Верхом на «Букашке»

никитинКультуролог Сергей Никитин – главный инициатор московских социоурбанистических проектов, без которых было бы скучно жить. 20 апреля он и его креативщики из «Москультпрога» презентовали тур «Гранд Букашка» и превратили троллейбус маршрута «Б» в музыкальную гостиную. Это событие посвящено юбилеям фильма «Я шагаю по Москве» и фирмы «Мелодия» – можно сказать, вот уже 50 лет они находятся вне времени.

Воспользоваться экскурсией нового формата чрезвычайно просто: бесплатно закачивай себе на смартфон или планшет приложение с официального сайта grandbukashka.com и садись на троллейбус-«Букашку», курсирующий по Садовому кольцу (разумеется, в выходной день или ночью, благо маршрут «Б» круглосуточный). Тебя ждут 33 остановки – 33 мелодии, написанных или исполненных вблизи мест, мелькающих за окном.
Сергей Никитин рассказал Eclectic о том, каким должен быть город, чтобы в нем хотелось жить, и зачем он превратил Садовое кольцо в винил.

Сергей, расскажите – откуда такое название?

«Гранд Букашка» – соединение двух слов. «Букашкой» москвичи традиционно называют маршрут «Б», существующий еще с дореволюционных времен: около 100 лет назад по Садовому кольцу ходил трамвай, а в 30‑х годах маршрут «Б» стал троллейбусным. А слово «гранд» – это сокращение от «гран-тур»: так (grand tour) назывались путешествия, в которые отправлялись на несколько месяцев дети просвещенных родителей в XVIII–XIX веках из разных частей Европы с обязательными остановками в самых красивых городах. Один из самых известных гран-туров совершил Гете.

Ваш проект, на первый взгляд, рассчитан не на туристов, а скорее на москвичей-меломанов, так ли это?

SAMSUNG


.
.

Раз можно скачать мобильное приложение и оно синхронизируется по GPS – значит, необязательно садиться в троллейбус, а можно объехать Садовое кольцо на личном авто?

Вот этого я не советую, иначе потеряется весь эффект: на машине все-таки другая скорость, вы не почувствуете никакого единения с городом. У всего есть свой ритм, в том числе свой ритм есть и у рассказа. Это не «Велоночь», не пешая прогулка, а именно поездка на троллейбусе «Б» по Садовому кольцу в воскресный день либо ночью, когда нет пробок. Днем идеальная тема для семейных культпоходов, а ночью – для свиданий.

В своих социоурбанистических акциях вы в основном исследуете окраины – это потому, что они мало изучены?

Про окраины действительно долгое время забывали, но сейчас как раз к ним появился какой-то интерес. Разумеется, это внимание справедливо и заслуженно. Но, с другой стороны, у нас и центр города в ужасном состоянии. Если вы пройдетесь по Садовому кольцу, то там практически есть только пыль, гам, суета, трафик. И одни офисы: сложно найти переулок, где бы ты почувствовал, что тут живут люди. В итоге у нас получается классика урбанистических пейзажей, мертвые территории, мертвые тексты – и культуры там на самом деле мало, за исключением каких-то арт-объектов, галерей и театров. По большому счету, центр нуждается во внимании ничуть не меньшем: его надо возрождать, высаживать деревья, сужать улицы… Понимаете, расширение магистралей – это язык 1960‑х годов. Нельзя все время говорить на языке того времени. Тем более «конфликт» широких улиц и узких – одна из причин образования пробок.

На ваш взгляд, насколько Москва привлекательна для туристов?

Вы знаете, я был на совещаниях в мэрии, посвященных ребрендингу столицы, и мне просто смешна позиция чиновников, которые говорят о том, что надо повышать туристическую привлекательность города. На самом деле для туристов Москва очень привлекательна – к нам приезжают из Европы и мечтают посетить столицу вновь. Да, нам нужно немножко улучшить навигацию, но подземка у нас, в общем, безукоризненна: попробуйте проехать в метро Берлина или Милана – там очень легко запутаться. У нас были хорошие дизайнеры и инженеры, проектирующие метро; к сожалению, эта школа практически ушла… Вот чего действительно городу в этом плане не хватает – это хороших бюджетных гостиниц.

Сейчас задача властей – сохранить это наследие, а также создать больше возможностей для притока высококвалифицированных людей из-за рубежа. Несмотря на то, что у нас, по большому счету, собрались лучшие люди со всей России, нам нужно больше зарубежных топ-менеджеров, дизайнеров, архитекторов – чтобы к нам, как при Петре, при Елизавете или при Екатерине, могли приезжать выдающиеся артисты, художники, музыканты и творить на благо нашей культуры. Сейчас так происходит в Лондоне, в Нью-Йорке, а раньше таким центром культуры был Париж.

grand-bukashkaОдним из способов сделать мегаполис более комфортным для жизни является прогулка. Чем жанр прогулок отличается от обычной экскурсии?

Прогулка всегда имеет элемент спонтанности, непредсказуемости – конечно, она отличается от экскурсии, которая читается по бумажке либо наизусть. Можно ли сравнивать такую экскурсию с тем, что делаем мы? Нет – ничего общего. Это совершенно другая энергетика. Жанр прогулки подразумевает не только выдачу информации, но и создание некой интриги. По большому счету, это небольшое театральное представление, своего рода театр одного актера. Конечно, мы не можем утверждать, что знаем всё и лучше всех, но можем сказать, что мы вдумчивые исследователи города, наблюдаем за ним много лет, наслаждаемся им и пытаемся поделиться своим наслаждением с друзьям.

А чем для вас определяется комфорт города?

С моей точки зрения, комфорт урбанистической жизни связан с тем, как город откликается тебе. В наше время мы чаще видимся в социальных сетях – возможно, это уже необратимо, но опыт наших проектов, той же «Велоночи», показывает, что людей можно оторвать от мониторов, если создать интересную альтернативу на тему, как с пользой провести время и куда пойти с друзьями. Еще один важный момент в создании привлекательных городских ситуаций – это поощрение малого бизнеса. Региональным центрам не хватает малых бизнесов – вот этих самых кафе, пекарен, булочных. В Москве все тоже непросто из-за неудобства парковок, безумных цен…

На ваш взгляд, есть ли в Москве более комфортные районы проживания – или всюду примерно одинаково?

Естественно, зоны комфорта распределены неравномерно. У нас есть много прекрасных мест в городе, совершенно не поддержанных инфраструктурой, нет пешеходных зон, хороших кафе… Если в твоем районе имеется хороший рынок или рядом расположен парк, метро – это одна степень комфортности, а когда вокруг тебя только многоэтажки, сетевые универсамы и до метро добираться 30–40 минут – это совершенно другая ситуация. Обычно бывает так, что все «кофмортности» вместе собрать не получается: в большом городе всё вот так по кусочкам – грубо говоря, надо выбирать между шаговой доступностью метро и зеленой зоной.

«Велоночь» – ваш самый известный проект, который случается, к сожалению, как день рождения – только раз в году. Нет ли возможности проводить ночи на велосипедах чаще?

В перспективе возможно. Но, думаю, фишка как раз в том, что этого события нужно ждать. Каждый год у нас новая тема, новые маршруты. В этом году «Велоночь» будет посвящена Пушкину и местам, связанных с именем великого поэта. Проект действительно стал визитной карточкой нашей творческой группы «Москультпрог», теперь это уже международный бренд. Мы провели аналогичные «Велоночи» в Риме, Лондоне, Стамбуле, Нью-Йорке, Санкт-Петербурге, Киеве, поэтому можно присоединиться к ночным прогулкам на велосипеде в других городах. Вы уж точно почувствуете разницу с формальными экскурсиями. Здесь вся соль «Велоночей» в соединении движения и ощущений от ночного города. Это дает некое обостренное восприятие устного рассказа: меньше видишь картинок, есть на чем фонтанировать твоей фантазии. И чтобы создать эту магию, мы как следует готовимся, вооружившись всевозможными новыми исследованиями и книгами по академической истории. Когда в руки попало что-то представляющее интерес – начинаем собирать либо пешую прогулку, либо «Велоночь».

Беседовала Марина Довгер
Фотография: Владимир Мухаметчин


Поделиться:

Добавить комментарий

афиша
новости

Большой вальс в Доме музыки

31 января 2020 Симфонический оркестр Москвы «Русская филармония» представляет в Международном Доме музыки концерт «Большой вальс». Прозвучат чарующие мелодии Штрауса,...

Поэтика и символизм зимнего сада

В залах Галереи искусств Зураба Церетели открылся групповой выставочный проект «Зимний сад». В экспозиции более 70 разножанровых произведений – живопись,...

Персональная выставка отца и сына Григорянов «Диалог с отцом»

С 1 по 29 февраля 2020 года пройдет персональная выставка отца и сына Григорянов «Диалог с отцом». Выставка станет развитием...

Мобильное кино выходит в прокат

«Смерть нам к лицу» —  полноценный полнометражный фильм, полностью снятый на мобильный телефон, в том числе самими актерами. Он выходит...

Фестиваль Юрия Башмета впервые пройдет в Москве

Организаторы Зимнего международного фестиваля искусств под управлением народного артиста СССР, маэстро Юрия Башмета раскрыли его подробности. Но оставили интригу.

«Гастрономическая карта России» иностранной прессе

«Гастрономическая карта России» представила регионы «От Сибири до Северного Кавказа» на ежегодном новогоднем приеме Сергея Лаврова для иностранных журналистов.

Новая песня Таисии Повалий о первой любви

Певица – счастливая жена, мать и бабушка. Она прекрасно выглядит, много выступает и находит время для общения с внуком.

Алена Кравец отвоевала дочку и дом у бывшего мужа

Певица, ведущая, дизайнер и светская львица Алена Кравец провела новогодние праздники с дочерью Даниэлой. Мама и дочь не расстаются ни на секунду.

FACEBOOK
ВКОНТАКТЕ

Афиша

Большой вальс в Доме музыки

31 января 2020 Симфонический оркестр Москвы «Русская филармония» представляет в Международном Доме музыки концерт «Большой вальс». Прозвучат чарующие мелодии Штрауса,...

Поэтика и символизм зимнего сада

В залах Галереи искусств Зураба Церетели открылся групповой выставочный проект «Зимний сад». В экспозиции более 70 разножанровых произведений – живопись,...

Персональная выставка отца и сына Григорянов «Диалог с отцом»

С 1 по 29 февраля 2020 года пройдет персональная выставка отца и сына Григорянов «Диалог с отцом». Выставка станет развитием...

Мобильное кино выходит в прокат

«Смерть нам к лицу» —  полноценный полнометражный фильм, полностью снятый на мобильный телефон, в том числе самими актерами. Он выходит...

Звезды «Романсиады» в Кремле

В Большом зале Кремлевского дворца 1 февраля состоится концерт из цикла «Звезды «Романсиады» в Кремле» – концертная программа «Международный день...

Журнал Eclectic Адрес:
Алтуфьевское шоссе, д. 100, офис 1, Москва, Россия.
Телефон: +7 (499) 909-99-99 Email: web@aaph.ru Сайт: http://eclectic-magazine.ru/