мнения

Счастливый жанр

Плакали ли вы когда-нибудь от счастья? В жизни, может быть, мы и стесняемся таких слез, а вот в темноте кинозала, чего ж противиться порыву? Особенно когда авторы умело расставляют ловушки сопереживания.
Что мы находим в простых историях о героях, ищущих свое счастье? Что заставляет нас многократно пересматривать знакомые до кадра и реплики фильмы?

Слезы по-французски

«А сейчас будем смотреть мелодраму», – объявил как-то наш преподаватель по кинодраматургии. Добрая часть аудитории воскликнула: «О нет!» И смотрели мы «Шербургские зонтики» режиссера Жака Деми. Кто-то хихикал, а кто-то притих. Я никогда не любила мелодраму, но вдруг удивилась собственным впечатлениям: смот­реть приятно и даже интересно, но почему-то признаться в этом было стыдно…

Главная героиня Женевьева, роль которой исполняет совсем юная Катрин Денёв, влюблена в автомеханика Ги. Он отвечает ей взаимностью, но очень скоро парня призывают в армию и отправляют в Алжир. Женевьева обещает ждать его. Они поют друг другу песню о разлуке, обливаясь горючими слезами. Чуть позже Женевьева узнает, что беременна, а вестей от любимого все нет. И несчастная девушка соглашается на брак с состоятельным мужчиной, готовым принять чужого ребенка. А вернувшийся Ги женится на девушке, которая все это время ухаживала за его больной матерью.

Сюжет прост. Но в этой простоте есть что-то, что притягивает. Человеческая правда.

Потрясающая музыка Мишеля Леграна действовала так, что я и мои сокурсницы с трудом сдерживали слезы, чтобы не опозориться перед суровыми и продвинутыми однокурсниками.

Дальше шло обсуждение структуры жанра, а я все думала: почему же мы так боимся признаться самим себе, что все эти крючки, на которые мелодрама приманивает и подсаживает, работают?

Крючки сопереживания

Первый крючок – любовная история. Следить за тем, кто кого любит, интересно и в жизни. А тут кино – следи себе, уютно устроившись в кресле. Но есть в мелодраме еще что-то более привлекательное, что заставляет не только смотреть, но и пересматривать шедевры этого жанра.

Может быть, дело в финале? Ведь, по сути, это единственный жанр, который признает наше право на поиски счастья. Мелодрама – всегда история с хеппи-эндом. Даже если история любви не складывается, даже если кто-то из героев умирает, в финале всегда остается надежда на то, что все сложится очень-очень хорошо. Все к лучшему в этом лучшем из миров – таков девиз мелодрамы. И по­этому она работает как легкая психотерапия. Тебе предлагают модель жизни, в которой есть место счастью.
«Осень в Нью-Йорке» (режиссер Джоан Чэнь) заканчивается смертью главной героини, но режиссер дает эпилог, где герой Ричарда Гира плывет в лодке с дочерью, с которой, наконец, сблизился. Мы видим, что история трагической любви сделала его лучше, мы верим, что он будет счастлив и что теперь он может сделать счастливым кого-то еще. И нам самим становится легче.

Главные персонажи – не супергерои, спасающие мир, а такие же люди, как мы. Он – страдалец, который борется с житейскими трудностями, чтобы быть с любимой рядом. Но вряд ли ради этого он отправится покорять Эверест или сражаться с пришельцами из космоса. Она – чаще всего – невинная дева, сама доброта и сострадание. Вообще, возвышенный женский образ – то, что принципиально отличает мелодраму от других жанров. Герои мелодрамы хотят любви и счастья. И часто все у них складывается.
Эх, если бы в жизни было так, как в кино! А в ней все-таки по-другому. Хеппи-энд любовной истории возможен, но ведь потом, как ни крути, следует продолжение: пеленки, грязные носки, работа… Мелодрама – самый позитивный концентрат повседневности, совсем как пломбир в жаркий день. Вот и выбираешь для вечернего просмотра «Унесенные ветром».

Так хочется снять стресс!

Да, хочется положительных эмоций. Главная эмоция мелодрамы – умиление. Умиление от глубокого убеждения, что мир справедлив. Вот какой эмоции я застеснялась, глядя на героев «Шербургских зонтиков», поющих песню о разлуке.

А чего стесняться? Еще советская поэтесса Ольга Фёдо­ровна Берггольц писала: «…Глубинный жемчуг сердца – умиленье». Она-то знала цену эмоциям.

Музыка наших дней

«То, что “Шербургские зонтики” по форме – мюзикл, тоже не случайно», – услышала я голос своего преподавателя. Оказывается, мелодрама исторически возникла как музыкальное действие. «Мелос» – музыка, «драма» – действие. Жанр возник в театре в конце XVIII века. Первая пьеса – Руссо «Пигмалион». Мелодрама утвердилась во французском театре в XIX веке, в русском – появилась в начале XX века. Но наиболее популярен в американском кинематографе, и в основном это мюзиклы.

Сейчас мелодрама проникает в другие жанры, завоевывая все большее количество зрителей. Романтические комедии, которыми заполнены экраны кинотеатров, – это всегда слияние мелодрам и комедий. В советское время их называли лирическими комедиями: «Москва слезам не верит» Владимира Меньшова, «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика» Леонида Гайдая, «Ирония судьбы, или С легким паром!» Эльдара Рязанова.

Кстати, этот новогодний фильм каждый раз бьет все рейтинги просмотров. Шутки шутками, а ведь всегда смотрим до конца, надо же убедиться, что Надя все-таки прилетит к Жене в Москву.

Помню, как моя сестра, в сотый раз пересматривая фильм «Титаник», сказала: «А вдруг на этот раз Джек не утонет?» Фильм-катастрофа, а мы больше всего переживаем за мелодраматическую линию главных героев.

Фильм Джерри Цукера «Привидение» – это пример, где мелодрама успешно сливается с мистическим жанром. Герой Патрика Суэйзи, убитый лучшим другом и ставший призраком, пытается спасти свою возлюбленную, а в финале, наконец, произносит ту фразу, которую так ждала от него героиня Деми Мур: «Я люблю тебя». И я ждала вместе с ней, если честно.

Мелодрама не только лечит, но и учит. Учит нас быть более открытыми, внимательными друг к другу, видеть в обыденности и повседневности что-то, что может сделать счастливыми нас и того, кто рядом.

Самый яркий пример классической мелодрамы – фильм Гэрри Маршалла «Красотка». Несмотря на то что главная героиня – проститутка, что, безусловно, ставит под сомнение ее возвышенный женский образ, создатели фильма наделяют ее добротой, женственностью, искренностью и даже своеобразной целомудренностью. Все эти качества плюс то, что профессию она выбрала из-за тяжелых жизненных обстоятельств, делают проститутку Вивьен настоящей мелодраматической героиней. Остальное – по законам жанра. История любви с классическим хеппи-эндом. Фильм до сих пор остается одним из любимых в коллекции большинства женщин, мечтающих о принце на белом коне.

Но как ни отнекивались бы мужчины, презрительно называя такие фильмы «розовыми соплями», мелодрама также популярна у сильного пола, ведь мало кто замечает, как этот жанр проникает в их любимые боевики и остросюжетные триллеры. Например, «Мистер и миссис Смит» режиссера Дага Лаймана. Вроде боевик, но по сути – это история двух супругов, которые вновь влюбляются друг в друга и наконец обретают семейное счастье. Чем не мелодрама? А ведь укажи мужчинам на это, будут спорить, доказывать, что это боевик, или в лучшем случае комедия. Но никак не мелодрама. Что вы, что вы!

А нашумевший «Артист»? Смотрят и мужчины, и женщины. Я в кинотеатре аплодировала стоя. А ведь чистая мелодрама: героиня спасает героя, возвращая его к жизни и творчеству, танцуя в финале зажигательный танец, символизирующий безмерное счастье. Все просто, а смот­ришь – киношедевр! Режиссером придуман гениальный ход – вся история стилизована под черно-белое немое кино. Никто из героев за полтора часа не произносит ни слова. Авторы фильма знали, что делали, создавая потрясающие условия для мелодрамы, которая в первую очередь обращается к нашим чувствам. Воистину, новое прочтение жанра.

Можно также вспомнить звезду мелодрамы – режиссера и сценариста Нору Эфрон. Фильм по ее сценарию «Когда Гарри встретил Салли» рассказывает простую историю мужчины и женщины, которые долго искали счастье, и, наконец, нашли его… друг в друге. А в названии ее фильма «Джули и Джулия: Готовим счастье по рецепту» заложен концепт мелодраматического жанра.

Надо признать очевидное: сентиментальная мелодрама, поющая о повседневности со всей своей обескураживающей простотой, действительно дает нам рецепт, как найти счастье.

История известных людей

Часто мелодрама проникает в так называемые байопики. То есть биографические фильмы. Наиболее удачный пример – фильм «Фрида» режиссера Джули Тэймор. Героиня Сальмы Хайек – знаменитая мексиканская художница Фрида Кало. Это сильная, эксцентричная женщина, которая перенесла страшную аварию. Но, как в середине фильма произносит сама героиня, самой ужасной катас­трофой в ее жизни была не авария, а любовь к мужу, не менее знаменитому, но более успешному художнику Диего Риверо. Всю супружескую жизнь он изменял ей, просто потому, что секс был для него – все равно что рукопожатие. Только ближе к финалу гордая, своенравная, но бесконечно любящая художница прощает своего супруга, позволяет быть рядом и ухаживать за ней, уже не встающей с постели. Страдалица Фрида наконец получает первую персональную выставку, а вместе с ней признание. И хотя бы перед смертью испытывает настоящее мелодраматическое счастье.

По-другому обстоят дела у героини биографического фильма «Камила Клодель» режиссера Брюно Нюйттена. Знаменитая французская скульпторша погибает, страдая от несчастной любви к великому Родену. И погибает трагически, оказавшись в доме для умалишенных. Оба фильма построены на истории любви и помимо этого поднимают вопросы искусства, творчества, признания. Но фильм «Фрида» с его мелодраматическим финалом хочется пересматривать снова и снова.

Вот так просмотр «Шербургских зонтиков» перевернул мое отношение к мелодраме. Вспомнились хорошие фильмы, многие захотелось пересмотреть. Ведь мало кто пересматривает драмы и трагедии. Получил катарсис, очистился – и вперед. А мелодраму хочется пересматривать с чашкой чая, в постели, когда за окном идет дождь… Этот жанр будет популярен всегда. А пренебрежительное отношение к нему обязательно изменится. Многие сейчас стесняются тех чувств, которые вызывают настоящие хорошие «розовые сопли». В этом и парадокс. Раньше стеснялись смотреть эротику, сейчас мелодраму. Время такое. Но все меняется.

Евгения Хрипкова

 


Поделиться:

Автор:
афиша
новости

Персональный подход

22 февраля Московский музей современного искусства на Петровке, 25  представляет новую экспозицию «Персональный подход», которая продолжает знакомить зрителей с обширной...

Главное культурное событие зимы

С 16 по 25 февраля 2018 года в Сочи проходит один из самых известных и значимых культурных форумов нашей страны...

Коллекционеры Москвы собираются на ярмарку

24 февраля с 12 до 17 часов в Галерее классической фотографии пройдёт очередная Ярмарка Клуба коллекционеров фотографии. Сегодня Галерея на...

Счастье без посредников

Выставка картин нашего автора Анжелики Заозерской в окружении звезд эстрады. 8 марта состоится долгожданное событие — первая персональная выставка картин...

Герой Дианы Арбениной — музыкант из Инстаграм.

Диана Арбенина, Ночные Снайперы
Песня «Инстаграм» будет следующим синглом группы «Ночные Снайперы». Сейчас идет тур группы, который завершится грандиозным шоу в «Олимпийском».

Новое яркое приложение для фотопечати

Всего за несколько кликов в меню приложения можно создать и напечатать фотокнигу, набор фотокарточек и магнитов, постер или арт-холст для интерьера, уникальный пати-пазл для друзей, а также футболки, календари и кружки с авторским дизайном.

Коты спасают Москву от снега

Веселые позитивные ролики с котами стали по-настоящему вирусными – сеть заполонили видеозаписи с работящими хвостатыми персонажами.

«Ночные Снайперы» презентовали клип «Грустные люди»

В новом клипе группы «Ночные Снайперы» снялся актер Артур Смольянинов. Недавно состоялась премьера видео на песню «Грустные люди».
FACEBOOK
ВКОНТАКТЕ
Афиша

Персональный подход

22 февраля Московский музей современного искусства на Петровке, 25  представляет новую экспозицию «Персональный подход», которая продолжает знакомить зрителей с обширной...

Главное культурное событие зимы

С 16 по 25 февраля 2018 года в Сочи проходит один из самых известных и значимых культурных форумов нашей страны...

Коллекционеры Москвы собираются на ярмарку

24 февраля с 12 до 17 часов в Галерее классической фотографии пройдёт очередная Ярмарка Клуба коллекционеров фотографии. Сегодня Галерея на...

Счастье без посредников

Выставка картин нашего автора Анжелики Заозерской в окружении звезд эстрады. 8 марта состоится долгожданное событие — первая персональная выставка картин...

Предчувствие весны

27 февраля в Доме музыки  состоится концерт Нины Шацкой – «Предчувствие весны». Прозвучат любимые старинные романсы и песни на стихи...
Журнал Eclectic Адрес:
Алтуфьевское шоссе, д. 100, офис 1, Москва, Россия.
Телефон: +7 (499) 909-99-99 Email: Сайт: http://eclectic-magazine.ru/