новости

Дальше – тишина

Новый год с музыкальной цензурой. Чего мы можем лишиться в будущем году. Как новый закон может оставить нас без музыки, концертов и ёлок.

Пока Москва тонула в мягком белом снегу, повсюду мерцали загадочные огоньки гирлянд, а горожане спешили по своим предновогодним делам, 15 декабря в Государственной Думе в первом чтении был принят законопроект «Об основах деятельности по организации и проведению зрелищно-развлекательных мероприятий в РФ». Звучит непонятно и безобидно, однако откровенно спорный законопроект, дающий массу возможностей для различных маневров, второе чтение которого намечено уже на 15 января, вызвал резонанс в профессиональном сообществе. Ведь согласно этому законопроекту, присутствие на мероприятии хотя бы одного артиста, диджея, исполнителя, сделает его «зрелищно-развлекательным», а организаторами таких мероприятий смогут выступать только члены СРО – саморегулируемой организации. Идея появления данного законопроекта принадлежит Ассоциации Организаторов Зрелищных и Развлекательных Мероприятий «Союзконцерт».

Госдума, новый закон, концертная деятельность, Александр Кушнир, Союзконцерт, СРО, НАОМ

Вчера, 22 декабря, в отеле Mariott на Новом Арбате состоялась встреча, на которой присутствовали специалисты музыкальной и развлекательной индустрии и представители СМИ. Главными спикерами выступили: президент Московской ассоциации судовладельцев пассажирского флота Кирилл Евдокимов, продюсер и основатель продюсерского центра «КнязевЪ» Сергей Князев, генеральный директор РГ «Сектор», продюсер мюзикла «Алые паруса» Дмитрий Калантаров, исполнительный директор НАОМ (Национальной Ассоциации Организаторов Мероприятий) Владислав Метревели, генеральный директор музыкально-информационного агентства «Кушнир Продакшн» Александр Кушнир и генеральный директор компании IQ PRO Андрей Торяник. Профессионалы пытались разобраться, как работать дальше, и чем грозит принятие данного закона всей музыкальной индустрии. И не только музыкальной, кстати: как справедливо отметил Владислав Метревели, под законопроект попадает вся сфера ивент-менеджмента, фестивали, частные корпоративные мероприятия, благотворительные акции, гастроли музыкантов, выступления артистов в ресторанах и кафе, на детских утренниках и новогодних ёлках. Словом, все мероприятия, в которых задействован хотя бы один артист, и проходящие на территории более 400 кв. метров (с учетом подсобных помещений). Это, кстати, совсем немного: большая часть заведений располагает такой площадью.

Александр Кушнир вспомнил запретительные списки музыкантов 1984-1985 годов, в результате которых за полтора года в Москве не было проведено ни одного рок-концерта. Продюсер назвал тот период «дебютом государства по контролю за концертным рынком». Тридцать лет спустя власть вновь обратила на него свое внимание и даже решила принять активное участие в его деятельности. Однако Александр Исаакович выразил надежду на благополучное решение данного вопроса: «Прошедшая ночь была самой длинной в году. Есть ощущение, что, в соответствии с законами природы, ночи будут становиться короче, а дни – длинее. И мы все можем этому поспособствовать».

Сергей Князев разглядел пару положительных сторон законопроекта. Во-первых, он сможет дать некую степень защиты потребителям «праздничных» услуг: страховые фонды, ради которых, по официальной версии, и создаются СРО, могут служить гарантом компенсации потребителям в случае форс-мажоров. Во-вторых, законопроект поможет оградить рынок от «компаний-однодневок» и оставит на нем только официальных игроков.

Так же считают и депутаты, лоббирующие принятие данного закона: «…В сфере концертной деятельности удастся предупредить различные нарушения, обеспечить надлежащее качество мероприятий, в том числе с точки зрения содержания, не допускать до организации концертов непрофессионалов. Эта область предпринимательства перестанет быть бесконтрольной».

Одним из минусов законопроекта, по мнению Сергея Князева, является неточность формулировок и возможная двойственность их трактовки. Например, если не появится четкого описания понятия «площадка», то в СРО будут вынуждены вступать школы, детские сады, гостиницы, кафе, магазины – то есть абсолютно все площадки, на которых хотя бы раз в год проходят мероприятия с участием артистов или музыкантов (исключение сделано только для театральных и цирковых заведений). Примечательно, что ежегодный членский взнос для вступления в, например, СРО «Союзконцерт» составит 150 000 рублей. Очевидно, что многие площадки просто откажутся от услуг артистов и проведения каких-либо культурных мероприятий: им это будет невыгодно. Важным нюансом является то, что СРО может быть организована только при наличии минимум 50 участников. Что делать ивент-агентствам из небольших городов, где на рынке просто нет такого количества профильных компаний, и, как следствие, возможности создать СРО в их городе? Видимо, их представителям придется специально ехать в более крупный город для регистрации своей компании в СРО. Или же работать с нарушением закона. Однако в таком случае компанию ждет штраф на сумму порядка 500 000 рублей. Стоит ли объяснять, что это означает для небольшой компании, работающей в городе с населением в 100 000 человек, например? Вероятнее всего, это означает ее закрытие.

Госдума, новый закон, концертная деятельность, Александр Кушнир, Союзконцерт, СРО, НАОМ

Однако чиновники все же позаботились о том, чтобы дать людям в регионах возможность честно трудиться. Существует информация о том, что компания «Союзконцерт», в которую уже входит около 30 крупных игроков рынка, в случае принятия закона планирует открыть свои филиалы в различных городах страны. Важно, что на данный момент «Союзконцерт» является практически монополистом в этой сфере. Если филиалы будут открыты, то у компании есть все возможности присвоить себе это звание совершенно официально. Однако НАОМ все же планирует создать свою СРО с уклоном в ивент-сферу, ведь у этого сегмента рынка существует строгая специфика, которую необходимо учитывать для плодотворной работы.

Опасно, что под действие закона попадает львиная доля «средних» участников рынка, работающих в «эконом»-сегменте: студенты, начинающие актеры, музыканты, диджеи. Разумеется, что для крупных исполнителей, собирающих стадионы, членский взнос в СРО не станет препятствием для творчества и дальнейшей работы. Законопроект бьет, в первую очередь, именно по средней нише рынка. Валерий Мифодовский, генеральный директор компании «3plet publishing» и директор группы «EXIT Project», назвал сферу работы независимых музыкантов «зоной выживания» и, в случае принятия закона, эти слова станут печальной реальностью. Валерий выразил свое мнение кратко и емко: «Закон должен решать проблемы. А если он их порождает, значит, этот закон – плохой».

По мнению юристов, присутствовавших на встрече, законопроект прописан крайне некорректно: «Появляется масса возможностей для неприменения этого закона. В тексте проекта используется понятие «аренда», однако в реальности такой термин используется далеко не всегда». Хорошим решением было бы создание добровольных СРО, но в данном случае речь идет именно об обязательном вступлении в саморегулируемую организацию и, как следствие, обязательном контроле за участниками рынка.

Кстати, о контроле. Деятельность участников СРО должна, по идее, контролироваться внутри организации. Однако можно ли представить себе, что профессионалы отрасли поедут контролировать проведение какого-либо концерта за 500 км от Москвы, например? Скорее всего, у них просто не будет средств на то, чтобы учредить отдельную должность инспектора и регулярно выделять деньги на подобные командировки.

Концертный директор группы «Звери» Лера Агапова выразила недоумение и понятное возмущение: концерты ее группы расписаны на два года вперед, и теперь, судя по всему, у нее возникнут проблемы с поиском площадок, ведь кто-то не успеет или просто не сможет вступить в СРО. И если в Москве на крайний случай уже существует «Союзконцерт», то как сложится ситуация с партнерами в регионах, остается только гадать. Судя по всему, концертным менеджерам и промоутерам вместо своих прямых обязанностей придется заниматься бумажной волокитой и пытаться пробраться сквозь дебри бюрократии.

Менеджер по международным связям фестиваля V-ROX Игорь Лагутенко отметил, что музыканты, принимающие участие в их фестивале, приезжают во Владивосток за свой счет и гонораров за выступления не получают. Все держится на энтузиазме, любви к искусству и интересе публики. И так происходит почти всегда, когда дело касается независимых групп и исполнителей.

Примечательно, что никто из присутствующих на встрече профессионалов не считал, что концертный рынок требовал каких-либо дополнительных регулирований изнутри, от самих участников этого рынка. Как часто бывает, специалисты не требуют помощи государства. Они всего лишь хотят, чтобы им просто не мешали работать. Встреча завершилась общим решением составить список предложений по улучшению законопроекта и направить его в Департамент культуры на рассмотрение. Время до конца года еще есть.

Александра Захваткина
Фото: Александра Захваткина

Еще на эту тему

Татьяна Ланская: Главное оружие против критики –полный зал

На концертах Благотворительного фонда содействия развитию музыкальной культуры «Бельканто» всегда аншлаг. Это не преувеличение. Реальность, которая для многих филармонических организаций недостижима. Но для «Бельканто», дающего по пять концертов в день, – свершившийся факт.

Елена Глуховская, интервью, parter ru, фантикет, шоу-бизнес

Фантикет: новое поколение старых традиций

Елена Глуховская – генеральный директор российского представительства Parter.ru о новых билетах и старых традициях в массовых развлечениях

Космическая одиссея в центре Москвы

Легко ли побывать в космосе, не отрываясь от поверхности земли? Казалось бы, загадка, достойная древнегреческих философов. Однако при всем уважении...


Поделиться:

Добавить комментарий

афиша
новости

Всероссийская акция «Black Friday – Квесты»

24 ноября в 7.00 утра в России начнется федеральная акция «Black Friday – Квесты». Масштабный марафон скидок на квесты, перформансы...

Формы будущего Леонида Тишкова

17 ноября к Крокин галерее открывается выставка Леонида Тишкова «Формы будущего», на которой будут представлены тела геометрической формы, изготовленные по...

Эль Лисицкий. Ретроспектива

16 ноября открывается выставка «Эль Лисицкий» – первая масштабная ретроспектива художника в России. Эль Лисицкий — один из ведущих художников...

Великие романтики

16 ноября в Большом зале Московской консерватории пройдет концерт выдающегося советского и российского пианиста Дмитрия Алексеева. На вечере прозвучат сочинения...

Красота плюс доброта спасут мир

Участники благотворительной акции верят в то, что красота и доброта спасут мир. Сегодня только в таком тандеме можно бороться за счастье, любовь и веру.

Пресс-служба. Что? Как? Зачем?

«Место пресс-службы и пиар-отдела в структуре организации. Взаимодействие с другими подразделениями».

re: Искусственному интелекту

В ЦДХ открылась фотовыставка re:Store «Она. Образы искусственного интеллекта».

Большая и еще больше

Бленды для любителей очень больших чашек кофе изобрели В NESCAFÉ® Dolce Gusto®

FACEBOOK
ВКОНТАКТЕ
Афиша

Всероссийская акция «Black Friday – Квесты»

24 ноября в 7.00 утра в России начнется федеральная акция «Black Friday – Квесты». Масштабный марафон скидок на квесты, перформансы...

Формы будущего Леонида Тишкова

17 ноября к Крокин галерее открывается выставка Леонида Тишкова «Формы будущего», на которой будут представлены тела геометрической формы, изготовленные по...

Эль Лисицкий. Ретроспектива

16 ноября открывается выставка «Эль Лисицкий» – первая масштабная ретроспектива художника в России. Эль Лисицкий — один из ведущих художников...

Великие романтики

16 ноября в Большом зале Московской консерватории пройдет концерт выдающегося советского и российского пианиста Дмитрия Алексеева. На вечере прозвучат сочинения...

Фотовыставка «Она. Образы искусственного интеллекта»

15 ноября в здании ЦДХ на Крымском Валу откроется вторая экспозиция проекта re:Store digital art, объединяющего высокие технологии и современное искусство....
Журнал Eclectic Адрес:
Алтуфьевское шоссе, д. 100, офис 1, Москва, Россия.
Телефон: +7 (499) 909-99-99 Email: Сайт: http://eclectic-magazine.ru/