Северяне» — это авторский документальный проект режиссера Ильи Поволоцкого, созданный при поддержке Toyota и посвященный сильным духом людям Севера. Действие...

«День рождения Марины» — с женщинами, о женщинах

Сборник прозы Юлии Басовой наполнен позитивными чувствами, хотя историй со счастливым концом немного. Эпиграф «История, способная исцелить душу» подходит к каждому произведению сборника.
FACEBOOK
ВКОНТАКТЕ
Афиша

ЭХО в звуковом и видеоформате

16 ноября открывается новый выставочный проект движения российских медиахудожников PROUN, посвященный исследованию времени на материале эха. На выставке будут представлены...

Спектакль «Приключения Фандорина»

Спектакль «Приключения Фандорина» про знаменитого сыщика, главного героя цикла романов Бориса Акунина идет в «Московском  губернском театре». Ближайшие спектакль состоятся 26 декабря...

Арт-Кавказ. С Дагестаном в голове

С 14 ноября по 16 декабря 2018 в галерее-мастерской «ГРАУНД Песчаная» Объединения «Выставочные залы Москвы» будет представлен междисциплинарный проект «Арт-Кавказ....

ABBA: золотые хиты

17 ноября 2018 в Московский доме музыки пройдут 2 концерта, посвященных  45-летию создания культовой группе ABBA. Прозвучат золотые хиты легендарной...

День рождения Еврейского музея

11 ноября Еврейский музей и центр толерантности празднует День рождения — шесть лет. Музей приглашаем посетителей провести этот день вместе:...
Журнал Eclectic Адрес:
Алтуфьевское шоссе, д. 100, офис 1, Москва, Россия.
Телефон: +7 (499) 909-99-99 Email: Сайт: http://eclectic-magazine.ru/