Стальные «зубы мудрости» под нашими ногами

или трагикомическое бытописание престранной забавы великого народа

Достаточно умилиться таланту англичан в течение 300 лет подстригать один и тот же газон, чтобы их щеки надулись быстрее подушки безопасности. И только опыт русских в части долгосрочного и весьма плотного взаимодействия с сельхозинвентарем способен понизить давление внутри ротовой полости жителей Туманного Альбиона вплоть до изумленного вытягивания физиономий.

Речь, конечно же, о граблях, на которые мы с неизбывным мазохистским удовольствием продолжаем наступать с тех давних пор, когда на землях британской метрополии до первого ухоженного газона, не говоря уж о клубничных полянах forever, оставалось еще 300 поколений некошеного чертополоха и дикорастущего вереска.

Казалось бы, что проще – объявить склонность русских к добровольному украшению лбов гематомами при помощи подручных (или, точнее, подножных) средств критерием глупости национального масштаба. Однако мы говорим о поистине великом народе, дольше всех бороздящем космос и достигшем головокружительных высот в науке и культуре.

7Грабли как вещь себе в лоб

В теоретической части исследования любопытного феномена сразу вынесем за скобки те случаи, когда условные грабли оказались на пути русского человека случайно (упали с условной телеги без чьего-либо злого умысла) и наступил он на них в условных сумерках. Такой инцидент, как правило, исчерпывается громким именованием граблей граблями или созвучным критическим термином – в зависимости от уровня интеллигентности наступившего – да стандартной шишкой, на пару дней дающей потерпевшему возможность подрабатывать в «квартале красных фонарей» титульным источником света. Следовательно, в фокусе внимания остаются лишь те случаи, когда индивид знал, что за зубастая штуковина перед ним и какие последствия может иметь контакт с этим вполне земным, а вернее – наземным объектом.

И что же мы увидим, посмотрев на грабли (но на всякий случай не приближаясь к ним) с разных точек зрения – от фольклорно-бытовой до фундаментально-религиозной? А увидим мы, что все очень, очень серьезно. Грабли ни много ни мало суть редуцированный – судя по диаметру черенка – аналог библейского Древа познания Добра и Зла: предельно ясно заповеданное людям табу на вкушение запретного плода обнаруживает изрядный параллелизм с общедоступной информацией о болезненных результатах хождения по выступающим частям коварного ударного инструмента. Более того, безграничное контекстуальное разнообразие встреч человека с граблями позволяет в некоторых ситуациях (в частности, касающихся всевозможных соблазнов и искушений) видеть в них и «часть той силы, которая вечно желает зла и вечно творит добро», но якшаться с которой также однозначно не стоит. Или, если угодно, грабли – это вариация на тему Большой Красной Кнопки из анекдотов, нажимать на которую никогда не следует. Заметьте, и это все прекрасно знают, но…

Почему же мы с таким незавидным упорством тянем руку к эдемскому яблоку, не боясь получить заряд божественной соли в соответствующую мишень, нажимаем на Большую Красную Кнопку, задумываясь о плачевных последствиях своих действий только после их наступления, и раз за разом прикладываем холодные предметы к свежим шишкам на лбу, хотя вполне могли бы внимать голосу не менее холодного рассудка, вопиющему в пустыне осторожности при виде граблей: «Обойди! Не обойдется!..»?

Попробуем нащупать первопричины интересующего нас явления в национальном менталитете.

Общество охотников пуще неволи

Один из основополагающих принципов русского характера сформулирован давно, кратко и талантливо: охота пуще неволи. Это еще раз подтверждает распространенное мнение, коррелирующее с логикой ведомых рассуждений, что Россия – страна преимущественно не разума, но души; не расчета, но эмоции. А поскольку аксиоматичным считается отражение базисных черт мировосприятия нации в ее фольклоре, попытаемся приблизиться к ответам на вопросы о корнях сосуществования человека и граблей, идя извилистыми тропинками сюжетов русских народных сказок.

1

Сразу бросается в глаза, как оригинально многие герои волшебных фабул воспринимают, казалось бы, предельно ясные причинно-следственные связи. Выбирая из трех вариантов на придорожном камне пункт «Прямо пойдешь – убит будешь», разве не понимал Илья Муромец, что концентрация граблей на этом пути будет самой высокой, а встреча с одними из них в неприятном лице Соловья-разбойника вообще может стать фатальной для головушки богатырской? Наверняка догадывался, но решил окольными путями не ходить, от опасностей не прятаться и – одолел грозного свистуна.

Проекций тех же самых архетипических черт русского характера – решительности, мужества, самоотверженности, стремления двигаться к цели кратчайшим путем – мы немало видим и по эту сторону реальности. Если прагматичный европеец, оценив площадь Сибири как стремящуюся к бесконечности, а проходимость тайги как стремящуюся к нулю, наверняка ужаснулся бы этим данным и отказался бы от планов покорения территорий за Уралом, то легендарный Ермак с казаками смело выступил против превосходящих в несколько раз сил хана Кучума. И разбил его, и захватил столицу Сибирского ханства Кашлык, и присоединил к России земли с богатейшими недрами.

Меньшего внимания заслуживают примеры народно-педагогического использования в сказках принципа действия граблей. Канонический в этом плане сюжет – сказка о сестрице Аленушке и братце Иванушке, несмотря на запрет испившего воды из копытца и превратившегося сами помните в кого, что само по себе несет однозначную оценку действий непослушного отрока. Очевидно, что сказка эта имеет воспитательный смысл и создана в назидание детям одних с проказником лет: трудно найти кого-то из взрослых положительных персонажей, кто удостоил бы себя более гулкого удара черенком граблей в виде регрессивной биологической метаморфозы. Обычно все ограничивается турпоходом-квестом с кучей помощников, приведением в негодность иглы, на конце которой смерть Кощеева, и освобождением возлюбленной, которая престарелому воздыхателю, скорее всего, была не больно-то и нужна.

2

С другой стороны, способность того же Кощея, будучи прикованным цепями, убедить Ивана-царевича напоить его водой и тем самым придать темных сил позволяет отметить в национальном характере такую черту, как доверчивость. На эту модификацию граблей мы веками наступаем с особенным рвением, а потому и рассмотрим ее более пристально.

Васюкины дети

Правило о том, что политики, особенно дорвавшиеся до власти, врут как дышат, не сложнее правописания «тся/ться». Почему же для нас легче впится (или впиться?..) зубами в собственный локоть, нежели усвоить эти нехитрые истины? Вот загадка, от которой даже у Сфинкса начался бы нервный тик. Ключ к ней, скорее всего, торчит в ржавом амбарном замке, на который с давних пор и по сей день наглухо заперт критический отдел нашего рацио.

Что там Остап Бендер с его первым межгалактическим шахматным конгрессом! Что там тетушка Короля из «Обыкновенного чуда», которую каждый мог убедить в чем угодно (бедняжка, как известно, 18 раз была замужем, не считая легких увлечений)! То ли дело: «Нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме! К концу 1965 года у нас не будет никаких налогов с населения!» – и валы бурных продолжительных аплодисментов, уделывающие хрестоматийное полотно Айвазовского. А Третья программа КПСС 1961 года – это вообще чистое искусство! соловьиная трель! Насладитесь звенящим в каждом слове мажором: «В ближайшее десятилетие (1961–1970) Советский Союз … превзойдет по производству продукции на душу населения США; в основном будут удовлетворены потребности советских людей в благоустроенных жилищах; исчезнет тяжелый физический труд; СССР станет страной самого короткого рабочего дня. В течение 10 лет осуществится переход на 6-часовой рабочий день – при одном выходном дне в неделю или на 35-часовую рабочую неделю – при двух выходных».

4…Ой, а почему это все бурно аплодирующие на одно лицо? И лицо какое-то до боли знакомое. Так это ж Емеля – еще один авторитетный персонаж из русского сказочного пантеона! А цари-то наши не такие дураки, как кажутся: знают, на что давить. В любую эпоху идеал российского властителя – такие вот Емели, лежащие на печи да грезящие о том, чтобы ведра сами ходили по воду, а желания исполняла щука. Для достижения идеала надо просто варить на политической кухне и развешивать людям на уши побольше лапши, аромат которой отбивал бы всякую охоту вникать в суть происходящего. И надо признаться, своеобразную гармонию со своими пастырями население нет-нет да и составит: мы долго делали вид, что работали, а они – что платили за труд. Да и на пороге новых времен неслучайно герой фильма «Курьер» с характерным именем Иван увенчал перечень своих мечтаний пунктом «Поменьше работать!» – не забыв, правда, постебаться и над коммунизмом.

Но если в сказке халява действительно прокатывает, да еще на самодвижущейся печи, то в реале на защиту суровых, но справедливых законов бытия, как бравые солдаты, по стойке «смирно» встают грабли. Поэтому – «Коммунизм к 1980 году!» (бац – шишка!), «Каждой семье – отдельную квартиру к 2000 году!» (бац – шишка!), «Партия не позволит “естественным монополиям” наживаться за счет рядовых граждан! Мы планируем установить жесткий предел, выше которого тарифы не смогут расти!» (бац – шишка!). Последний праведно-гневный пассаж – уже из программы нынешней исполнительницы «руководящей и направляющей» (грабли, повсюду грабли: что бы мы ни пытались создать, все равно получаются КПСС, автомат Калашникова и будильник для лиха). Российская история ходит по кругу, как одноглазая коза. Лапша на оба ваши уха!..

3Тихо сам с собою

Нет, что ни говорите – гораздо приятнее идентифицировать себя не с лентяем на печи, а с богатырем, способным раскидать тьму тьмущую басурман, невзирая на все препятствия с зубами и без. Впрочем, как нет худа без добра, так и наоборот: подсознательное, с младых ногтей отождествление себя с витязем, который вопреки народной мудрости один-в-поле-воин, имеет оборотной стороной повышенную самонадеянность русского человека.

Любое сулящее выгоду предприятие, на котором другие оступались, мы начинаем с уверенностью, что у нас-то все пройдет без сучка без задоринки. И крайне удивляемся, когда на скачках лошадь с номером бюста жены приходит как раз четвертой. Но внутренний азартный Парамоша опять тащит нас в кассу и заставляет поставить все деньги теперь на лошадь под номером 6. А как иначе – ведь первый секс у нас случился как раз в доме № 6 по улице Победителей, да и внешнее сходство обеих налицо. Мы шлем непарнокопытной фаворитке мощные флюиды, однако – вновь облом: обнаружившаяся на том же дебютном сексе способность финишировать первым трудно передается телепатией, да еще на межвидовом уровне…

А какая обширная практика у доктора с чисто русским именем Авось! Что нам слабак американец, который за день до хвори уже сидит в бахилах у кабинета семейного врача? Нет, мы будем до упора терпеть и стискивать зубы. В конце концов либо поползем-таки в больницу накануне рандеву с хозяйкой другого, хорошо наточенного сельхозинструмента, либо вообще предпочтем алгоритм, осмеянный еще Гоголем: «Поди ты сладь с человеком!.. Всю жизнь не ставит в грош докторов, а кончится тем, что обратится наконец к бабе, которая лечит зашептываньями и заплёвками, или, еще лучше, выдумает сам какой-нибудь декохт (отвар. – Ред.) из невесть какой дряни, которая бог знает почему вообразится ему именно средством против его болезни!»

6Есть, впрочем, и нетипичные пока случаи обращения с граблями. Так, из уст в уста передается история о заемщике, который не только прочел весь ипотечный договор, но и насторожился пунктом 72.666 «Банк каленым железом выжигает на лбу клиента свой логотип». Поговаривают даже, что некоторые ренегаты стали читать пользовательские соглашения в Интернете, прежде чем нажать кнопку «Принимаю», тем самым лишая наш народ пальмы первенства в скорости чтения. Да только врут, наверное…

К сожалению, шире пока представлены примеры почти инкурабельного влечения к граблям, которые мы оставляем на рассмотрение эскулапов и о которых не худо бы сообщить нашим депутатам, неравнодушным ко всяким противоестественным штукам – пусть внесут в реестр извращений. В их числе: раз за разом звонить в прямой телеэфир, чтобы составить слово из букв «Х», «Л» и «О»; продав один шедевр отечественного автопрома, покупать другой; снова и снова слушать псевдонаучную ахинею на мракобесных телеканалах; нести кровные в очередную реинкарнацию непотопляемого (точнее – нетонущего) «МММ»; в 199-й раз верить в конец света – по календарю индейцев майя, по календарю просветленных велорикш из города Паттайя, по лунному календарю возделывания шпината морячка Попая, и др., и пр.

5И тем не менее, если бы не грабли – ей-богу, скучно было бы на этом свете, господа! В чем-то мы даже должны быть им благодарны – хотя бы за то, что они, как заботливый Василий Алибабаевич, предупреждают нас об опасностях на дороге жизни, словно говоря: «Ты туда не ходи!» (хотя оптимальный вариант и очевиден: наступил какой-нибудь отрицательный персонаж, а мы все поняли и обошли).

Не за горами весна с ее садово-огородными хлопотами, и, конечно, мы желаем вам использовать грабли исключительно по прямому назначению. А еще – не забывать, что одним из признаков любого великого народа, помимо достижения головокружительных космических, научных и культурных высот, является способность иронизировать над собой. Поэтому даже если вы когда-нибудь все-таки наступите на предмет нашего не слишком серьезного исследования, пусть на вашей мине за приложенной ко лбу ладонью найдется место и улыбке. Улыбайтесь, господа, обязательно улыбайтесь, стойко и мудро перенося любые удары судьбы!..

 

Евгений Кононов
Иллюстрации: Виктор Богорад

Еще на эту тему

Дом с солнцем Ван Гога

Наш автор Анжелика Заозерская расстается с одиночеством и открывает дверь в новую жизнь.

Они пришли из будущего

Технологии из фантастических фильмов, которые уже есть в наших домах

Настоящий друг тот, кто поддержит твою тишину

Сегодня, во Всемирный день друзей,  популярная певица, выпускница МГУ Настя Кудри  поделилась своими мыслями о верной дружбе.


Поделиться:

Добавить комментарий

афиша
новости

Новое арт-пространство Cube.Moscow

24 апреля в Москве открывается новое арт-пространство выставкой «Новое русское. Искусство на рубеже 80-х – 90-х годов ХХ века» и проектами галерей-резидентов Cube.Moscow. Выставка...

Под ногами. Ассоциативная прогулка

Крокин галерея приглашает на выставку Владимира Ситникова «Под ногами», на которой представлена графическая инсталляция из предметов, найденных художником во время...

Выставка, посвященная Жюлю Верну

8 февраля исполнился 191 год со дня рождения выдающегося французского писателя, одного из основоположников жанра научной фантастики, Жюля Габриэля Верна....

XI Международный музыкальный фестиваль в Ярославле и городах Ярославской области

1 – 9  мая 2019 года пройдет традиционный XI Международный музыкальный фестиваль в Ярославле  и городах Ярославской области. Артистический директор Юрий Башмет....

«Северяне» приехали в Лион

Документальный фильм о настоящих людях и автомобилях «Северяне» показали на фестивале «Русские сезоны» в Лионе.

Мадонна стала суперагентом

Легендарная артистка Мадонна опубликовала обложку нового альбома Madame X и треклист с тремя неожиданными коллаборациями.

Сын убеждает Кристину Орбакайте больше пить

Певица Кристина Орбакайте стала новым амбассадором воды «Святой Источник»: вместе с сыном Дени она снялась в новых рекламных роликах бренда.

Ян Гэ и Banzay станцевали на другой планете

Актриса «Гоголь-центра» Ян Гэ и хореограф Banzay BNZ снялись в космическом лукбуке STREET BEAT для ASICSTIGER
FACEBOOK
ВКОНТАКТЕ
Афиша

Новое арт-пространство Cube.Moscow

24 апреля в Москве открывается новое арт-пространство выставкой «Новое русское. Искусство на рубеже 80-х – 90-х годов ХХ века» и проектами галерей-резидентов Cube.Moscow. Выставка...

Под ногами. Ассоциативная прогулка

Крокин галерея приглашает на выставку Владимира Ситникова «Под ногами», на которой представлена графическая инсталляция из предметов, найденных художником во время...

Выставка, посвященная Жюлю Верну

8 февраля исполнился 191 год со дня рождения выдающегося французского писателя, одного из основоположников жанра научной фантастики, Жюля Габриэля Верна....

XI Международный музыкальный фестиваль в Ярославле и городах Ярославской области

1 – 9  мая 2019 года пройдет традиционный XI Международный музыкальный фестиваль в Ярославле  и городах Ярославской области. Артистический директор Юрий Башмет....

Ruski откроет «калитку» в Карелию

Всю неделю с 24 до 30 апреля включительно,  в рамках «Недели Республики Карелия» в ресторане Ruski будут представлены специалитеты и...
Журнал Eclectic Адрес:
Алтуфьевское шоссе, д. 100, офис 1, Москва, Россия.
Телефон: +7 (499) 909-99-99 Email: Сайт: http://eclectic-magazine.ru/