Спектакль «Будденброки» в постановке Миндаугаса Карбаускиса

copyright by Ekaterina TsvetkovaСпектакль «Будденброки» в постановке Миндаугаса Карбаускиса идет на сцене РАМТА уже ни первый год, но тем не менее снова и снова собирает полные залы. В том ли его популярность, что ситуация духовного разложения бюргерского общества в современных реалиях актуальна как никогда, или же моду диктуют яркая актерская игра и незаурядная сценография – нельзя ответить однозначно, т.к. спектакль стал гармоничным сочетанием этих двух составляющих.
На сцене – жизнь четырех поколений одного семейства, ловко вместившаяся в три часа спектакля. В тексте – история духовного распада общества, заменившего потребности в семье, самоопределении и любви – разлагающим душу культом золотого тельца. За текстом – трансформация современности, сделавшей выбор в пользу расчетливости и стяжательства.
В ходе спектакля герои-антиподы начинают играть в унисон: свободолюбивая и мечтательная Антония (Дарья Семенова) перенимает черты матери (Лариса Гребенщикова), заменяя юношеские идеалы химерой о семейной чести и выгоде замужества по расчету. Экспрессивный, оппозиционно настроенный Христиан (Виктор Панченко), запутавшись в поисках себя и невозможности существования вне сферы необходимости, заканчивает жизнь в психушке.
copyright by Ekaterina TsvetkovaДиалектика персонажей нагнетает упаднический пафос спектакля, вовлекая зрителя в атмосферу морального, культурного, общественного декаданса. Квинтэссенцией действия становится внутренний слом предводителя семейства, Томаса Будденброка (Илья Исаев), осознавшего абсурдность и никчемность собственной жизни, наделенной ложными ценностями, лишенной любви и понимания со стороны семейства. Деньги – единственная ценность, связывающая воедино отроков семьи Будденброк. Ценность, заставляющая торговать счастьем детей и идти на сделку с совестью.
Весьма самобытным и антиномичным персонажем является музыка, мастерски вплетенная в повествовательную канву спектакля. Ее диапазон разнится от элегичных ноктюрнов Шуберта до наигранных церковных песнопений, венчающих начало каждого акта. Стоящее по середине сцены фортепьяно служит тонким отголоском мира творчества, юношеских идеалов и грез, доступных лишь двум безмолвным персонажам спектакля. Герда (Оксана Санькова) и Ганно Будденброки (Андрей Добржинский) – молчаливые созерцатели краха преуспевающего семейства, чей язык – музыка – так и останется не переведенным в плоскость материальных символов и знаков.
Лаконичная, но образная сценография делит сценическое пространство на две зоны: гостиную семьи Буддерброк по праву руку и церковные своды – по левую. Церковь занимает особое место не только ситуационно, она придает повествованию некоторую ментальность, обводящую красным жирный минус на полях буддерброковской истории. В этой ментальности – непостижимая сила искусства, первая любовь Антонии, одиночество лишнего человека.
Режиссерская мысль постепенно подводит зрителя к ощущению, что развязка подобной истории может быть только трагической. Не нашедшие понимания в жизни земной, герои семьи Будденброк все же не лишились шанса найти его в другой – вечной, загробной. Финальная точка спектакля, ставшая в авторском прочтении скорее многоточием, — извечный рефрен человечества в поисках цели и предназначения. Актуальный, вдумчивый и по-своему светлый спектакль, безусловно, стоящий внимания зрителя.

Текст: Надежда Коротченкова

Фотографии предоставлены пресс-службой РАМТ


Поделиться:

Добавить комментарий

афиша
новости

Истории влюбленных, переживших Холокост

28 января Еврейский музей и центр толерантности представляет выставку «(Не) время для любви». Истории влюбленных, переживших Холокост. В основе проекта...

«Ночь идей» в Пушкинском музее

30 января Французский институт при Посольстве Франции в России и ГМИИ им. А.С. Пушкина в рамках направления «Пушкинский XXI» представляют...

Большой вальс в Доме музыки

31 января 2020 Симфонический оркестр Москвы «Русская филармония» представляет в Международном Доме музыки концерт «Большой вальс». Прозвучат чарующие мелодии Штрауса,...

Поэтика и символизм зимнего сада

В залах Галереи искусств Зураба Церетели открылся групповой выставочный проект «Зимний сад». В экспозиции более 70 разножанровых произведений – живопись,...

Соло для альта с оркестром 

Арт-манифест Юрия Башмета в день его рождения был произнесен на сцене концертного зала им Чайковского.

Фестиваль Юрия Башмета впервые пройдет в Москве

Организаторы Зимнего международного фестиваля искусств под управлением народного артиста СССР, маэстро Юрия Башмета раскрыли его подробности. Но оставили интригу.

«Гастрономическая карта России» иностранной прессе

«Гастрономическая карта России» представила регионы «От Сибири до Северного Кавказа» на ежегодном новогоднем приеме Сергея Лаврова для иностранных журналистов.

Новая песня Таисии Повалий о первой любви

Певица – счастливая жена, мать и бабушка. Она прекрасно выглядит, много выступает и находит время для общения с внуком.

FACEBOOK
ВКОНТАКТЕ

Афиша

Истории влюбленных, переживших Холокост

28 января Еврейский музей и центр толерантности представляет выставку «(Не) время для любви». Истории влюбленных, переживших Холокост. В основе проекта...

«Ночь идей» в Пушкинском музее

30 января Французский институт при Посольстве Франции в России и ГМИИ им. А.С. Пушкина в рамках направления «Пушкинский XXI» представляют...

Большой вальс в Доме музыки

31 января 2020 Симфонический оркестр Москвы «Русская филармония» представляет в Международном Доме музыки концерт «Большой вальс». Прозвучат чарующие мелодии Штрауса,...

Поэтика и символизм зимнего сада

В залах Галереи искусств Зураба Церетели открылся групповой выставочный проект «Зимний сад». В экспозиции более 70 разножанровых произведений – живопись,...

Персональная выставка отца и сына Григорянов «Диалог с отцом»

С 1 по 29 февраля 2020 года пройдет персональная выставка отца и сына Григорянов «Диалог с отцом». Выставка станет развитием...

Журнал Eclectic Адрес:
Алтуфьевское шоссе, д. 100, офис 1, Москва, Россия.
Телефон: +7 (499) 909-99-99 Email: web@aaph.ru Сайт: http://eclectic-magazine.ru/