уроки роскоши

Роскошный мастер-класс от Марата Ка

Пожалуй, на всей территории нашей необъятной родины не найти второго такого дизайнера-декоратора, чей список клиентов, большинству из которых важно продемонстрировать богатство и статус в своем интерьере, был бы таким же обширным и внушительным, как у Марата Ка. Именно он чаще, чем кто бы то ни было, в своей каждодневной работе сталкивается с запросами, относящимися ко всему, что связано с красотой и роскошью.

На страницах нашего журнала декоратор, архитектор, телевизионный ведущий, новатор в области технологий декорирования интерьеров, автор методологических и научно-популярных изданий по теории и практике декорирования, создатель цветовой системы координат, сделавший в России профессию декоратора самостоятельной наряду с профессиями дизайнера и архитектора, Марат Ка делится своими мыслями о роскоши, стиле, утонченности и многих других сопутствующих им понятиях.

О «фанерной» архитектуре, подмене понятий и соответствии всего и всему

«Я с большим уважением отношусь к “фанерной”, то есть модной архитектуре, но я против подмены понятий: сегодня некоторые дизайнеры нередко пытаются выдать желаемое за действительное. Я называю это дизайном-перевертышем. Например: мне очень нравится, когда в старом бетонном лофте или на каком-нибудь заводе неожиданно стоит роскошный, дорогущий диван или стол с золотыми ножками. Это замечательно! Но я против, когда в роскошном интерьере стоит современный стол — как против и того, чтобы стол, который сделан из фанеры, выдавали за предмет, являющийся стилистически правильным.

Арх. Ольга Тищенко, «Олигархи тоже люди»

Человеку, проповедующему какие-то сущностные вещи, самому следует от начала до конца соответствовать своей проповеди. Например, если архитектор проповедует минимализм, который присутствует в его архитектуре, он также должен быть в его одежде, еде, даже в музыке, которую тот слушает. Иначе все это подмена понятий, которая в нашем обществе происходит сплошь и рядом.

Человеку, проповедующему какие-то сущностные вещи, самому следует от начала до конца соответствовать своей проповеди. Например, если архитектор проповедует минимализм, который присутствует в его архитектуре, он также должен быть в его одежде, еде, даже в музыке, которую тот слушает. Иначе все это подмена понятий, которая в нашем обществе происходит сплошь и рядом.

Вот, к примеру, вопрос, относящийся к искусству: почему в Пушкинском музее, в этом роскошном особняке, проходит выставка авангарда?.. Или вот недавно я пришел в Еврейский музей и центр толерантности. Оговорюсь: я не против толерантности и евреев люблю, но почему считается, что евреи — это когда грустно, печально, бедно? Когда речь идет в первую очередь об их страдании, о том, сколько их убивали?.. Здесь, на мой взгляд, тоже подмена: увиденное — лишь экспозиция о толерантности по отношению к евреям. Экспозиция, но не музей. Музей — это другое понятие. Почему этот бетонный сарай с наклеенными на пенокартон фотографиями называется музеем? Почему не рассказывается о том, что среди евреев были Чарли Чаплин, Альберт Эйнштейн, Голда Меир и остальные красивые, известные, относящиеся к цвету человечества персоны?.. Здесь вообще нельзя разделять понятия, но было бы уместно создать музей всем жертвам нацистских репрессий».

О золоте, женщинах и совершенстве

«Роскошь не обязательно подразумевает наличие золота. Роскошь должна ассоциироваться с одной вещью — совершенством. Роскошная вещь может быть даже из бетона. Хотя, конечно, о роскоши у каждого свое представление… Кого мы воображаем, когда произносим “роскошная женщина”? Дебелую блондинку, обильно увешанную бриллиантами, или климтовскую красавицу? Один из портретов прерафаэлитов или “Незнакомку” Крамского? Или картины Врубеля, Кустодиева? В этой ипостаси искусства прежде всего должна быть неизбыточность.

«Дом известного писателя»

К сожалению, в представлении многих роскошь — это какая-то цыганщина. Но роскошь не определяется количеством, обилием чего-то в вещи: золота или даже бетона. Роскошь — это когда совершенно. Поэтому архитектура Тадео Андо роскошна — несмотря на то, что в ней нет золота, но есть как раз бетон.

А что такое, скажем, роскошный город? Можно таковым назвать Москву? Нет, это просто богатый город. А Санкт-Петербург? Да, это роскошный город. Несмотря на то, что, может быть, он несовершенен и далеко не нов. Также как роскошная женщина не обязательно должна быть молодой. А вот роскошный мужчина непременно должен быть умен».

Об уместности, стиле и гармонии

«Роскошь невозможна без наличия стиля, культуры, гармонии, без сочетания этих качеств во всем. Например, на современной кухне готовят борщ — это не роскошно, потому что запах борща ассоциируется с деревенской кухней. Бывает, клиенты говорят мне, что хотели бы в своем доме иметь “роскошную минималистскую кухню”. Я на это обычно задаю вопрос: “Вы на ней суши собираетесь готовить?..” Но, господа, это не соответствует вашему сознанию, уровню жизни!

Или когда человек решает: “Куплю-ка я китайского антиквариата!”, а сам — бандит бандитом… Да, наверное, на сегодняшний день есть такая тенденция демократизации во всем, но и она ставит определенные условия и обозначает возможности. Будучи в Венском театре, я наслаждался общим понятием роскоши даже от того, в чем люди туда пришли. Причем пришли одетые определенным же образом: не просто хорошо, а ровно хорошо. Мужчины были в темных костюмах, женщины в темных платьях — никакой крикливости, демонстрации роскоши, богатства, ничего “слишком”…
Если ты создаешь себе мир, ты должен этому миру соответствовать, должен его как минимум понимать.

О роскоши написано даже в Библии. Да, это то, о чем люди задумываются не в первую очередь, потому что в первую очередь думают о еде, сексе, любви. Но следующий этап высшего сознания человека заключается в том, что он начинает думать об окружающих его людях и вещах — и тут встает вопрос абсолютного искусства».

Арх. Александр Цимайло «Просто лофт»

О безумстве, недосказанности, абсурде и иронии

«Наверное, чтобы творить настоящее искусство, нужно в чем-то быть супермастером, а в чем-то — немножко сумасшедшим. Когда я был на последнем концерте Исаака Перельмана, первый раз в жизни почувствовал комок в горле и видел, как женщины в зале плакали от скрипичной музыки. Но потрясло меня не совершенство его игры: наверное, Ванесса Мэй играет совершенно, но она не играет роскошно, а Перельман играл — роскошно!

Есть еще один момент обязательного присутствия той тонкой грани, что отделяет роскошь от пошлости, китча. Для меня, например, Версаль и его интерьеры не являются роскошным примером архитектуры. А ленинградская архитектура — роскошна. В ней есть тонкость и недосказанность. Как говорится, от стола нужно отходить немножко голодным. И на самом деле, для того чтобы видеть всю эту роскошь, нужно обладать определенным культурным уровнем.

Шедевр дизайн-студии «Доминанта»

И здесь возникает такое понятие, как абсолютное искусство, когда важно, для кого оно существует и на каком уровне. Можем ли мы утверждать, что попса или писание детективов — не искусство? Или можем ли назвать роскошным какой-нибудь механизм, прибор — скажем, фотоаппарат? Да, если в нем соединяется некое количество характеристик: инженерия, возможность получить определенную картинку, удобство, даже звук. И обязательно стоимость. Потому что роскошная вещь должна стоить недешево, иначе теряется ее смысл. Также как ужасная вещь не может стоить дорого: например, пластмассовая тарелка или пластиковые часы с бриллиантами — вообще вещи абсурдные. Хотя абсурд — тоже одно из слагаемых искусства.

И как в роскоши должна присутствовать некоторая доля абсурдности, недосказанности, так же необходима способность смотреть на некоторые вещи легко, как бы со стороны, с иронией. Без иронии роскошь превращается в пошлость».

О мере, утонченности и массовости

«Есть произведения искусства, которые невозможно представить в интерьере квартиры: они должны быть в музее или в его запаснике или под них нужно специально строить интерьер. Ведь, скажем, нельзя же все время есть в мишленовском ресторане и пить только роскошное вино. Вообще, роскошь — для тех, кто понимает, кто видит и чувствует, у кого есть определенное образование и культура, потому что роскошь в целом — очень глубокое понятие. Это изысканная форма жизни для некоторой группы людей. И потому она не может быть массовой, иначе просто перестанет быть роскошью.

Арх. Павел Иванчиков, «О клиенте даже боюсь думать»

Здесь же уместно говорить и о чувстве меры во всем, о разборчивости.

Лауреату Нобелевской премии, писателю Исааку Башевису-Зингеру принадлежат слова на эту тему: “Мне не нужно, чтобы меня любили все, — мне достаточно моих читателей”. Роскошь без иронии — это пошлость».

 

 

Записала Элла Лацис
Фотографии: Алексей Лерер; из архива Лаборатории Марата Ка

Еще на эту тему

Ленина правда, или Вождю и не снилось

Кто же на самом деле Лена Ленина: еще один эпатажный персонаж бомонда или прагматичная бизнес-леди?

Никакого свадебного переполоха

Свадьба - в России или за границей, под открытым небом или в ресторане, в стиле вечной классики или Cirque du Soleil. Как их организуют? Читайте в нашем материале.

Апартаменты для легенд

«Швейцария – это рай!» – как-то раз воскликнула королева Елизавета II, посещая Берн. Царствующие особы во все времена ценили швейцарские...


Поделиться:

Автор:

Добавить комментарий

афиша
новости

Ревизор. Версия Роберта Стуруа

Еще одна версия из множества других: выдающихся постановок и канувших в лету, сохранившихся в истории и бесследно исчезнувших, поставленных в...

Международный фестиваль TERRITORIЯ

До 24 октября в Москве проходит XIII Международный фестиваль-школа современного искусства TERRITORIЯ. В  тринадцатый раз московского зрителя ждет возможность увидеть самые...

«История успеха». Гость вечера Сергей Губанов

22 октября в 19:00 Культурный центр «Салют» и Musecube.org представляют: в рамках проекта «Воздух» состоится творческая встреча «История успеха». Гость...

Микки Маус вдохновляет мир

В Центре дизайна Artplay открылась новая мультимедийная выставка «Микки Маус. Вдохновляя мир». Проект станет центральным событием юбилея Микки в России...

«День рождения Марины» — с женщинами, о женщинах

Сборник прозы Юлии Басовой наполнен позитивными чувствами, хотя историй со счастливым концом немного. Эпиграф «История, способная исцелить душу» подходит к каждому произведению сборника.

Вышел трейлер последнего фильма Веры Глаголевой

В русской глубинке жизнь словно застыла в 90-х годах. Здесь можно спрятаться от тревог большого мира, залечить душевные раны.

Первый день донора LG и футбольного клуба «Локомотив»

Футбольная эстафета добрых дел продолжилась уникальной донорской акцией в Москве #LGЛокоКомандаДобра.

Ван Дамм и Бузова признались в любви Comedy Club

Секретный приём Жан-Клода Ван Дамма, дуэт Мартиросяна и Воли, откровения Бузовой и другие факты о фестивале Comedy Club, прошедшем в Ереване 15 и 16 сентября.

FACEBOOK
ВКОНТАКТЕ
Афиша

Ревизор. Версия Роберта Стуруа

Еще одна версия из множества других: выдающихся постановок и канувших в лету, сохранившихся в истории и бесследно исчезнувших, поставленных в...

Международный фестиваль TERRITORIЯ

До 24 октября в Москве проходит XIII Международный фестиваль-школа современного искусства TERRITORIЯ. В  тринадцатый раз московского зрителя ждет возможность увидеть самые...

«История успеха». Гость вечера Сергей Губанов

22 октября в 19:00 Культурный центр «Салют» и Musecube.org представляют: в рамках проекта «Воздух» состоится творческая встреча «История успеха». Гость...

Микки Маус вдохновляет мир

В Центре дизайна Artplay открылась новая мультимедийная выставка «Микки Маус. Вдохновляя мир». Проект станет центральным событием юбилея Микки в России...

«Т Фестиваль» в Новой Третьяковке

С 15 сентября по 24 ноября в здании Третьяковской галереи на Крымском Валу проходит международный «Т Фестиваль» — фестиваль, объединяющий...
Журнал Eclectic Адрес:
Алтуфьевское шоссе, д. 100, офис 1, Москва, Россия.
Телефон: +7 (499) 909-99-99 Email: Сайт: http://eclectic-magazine.ru/