Эко

Вперед, к природе!

В России много идеалистов, верящих, что человек способен подняться над стадным инстинктом, над конкурентной дракой за ресурсы, над потребительски-наплевательским отношением к природе. Подняться и построить себе другие города, не шумящие, не коптящие, но дружелюбные и солнечные.
«Гнездо Пернатого Змея», проект Хавьера Сеносиана. Мексика, 2008

«Гнездо Пернатого Змея», проект Хавьера Сеносиана. Мексика, 2008

Идеалисты не дремлют, а собираются в группы и действуют. В сентябре прошлого года они провели международный фестиваль живых домов «ЭкоТектура», в этом году фестиваль по финансовым причинам под вопросом, но тема не остывает. Потому что очевиден идейный тупик развития городов в том виде, в котором мы их знаем. И нужны не только свежие идеи, а концентрация людей, их разделяющих, распространяющих, по ним живущих. «ЭкоТектура» ставит своей задачей найти новый целостный подход в проектировании и строительстве доступного жилья в экополисах, где органически сочетаются произведения биоархитектуры, энергосберегающие технологии, инновационные решения в строительстве, комфорт проживания, бережное отношение к природе и психология взаимоотношения жителей. И вправду идеалисты, но какие при этом способные организаторы!

Говорящая мечта

Рассказывает инициатор и организатор фестиваля Ирина Николаева: «В прошлом году многое удалось, имена архитекторов Кена Янга, Кристиана Миллера, Хавьера Сеносиана говорят сами за себя. Иностранные специалисты приезжали к нам прочитать лекции и провести мастер-классы. Что касается перспектив экостроительства в России – они есть. Прошлый сентябрь, наверное, был переломным моментом: после его окончания возник экспертный совет, который продвигает дело, – и вот уже появились российские экологические стандарты в законодательстве, даже чиновники вдруг заговорили нашими словами. Движений всегда было очень много, но они были стихийные, а сейчас начали задумываться при проектировании экополисов о «третьем месте» – месте общения и экологии взаимоотношений. Все сейчас об этом говорят, и потому строительство экополиса с государственной поддержкой вполне реально. Программа по крайней мере появилась».

На фестивале «ЭкоТектура-2012»

На фестивале «ЭкоТектура-2012»

На площадках фестиваля в Москве и в Творческой усадьбе «Гуслица» в Орехово-Зуевском районе соседствовали произведения архитектуры и современного искусства. Лекции по экологическому дизайну контрастировали с сообщениями о достижениях гелиотектуры, инсталляции из каменных кулеров опрокидывали офисное сознание, а детские рисунки возвращали к чистому наиву. Информация о реализованных проектах перемежалась с футуристическими видениями, а благие пожелания – с конкретными планами действий. Многие события фестиваля проходили при стечении большого количества народа разного возраста. Экомышление воспитывается с детства, но оно не должно исчерпываться одной лишь бережливостью и рациональностью потребления ресурсов. Взгляд может и должен быть шире – и тогда мир покажется гораздо более красочным, чем наши российские города в период непогоды.
Библиотека в «Гнезде Пернатого Змея», 2008

Библиотека в «Гнезде Пернатого Змея», 2008

Для того чтобы идти и делать, чаще всего нужен вдохновляющий пример. Именно поэтому так интересно смотреть на реализованные проекты мировых знаменитостей Кена Янга и Хавьера Сеносиана. Они создают ощущение, что не все так бесконечно сложно, как нам иногда кажется. Новое мышление строится на том, что мы признаем право человека на «перезагрузку», на создание не просто технологической среды как «второй природы», поглощающей терминаторской поступью первую, а среды «первой человечной» природы. Когда так необходимые для жизни города снова становятся пригодными для жизни, а внедрение дома в природную среду не превращается в катастрофу для природы.

Современные сады Семирамиды

«Солярис», проект Кена Янга. Сингапур, 2010

«Солярис», проект Кена Янга. Сингапур, 2010

Архитектор Кен Янг известен своими «биоклиматическими небоскребами», зелеными высотными зданиями. В них есть вертикальные сады, естественная вентиляция и естественное освещение, применяются многие другие «умные» энергосберегающие методы. Среди наиболее известных его проектов – офисные комплексы «Солярис» и EDITT в Сингапуре. Лекция, которую он прочитал в рамках фестиваля, называлась «Вертикальный дизайн мегаполиса».

Кен Янг рассказал: «Здания должны имитировать экологические системы, и все производимое человеком должно перерабатываться и использоваться вновь. До того как на Земле появилась цивилизация, экология находилась в равновесии и сама себя поддерживала. В природе существует баланс органического и неорганического. Экосистема не имеет отходов. Отходы одного организма становятся пищей для другого. Я ставлю перед собой задачу проектировать здания как искусственно созданные, но, по сути, как живые экосистемы, в которых сохраняется баланс между органическими и неорганическими элементами. Естественная среда обитания создается при помощи местных видов растений внутри и снаружи здания и в стремлении достичь максимального разнообразия видов растений, что становится возможным за счет использования озелененных атриумов и дворов, зеленых стен, зеленых крыш, искусственно созданных природных ландшафтов и так далее.

«Зеленые» здания возможны во всех широтах, но они должны соответствовать экологическим и климатическим особенностям места. Я не люблю использовать слово «страна», потому что это подразумевает национальные границы с политическими смыслами, а природа не признает национальных границ. «Зеленые» здания будущего – это искусственные экосистемы, призванные более точно имитировать свойства, процессы и устройство экологических систем в природе. В идеале людям необходимо научиться у природы, где вся энергия исходит из солнечного света, имитировать фотосинтез. В будущем человечество научится оперировать рукотворной средой исключительно с помощью процессов, имитирующих фотосинтез. Только тогда станет возможным создать рабочую модель настоящей экосистемы».

Органические жилища

Другое направление мировой архитектурной мысли с экологическим оттенком представлял Хавьер Сеносиан (Мексика) – главный мировой идеолог биоархитектуры.

В пространстве, организованном им, человек чувствует себя словно в колыбели матери-земли – защищенным, обогретым, успокоенным. Хавьер возвращает нас в своих работах в зеленый рай. Здания настолько связаны с топографией местности и растительностью, что возникает впечатление, что проросли зеленью и напоминают мир хоббитов, в который мы погружались, смотря прекрасные фильмы Питера Джексона.

Органический дом», 1985

Органический дом», 1985

Хавьер Сеносиан – пионер органической архитектуры. Первый его проект – «Органический дом» – был построен в 1985 году. Тогда он перевернул представления о возможном и невозможном в строительстве жилого здания, потому что «Органический дом» на здание как раз и не был похож. Направление органической архитектуры возникло после глубокого исследования естественного для человека пространства, когда оказалось, что кривые линии и отсутствие углов способствуют его гармоничному существованию. Строительную основу, конструктивный материал для текучих, подражающих природным формам, домов Сеносиана составляет ферроцемент – разновидность железобетона, который благодаря своей мелкой зернистости и равномерно распределенным нескольким слоям сетки позволяет создавать любые пластические формы. Хавьер сов­мещает инновационные решения со старинной традицией мосарабской, каталонской и мексиканской культур, используя яркие цвета и пластические элементы, в определенной степени похожие на артефакты, символы культуры народов майя. Возможна ли в нашем климате подобная красота? Так хочется верить, что подвижники, адепты и деятели экологической архитектуры в России проникнутся идеей и предложат в скором времени нечто такое «перпендикулярное» традиционным прямым углам, что позволит и жить, и дышать, и работать по-другому. А смелые заказчики, в свою очередь, дадут проектам место под строительство и средства. Что нам стоит дом построить!

 Нино Самсонадзе, Алёна Михайлова
Иллюстрации и информация предоставлены

Международным фестивалем живых домов «ЭкоТектура»


Поделиться:

Добавить комментарий

афиша
новости

«Повести Пушкина» и орудия Провидения

6 июня 2024 года благодарные россияне и мировая общественность будут праздновать 225-летие со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина. В преддверии юбилея...

Взгляд через призму человеческой сущности

24 марта на Основной сцене Московского драматического театра «Модерн» состоится показ спектакля «Человек с глазами Моцарта». Это история о любви...

Мартовская афиша выставок Москвы

ECLECTIC приглашает окунуться в мир изобразительного искусства и знакомит с выставочными проектами галереи ArtStory, Еврейского музея и центра толерантности, арт-платформы...

Василий Аксенов на сцене Театра Наций

21 и 22 марта на малой сцене Театра Наций состоится премьера спектакля Мурата Абулкатинова «Десять посещений моей возлюбленной» по одноименному...

X Международный конкурс молодых композиторов памяти Альфреда Шнитке и Святослава Рихтера объявил победителей.

Новый художественный альбом Люси Вороновой и…бабочка в подарок

Фонд Люси Вороновой представил во Всероссийском музее декоративного искусства новый альбом Люси Вороновой «Мозаичность», приуроченный к 70-летию художницы и включающий...

Джексон Поллок в юбке превратила див Белгорода в картины

Анжелика Заозерская – известный журналист, устроила в родном городе выставку своих живописных полотен и представила коллекцию одежды на ее основе.

Онегин. Башмет. Окко

Спектакль Юрия Башмета «Евгений Онегин» войдет в авторскую коллекцию маэстро в онлайн-кинотеатре «Окко» с бесплатным доступом. Запись спектакля «Евгений Онегин»...

ВКОНТАКТЕ

Афиша

«Повести Пушкина» и орудия Провидения

6 июня 2024 года благодарные россияне и мировая общественность будут праздновать 225-летие со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина. В преддверии юбилея...

Взгляд через призму человеческой сущности

24 марта на Основной сцене Московского драматического театра «Модерн» состоится показ спектакля «Человек с глазами Моцарта». Это история о любви...

Мартовская афиша выставок Москвы

ECLECTIC приглашает окунуться в мир изобразительного искусства и знакомит с выставочными проектами галереи ArtStory, Еврейского музея и центра толерантности, арт-платформы...

Василий Аксенов на сцене Театра Наций

21 и 22 марта на малой сцене Театра Наций состоится премьера спектакля Мурата Абулкатинова «Десять посещений моей возлюбленной» по одноименному...

XVIII Московский международный фестиваль «Виртуозы гитары»

Фестиваль «Виртуозы гитары», который проходит в Москве с 19 по 22 марта, – ярчайшее мировое событие в сфере классической гитары,...

Журнал Eclectic Адрес:
Алтуфьевское шоссе, д. 100, офис 1, Москва, Россия.
Телефон: +7 (499) 909-99-99 Email: web@aaph.ru Сайт: http://eclectic-magazine.ru/