уроки роскоши

Vassa: русский конструктивизм с американской душой

Западная пресса называет Вассу русской королевой минимализма. В интервью Eclectic дизайнер рассказала о тенденциях моды и своей жизни между Москвой и Нью-Йорком

Дизайнер марки Vassa&Co Васса

Западная пресса называет Вассу русской королевой минимализма (“Russian Queen of Minimalism”). Почему это так, становится понятно каждому, хоть раз посещавшему один из многих магазинов бренда Vassa&Co. За хрупкой внешностью сероглазой блондинки скрывается железный стержень умной, уверенной в своем пути и упорной в достижении поставленной цели self-made woman. В интервью Eclectic дизайнер рассказала о тенденциях моды и своей жизни между Москвой и Нью-Йорком.

1Когда в 2000 году молодой перспективный дизайнер Васса, на тот момент успешно работавшая в Нью-Йорке на известные бренды Calvin Klein и Federated, приняла решение основать в России собственную марку, в нашей стране модная индустрия только зарождалась. Конкуренции практически не было. В стиле, присущем ей, никто не работал. И вскоре Васса с будущим партнером по бизнесу Владиславом Грановским, поверившим в ее талант, создали марку Vassa&Co. Сегодня это крупная по российским меркам сеть фирменных магазинов в Москве, Санкт-Петербурге и других городах. Огромный легион поклонников марки, проникшихся конструктивным минимализмом, так любимым дизайнером, доказывает, что выбранное направление было верным. Сейчас мы наблюдаем очередной всплеск интереса к этому направлению, которое на западных рынках продолжает эволюционировать. А значит — стиль Vassa, который она твердой рукой уже 14 лет прививает российским модницам, становится как никогда актуальным.

Ваш авторский почерк моментально виден во всех сезонных показах марки, что я посещаю на Mercedes-Benz Fashion Week. Отслеживаете ли вы мировые тенденции и каким образом отражаете их в своих коллекциях?

Конечно — влияет все: арт, архитектура, интерьеры, мода. Прежде всего их понимание дает Нью-Йорк: и стрит-фэшн, и недели моды, и аукционы предметов искусства — тот же Christie’s. Есть любимые дизайнеры, за которыми я слежу, вдохновляюсь ими. Это Раф Симонс, Рик Оуэнс, Гарет Пью, Джил Сандер. Незримое ментальное единение с ними подпитывает меня. Идеи и тренды летают в воздухе, задача — уловить их и преломить через свою эстетику. Иногда тенденции даже удается опередить. У нас был подиумный показ в Нью-Йорке, посвященный «Черному квадрату», — возвращаюсь в Москву, а в Манеже проходит экспозиция, посвященная конструктивизму. На последнем Christie’s был бешеный спрос на произведения конструктивистов начала века. Несколько картин ушли по совершенно сумасшедшим ценам.

Какие же тенденции нашли отражение в вашей коллекции «Супрематика» (Осень–Зима 2014/15)?

2аМеня всегда вдохновлял авангард начала века — сейчас многие его ключевые принципы отражены в текущих модных коллекциях. Цвета: вновь резкий интерес к черному — он всегда был для меня основой основ. Мы видим его новое прочтение, на контрасте с красным и синим, как на картинах Малевича. Я ввожу в коллекцию синий и красный и даже «новый розовый», который для меня совершенно не казался органичным ранее.

Чем больше акцент на силуэт и форму в построении конструкции, тем лучше. Мои излюбленные приемы, многослойность и трансформация, становятся очень популярны. И чем более интеллектуальный подход к созданию образа, тем лучше. Я чувствую, что русский покупатель начинает на это реагировать.

С 2007 года у вас существует мужская коллекция. Почему она возникла?

Есть технология развития мировых брендов. Многие дизайнеры, успешные в создании женской линии, также плодотворно начинают заниматься мужской. Стиль Vassa всегда отталкивался от эстетики мужского костюма. Для меня дизайн — это создание образа не только женщины, но и мужчины. Так что ее появление было закономерным. Она возникла как своего рода комплимент. Женщины, выбирающие стиль Vassa, хотят видеть рядом с собой спутника в аналогичном стиле. Мы пошли по классическому пути. Италия — законодатель традиций в мужской моде: не стоит изобретать велосипед, нужно у них учиться. Поэтому использование итальянских производств — закономерно. Мужская линия Vassa&Co выпускается на фабриках, работающих для самых топовых марок. На них производят первые линии Cerruti 1881, GFF, Zegna. В итоге – у нас лучшие ткани, идеальный крой, которые соответствуют стилю Vassa. Хотелось бы развивать это направление, но все будет зависеть от общеэкономической ситуации. Все же мы отшиваемся в Европе.

Казалось, что четкий крой, графичный дизайн и яркие представители минимализма — японские и бельгийские дизайнеры — миновали пик своей популярности. Вы же продолжаете работать в том же направлении…

Вы верно заметили. У них появилась какая-то усталость, но есть поиск и движение. И я думаю, в ближайшее время нас ждет новое прочтение и бельгийской, и японской моды. Мне тоже нравятся Йоджи Ямамото, Анн Демельмейстер, Дрис Ван Нотен, и я вижу эту тенденцию. Но тем не менее на должность креативного директора Dior пригласили Рафа Симонса – бельгийца! По-моему, сейчас надвигается волна, когда эту эстетику можно будет синтезировать с современным искусством и поднять на новую ступень. Такая же задача и у меня: оставаясь верной своей эстетике, постоянно поднимать марку на более высокий уровень.

333Многие дизайнеры, которые открывали свои монобрендовые магазины — та же Султанна Французова, — уже давно остались в прошлом. Однако ваш бренд продолжает развиваться. В чем ваше отличие от коллег и конкурентов, что помогает открывать всё новые магазины?

Когда я только начинала работать с брендом, я определила для себя: пусть он будет нишевым, рассчитанным на продвинутую и подготовленную часть аудитории, которой будет близка его авангардная концепция, — но единым. В этом я нашла поддержку и у бизнес-партнеров. Это очень важно — понимание между партнерами общих целей и поставленных задач. С тех пор мне удается выдерживать свою линию. Не уходить в сторону, не размывать свой образ, сохранять верность стилю. Может быть, если сделать его более раздробленным на разные аудитории, мы в какой-то период могли бы заработать больше. Мне дает уверенность в своих силах опыт Нью-Йорка. Там ты существуешь, только если ты продаешься. Продаешься — если у тебя есть уникальный стиль, лицо, эстетика. Нужно четко выделить свою аудиторию и работать для нее.

Вам наверняка пришлось непросто: доказывать партнерам и покупателям, что эстетика, которую вы предлагаете, это красиво, это будет работать. У вас такой железный характер?

Видимо, так счастливо сложилось: по-другому я работать не могу. Этот стиль совершенно органичен для меня. Я не готова идти на компромиссы с собой. Например, вставал вопрос: давайте одевать «звезд». Но я

понимала, что пока рано. Те знаменитости, которыми восторгаются, которые являются role-models для многих, — не мои role-models. Чтобы мне хотелось создать для человека образ, он должен соответствовать моей эстетике. Для меня элита и «элита» — две разные вещи.

Вы и сама для многих можете быть role-model!.. А насколько решение оставить карьеру в Нью-Йорке, которая наверняка развивалась бы и дальше, приехать в нестабильную тогда Москву и начать строить бизнес с нуля было тяжелым?

Решение было очень сложным. Москва и сейчас нестабильна. Тогда в Нью-Йорке я работала на нескольких позициях и пришел момент делать выбор. Помню, у меня прошло несколько успешных показов в Сохо — я поняла, что сформировался мой собственный почерк. Было понятно, что мой дизайн коммерчески успешен, мой собственный, узнаваемый стиль востребован аудиторией.

Я понимала, что готова работать на собственное имя. До сих пор мое возвращение многим непонятно: как можно было бросить Нью-Йорк, в котором все замечательно? Но я приехала сюда, посмотрела на мир моды, проанализировала рынок и поняла, что в моем стиле здесь никто не работает. С одной стороны, это был большой риск — ведь меня могли вообще не принять! Но с моей концепцией, довольно авангардной для нашей страны, где «маркой номер один» были Dolce&Gabbana, конкуренции у меня не было. Я была абсолютно противоположна всему, что происходило вокруг. И я поняла, что шанс есть.

Если бы это происходило сейчас и у вас появился бы шанс вернуться из США и открыть в России свою марку, вы бы вновь рискнули?

350Сейчас… Не знаю… Тогда я думала, что все будет гораздо легче. Я определила для себя временные рамки исполнения планов и реализации поставленных целей. Но все затянулось. Это что-то метафизическое! Мои внутренние установки не совпадают с законами пространства, в которых приходится жить. И я иногда даже жалею. Потому что, сами понимаете, — останься я там, моя жизнь сложилась бы совсем иначе. Я бы имела другую биографию.

Насколько я понимаю, вы по-прежнему живете на два города. Тяжело ли быть «одновременно» и там и здесь?

Есть два момента: Нью-Йорк необходим мне, чтобы чувствовать жизнь и развиваться как художник, и я хочу делать там бизнес. Мне кажется, наш бренд мог бы быть там очень успешным. Хотя бы потому, что арендные ставки для магазина на Пятой авеню гораздо ниже, чем в Москве. Наш недавний показ в Нью-Йорке публика и байеры приняли великолепно. И, положа руку на сердце, могу сказать, что наша коллекция в Barney’s была бы одной из лучших. Но различные таможенные сложности, непростая логистика, рост цены при пересечении границы на 30 процентов и прочие препоны тормозят наши планы. Хотя шоу-рум там есть. Но не хватает самой малости…

Нью-Йорк — это некая точка отсчета и мое «место силы». Там работают многие дизайнеры, которые меня вдохновляют. Это, конечно, другой, параллельный мир. Там можно посмотреть на себя со стороны и понять, где ты «находишься». Когда я в России, я отдаляюсь от остального мира. Но для меня — это правильно, в этом сила. Когда у тебя есть четкая цель, нужно ее держать в голове и идти к ней, не отвлекаясь, не попадая в зависимость от мнения различных эшелонов светской публики. Иначе твоя цель просто размоется. Нужно не идти на компромиссы и держаться выбранного направления. В этом мне тоже помогает Нью-Йорк. Там нет такого диктата светской жизни. Мода — профессиональна: если ты специалист, ты востребован, у тебя своя аудитория, свое лицо — тебя принимают в этот круг, поддерживают. Все более демократично, и талантливые люди там всегда welcome. Никакого снобизма. После первого же показа к нам подошли представители журнала Vogue. Что должен сделать молодой дизайнер, чтобы о нем написал русский Vogue?..
Нью-Йорк — это энергетика, это вдохновение, это современность, это знакомства с уникальными людьми.

Производство у вас находится в центре Москвы, содержать его в нашей стране очень дорого. Не думали перевести его, например, в Азию — может, тогда та самая проблема с логистикой разрешится?

Сейчас мы кое-что производим в Италии, например кашемир и трикотаж. Конечно, изучаем ситуацию в Китае. Наша концепция — уникальная. Мы выдаем маленькие партии по 200–250 единиц на одну модель. Это практически limited edition. Никто в Китае за такое не возьмется. Там нужны гигантские партии. Конечно, мы могли бы перенести туда часть заказов. Но есть и патриотический момент: те люди, которые у нас работают, — это лучшие специалисты.

На мне лежит ответственность за них. Будет обидно потерять таких бесценных профессионалов. Эта потеря будет невосполнимой для легкой промышленности всей страны. Они — последнее поколение, которое может передать свой опыт и умения молодым. Дешевизна Китая — это тоже своего рода миф. Уровень исполнения, который нужен нам, будет стоить дорого и в Поднебесной.

К каким ближайшим целям вы движетесь сейчас?

Мы не стремимся открывать большее количество магазинов в Москве. Скорее, мы стараемся больше продавать в существующих точках и открываться в регионах. Следующий шаг — в мир: сейчас мы планируем открыть магазин в Берлине, надеюсь — в Испании и Нью-Йорке, сделать бренд интернациональным. Мы к этому готовы. А мир — посмотрим.

Александр Стрига

vassatrend.com

На фотографиях:

Коллекция
Осень–Зима 2014/15
«Супрематика»

Еще на эту тему

Ленина правда, или Вождю и не снилось

Кто же на самом деле Лена Ленина: еще один эпатажный персонаж бомонда или прагматичная бизнес-леди?

Etro: противоречивый и узнаваемый

В одежде этой марки невозможно смешаться с толпой и остаться незамеченным. Как невозможно, нося ее, иметь упавший дух или унылое выражение лица

«Я парфюмер своей эпохи»

Франсис Кюркджян Кавалер французского ордена Искусств создал сложные «партитуры» селективного парфюма для Катрин Денёв, Джорджио Армани, Жана-Поля Готье, Christian Dior и Lanvin


Поделиться:

Добавить комментарий

афиша
новости

Фестиваль индийского кино Bollywood Film Festival

Третий фестиваль индийского кино Bollywood Film Festival пройдет сразу в пяти городах России с 30 января по 3 февраля. Зрители...

Версия без слов по мотивам пьесы А. Камю

Образ знаменитого римского императора Гая Цезаря по прозвищу Калигула до сих пор продолжает жить, перерождаясь из века в век в...

Битва за урожай

11 января в Крокин галерее открывается выставка Антона Чумака «Битва за урожай» — живопись, объекты. Этот проект — попытка применить...

Зимний международный фестиваль искусств в Сочи

С 14 по 24 февраля 2019 года в Сочи будет проходить один из самых известных и значимых культурных форумов, проходящих...

Шедевры живописи. Арфа и саксофон

На выступления Александра Болдачёва стремятся попасть все те, кто любит классическую музыку, ценит виртуозную игру и наслаждается подлинным исполнительским мастерством.

«Гастрономическая карта России» познакомила Заполярье со «Вкусом Арктики»

Для команды это был и вызов, и эксперимент. Фудтраки ГАЗель NEXT специальной серии более 8 часов работали в автономном режиме на горнолыжном склоне при температуре -15.

Немаленький принц растрогал зрителей

Это увлекательное путешествие в мир образов любимого всеми произведения, через призму персонального восприятия главной героини. Постановка раскрывает тему преемственности поколений, передачи навыков, знаний, житейской мудрости от поколения к поколению.

В Москве обсудили методические рекомендации для обучения в автошколах

По мнению президента Общенационального союза автопрофессионалов «Гильдия автошкол» России Сергея Лобарева, автошколам необходимо давать больше практических занятий водителям.
FACEBOOK
ВКОНТАКТЕ
Афиша

Фестиваль индийского кино Bollywood Film Festival

Третий фестиваль индийского кино Bollywood Film Festival пройдет сразу в пяти городах России с 30 января по 3 февраля. Зрители...

Версия без слов по мотивам пьесы А. Камю

Образ знаменитого римского императора Гая Цезаря по прозвищу Калигула до сих пор продолжает жить, перерождаясь из века в век в...

Битва за урожай

11 января в Крокин галерее открывается выставка Антона Чумака «Битва за урожай» — живопись, объекты. Этот проект — попытка применить...

Зимний международный фестиваль искусств в Сочи

С 14 по 24 февраля 2019 года в Сочи будет проходить один из самых известных и значимых культурных форумов, проходящих...

Премьера: «Чудеса за два часа» в театре Надежды Бабкиной

Два дня — 12 и 13 января на сцене театра «Русская песня» – мюзикл для всей семьи «Всему свое время...
Журнал Eclectic Адрес:
Алтуфьевское шоссе, д. 100, офис 1, Москва, Россия.
Телефон: +7 (499) 909-99-99 Email: Сайт: http://eclectic-magazine.ru/