театр

В Маяковке: пародия на наше кино

Юрий Йоффе поставил поразительно актуальный, острый спектакль об отечественном кинематографе.

«Снимается кино» — новая постановка режиссера Юрия Йоффе на Новой сцене на Сретенке театра имени Маяковского. Автору одноименной пьесы Эдварду Радзинскому спектакль понравился, в чем он признался журналу Eclectic: «Спектакль получился психологически тонкий, спокойный и при этом острый. Актеры играют очень хорошо. Российская актерская школа не сдает своих позиций. Рад, что настоящий театр не только не умер, но развивается в правильном направлении», — прокомментировал Эдвард Станиславович.

События на съемочной площадке 1965 года режиссер постановки, судя по костюмам и некоторым музыкальным композициям, перенес на начало 70-х. Хотя это неважно. В самой пьесе отголоски многих времен и ритмов. Главный герой спектакля – кинорежиссер Федор Нечаев (Алексей Фатеев) читает стихи – песню индейцев девушке Ане (Анастасия Дьячук), которую через пару дней научит целоваться и страдать. Эта песня о ветре, который «стирает следы наших ног на песке». Режиссер  читает эти строчки ночью, когда идет дождь, а рядом с ним на скамейке автобусной остановки — целомудренная, смешная, свободолюбивая Аня. Она пришла к нему на съемочную площадку для массовки, но целоваться в телефонной будке с художником Петей отказалась. В том мире не было мобильной связи, интернета и фильмов, снятых на мобильный телефон. Между прочим, право быть режиссером надо было заслужить… И наш герой-режиссер – не с улицы. Кино снимали по правилам. Главным человеком на площадке был режиссер. Правда, в тот съемочный день, между прочим, весенний, все пошло не по графику. Федор Нечаев отчаянно пытался управлять процессом, но, по задумке Радзинского, и первого постановщика этой пьесы Анатолия Эфроса, в том же 1965 году, на съемочную площадку пожаловал некто, похожий на Воланда. Об этом оставил свои ремарки и Анатолий Эфрос, и актеры Лев Дуров, Александр Збруев, занятые в спектакле 1965 года в театре Ленинского комсомола.Театральная Москва читала в рукописном виде главы булгаковского романа с 1962 года. Забегая вперед, почти финальная сцена – закрытие незавершенного фильма Федора Нечаева, подобие бала Сатаны в булгаковском романе. Невольно возникает мысль: высокое ли, божественное дело кино? В центре сцены большая кинокамера, которая снимает картину, и оператор (Андрей Гусев), заявляющий в финале, что это он – главный, а не режиссер (и так считают почти все операторы), а значит, кино на 90 процентов — техника. Но в спектакле как раз с камерой и оператором не было проблем. Кинооператор приходил раньше всех и ничто не могло помешать ему выполнять свою работу профессионально. Никакие чувства, эмоции не влияли на его рабочий настрой. Но человеческие факторы всех участников процесса, включая идеологические, перемешали все карты и в результате «кина не будет».

Режиссер спектакля не взял знаменитый припев из пьесы Радзинского и спектакля Эфроса: «Все будет хорошо, оставьте ваши спешки, все будет хорошо и выйдут в дамки пешки, и будут сны к деньгам, и дождички по четвергам». Йоффе заменил друзей художника Пети, которые судят режиссера за его легкомыслие и неумение биться за любовь, за кино до конца, на мраморную голову Юлия Цезаря, с которой разговаривает антипод режиссера – Петя. В его искусстве – живописи – нет техники, нет власти, нет случайности, он сам творит то, что приходит к нему свыше. Эдвард Радзинскому понравился этот ход Йоффе – введение статуи Юлия Цезаря:

«Моя пьеса “Снимается кино” — густонаселенная и длинная. Меня упрекали в том, что я пытался “объять необъятное”. Если бы поставили всю мою пьесу, без купюр, то спектакль шел бы восемь часов. Юлий Цезарь – хорошая находка. Тем более, что в пьесе есть упоминания и параллели с Древним миром».

Театр – еще из Древнего мира, тогда кинематограф – юное искусство. Спектакль о съемках фильма, поставленный на сцене легендарного театра, в которой играли лучшие артисты страны, в частности, сама Татьяна Доронина, сыгравшая Наташу в фильме 1968 года «Еще раз про любовь» (некоторые отголоски этой пьесы есть в спектакле Юрия Йоффе), и ее партнер по этой картине – Александр Лазарев, невольно наводит мысль о «разбродах и шатаниях» в области кинематографа. Главный герой, режиссер – талантливый художник, профессионал, но за ним нет настоящей команды (кроме верной хлопушки Зины), как в театре, и он – одинокий парус. Сравнение героя и его фильма с Лермонтовым изначально было в пьесе Радзинского, а режиссер спектакля его только усилил с помощью «морской любовной темы». Режиссер фильм не снял, а вот чистую душу, цветок, Аню, погубил, как «герой нашего времени» Печорин погубил Беллу.  Напрашивается вывод: а уж не «пародия ли он» на режиссеров, на героев? Классический вопрос русской литературы об истинных героях? Федор Федорович Нечаев – собирательный образ. В нем есть черты и самого Радзинского, и Эфроса, и многих режиссеров, ставших классиками. В спектакле есть намек на детский фильм, сказку, которую будет снимать Нечаев потом, и как не вспомнить однофамильца героя – автора фильмов «Приключения Буратино», «Красная шапочка» Леонида Нечаева.

Что и говорить, в советском кинематографе были не только провальные, или запрещенные фильмы, но и бессмертные шедевры. К сожалению, сегодня вся глупость, зависимость советского кинематографа не только остались, но и преумножились, тогда как шедевров стало гораздо меньше. Юрий Йоффе поставил поразительно актуальный, острый спектакль об отечественном кинематографе. Между прочим, Юрий Йоффе, который в течение десятилетий был главным помощником, вторым режиссером великого руководителя театра имени Маяковского Андрея Гончарова, помогал артистам отпрашиваться на съемки. Гончаров, будучи фанатиком театра, не признавал кинематограф, и с большим трудом отпускал сниматься даже любимую Наталью Гундареву. Исключение он делал для комедий Эдьдара Рязанова, которого любил как художника. Спектакль «Снимается кино» — комедия. По-настоящему смешная, потому что до боли знакомая в своих абсурдных проявлениях. Зал аплодирует и кричит «браво» в течение получаса после финала спектакля. Деятелям кино, чиновникам, не помешает посмотреть эту премьеру в театре Маяковского. Чиновника Министерства культуры – Трофимова очень верно играет Алексей Фурсенко. Он много снимается в кино, как и его партнеры. Нельзя не отметить блестящую работу дочери Александра Кайдановского и Евгении Симоновой Зои Кайдановской. Она играет кинокритика, которая «из пешек выбилась в дамки», но по сути так и осталась пешкой, слугой власти. Она – просто «сарафанное радио», наделенное полномочиями выносить вердикты настоящим художникам. Зоя Кайдановская призналась Eclectic, что «по ее внутреннему ощущению, этот спектакль понравился бы ее отцу – выдающемуся артисту, режиссеру Александру Кайдановскому: «Папы давно нет с нами, но он всегда со мной…И когда я играю в театре, нередко чувствую его присутствие», — сказала она.

В антракте я слышала спор молодых людей, будущих режиссеров о том, что «главный герой – слабак, что кино он не снял, и с девушкой ничего не вышло, что с женой-истеричкой остался, тогда как в то время был Тарковский, Кайдановский… Ведь герои были!

Анжелика Заозерская
Фото: пресс-служба Театра Маяковского


Поделиться:

Добавить комментарий

афиша
новости

Дагеротип, автохром, поляроид – все в единственном экземпляре

В ГМИИ им. А.С. Пушкина проходит выставка «Дагеротип, автохром, поляроид. 1/1», посвященная 180-летию изобретения фотографии. Зрители увидят уникальные образцы трех...

Новый год под музыку Штрауса

В канун Нового года 28 декабря в Кремлевском дворце состоится Новогоднее шоу «Белоснежный бал Иоганна Штрауса», на котором прозвучат самые...

Томас Гейнсборо и «Декабрьские вечера Рихтера» в Пушкинском музее

В ГМИИ им. А.С. Пушкина проходит выставка «Томас Гейнсборо» выдающегося живописца, одного из основателей британской художественной школы XVIII века. В...

8 секунд. Эффект клипового сознания

В Цехе Красного на Винзаводе открылась выставка «8 секунд. Эффект клипового сознания».  Все работы проекта сняты на камеру мобильного телефона....

Открывается Центр современного искусства на «Кристалле»

Аукционом шедевров XX века откроется Центр современного искусства на «Кристалле».

Рок жив! «ЧАРТОВА ДЮЖИНА — 2020» анонсировала итоговый лайн-ап

В этом году определение лауреатов «ЧАРТОВОЙ ДЮЖИНЫ» пройдет в новом формате: победителей в тринадцати номинациях будут выбирать слушатели «НАШЕго Радио» путем народного голосования, без участия экспертного совета.

В Московском зоопарке пройдут экологические елки

Елки со смыслом: Новогодние спектакли в Московском зоопарке - заяц спасает Новый год и природу.

Получить миллион долларов

Стеклянный трон с миллионом долларов выставлен в «Музее эмоций» в Москве.

FACEBOOK
ВКОНТАКТЕ

Афиша

Дагеротип, автохром, поляроид – все в единственном экземпляре

В ГМИИ им. А.С. Пушкина проходит выставка «Дагеротип, автохром, поляроид. 1/1», посвященная 180-летию изобретения фотографии. Зрители увидят уникальные образцы трех...

Новый год под музыку Штрауса

В канун Нового года 28 декабря в Кремлевском дворце состоится Новогоднее шоу «Белоснежный бал Иоганна Штрауса», на котором прозвучат самые...

Томас Гейнсборо и «Декабрьские вечера Рихтера» в Пушкинском музее

В ГМИИ им. А.С. Пушкина проходит выставка «Томас Гейнсборо» выдающегося живописца, одного из основателей британской художественной школы XVIII века. В...

8 секунд. Эффект клипового сознания

В Цехе Красного на Винзаводе открылась выставка «8 секунд. Эффект клипового сознания».  Все работы проекта сняты на камеру мобильного телефона....

Мультимедийная выставка «Поэт и Леди»

В Центре Вознесенского проходит мультимедийная выставка «Поэт и Леди», посвященная многолетней дружбе поэта Андрея Вознесенского и Жаклин Кеннеди-Онассис, знаменитой Первой...

Журнал Eclectic Адрес:
Алтуфьевское шоссе, д. 100, офис 1, Москва, Россия.
Телефон: +7 (499) 909-99-99 Email: web@aaph.ru Сайт: http://eclectic-magazine.ru/