театр

Время. За чертой смерти и любви

Новая красная точка на театральной карте Москвы – «Гоголь-центр». Красный логотип, красная униформа сотрудников, театральный «звонок» в виде сотрудника с гремящим металлическим красным тазом. Теперь это – «театр, существующий в диалоге с реальностью и создающий реальность внутри себя».

Реальность обновленного театра имени Гоголя начинается с дерзких высказываний классиков театральной теории и практики, размещенных над их зеркальными портретами. И каждый зритель, проходя по зданию, может увидеть свое отражение в ком-то великом. Великого достаточно и в спектаклях «Гоголь-центра», если говорить об искусстве как о зеркале реальности. Но не о зазеркальной ли реальности на самом деле идет речь? Таким вопросом задался наш рецензент после просмотра двух премьерных постановок, переворачивающих наши представления о нормах восприятия театрального искусства, начиная со сценографии и заканчивая распределением ролей.

«Ёлка у Ивановых»

театр2-бЕсли смотреть «Ёлку у Ивановых» знаменитого обэриута-абсурдиста Александра Введенского с «этой стороны зеркала» – будет ничего непонятно. Почему в названии фигурируют Ивановы, хотя ёлка у Пузырёвых? Да и «детки» хороши: мальчикам и девочкам в странном семействе от года до 82 лет, причём у всех у них разные фамилии. Годовалого мальчика играет самая возрастная актриса театра, что в данном контексте вполне оправдано: Майя Ивашкевич показывает своего рассудительного героя сверхсерьёзно. Собака – самый интеллигентный персонаж и самый сострадающий. Судебные дела «про ослов и козлов» зачитываются для отвода глаз, ну, а главный врач сумасшедшего дома болеет «чепухой», стреляя то в преследующее его зеркальное отражение, то в какой-то подозрительный коврик…

«Бред какой-то», – как сказала, смеясь, одна 18-летняя девочка другой на выходе из зала после спектакля, а другая, по-видимому, сентиментальная 40-летняя девочка – всплакнула: «Думаю, это постановка о том, как Бог безвременно забирает лучших».

 

Но мы не будем смотреть спектакль с этой стороны зеркала, а посмотрим, пройдя сквозь антикварный шкаф-гроб, в котором главной героине отрубают голову в самом начале спектакля, – с другой.
Спотыкаясь о расставленные в художественном беспорядке предметы интерьера с блошиного рынка, зритель усаживается вперемешку с артистами, чтобы смотреть то ли на них, то ли на себя (напротив меня сидят другие зрители, и в какой-то момент я начинаю подозревать в них артистов), и незаметно попадает в ловушку вечности.

По словам режиссера, Дениса Азарова, Бог, смерть и время, стали пружинами для режиссерской мысли. О Боге в постановке поют не умеющие говорить лесорубы. Мертвые герои хотят жить, а живые персонажи умереть, при этом успеть размножиться.

Наступление времени для бани, смерти, суда и ёлки исправно, бесстрастно и невпопад оглашается поваром, которому даны слова автора.

Главная героиня, Соня Острова, девочка 32 лет, ходит среди зрителей, предлагая поправить ей отрубленную голову. Слышится страшный треск и восторженно-испуганные выкрики. Хулиганка Соня продолжает чудить – рубит подаренным ей на похороны игрушкам головы тесаком.

Дети, они проявляют любопытство в любом возрасте, и даже после смерти. Другое дело, что проверить это без личного опыта невозможно. Денис Азаров дает нам малюсенький шанс. «Что Соня? Всё, мертва?» – спрашивает годовалый малыш. Нет, Соня здесь – она очень хочет прийти на долгожданную елку и показать давно задуманный неприличный номер. Но, как и положено приведению, другие персонажи ее не видят, а видим только мы, счастливчики. Да, чувствует ее присутствие убийца-нянька, телепатически связанная со своей жертвой (когда Соня рубит игрушки, у няньки голова болит).

Героям в приступе исследовательского интереса к потустороннему миру приходится пожертвовать собой. Впрочем, так как «события происходили за шесть лет до моего рождения или за сорок лет до нас», – по утверждению повара, приготовляющего сюжет как очередное блюдо, – «то, что же нам огорчаться и горевать о том, что кого-то убили? Мы никого из них не знали, и они всё равно все умерли». Ощущение временного провала чувствуется, когда после спектакля глядишь на часы и не веришь, как могло пройти столько времени. Действо идет без антракта.

«Митина любовь»

театр3-бЕще один спектакль, пролетающий на одном дыхании – ты словно подвисаешь в пространстве, зачарованный ритмами гудков в болтающейся телефонной трубке, звуками старого проигрывателя, вертикально закрепленного, шумом ночной электрички, стучащей игрушечными колесиками по периметру стены, к которой прикован главный герой.

Он прикован к стене памяти. Памяти о любви. Ему не оторваться от стены, как не оторваться от Катиных слов, от ее письма, которое убивает. Сцена смерти героя повторяется дважды, закольцовывая постановку. И свернутое в трубочку письмо работает как пуля.

Любви свойственно заводить нас за грань смерти, если чувство настоящее, а у постановщика Владислава Наставшева и его Мити в исполнении Филиппа Авдеева оно именно такое. Плоскость существования героя ограничено черной осью стены. Остальных персонажей, двигающих сюжет постановки, захватывая свободное пространство сцены и жизни, играет Александра Ревенко. Она – главный драматург и режиссер судьбы героя, превращается то в Катю, то в маму, то в Аленку и всех-всех-всех… И хотя Митя пассивен перед своей любовью, перед своими женщинами, актерская задача Филиппа Авдеева не менее сложна, чем у его партнерши, он ведет свою роль на эмоциональном и физическом пределе.

Молодые выпускники «7-й Студии» Кирилла Серебренникова разыгрывают повесть Бунина без страховочных тросов, будучи подвешенными над пропастью чуждого им измерения – измерения обычной жизни, где нормальные люди ходят на своих двоих, а не летают подобно мошкам, которых иллюзия света заманила в невыносимые обстоятельства. В любовной лихорадке Митя лезет на стену: его Любовь мерещится ему не только в служанках, матери, сельских бабах, но и в мужских персонажах. Он не перестает общаться с ее фантомом. Только вот с кем он общается: с душой? с телом? с мороком? Митя не находит ответа и не находит выхода. Сельская простушка Алёнка ясно показывает ему – выход есть. Она выдергивает опоры, удерживающие Митю в его черном квадрате. И сталкивает с невозможной высоты на спасительную плоскость обыденности, где можно и свиней дешево покупать, и любить, и не страдать. Только так не нужно. Ни Мите, ни Бунину, ни думающему зрителю.

 

Обзор подготовила Алёна Михайлова
Фотографии: Алекс Йоку, Нина Сизова

Еще на эту тему

Юлий Цезарь вернулся…через 100 лет

В обновленном театре «Модерн» состоялась премьера некогда запрещённой пьесы Уильяма Шекспира «Юлий Цезарь» в постановке Юрия Грымова.

Пора встать рядом!

Спектакль «Разговор с душой. За гранью» и выставка сирийских беженцев пройдут в CROCUS CITY HALL.

«Омут любви»: «обнаженка» человеческих душ

Режиссер постановки Анна Бабанова собрала на одной сцене яркий и талантливый актерский состав: Даниил Спиваковский, Анастасия Макеева, Елена Проклова, Вячеслав Манучаров, Николай Качура и, конечно, Надежда Бабкина. К тому же, театральный дебют состоялся у певца Александра Когана.


Поделиться:

Добавить комментарий

афиша
новости

Персональный подход

22 февраля Московский музей современного искусства на Петровке, 25  представляет новую экспозицию «Персональный подход», которая продолжает знакомить зрителей с обширной...

Главное культурное событие зимы

С 16 по 25 февраля 2018 года в Сочи проходит один из самых известных и значимых культурных форумов нашей страны...

Коллекционеры Москвы собираются на ярмарку

24 февраля с 12 до 17 часов в Галерее классической фотографии пройдёт очередная Ярмарка Клуба коллекционеров фотографии. Сегодня Галерея на...

Счастье без посредников

Выставка картин нашего автора Анжелики Заозерской в окружении звезд эстрады. 8 марта состоится долгожданное событие — первая персональная выставка картин...

Герой Дианы Арбениной — музыкант из Инстаграм.

Диана Арбенина, Ночные Снайперы
Песня «Инстаграм» будет следующим синглом группы «Ночные Снайперы». Сейчас идет тур группы, который завершится грандиозным шоу в «Олимпийском».

Новое яркое приложение для фотопечати

Всего за несколько кликов в меню приложения можно создать и напечатать фотокнигу, набор фотокарточек и магнитов, постер или арт-холст для интерьера, уникальный пати-пазл для друзей, а также футболки, календари и кружки с авторским дизайном.

Коты спасают Москву от снега

Веселые позитивные ролики с котами стали по-настоящему вирусными – сеть заполонили видеозаписи с работящими хвостатыми персонажами.

«Ночные Снайперы» презентовали клип «Грустные люди»

В новом клипе группы «Ночные Снайперы» снялся актер Артур Смольянинов. Недавно состоялась премьера видео на песню «Грустные люди».
FACEBOOK
ВКОНТАКТЕ
Афиша

Персональный подход

22 февраля Московский музей современного искусства на Петровке, 25  представляет новую экспозицию «Персональный подход», которая продолжает знакомить зрителей с обширной...

Главное культурное событие зимы

С 16 по 25 февраля 2018 года в Сочи проходит один из самых известных и значимых культурных форумов нашей страны...

Коллекционеры Москвы собираются на ярмарку

24 февраля с 12 до 17 часов в Галерее классической фотографии пройдёт очередная Ярмарка Клуба коллекционеров фотографии. Сегодня Галерея на...

Счастье без посредников

Выставка картин нашего автора Анжелики Заозерской в окружении звезд эстрады. 8 марта состоится долгожданное событие — первая персональная выставка картин...

Предчувствие весны

27 февраля в Доме музыки  состоится концерт Нины Шацкой – «Предчувствие весны». Прозвучат любимые старинные романсы и песни на стихи...
Журнал Eclectic Адрес:
Алтуфьевское шоссе, д. 100, офис 1, Москва, Россия.
Телефон: +7 (499) 909-99-99 Email: Сайт: http://eclectic-magazine.ru/