кино

Шах и мат современного искусства

По следам ММКФ. Забавные и забытые факты истории

После принятия закона «о мате» все задумались: а нужна ли нам нецензурная лексика в фильмах, спектаклях и книгах? У режиссера Валерии Гай Германики ответ однозначен –  «Да и да». Ее провокационный фильм в стиле гранж получил Серебряного Георгия за лучшую режиссуру на церемонии награждения ММКФ-2014. В рамках фестиваля прошло несколько показов картины, билеты на которые раскупались молниеносно. Затем ленту обещали пустить в широкий прокат, но вмешалась цензура. И небезосновательно. Ведь история любви молодой учительницы и пьющего андеграунд-художника с лихвой насыщена элементами «социальной дистрибьюции». Гай Германика отказалась избавить фильм от запретной брани и призналась, что «лишение «Да и да» мата вырежет ножом мое сердце». Дальнейшая судьба картины о силе любви, «когда и в ад с закрытыми глазами» пока неизвестна. А мы предлагаем посмотреть, что происходило на кинофестивале и осталось за рамками основных обсуждений в СМИ.  А затем, перешагнув границы реального времени, узнать, чем удивляла, покоряла и пугала великая Советская Россия своих зарубежных гостей.

ММКФ 2014 Никита Михалков in

По следам ММКФ. Забавные и забытые факты истории

Не все знают, но Московский Международный Кинофестиваль – один из старейших в мире. Создали его в 1935 году «в целях развития культурного обмена, взаимопонимания между народами и сотрудничества кинематографистов всего мира», — как писало одно советское издание. Тогда председателем жюри стал Сергей Эйзенштейн, а фильмом открытия – лента  «Чапаев». Но в страшные годы Великой Отечественной Войны у страны не было ни сил, ни возможности организовывать фестиваль. Поэтому официальный отсчет его существования ведется с 1959 года. Тогда ММКФ возобновили и стали проводить, чередуя с кинофестивалем в Карловых Варах. И пусть обстановка в СССР была довольно суровой, а цензура жесткой, это не мешало забавным историям и романтическим приключениям периодически случаться даже на красной дорожке.
1961 – красавицы и платья. С Элизабет Тейлор и Джиной Лоллобриджидой был связан первый в истории нашего фестиваля модный конфуз. На прием в Кремле красавицы-актрисы пришли в абсолютно одинаковых платьях. Первой нашлась Лоллобриджида. Она со смехом поприветствовала Тейлор словами: «Привет, сестренка!». После чего актрисы намеренно держались весь вечер вместе, подчеркивая этим и свои платья, и отличное чувство юмора.

ММКФ 2014 Элизабет Тэйлор Джина Лолобриджида in
1963 – «Восемь с половиной». Одним из самых ярких стал третий Московский кинофестиваль, куда Федерико Феллини привез свой фильм «Восемь с половиной». Картина имела ошеломляющий успех у зрителей. А единственным человеком, который ничего не смог сказать после просмотра, был Никита Сергеевич Хрущев. Первый секретарь ЦК КПСС на показе… уснул. Не смотря на это, Феллини получил награду «За вклад в киноискусство». И, подняв приз высоко над головой, признался: « На разных фестивалях мира я получил всего 270 наград, но эта мне особенно дорога, потому что я получил ее в советской стране!».

ММКФ 2014 Федерико Феллини in
1967 –  французская колдунья и бард.  Именно в кулуарах ММКФ зародилась одна из самых красивых и поэтичных историй любви. Здесь, в артистическом кафе, познакомились Марина Влади и Владимир Высоцкий. В Москву Влади приехала знаменитой «Колдуньей» и «Королевой пчел». Приехала получить заслуженные овации и зрительскую любовь. А полюбила сама. Внезапно, сильно и на всю жизнь.

ММКФ 2014 Марина Влади Влпдимир Высоцкий in
1995 – строгий Ричард Гир. Жюри ММКФ в разные годы называли то политизированным и подвергали критике, то напротив –  восхищались его непредвзятым эстетическим вкусом. Самой строгой и требовательной оказалась конкурсная комиссия под председательством Ричарда Гира. Впервые за всю историю Московского кинофестиваля главный приз – «Золотой Георгий» – не получил никто. Жюри сочло, что ни одна представленная на фестивале картина не достойна высшей награды. Смело, не правда ли?!

Три «почему» ММКФ-2014
Неприятно, но факт. Последний кинофестиваль многие называют едва ли не самым провальным за всю историю существования ММКФ.  И, казалось бы, причина ясна. Да, к нам практически не приехали голливудские звезды. Да, под влиянием политических санкций, отменили показ множества заявленных зарубежных картин. Но разве это означает фиаско? Или все же дело в чем-то другом? Поговорив с гостями фестиваля, мы постарались найти ответ на самые частые «почему» 2014 года.

Почему на ММКФ так редко бывают представлены по-настоящему громкие российские фильмы?
«Да потому что их вообще практически нет. Это либо артхаусное кино, как у Андрея Звягинцева, либо комедии, которые делают ребята из Comedy Club» – Виктор Мережко.

Почему в ММКФ так редко участвуют мэтры?
«А почему именно они должны участвовать в фестивале? Если говорить о программе, то сейчас она интереснее, разнообразнее и полезнее.  И многие корифеи киноиндустрии считают, что им в фестивалях уже нет смысла участвовать. Мэтры свое получили. А на фестивалях нужны новые имена. Так что кинофестиваль – дело и дорога молодых» – Владимир Хотиненко.

Почему искусство не остается вне политики?
А вот на этот вопрос, к сожалению, никто так и не смог ответить. Бернард Шоу  называл подобные ситуации в своих пьесах «несостоявшимся вопросом, открытым к обсуждению».

Цитаты и мнения ММКФ-2014

«Политические безумцы не диктуют правила! Слава России, слава фестивалю, слава настоящему кино!» –  Виктор Трофименко, режиссер фильма «Братья. Последняя исповедь», Украина.

«Санкции – не повод для грусти! И 75.000 русских зрителей – самое главное для фестиваля в столице России. Уже хватит смотреть в небо на чужие звезды. У нас есть великолепный повод обратиться к самим себе!» – Никита Михалков.

«Холод, дождь – это все ерунда. Мы мокнем, но не сдаемся! Красота ведь требует декольте. Тем более, что у любого артиста привычка оголяться уже в крови!» – Алиса Гребенщикова.

«Круто. Классно. Спасибо!»  –  Валерия Гай Германика, получая Серебряного Георгия за лучшую режиссуру, фильм «Да и да».

«Инна Чурикова – обычная рабочая обычного культурного учреждения Ленком. Дальше боюсь говорить, чтобы не впасть в истерический пафос!» – Марк Захаров, вручая Инне Чуриковой премию К.Станиславского «Верю».

«Мы создали новую коллекцию платьев специально для церемонии закрытия фестиваля. И были так увлечены работой, а потом начался футбол…в общем, не успели посмотреть ни одного фильма, увы! Придем обязательно в следующем году» – Вячеслав Зайцев, Вера Сотникова.

«Что-то я так жду, когда уже отниму у Глеба Панфилова золотую цепь председателя жюри. Есть в этом нечто от пушкинского Кощея, который над златом чахнет» – Никита Михалков.

«Пришло время фильмов не ради зрелищ, а для души. Вновь возвращаются традиции советского кинематографа, но только в новой, приближенной к современным реалиям вариации. Наверное, я успела в последний вагон популярности ситкомов, сыграв в сериале «Универ». Люди пресыщены комедиями, устали бездумно смеяться. Пришло время вспомнить историю. Поднять тему Первой мировой войны. Обратиться к нашим победам и поражениям, к героической русской душе! Наверное, отчасти об этом фильм «Батальон смерти»» –  Мария Кожевникова.

«Для нашей творческой группы компании «Синематос»  фестиваль был интересен благодаря документальной программе. Мы познакомились с американским кинорежиссером, создателем экспериментальных документальных фильмов Годфри Реджио. В этом году он представлял свою философскую работу «Посетители». В  фильме нет ни единого слова. Реджио рассказал, что хотел показать, красоту и возможности тишины. Ведь лишь в абсолютном молчании человек способен увидеть многое. Даже сокровенное. Необыкновенно впечатляет и другая картина – «Соль земли» режиссеров Вима Вендерса и Джулиано Сальгадо. Фильм показывает творческий путь легендарного бразильского фотографа Себастьяна Сальгадо. Его судьбу, совпавшую с трагическими страницами истории: войной, эмиграцией, голодом» – Тигран Матусян, генеральный директор компании «Синематос».

И подводя итоги всего вышесказанного, увиденного и услышанного, мне очень хочется надеяться. Надеяться на то, что спустя полвека один из актеров или режиссеров, представивших сегодня свою дебютную работу, выйдет на сцену ММКФ-2064. И зрители будут долго аплодировать ему стоя. Так, как в этом году аплодировали Алексею Баталову, а вместе с ним памяти Татьяны Самойловой и легендарному фильму «Летят журавли». Трогательной картине без провокаций и нецензурной лексики, заслужившей огромную народную любовь и «Золотую пальмовую ветвь» Каннского фестиваля. Но это уже совсем другая история…

Анастасия Недумова
Фото: secondstreet.ru, www.listal.com, forum.ladoshki.ch

Еще на эту тему

Константин Фролов: «Я создаю альтернативную виртуальную реальность»

Оператор из России Константин Фролов впервые в мире использовал новый принцип монтажа клипов в формате 360 виртуальной реальности. Это изобретение способно изменить мир кино самым кардинальным образом.

Амина Жаман: «Мечтаю о своем шоу в Лас-Вегасе»

Режиссер, актриса, композитор, сценарист Амина Жаман в эксклюзивном интервью рассказывает о том, как она работает с мировыми звездами театра и...

В Париж за любовью на танке

Наш корреспондент успел побывать на съемочной площадке фильма с рабочим названием «На Париж» и погрузиться на один день в рабочий процесс.


Поделиться:

Добавить комментарий

афиша
новости

Новое арт-пространство Cube.Moscow

24 апреля в Москве открывается новое арт-пространство выставкой «Новое русское. Искусство на рубеже 80-х – 90-х годов ХХ века» и проектами галерей-резидентов Cube.Moscow. Выставка...

Под ногами. Ассоциативная прогулка

Крокин галерея приглашает на выставку Владимира Ситникова «Под ногами», на которой представлена графическая инсталляция из предметов, найденных художником во время...

Выставка, посвященная Жюлю Верну

8 февраля исполнился 191 год со дня рождения выдающегося французского писателя, одного из основоположников жанра научной фантастики, Жюля Габриэля Верна....

XI Международный музыкальный фестиваль в Ярославле и городах Ярославской области

1 – 9  мая 2019 года пройдет традиционный XI Международный музыкальный фестиваль в Ярославле  и городах Ярославской области. Артистический директор Юрий Башмет....

«Северяне» приехали в Лион

Документальный фильм о настоящих людях и автомобилях «Северяне» показали на фестивале «Русские сезоны» в Лионе.

Мадонна стала суперагентом

Легендарная артистка Мадонна опубликовала обложку нового альбома Madame X и треклист с тремя неожиданными коллаборациями.

Сын убеждает Кристину Орбакайте больше пить

Певица Кристина Орбакайте стала новым амбассадором воды «Святой Источник»: вместе с сыном Дени она снялась в новых рекламных роликах бренда.

Ян Гэ и Banzay станцевали на другой планете

Актриса «Гоголь-центра» Ян Гэ и хореограф Banzay BNZ снялись в космическом лукбуке STREET BEAT для ASICSTIGER
FACEBOOK
ВКОНТАКТЕ
Афиша

Новое арт-пространство Cube.Moscow

24 апреля в Москве открывается новое арт-пространство выставкой «Новое русское. Искусство на рубеже 80-х – 90-х годов ХХ века» и проектами галерей-резидентов Cube.Moscow. Выставка...

Под ногами. Ассоциативная прогулка

Крокин галерея приглашает на выставку Владимира Ситникова «Под ногами», на которой представлена графическая инсталляция из предметов, найденных художником во время...

Выставка, посвященная Жюлю Верну

8 февраля исполнился 191 год со дня рождения выдающегося французского писателя, одного из основоположников жанра научной фантастики, Жюля Габриэля Верна....

XI Международный музыкальный фестиваль в Ярославле и городах Ярославской области

1 – 9  мая 2019 года пройдет традиционный XI Международный музыкальный фестиваль в Ярославле  и городах Ярославской области. Артистический директор Юрий Башмет....

Ruski откроет «калитку» в Карелию

Всю неделю с 24 до 30 апреля включительно,  в рамках «Недели Республики Карелия» в ресторане Ruski будут представлены специалитеты и...
Журнал Eclectic Адрес:
Алтуфьевское шоссе, д. 100, офис 1, Москва, Россия.
Телефон: +7 (499) 909-99-99 Email: Сайт: http://eclectic-magazine.ru/