Уроки роскоши

Сименс. Русский дворянин

Жизнь компании Siemens могла угаснуть, почти не начавшись, если бы один из братьев Сименс — 23 летний Карл — не приехал в Россию

Все большие когда-то были маленькими и делали свои первые шаги. Эта простая мысль особенно впечатляет, когда речь идет о гигантах. Немецкий транснациональный концерн Siemens — один из самых крупных промышленных гигантов на планете. Его годовой оборот колеблется вокруг цифры 100 млрд евро, число сотрудников в 200 странах приближается к полумиллиону, а каталог продукции — толще годовой подшивки журнала Eclectic. И тем более удивительно, что 160 лет назад жизнь этого индустриального колосса могла угаснуть, почти не начавшись. Угаснуть, если бы один из братьев Сименс — 23‑летний молодой человек по имени Карл — не приехал в Россию.

Георгиевская электростанция, 1890 г.

В двух мировых войнах XX века Германия воевала против России. Поэтому заслуги немцев в развитии русской промышленности оказались забыты. Мало кто помнит, что первая Siemens история марки in5электрическая лампочка в Москве была немецкой, а питала ее током электростанция, построенная в 1888 году фирмой «Сименс и Гальске».

Работа фирмы в России началась с поставки в 1852 году 75 телеграфных аппаратов и успешно продолжалась до 1920‑х годов. Немалую пользу от этого получила не только Россия, но и сама компания братьев Сименс — стабильные русские заказы дали возможность встать на ноги, наладить дело и испытать новые невиданные технологии. Например, одна из первых телеграфных линий Петербург — Кронштадт была проведена по дну моря, чего не делал еще никто. Этот опыт впоследствии пригодился Сименсам при прокладке трансатлантического кабеля.

В 2014 году исполнилось 185 лет со дня рождения Карла фон Сименса — основателя российского отделения компании «Сименс и Гальске». В честь этого юбилея отделение «Сименс» в России подготовило издание его биографии на русском языке. Книга историка Мартина Лутца «Карл фон Сименс: жизнь между семьей и всемирно известной компанией» рассказывает о выдающейся личности одного из братьев Сименс, его предпринимательском таланте и том вкладе, который он внес в развитие России и международного бизнеса компании.

Юный инженер… Карл Федорович

В переговорах, которые основатель компании «Сименс и Гальске» Вернер Сименс проводил в 1852 году с графом Петром Андреевичем Клейнмихелем, главным управляющим путей сообщения и коммуникаций России, выявилась необходимость, чтобы представитель фирмы постоянно находился в Санкт-Петербурге. И Вернеру пришла в голову исключительно удачная мысль назначить таким представителем брата Карла.

В то время Карлу исполнилось 23 года. Но несмотря на молодость, у него уже был опыт коммерческой деятельности, хотя и не слишком удачный. Он попытался наладить работу филиала компании в Париже, но был обманут французскими компаньонами. Таким образом, Франция потеряла хорошего партнера, и это привело к тому, что и по сей день продукция компании «Сименс» не слишком распространена на территории этой страны.

Обратная ситуация сложилась в России, которая стала для Карла второй родиной. Он овладел русским языком, познакомился с обычаями страны и вскоре женился на русской подданной Марии, а его стали величать Карлом Федоровичем.

Батья Сименс. Карл вверху слева

Батья Сименс. Карл вверху слева

Карл был одним из младших братьев Сименс, не имел законченного технического образования, но вот что пишет о нем в своих воспоминаниях Вернер: «Карла я лично считаю из всех нас наиболее одаренным. Он всегда был надежен, верен, добросовестен, хороший ученик, преисполненный нежной любовью и привязанностью к братьям.

Проницательный, всесторонне развитый ум сделал из него дельного коммерсанта, а благодаря обширным техническим сведениям и большому такту он стал незаменимым руководителем крупных торговых предприятий».

Надо признать, что своей серьезностью и обстоятельностью молодой человек Карл очень нравился высокопоставленным заказчикам.

Например, когда телеграфный аппарат в кабинете царя Николая I начинал давать сбои — или, как говорят нынче, «зависал», — царь приходил в неистовство и срочно требовал «инженера Сименса». И только спокойные, обстоятельные объяснения Карла возвращали самодержцу душевное равновесие.

Могучий менеджер

В 1855 году, когда строительство телеграфной сети в России в основном было закончено, Карл становится совладельцем компании «Сименс и Гальске», доля его участия составляет 1/5 всего капитала. В то же время петербургская часть компании остается дочерней фирмой, которой он продолжает управлять.

Карл фон Сименс в дворянском мундире

Карл фон Сименс в дворянском мундире

Вот перечень одних только телеграфных линий, построенных под руководством Карла: Санкт-Петербург — Москва — Крым; Москва — Киев — Одесса и далее на Севастополь; Санкт-Петербург — Кронштадт, причем часть линии проходила по дну моря; линии на Финляндию, Варшаву, Ригу и Таллин и далее на Западную Европу — более 9000 километров.

И эта работа была организована и выполнена всего за два года! Более того, он проехал по всем этим маршрутам, невзирая на погоду, и лично проверил каждый телеграфный столб. Параллельно Карл добился от российского правительства эксклюзивного права на эксплуатацию, ремонт и восстановление телеграфных линий. При этом фирма обязалась выдерживать фантастические даже для нашего времени гарантийные сроки — от шести до двенадцати лет. Практически тот договор означал, что, если в течение 6—12‑летнего гарантийного срока в работе телеграфных линий появятся непредусмотренные договором недостатки, то нужно будет полностью обновлять целые участки линий передач.

«Ремонтные расходы» — так назывались тогда средства, отпускаемые на техническое содержание оборудования, — были достаточно высокими, поэтому риск заключения такого соглашения оказывался вполне оправданным и, стремясь к сохранению и увеличению русских заказов, можно было пойти на него. Так как принципом компании было безупречно высокое качество произведенных работ и приборов, то средства, отпущенные на ремонтные расходы, в большей степени стали чистой прибылью.

Вы спросите – в чем секрет столь высокой надежности телеграфных линий? Ее гарантом выступили выдающиеся изобретательские способности Вернера фон Сименса — он сконструировал прибор, способный оперативно выявлять возникающие дефекты и даже локализовать их дальнейшее распространение.

Данное устройство было специально адаптировано для работы в России, и сотрудники фирмы прозвали его между собой «татарский гальванометр». Этот прибор позволил обеспечить охрану телеграфных линий малыми силами: в цепь линии, разбитой на участки протяженностью по 50 верст, были заведены будильник и гальванометр, и по движению стрелки сторож мог постоянно видеть, проходит ли ток через провода.

Блестящий рекламист

Сила Карла заключалась не только в том, что он был талантливым инженером, выдающимся организатором и тонким рыночным стратегом. Его основным талантом было умение продавать – или, как это сейчас называется, владение маркетинговыми технологиями. Данное понятие включает в себя, конечно же, и умение рекламировать товар. Оно было блестяще проявлено Карлом во время Всероссийской промышленной и художественной выставки, проходившей в 1882 году в Москве. Он запустил на территории ярмарки миниатюрный электрический трамвайчик, ставший настоящим хитом. В результате этого хода компания не только получила заказ на первую в России трамвайную линию, но и высочайшее разрешение именоваться «поставщиком двора Его Императорского Величества».

Именно благодаря этому заказу фирма получила право размещать на своих фирменных бланках, проспектах, объявлениях и других документах российский герб — двуглавого орла. Лучшую рекламу было просто невозможно придумать.

Коронация Александра III. Автор первой в Москве электрической иллюминации — Карл Сименс

Коронация Александра III. Автор первой в Москве электрической иллюминации —
Карл Сименс

 

К тому времени Карл уже принял российское подданство и получил звание купца первой гильдии. Так как импортируемая продукция облагалась в России весьма высокими пошлинами, он решил построить в Петербурге крупный кабельный завод и воплотил свое решение в жизнь. По истечении еще нескольких лет им было основано петербургское «Общество электрического освещения», остававшееся вплоть до революции самой крупной российской компанией в своей отрасли. Им было получено множество заказов, крупнейшим из которых было монопольное право на электрификацию Москвы. Результатом выполнения этого обязательства стал запуск в 1898 году в самом центре Москвы, на Раушской набережной, весьма мощной по тем временам электростанции – которая, кстати, существует и по сей день.

Русский дворянин и меценат

Благодаря своим выдающимся успехам Карл Сименс был удостоен высокого признания, и в 1892 году ему торжественно вручили диплом почетного члена Электрического сообщества Санкт-Петербурга, а в 1896 году царь Николай II возвел его в дворянское звание. Карл Федорович занимался меценатством и всячески поддерживал образованных и одаренных ученых и специалистов в сфере электротехники. Подтверждением этого факта является учрежденная в 1910 году премия его имени. Вот ее условия:


1. При Императорскомъ Русскомъ Техническомъ Обществе учреждается премiя имени Почетнаго Члена Общества Карла Федоровича Сименса за выдающееся изобретенiе, усовершенствованiе или изследованiе въ области электротехники.
2. Премiя выдается одинъ разъ въ два года изъ процентовъ с пожертвованнаго К. Ф. Сименсомъ неприкосновеннаго капитала в 5000 рублей, и состоит из денежной суммы и медали.
3. Премия может быть присуждаема только русским подданным за работы, доложенныя в VI (Электротехническомъ) Отделе … и не получившiя других премiй этого Общества… ».


Ясно, что лауреатами «электротехнического Букера» становились люди достойные. К примеру, за заслуги в области «электрической телескопии» золотой медали и премии был удостоен основоположник телевидения Б. Розинг, получивший в 1911 году впервые в мире точное изображение на экране своего простейшего телевизора. В другой раз премию присудили отчету Л. Залуцкого, будущего директора Метрологического института, ректора петроградского Политеха, об исследовании магнитных свойств различных сортов железа, чугуна и стали.

Трамвай на Московской выставке, 1882 г.

Трамвай на Московской выставке, 1882 г.

Россия стала для Карла Сименса второй родиной. Получив русское подданство и дворянство, награжденный высокими русскими орденами, он сделал немало для того, чтобы Россия стала индустриальной державой. И поныне мы встречаем следы деятельности неутомимого Карла Федоровича. Скажем, на Кожевенной линии Васильевского острова в Петербурге и по сей день стоит построенный им кабельный завод, ныне хорошо известный как «Севкабель».

Игорь Некрасов
Фотографии: предоставлены пресс-службой Siemens

Еще на эту тему

Никакого свадебного переполоха

Свадьба - в России или за границей, под открытым небом или в ресторане, в стиле вечной классики или Cirque du Soleil. Как их организуют? Читайте в нашем материале.

Свадьба на крыше

Свидание на вертолетной площадке – сюжет для головокружительного романтического фильма. Такой вечер забыть трудно! А если пригласить гостей на высоту 165 метров над землей,...

От начала до кольца

В мире промышленных технологий большая удача – сделать что-то своими руками. Кольцо с надписью, кольцо с камнем… На ювелирном мастер-классе...


Поделиться:

Добавить комментарий

афиша
новости

Ралли старинных автомобилей

25 июня 2017 года от стен московского Кремля в шестой раз стартует ралли старинных автомобилей Bosch Moskau Klassik. К 10:00...

Революция идей – революция людей!

28 июня в Москве, в Центре фотографии имени братьев Люмьер, откроется фотовыставка «Революция людей», посвященная истории научных и производственных достижений...

Ансамбль нескучной музыки «Бонквинтон»

Ансамбль Бонквинтон
23 июня 2017 года в музее-усадьбе Кусково главные хулиганы в области классической музыки – ансамбль «Бонквинтон» выступит с новой программой...

Рок-фестиваль «Нашествие 2017»

7, 8, и 9 июля все любители русского рока смогут почувствовать праздничную атмосферу на ежегодном рок-фестивале «Нашествие», который по традиции...

(Не)возможно увидеть. Северная Корея

Первая в России фотовыставка, посвященная одному из самых закрытых государств в мире, открылась в Центре фотографии.

Гонка Героев. Новая высота

«Гонка Героев» – это забег на дистанцию около 10 километров, включающий в себя преодоление 6-ти экстремальных препятствий в виде водных преград, трамплинов и рвов.

В Москве прошли скачки «Гран-при Радио Monte Carlo»

17 июня на Центральном Московском ипподроме прошли скачки «Гран-при Радио Monte Carlo». Партнером мероприятия стал винный дом Mondoro.

Верная жена

Звезда театра имени Ермоловой Сергей Кемпо сыграл Лермонтова в постановке «Верная жена».

FACEBOOK
ВКОНТАКТЕ
Афиша

Ралли старинных автомобилей

25 июня 2017 года от стен московского Кремля в шестой раз стартует ралли старинных автомобилей Bosch Moskau Klassik. К 10:00...

Революция идей – революция людей!

28 июня в Москве, в Центре фотографии имени братьев Люмьер, откроется фотовыставка «Революция людей», посвященная истории научных и производственных достижений...
Ансамбль Бонквинтон

Ансамбль нескучной музыки «Бонквинтон»

23 июня 2017 года в музее-усадьбе Кусково главные хулиганы в области классической музыки – ансамбль «Бонквинтон» выступит с новой программой...

Рок-фестиваль «Нашествие 2017»

7, 8, и 9 июля все любители русского рока смогут почувствовать праздничную атмосферу на ежегодном рок-фестивале «Нашествие», который по традиции...

Большое увеличение

21 июня в Еврейском музее и центре толерантности открывается персональная выставка живописи Алексея Бегака «Большое увеличение». Выставка «Большое увеличение» –...
Журнал Eclectic Адрес:
Алтуфьевское шоссе, д. 100, офис 1, Москва, Россия.
Телефон: +7 (499) 909-99-99 Email: Сайт: http://eclectic-magazine.ru/