Спектакль «Будденброки» в постановке Миндаугаса Карбаускиса

copyright by Ekaterina TsvetkovaСпектакль «Будденброки» в постановке Миндаугаса Карбаускиса идет на сцене РАМТА уже ни первый год, но тем не менее снова и снова собирает полные залы. В том ли его популярность, что ситуация духовного разложения бюргерского общества в современных реалиях актуальна как никогда, или же моду диктуют яркая актерская игра и незаурядная сценография – нельзя ответить однозначно, т.к. спектакль стал гармоничным сочетанием этих двух составляющих.
На сцене – жизнь четырех поколений одного семейства, ловко вместившаяся в три часа спектакля. В тексте – история духовного распада общества, заменившего потребности в семье, самоопределении и любви – разлагающим душу культом золотого тельца. За текстом – трансформация современности, сделавшей выбор в пользу расчетливости и стяжательства.
В ходе спектакля герои-антиподы начинают играть в унисон: свободолюбивая и мечтательная Антония (Дарья Семенова) перенимает черты матери (Лариса Гребенщикова), заменяя юношеские идеалы химерой о семейной чести и выгоде замужества по расчету. Экспрессивный, оппозиционно настроенный Христиан (Виктор Панченко), запутавшись в поисках себя и невозможности существования вне сферы необходимости, заканчивает жизнь в психушке.
copyright by Ekaterina TsvetkovaДиалектика персонажей нагнетает упаднический пафос спектакля, вовлекая зрителя в атмосферу морального, культурного, общественного декаданса. Квинтэссенцией действия становится внутренний слом предводителя семейства, Томаса Будденброка (Илья Исаев), осознавшего абсурдность и никчемность собственной жизни, наделенной ложными ценностями, лишенной любви и понимания со стороны семейства. Деньги – единственная ценность, связывающая воедино отроков семьи Будденброк. Ценность, заставляющая торговать счастьем детей и идти на сделку с совестью.
Весьма самобытным и антиномичным персонажем является музыка, мастерски вплетенная в повествовательную канву спектакля. Ее диапазон разнится от элегичных ноктюрнов Шуберта до наигранных церковных песнопений, венчающих начало каждого акта. Стоящее по середине сцены фортепьяно служит тонким отголоском мира творчества, юношеских идеалов и грез, доступных лишь двум безмолвным персонажам спектакля. Герда (Оксана Санькова) и Ганно Будденброки (Андрей Добржинский) – молчаливые созерцатели краха преуспевающего семейства, чей язык – музыка – так и останется не переведенным в плоскость материальных символов и знаков.
Лаконичная, но образная сценография делит сценическое пространство на две зоны: гостиную семьи Буддерброк по праву руку и церковные своды – по левую. Церковь занимает особое место не только ситуационно, она придает повествованию некоторую ментальность, обводящую красным жирный минус на полях буддерброковской истории. В этой ментальности – непостижимая сила искусства, первая любовь Антонии, одиночество лишнего человека.
Режиссерская мысль постепенно подводит зрителя к ощущению, что развязка подобной истории может быть только трагической. Не нашедшие понимания в жизни земной, герои семьи Будденброк все же не лишились шанса найти его в другой – вечной, загробной. Финальная точка спектакля, ставшая в авторском прочтении скорее многоточием, — извечный рефрен человечества в поисках цели и предназначения. Актуальный, вдумчивый и по-своему светлый спектакль, безусловно, стоящий внимания зрителя.

Текст: Надежда Коротченкова

Фотографии предоставлены пресс-службой РАМТ

Еще на эту тему

Академия Пушкинского – онлайн и бесплатно

Просветительский проект «Академия Пушкинского» предоставляет возможность бесплатно пройти обучение у лучших экспертов в области истории и теории искусства всем желающим.

Культурный туризм: как найти счастье на районе

Современных туристов сейчас интересуют новые необычные места, а не только центр.

Там, где инвесторы

Образовательные стартапы получат инвестиции от бизнес-акселератора в Москве.


Поделиться:

Добавить комментарий

афиша
новости

Премьера «Мамблкор: «Терминатор 2: Судный день»

22 июля в 20:00 состоится премьера проекта Театра.doc Мамблкор: «Терминатор 2: Судный день». Авторы проекта предлагают почувствовать, как раны на...

По следам «Поп-механики» к 65-летию Сергея Курёхина

В Образовательном центре ММОМА открывается выставка «По следам «Поп-механики», приуроченная к 65-летию культового музыканта, композитора и ярчайшего новатора своего времени Сергея Курёхина. Проект...

Фигуративные инсталляции и объекты Жауме Пленсы

В Московском музее современного искусства открылась первая в России персональная выставка испанского художника и скульптора с мировым именем Жауме Пленсы....

Мистическая история о вилисах на сцене РАМТа

С 1 июля по 28 августа на сцене РАМТа уже в 19-й раз проходит настоящий праздник танцевального искусства – «Летние...

Академия Пушкинского – онлайн и бесплатно

Просветительский проект «Академия Пушкинского» предоставляет возможность бесплатно пройти обучение у лучших экспертов в области истории и теории искусства всем желающим.

Накормили Арктику

Более  10 000 порций блюд приготовили повара «Гастрономической карты России»  на V Арктическом фестивале «Териберка».

Григорий Лепс спел в день рождения

сам Григорий Викторович относится к себе критично и выступление своё оценил отнюдь не на высоте.

Свет с девяностого этажа

С самого начала творческого пути художник Омар Чхаидзе был новатором, шел впереди своего времени. Ему была присуща полная свобода самовыражения, не ограниченная никакими запретами, цензурой.

FACEBOOK
ВКОНТАКТЕ
Афиша

Премьера «Мамблкор: «Терминатор 2: Судный день»

22 июля в 20:00 состоится премьера проекта Театра.doc Мамблкор: «Терминатор 2: Судный день». Авторы проекта предлагают почувствовать, как раны на...

По следам «Поп-механики» к 65-летию Сергея Курёхина

В Образовательном центре ММОМА открывается выставка «По следам «Поп-механики», приуроченная к 65-летию культового музыканта, композитора и ярчайшего новатора своего времени Сергея Курёхина. Проект...

Фигуративные инсталляции и объекты Жауме Пленсы

В Московском музее современного искусства открылась первая в России персональная выставка испанского художника и скульптора с мировым именем Жауме Пленсы....

Мистическая история о вилисах на сцене РАМТа

С 1 июля по 28 августа на сцене РАМТа уже в 19-й раз проходит настоящий праздник танцевального искусства – «Летние...

Национальное шоу России «Кострома» снова в Москве

Ежедневно до 15 сентября в Театре «Русская песня» Национальное Шоу России «Кострома» знакомит московских зрителей с многонациональной культурой нашей страны....
Журнал Eclectic Адрес:
Алтуфьевское шоссе, д. 100, офис 1, Москва, Россия.
Телефон: +7 (499) 909-99-99 Email: Сайт: http://eclectic-magazine.ru/