Generation Y

«Романтика vs. Современность». Кто бросит вызов Брамсу

Молодые и неутомимые музыканты – решились на эксперимент. Они объединили музыку и слово, чтобы слушатель мог погрузиться в произведение до самой глубины и понять его.

Им немногим за двадцать. Они молоды, очень талантливы, обаятельны, неутомимы и даже чуть – идеалисты. Наверное, такими и должны быть артисты, чтобы им восхищались и ждали их выступлений с нетерпением. Даже если артисты исполняют классическую музыку, не всем понятную, а иногда и вовсе – сложную для принятия неискушенным слушателям. Возьмем хотя бы Брамса. Что знает публика о нем? Но Елена и Антон Мойсеенко – те самые молодые и неутомимые музыканты – решились на эксперимент. Они объединили музыку и слово, чтобы слушатель мог погрузиться в произведение до самой глубины и понять его. Так появились два проекта: Sound Out и Duo Inspiro.

Для начала: кто такие Sound Out и Duo Inspiro?

Елена Мойсеенко: Изначально это два музыканта. На сцене — дуэт рояля и кларнета. А в жизни — супруги и единомышленники Антон и Елена Мойсеенко.  Duo Inspiro  – проект исключительно для дуэта. А Sound Out – сильная команда исполнителей классической музыки: Сергей Костылев (скрипка), Федор Землеруб (виолончель), Елена Федотова (альт), Антон Якушев (скрипка), Дмитрий Сидоров (скрипка), Антон Мойсеенко (кларнет) и я – Елена Мойсеенко(рояль). Но и в том, и в другом случае мы даем камерные концерты, в которые включаем просветительскую часть.

Сегодня довольно много просветительских проектов  в искусстве. В Москве, где каждый день происходит 300 культурных событий на разных площадках, нужно иметь особую уникальность. В чем она состоит у Sound Out и Duo Inspiro ?

Антон Мойсеенко: Прежде всего, Duo Inspiro — это очень редкий жанр дуэта — кларнет и рояль. Что мы увидим, если посмотрим на афиши российских концертных залов, в которых выступают камерные коллективы? Мы увидим струнные квартеты, струнные трио, дуэты фортепиано с скрипкой либо виолончелью. И, если повезет — дуэт с флейтой или трубой. Получается, из огромной массы красивейших инструментов на сцене мы видим в основном только скрипку, виолончель, фортепиано, флейту и трубу. Складывается впечатление, что мировой репертуар составляет только Концерты Чайковского для фортепиано или скрипки, Концерты Рахманинова и еще несколько произведений.  Это, безусловно, гениальные музыкальные произведения. Но ведь сколько прекрасной музыки остается скрытой из-за постоянно повторяющихся «хитов».

Елена Мойсеенко: И, конечно,  мы знаем, что кларнет — это совершенно необычайный инструмент, и люди обязаны узнать его получше. А пока они наверняка даже не подозревают, сколько эмоций они могли бы испытать, услышав настоящий дуэт кларнета и рояля. 

Антон Мойсеенко: Но отличие не только в этом. Duo Inspiro  — это увлекательные программы. На концертах Duo Inspiro мы не только исполняем произведения . Мы стараемся рассказывать о музыке, которую играем. Поначалу нам казалось, что дуэтного репертуара для такого состава – рояль и кларнет — будет мало и наши концерты ограничатся лишь несколькими сонатами, но теперь мы по-настоящему понимаем, как мы ошибались.

Елена Мойсеенко: Для кларнета и фортепиано написано огромное количество прекрасной музыки, и мы продолжаем показывать ее публике, а также открываем для себя кларнетовый репертуар заново.  А для публики мы открываем музыку, которую они, скорее всего, гости наших концертов никогда не слышали. Мы идем на этот риск сознательно, потому что эти произведения написаны как известными мастерами, так и не очень знакомыми, но не менее великими. И, конечно, мы предлагаем слушателям музыку, которую мы пишем сами. 

Антон Мойсеенко:  А уникальность Sound Out в том, что мы не просто «отыгрываем» концерт по накатанной. Каждая программа Sound Out  — это полное погружение в эпоху, в которой жили и творили великие музыканты – герои наших программ. Мы не только играем великую музыку, мы рассказываем самое любопытное о великих композиторах – о таких фактах из их жизни, которые неизвестны широкой публике. Мы рассказываем об истории, об искусстве, развитии культуры, о мире, который окружал гениальных создателей музыкальных произведений. А еще показываем много архивных фотографий и видео. Мы, вместе со зрителями, погружаемся в атмосферу прошлого. После такого концерта-погружения и публика, и мы сами, выходим обновленными. И это прекрасно!

О формате. Что такое концерт-лекция от Sound Out?

Елена Мойсеенко:  Концерт-лекция удобный формат для слушателей любого возраста. К нам приходят и дети от пяти лет, и те, кому больше 70. Ни разу не было, чтобы зал покидали слушатели. Во многом, думаю, это происходит благодаря именно выбранному нами формату. Аудитории интересно, она не устает, она переключает внимание, она получает не только эмоции, слушая музыку, но и пищу для ума – факты, над которыми можно размышлять.

Каждый концерт-лекция длится не больше двух часов с коротким антрактом. Вступительная часть небольшая. Мы рассказываем о событиях, происходивших мире искусства, культуры, архитектуры о самых важных открытиях в науке, свершившихся в тот момент, когда автор работал над своим музыкальным произведением. Ведь понять, почему рождалась именно такая музыка невозможно, если вырвать ее из контекста времени.

Антон Мойсеенко: Наш самый юный слушатель – трехлетняя девочка Соня. Она погружалась с нами в эпоху французских романтиков и осталась в полном восторге от происходящего.

Не исключаю, что кого-то может пугать слово «лекция» на афишах и в анонсах. Но наша публика уже не раз убедилась, что наши концерты-лекции не имеют ничего общего с университетской лекцией. И это привлекает как молодежь, так и поколение наших родителей и их родителей. Никакого официоза, филармонического «нафталина», пафоса и тому подобного. Только атмосфера свободы, творческого поиска, духовного обогащения и наслаждения от услышанного и увиденного.

Как подбираете площадки для выступления, ведь это не концертные залы?

Антон Мойсеенко: Существуют некоторые технические требования, но в целом мы стараемся подбирать площадки таким образом, чтобы было уютно и публике, и нам. Также мы стараемся дать людям шанс объединить посещение нашего концерта и, например, галереи или музея.

Дебют Sound Out  состоялся в Центре Искусств, где собрана уникальная коллекция картин, и люди перед концертом смогли насладиться прекрасными полотнами. Получился очень интересный «русский» вечер: в то время была экспозиция русских художников, а мы подготовили русскую программу — Рахманинов, Прокофьев, Шостакович. Но рассказывали мы в основном не о музыке, которая говорит, в данном случае, сама за себя, а о том, какими эти гении были в обычной жизни и что именно сделало их такими, какими их знает весь мир. Мы привыкли думать «это же Шостакович!», или «это же Бетховен!», подразумевая, что они круглыми сутками сидели дома и писали «серьезную музыку». На наших концертах мы показываем и другую сторону их жизни. 

14 марта состоится очередной концерт-лекция. Чему вы его посвятите, или – кому?

Елена Мойсеенко: Мы назвали нашу новую программу, премьера которой состоится 14 марта, «Романтика vs. Современность» (Романтика против Современности). Будем исполнять гениальную музыку Иоганнеса Брамса – он яркий представитель эпохи романтизма. А вот с подбором современной музыки было непросто. В 20 веке возникло множество музыкальных течений и языков. К 21 веку композиторы, казалось бы, перепробовали всё и дошли до невероятных форм выражения музыкальных мыслей, когда музыка уже и на музыку стала быть похожей только своим названием. Такие произведения сложно понять и полюбить даже подготовленному слушателю. Но среди музыки 21 века мы постарались найти то, что можно слушать и получать истинное удовольствие! Но не будем заранее раскрывать все карты.

Но вы уже анонсировали мировые премьеры на 14-е марта…

Елена Мойсеенко: Да, 14 марта в Доме-музее Скрябина впервые в рамках проекта Sound Out мы представим публике музыку, написанную в наше время. Больше того, одно из премьерных произведений находится в процессе сочинения в то время, пока вы читаете это интервью! 

Вторая премьера — пьеса шведского композитора Тобиаса Брострёма, которую он написал специально для одного из самых престижных музыкальных конкурсов мира — конкурса Нильсена в Дании. Необычайно красивая музыка. 

А еще мы продемонстрируем, как сочетаются кларнет и электроника. Специально для этого мы привезли волшебную швейцарскую коробочку под названием SABRe. Эта коробочка, размером со спичечный коробок, открывает нам такие звуковые миры, о которых мы мечтали, но не верили, что это возможно. С ее помощью мы исполним «Северный океан», который Антон сочинил специально для премьеры SABRe в России. 

И все же, почему «Романтика vs. Современность»?

Антон Мойсеенко: Наверное, потому что это вызов. Брамс, своими гениальными творениями, бросает вызов нам. А чем мы можем ответить ему? Что мы можем ему рассказать? Что нас отличает и что объединяет? Вот об этом наша новая программа.

Для вас самих что Sound Out  — самовыражение, бизнес-проект, оттачивание профессионализма?

Елена Мойсеенко: Sound Out — наша жизнь. И это без капли пафоса. Мы – музыканты и с самого раннего детства не переставая учимся, оттачиваем исполнительское мастерство, читаем, слушаем, ищем, ищем, ищем. И мы хотим делиться результатами наших поисков! Поэтому Sound Out – это и возможность выражать свои взгляды, эмоции, ощущение времени, это и постоянная работа над собой, это поиск.

Успех проекта – в его команде. Как ее подбирали?

Антон Мойсеенко: Большинство из нас — солисты легендарного БСО им. Чайковского, но все мы очень любим камерную музыку. Благодаря проекту Алисы Куприёвой «Metro Concert Art» мы смогли объединиться в качестве камерного ансамбля, нам понравилось играть вместе. С тех пор мы стали развивать идею совмещения просветительской и концертной деятельности. Так появился Sound Out.

Как попасть на ваши концерты-лекции?

Елена Мойсеенко: Попасть на наши концерты так же просто, как и на любые другие. Главное, успеть билеты купить. Легче всего узнавать о предстоящих концертах на нашем сайте в разделе «Афиша» и на наших страницах в Facebook (SoundOut) и Instagram (@sound_out_project). Баннеры концертов есть также на сайтах наших информационных партнеров.  Просто кликнете и окажетесь на странице покупки билетов.

Беседовала Елена Рыленкова
Фото: архив героев

Еще на эту тему

София Маэда: Мой кумир — это моя бабушка

София Маэда – новое имя в российском англоязычном андеграунде. Юная певица родилась в Японии, живет в России, думает и пишет на английском.

Ищешь выход? Читай классику!

Мы поговорили с дизайнером и стилистом Леной Суторминой о том, чем отличается одежда брендов O2KiSLOROD и Volya Wear, её хореографическом прошлом и любви к литературе, танцам и моде.

Грув, дерзость, молодость и стиль

Выпускница Гнесинки и Музыкального колледжа Беркли Шуня Балашова рассказала о релизе новой пластинки на Universal Music, энергии культур, гимне родной Евпатории и сложных взаимоотношениях с гитарой.


Поделиться:

Добавить комментарий

афиша
новости

Премьера «Мамблкор: «Терминатор 2: Судный день»

22 июля в 20:00 состоится премьера проекта Театра.doc Мамблкор: «Терминатор 2: Судный день». Авторы проекта предлагают почувствовать, как раны на...

По следам «Поп-механики» к 65-летию Сергея Курёхина

В Образовательном центре ММОМА открывается выставка «По следам «Поп-механики», приуроченная к 65-летию культового музыканта, композитора и ярчайшего новатора своего времени Сергея Курёхина. Проект...

Фигуративные инсталляции и объекты Жауме Пленсы

В Московском музее современного искусства открылась первая в России персональная выставка испанского художника и скульптора с мировым именем Жауме Пленсы....

Мистическая история о вилисах на сцене РАМТа

С 1 июля по 28 августа на сцене РАМТа уже в 19-й раз проходит настоящий праздник танцевального искусства – «Летние...

Академия Пушкинского – онлайн и бесплатно

Просветительский проект «Академия Пушкинского» предоставляет возможность бесплатно пройти обучение у лучших экспертов в области истории и теории искусства всем желающим.

Накормили Арктику

Более  10 000 порций блюд приготовили повара «Гастрономической карты России»  на V Арктическом фестивале «Териберка».

Григорий Лепс спел в день рождения

сам Григорий Викторович относится к себе критично и выступление своё оценил отнюдь не на высоте.

Свет с девяностого этажа

С самого начала творческого пути художник Омар Чхаидзе был новатором, шел впереди своего времени. Ему была присуща полная свобода самовыражения, не ограниченная никакими запретами, цензурой.

FACEBOOK
ВКОНТАКТЕ
Афиша

Премьера «Мамблкор: «Терминатор 2: Судный день»

22 июля в 20:00 состоится премьера проекта Театра.doc Мамблкор: «Терминатор 2: Судный день». Авторы проекта предлагают почувствовать, как раны на...

По следам «Поп-механики» к 65-летию Сергея Курёхина

В Образовательном центре ММОМА открывается выставка «По следам «Поп-механики», приуроченная к 65-летию культового музыканта, композитора и ярчайшего новатора своего времени Сергея Курёхина. Проект...

Фигуративные инсталляции и объекты Жауме Пленсы

В Московском музее современного искусства открылась первая в России персональная выставка испанского художника и скульптора с мировым именем Жауме Пленсы....

Мистическая история о вилисах на сцене РАМТа

С 1 июля по 28 августа на сцене РАМТа уже в 19-й раз проходит настоящий праздник танцевального искусства – «Летние...

Национальное шоу России «Кострома» снова в Москве

Ежедневно до 15 сентября в Театре «Русская песня» Национальное Шоу России «Кострома» знакомит московских зрителей с многонациональной культурой нашей страны....
Журнал Eclectic Адрес:
Алтуфьевское шоссе, д. 100, офис 1, Москва, Россия.
Телефон: +7 (499) 909-99-99 Email: Сайт: http://eclectic-magazine.ru/