мастер

Душа музыки

От чего рвутся струны и стачиваются медиаторы, в чем смысл музыки, и что такое  патриотизм - мы поговорили с Владимиром Шкуровским, художественным руководителем и главным дирижером Русского народного оркестра Российской академии музыки им. Гнесиных «Душа России».

19 ноября в Большом зале Московской консерватории состоится грандиозный концерт к юбилею выдающегося русского композитора XX века Георгия Свиридова. Об идее концерта и её воплощении нам рассказал художественный руководитель и главный дирижер русского народного оркестра «Душа России» Владимир Шкуровский.

Георгий Свиридов, Владимир Шкуровский, оркестр душа россии, Максим пастер, Татьяна Куинджи, геликон опера, большой театр, московская консерватория, отчалившая русь, сергей есенин

Владимир, как появилась идея этого концерта?

Это произошло очень естественно и как само собой разумеющееся. В декабре 2015 года исполняется 100 лет со дня рождения композитора Георгия Васильевича Свиридова. Дата очень значимая. И нам захотелось отметить её и классично, и в то же время как-то по-своему. Мы выбрали поэму Г. Свиридова «Отчалившая Русь» на стихи Сергея Есенина и сделали свою авторскую версию для тенора, Большого детского хора и Русского народного оркестра. В таком вокально-инструментальном сочетании это произведение еще никогда не исполнялось. Изначально «Отчалившая Русь» была написана композитором для голоса и фортепиано, и наиболее известные её исполнения были именно в таком составе, например: Елена Образцова и Георгий Свиридов, Дмитрий Хворостовский и Михаил Аркадьев и др. Но в нашем концерте эта музыка прозвучит совсем других тембрах и красках – оркестра русских народных инструментов. И, по моим ощущениям, именно это придаст музыке неповторимый колорит и трепетное  звучание, выраженное «голосами» домр, балалаек, баянов, гуслей, духовых и ударных инструментов.

Почему вообще Свиридов? Чем этот композитор важен для Вас?

Он очень самобытен, у него свой особенный гармонический и мелодический языки. Свиридов глубок и малопостижим, как Вселенная. В нем есть и классика, и современность. Его музыка очень гармонично сочетается с природой народных инструментов, как впрочем и у большинства русских композиторов. Для меня Свиридов олицетворяет собой океан настоящего и очень искреннего музыкального искусства.

Работая над концертом, столкнулись ли с какими-то сложностями или неожиданными нюансами?

Главная приятная неожиданность и удача – это авторские наброски оркестровки поэмы, любезно предоставленные мне для работы его племянником А.С. Белоненко. Г. Свиридов планировал инструментовать «Отчалившую Русь» для симфонического оркестра, но не успел этого сделать. Слава Богу, остались его пометки в нотах о том, какой инструмент в оркестре и что должен играть. Например, мелодия у скрипок, эта гармония – у духовых, а красивый аккорд звучать в сочетании  арфы и колокольчиков. Мне это помогло в создании собственной редакции партитуры. С большим интересом откликнулась на мое предложение и руководитель Детской хоровой студии «Пионерия» им. Г. Струве Елена Веремеенко. За что ей отдельная благодарность.

А из минусов?

Внезапная замена солиста. Первый вариант поэмы был запланирован мною для баритона, но жизнь распорядилась по-своему. За месяц до концерта мы узнаем, что наш прекрасный баритон не сможет принять участия в этом событии. Начались срочные поиски нового солиста, звонки, встречи, переговоры и новые договорённости. И как результат – переоркестровка и абсолютно новая редакция, но уже для тенора, хора и оркестра народных инструментов. А из повседневных забот – не забыть приобрести струны, которые рвутся в результате усиленных репетиций и большого накала динамики, смастерить хорошие медиаторы, которые периодически стачиваются, договориться о транспорте для перевозки инструментов, рекламе и др. Но это почти приятные дела…

Оркестры народных инструментов исполняли это произведению ранее?

На такой концертной площадке, как Большой зал Московской консерватории – нет. Во всяком случае мне это неизвестно. Исполнял Большой симфонический оркестр под управлением Владимира Федосеева и бас Михаил Гужов. Своя редакция этой музыки есть, возможно, и у ансамбля «Россия». Сам Г. Свиридов мыслил эту поэму очень оркестрово. Поэтому вся музыка в оркестровой фактуре звучит гораздо интереснее и ярче, чем на фортепиано, которому в сравнении с оркестровой версией, на мой взгляд, теперь не хватает тембров, мощи и объёма звучания.

Само произведение «Отчалившая Русь», есть в нем что-то такое, что откликается на современное состояние российского общества?

Какую часть ни возьми, любая актуальна. Например, «Я покинул родимый дом» или «Трубит погибельный рог». Он трубил во все времена. Ожидание  апокалипсиса. И, наверное, у каждого времени, у каждого века или перелома эпох этот апокалипсис свой. Некоторые части цикла – это песни, и песни эти во многом патриотичны: «И ни единый камень, через пращу и лук, не подобьет над нами подъятье Божьих рук». Божья милость, Божий свет, любовь, ненависть, измена – эти темы вечные. Бесконечное поле для созерцания, понимания и осмысления.

Есенин, чьи стихи лежат в основе произведения, — достаточно патриотичен. Как вы считаете, патриотизм и его воспитание сейчас важны для общества?

Патриотизм важен всегда. Независимо от времени. Другое дело, что под влиянием тех или иных жизненных сил, процессов, которые происходят в обществе и в мире, бывает, что ослабевают устремления к патриотизму. Но все в мире циклично, и он никуда не денется, просто, бывает, на время, как волны в отлив, отходит чуть дальше от берега… А воспитанием просто нужно заниматься.

Возможно, когда-то важнее становится космополитизм — способность встроиться в мировое сообщество…

А нам вовсе не нужно строить Великую Русскую стену. Патриотизм — это же не сродни национализму. Он не несет в себе негативного оттенка или отрицания всего того, что вне страны и родины. В патриотизме есть любовь, сохранение своих истоков, корней и самобытности. А это есть благо.

Почему вы остановили свой выбор на солистах, которые будут петь с вами?

Эти солисты очень близки мне своей творческой направленностью. Мы мыслим похожими категориями, говорим на одном языке, у нас высокая степень духовной близости. И, конечно, меня восхищает их профессионализм. Это мастера потрясающей вокальной школы. Татьяна Куинджи из театра «Геликон-опера» споёт цикл М. Мусоргского «Детская», а Максим Пастер, солист Большого театра, вместе с детским хором «Пионерия» — «Отчалившую Русь» Г. Свиридова.

Вспоминая цитату самого Свиридова, когда он говорил, что искусство — это не просто искусство, но и часть самосознания народа, что для вас музыка, кроме профессии?

Для меня Музыка олицетворяет Красоту Мира. Погружаясь в Музыку, я пытаюсь ощутить всю мощь, глубину и бесконечность Мирозданья. Хотя композиторы бывают разные, и их творчество не всегда одинаково «ложится» на сердце. Поэтому мое обращение к музыке избирательно, но это всегда поиск гармонии и красоты, выраженной в звуках.

Георгий Свиридов, Владимир Шкуровский, оркестр душа россии, Максим пастер, Татьяна Куинджи, геликон опера, большой театр, московская консерватория, отчалившая русь, сергей есенин

Что планируете делать дальше?

Работать, концертировать, делиться своим видением и популяризировать богатства музыки и оркестра русских народных инструментов, исполнять величайшую классику. Такую, например, как музыка Свиридова, Рахманинова, Римского-Корсакова, Мусоргского, в которую чем больше погружаешься, тем больше в неё влюбляешься. В апреле 2016 оркестр едет на гастроли в Тюмень и Сургут, затем примет участие во Всероссийском фестивале современной музыки для Русского народного оркестра, который пройдет в Москве. К счастью, и такая музыка есть. Ныне здравствующие композиторы с удовольствием пишут для народных оркестров весьма интересные сочинения — симфонии, концерты, сюиты, песни и др. И мы очень тесно сотрудничаем со многими из них.

Кого бы вы выделили среди таких современных композиторов?

Профессора Московской консерватории и Российской академии музыки им. Гнесиных Валерий Кикта, Татьяна Чудова, Геннадий Чернов, Алексей Ларин и многие другие. Сейчас к этому процессу подключается большое количество молодых и талантливых композиторов.

Беседовал Александр Стрига
Фото: из архива героя

Еще на эту тему

Фотохудожник Павел Мороз: Не стоит ограничивать себя рамками

Как оказалось, роман с Неглинной – его давняя история. И, между прочим, эта любовь дала  фотографу новые возможности.

Николай Фоменко

О булке с Шекспиром и пельменях в театре

Николая Фоменко стало мало — это факт. Человек, который из-за универсальности своих талантов получил определение «шоумен», как раз-таки по поводу своей личности шоу не устраивает.

Соломон Волков

Истина кипариса и истина яблока

Соломон Волков «услышал» Дмитрия Шостаковича, Иосифа Бродского, Евгения Евтушенко, а недавно выпустил в свет книгу «Диалоги с Владимиром Спиваковым»


Поделиться:

Добавить комментарий

афиша
новости

Гастрольную жизнь Малого театра покажут в «Шереметьево»

Фотовыставка «Малый театр на гастролях», посвященная гастрольной деятельности Государственного академического Малого театра, откроется 11 декабря в Международном аэропорту «Шереметьево». На...

В Галерее Классической фотографии – японская поэзия

Галерея классической фотографии на Саввинской набережной продолжает цикл лекций, знакомящих посетителей с культурами других стран и народов. В Галерее экспонируются...

Баранкин будет человеком в Вегасе

12 декабря впервые на московской сцене — в Вегас Сити Холле будет показана музыкальная постановка «Баранкин, будь человеком!» по мотивам...

Соль как метафора времени

В Крокин  Галерее открылась выставка Татьяны, Сергея и Анны Костриковых «СОЛЬ». В экспозиции объекты и видео. Принцип руинированности объекта искусства...

С китайской живописью встречаем Новый год

Центральный Дом художника открывает выставку-продажу картин «Сказки Поднебесной». Зимняя ярмарка объединила современных российских художников со своими уникальными работами сразу в нескольких стилях традиционной китайской живописи.

Весь гламур на ВДНХ!

Александр Васильев показал на своей выставке «Гламур 80-х» платье, которое стоит как 4-комнатная квартира в Париже.

Герои Станиславского

Традиция и современность стали основной темой вечера. И дело не только в художественном оформлении сцены, сделанной в виде усадебной веранды, исторических костюмах, но в самой поистине чеховской и мхатовской атмосфере вечера.

Александр Болдачев исполнит в Японии Freddie Mercury на арфе

В ноябре и декабре 2018 года пройдёт серия концертов российского арфиста Александра Болдачева, уже полюбившегося японской публике. Предстоящие гастроли станут десятой, юбилейной поездкой в страну восходящего солнца.
FACEBOOK
ВКОНТАКТЕ
Афиша

Гастрольную жизнь Малого театра покажут в «Шереметьево»

Фотовыставка «Малый театр на гастролях», посвященная гастрольной деятельности Государственного академического Малого театра, откроется 11 декабря в Международном аэропорту «Шереметьево». На...

В Галерее Классической фотографии – японская поэзия

Галерея классической фотографии на Саввинской набережной продолжает цикл лекций, знакомящих посетителей с культурами других стран и народов. В Галерее экспонируются...

Баранкин будет человеком в Вегасе

12 декабря впервые на московской сцене — в Вегас Сити Холле будет показана музыкальная постановка «Баранкин, будь человеком!» по мотивам...

Соль как метафора времени

В Крокин  Галерее открылась выставка Татьяны, Сергея и Анны Костриковых «СОЛЬ». В экспозиции объекты и видео. Принцип руинированности объекта искусства...

Группе «Кватро» 15 лет!

19 декабря 2018 года на сцене Государственного Кремлевского дворца состоится грандиозное шоу – юбилейный сольный концерт вокальной группы «Кватро». Повод...
Журнал Eclectic Адрес:
Алтуфьевское шоссе, д. 100, офис 1, Москва, Россия.
Телефон: +7 (499) 909-99-99 Email: Сайт: http://eclectic-magazine.ru/