Верхом на «Букашке»

никитинКультуролог Сергей Никитин – главный инициатор московских социоурбанистических проектов, без которых было бы скучно жить. 20 апреля он и его креативщики из «Москультпрога» презентовали тур «Гранд Букашка» и превратили троллейбус маршрута «Б» в музыкальную гостиную. Это событие посвящено юбилеям фильма «Я шагаю по Москве» и фирмы «Мелодия» – можно сказать, вот уже 50 лет они находятся вне времени.

Воспользоваться экскурсией нового формата чрезвычайно просто: бесплатно закачивай себе на смартфон или планшет приложение с официального сайта grandbukashka.com и садись на троллейбус-«Букашку», курсирующий по Садовому кольцу (разумеется, в выходной день или ночью, благо маршрут «Б» круглосуточный). Тебя ждут 33 остановки – 33 мелодии, написанных или исполненных вблизи мест, мелькающих за окном.
Сергей Никитин рассказал Eclectic о том, каким должен быть город, чтобы в нем хотелось жить, и зачем он превратил Садовое кольцо в винил.

Сергей, расскажите – откуда такое название?

«Гранд Букашка» – соединение двух слов. «Букашкой» москвичи традиционно называют маршрут «Б», существующий еще с дореволюционных времен: около 100 лет назад по Садовому кольцу ходил трамвай, а в 30‑х годах маршрут «Б» стал троллейбусным. А слово «гранд» – это сокращение от «гран-тур»: так (grand tour) назывались путешествия, в которые отправлялись на несколько месяцев дети просвещенных родителей в XVIII–XIX веках из разных частей Европы с обязательными остановками в самых красивых городах. Один из самых известных гран-туров совершил Гете.

Ваш проект, на первый взгляд, рассчитан не на туристов, а скорее на москвичей-меломанов, так ли это?

SAMSUNG


.
.

Раз можно скачать мобильное приложение и оно синхронизируется по GPS – значит, необязательно садиться в троллейбус, а можно объехать Садовое кольцо на личном авто?

Вот этого я не советую, иначе потеряется весь эффект: на машине все-таки другая скорость, вы не почувствуете никакого единения с городом. У всего есть свой ритм, в том числе свой ритм есть и у рассказа. Это не «Велоночь», не пешая прогулка, а именно поездка на троллейбусе «Б» по Садовому кольцу в воскресный день либо ночью, когда нет пробок. Днем идеальная тема для семейных культпоходов, а ночью – для свиданий.

В своих социоурбанистических акциях вы в основном исследуете окраины – это потому, что они мало изучены?

Про окраины действительно долгое время забывали, но сейчас как раз к ним появился какой-то интерес. Разумеется, это внимание справедливо и заслуженно. Но, с другой стороны, у нас и центр города в ужасном состоянии. Если вы пройдетесь по Садовому кольцу, то там практически есть только пыль, гам, суета, трафик. И одни офисы: сложно найти переулок, где бы ты почувствовал, что тут живут люди. В итоге у нас получается классика урбанистических пейзажей, мертвые территории, мертвые тексты – и культуры там на самом деле мало, за исключением каких-то арт-объектов, галерей и театров. По большому счету, центр нуждается во внимании ничуть не меньшем: его надо возрождать, высаживать деревья, сужать улицы… Понимаете, расширение магистралей – это язык 1960‑х годов. Нельзя все время говорить на языке того времени. Тем более «конфликт» широких улиц и узких – одна из причин образования пробок.

На ваш взгляд, насколько Москва привлекательна для туристов?

Вы знаете, я был на совещаниях в мэрии, посвященных ребрендингу столицы, и мне просто смешна позиция чиновников, которые говорят о том, что надо повышать туристическую привлекательность города. На самом деле для туристов Москва очень привлекательна – к нам приезжают из Европы и мечтают посетить столицу вновь. Да, нам нужно немножко улучшить навигацию, но подземка у нас, в общем, безукоризненна: попробуйте проехать в метро Берлина или Милана – там очень легко запутаться. У нас были хорошие дизайнеры и инженеры, проектирующие метро; к сожалению, эта школа практически ушла… Вот чего действительно городу в этом плане не хватает – это хороших бюджетных гостиниц.

Сейчас задача властей – сохранить это наследие, а также создать больше возможностей для притока высококвалифицированных людей из-за рубежа. Несмотря на то, что у нас, по большому счету, собрались лучшие люди со всей России, нам нужно больше зарубежных топ-менеджеров, дизайнеров, архитекторов – чтобы к нам, как при Петре, при Елизавете или при Екатерине, могли приезжать выдающиеся артисты, художники, музыканты и творить на благо нашей культуры. Сейчас так происходит в Лондоне, в Нью-Йорке, а раньше таким центром культуры был Париж.

grand-bukashkaОдним из способов сделать мегаполис более комфортным для жизни является прогулка. Чем жанр прогулок отличается от обычной экскурсии?

Прогулка всегда имеет элемент спонтанности, непредсказуемости – конечно, она отличается от экскурсии, которая читается по бумажке либо наизусть. Можно ли сравнивать такую экскурсию с тем, что делаем мы? Нет – ничего общего. Это совершенно другая энергетика. Жанр прогулки подразумевает не только выдачу информации, но и создание некой интриги. По большому счету, это небольшое театральное представление, своего рода театр одного актера. Конечно, мы не можем утверждать, что знаем всё и лучше всех, но можем сказать, что мы вдумчивые исследователи города, наблюдаем за ним много лет, наслаждаемся им и пытаемся поделиться своим наслаждением с друзьям.

А чем для вас определяется комфорт города?

С моей точки зрения, комфорт урбанистической жизни связан с тем, как город откликается тебе. В наше время мы чаще видимся в социальных сетях – возможно, это уже необратимо, но опыт наших проектов, той же «Велоночи», показывает, что людей можно оторвать от мониторов, если создать интересную альтернативу на тему, как с пользой провести время и куда пойти с друзьями. Еще один важный момент в создании привлекательных городских ситуаций – это поощрение малого бизнеса. Региональным центрам не хватает малых бизнесов – вот этих самых кафе, пекарен, булочных. В Москве все тоже непросто из-за неудобства парковок, безумных цен…

На ваш взгляд, есть ли в Москве более комфортные районы проживания – или всюду примерно одинаково?

Естественно, зоны комфорта распределены неравномерно. У нас есть много прекрасных мест в городе, совершенно не поддержанных инфраструктурой, нет пешеходных зон, хороших кафе… Если в твоем районе имеется хороший рынок или рядом расположен парк, метро – это одна степень комфортности, а когда вокруг тебя только многоэтажки, сетевые универсамы и до метро добираться 30–40 минут – это совершенно другая ситуация. Обычно бывает так, что все «кофмортности» вместе собрать не получается: в большом городе всё вот так по кусочкам – грубо говоря, надо выбирать между шаговой доступностью метро и зеленой зоной.

«Велоночь» – ваш самый известный проект, который случается, к сожалению, как день рождения – только раз в году. Нет ли возможности проводить ночи на велосипедах чаще?

В перспективе возможно. Но, думаю, фишка как раз в том, что этого события нужно ждать. Каждый год у нас новая тема, новые маршруты. В этом году «Велоночь» будет посвящена Пушкину и местам, связанных с именем великого поэта. Проект действительно стал визитной карточкой нашей творческой группы «Москультпрог», теперь это уже международный бренд. Мы провели аналогичные «Велоночи» в Риме, Лондоне, Стамбуле, Нью-Йорке, Санкт-Петербурге, Киеве, поэтому можно присоединиться к ночным прогулкам на велосипеде в других городах. Вы уж точно почувствуете разницу с формальными экскурсиями. Здесь вся соль «Велоночей» в соединении движения и ощущений от ночного города. Это дает некое обостренное восприятие устного рассказа: меньше видишь картинок, есть на чем фонтанировать твоей фантазии. И чтобы создать эту магию, мы как следует готовимся, вооружившись всевозможными новыми исследованиями и книгами по академической истории. Когда в руки попало что-то представляющее интерес – начинаем собирать либо пешую прогулку, либо «Велоночь».

Беседовала Марина Довгер
Фотография: Владимир Мухаметчин


Поделиться:

афиша
новости

 Мужской род, единственное число

23 февраля в День защитника Отечества в Фольклорном центре Людмилы Рюминой состоится праздничный  показ комедийного спектакля «Мужской род, единственное число»....

Игра с шедеврами: от Анри Матисса до Марины Абрамович

До 14 апреля Еврейский музей и центр толерантности представляет адаптированную для незрячих и слабовидящих людей выставку «Игра с шедеврами: от...

Легенда о дуновении ветра

19 февраля на сцене Большого зала Государственного Кремлевского Дворца пройдет мировая премьера спектакля «Легенда о дуновении ветра» театра оперы и...

Гершвин-Гала

8 апреля 2019 в Большом зале Московской консерватории пройдет грандиозный концерт, который объединит музыку двух великих композиторов ХХ века –...

Через снега, снега – голоса Ирины Широкой

В галерее Классической фотографии на Саввинской набережной Москвы Ирина Широкая сыграет свой спектакль «Мой Пушкин». Февраль – месяц ухода в мир иной Александра Сергеевича.

Гастрономическая дипломатия в действии

В 2019 году планируется провести мобильные фестивали в российских регионах, территории которых входят в состав Евроарктического региона.

Зимний фестиваль не покинет Сочи

Появившиеся слухи о том, что фестиваль этого года может стать последним, обеспокоили всех – от журналистов до горожан.

«Теремок»: матрешка в бочке

Крупнейшая в России сеть fast casual ресторанов «Теремок» объявляет о смене логотипа. Фирменная матрешка будет заменена на новый, специально разработанный символ, текстовое написание слова «Теремок» останется неизменным.

FACEBOOK
ВКОНТАКТЕ
Афиша

 Мужской род, единственное число

23 февраля в День защитника Отечества в Фольклорном центре Людмилы Рюминой состоится праздничный  показ комедийного спектакля «Мужской род, единственное число»....

Игра с шедеврами: от Анри Матисса до Марины Абрамович

До 14 апреля Еврейский музей и центр толерантности представляет адаптированную для незрячих и слабовидящих людей выставку «Игра с шедеврами: от...

Легенда о дуновении ветра

19 февраля на сцене Большого зала Государственного Кремлевского Дворца пройдет мировая премьера спектакля «Легенда о дуновении ветра» театра оперы и...

Гершвин-Гала

8 апреля 2019 в Большом зале Московской консерватории пройдет грандиозный концерт, который объединит музыку двух великих композиторов ХХ века –...

Путешествия по снам в галерее ARTSTORY

14 февраля галерея ARTSTORY представляет выставочный проект «ПУТЕШЕСТВИЯ ПО СНАМ». В экспозиции представлены работы 50-ти художников самых разных направлений –...
Журнал Eclectic Адрес:
Алтуфьевское шоссе, д. 100, офис 1, Москва, Россия.
Телефон: +7 (499) 909-99-99 Email: Сайт: http://eclectic-magazine.ru/