Неизменные круги ада

Писатель Захар Прилепин, недавно опубликовавший новый роман «Обитель» в интервью Eclectic о воле к жизни русского человека и о том, что иногда художественная задумка может быть куда реальнее, чем суровая правда жизни

1Не так давно вышел и стал причиной ожидаемого резонанса новый роман Захара Прилепина «Обитель», повествующий о жизни и выживании заключенных на Соловках. Прилепину вновь удалось собрать в кулак всю мощь, трагичность и боль невыдуманной истории и без церемоний двинуть под дых своему читателю, заставляя того корчиться от боли, но просить еще и еще. В своем интервью Eclectic писатель рассказал о воле к жизни русского человека и о том, что иногда художественная задумка может быть куда реальнее, чем суровая правда жизни.

Захар, что для писателя важнее — чувство языка, стиль или желание поделиться своими идеями?

Думаю, на этот вопрос вы знаете ответ. Для писателя важны чувство языка, стиль, желание поделиться собственными идеями, а кроме того — еще сорок вещей, от тщеславия до маниакальной влюбленности в родной язык и в свою родину — или, напротив, до маниакальной же неприязни к стране, в которой ему суждено было родиться.

Просто есть писатели, у которых та или иная составляющая более развита или даже гипертрофирована. Условно говоря, Достоевский — это идеи, а Исаак Бабель — это стиль. Что такое «чувство языка» я не очень понимаю — ну, давайте по ведомству «чувство языка» запустим Велимира Хлебникова. Все это, разумеется, будет глубоко условно: вы же не скажете всерьез, что у Достоевского не было «чувства языка», раз он «про идеи», а у Бабеля не было идей, если он стилем занимался?..

«Обитель» описывает самое начало кровавой истории всем известной системы. В одном из интервью вы сказали, что интересно наблюдать за сошествием людей в ад. Чем обусловлен подобный интерес? Что проявляется в человеке, когда он находится на, если так можно выразиться, старте таких событий?

Меня несколько коробит ваше утверждение по поводу «всем известной системы». Я как раз думаю, что мы очень слабо представляем себе коммунистическую идею как таковую, не знаем толком, что такое марксизм, не читали «левых» философов и мыслителей и точно не обладаем хоть сколько-нибудь взвешенным, неангажированным знанием о том, что, собственно, являла собой советская система.

Что до интереса к сошествию в ад — а к чему еще можно испытывать интерес? К жизни на Рублевском шоссе?.. В человеке «на старте таких событий» сначала проявляется все, что он есть. А потом это «все» выгорает. Потому что люди не выдерживают адских температур. Они не созданы для такого использования.

Играет ли роль возможность читателя посмотреть на события, происходящие в романе «Обитель», через призму сегодняшнего времени?

Призма сегодняшнего дня дает человеку ложное ощущение, что он очень далеко ушел от той реальности, что сейчас все стали цивилизованные, что «это больше не повторится», что это просто большевики были злые и очень дурные. А он, современный человек, хороший и поднявшийся на «новую ступень развития».

На примере соседней Украины и всего там происходящего мы видим, насколько тонка пленка этой пресловутой «цивилизованности». Вчера еще были «воины света», а сегодня из системы «Град» обстреливают жилые кварталы. Под огнем вчера погибли девочка и мальчик, дошкольники, но все «цивилизованные» люди пожимают плечами: ну а как, а как же иначе? Это же, считают они, происходит не потому, что их цивилизованность — блеф, а потому что «так сложились обстоятельства».
Короче: нет никакой призмы. Есть исключительная самонадеянность человека, уверенного в «поступательном пути прогресса».

2Такой искренний роман, как «Обитель», мне кажется, мог быть написан только человеком, который очень глубоко познал самого себя, свои корни, натуру. Это справедливо в отношении вас — или я не угадала?

Угадали. Я очень глубоко познал себя. Так глубоко забрался, что не могу выбраться. И дорогу назад забыл.

Я знаю, что перед написанием романа вы проделали колоссальную работу по сбору фактов. Что важнее вам как писателю: использовать суровую правду или искать отдушины, где выдумка так похожа на реальность, что может за нее сойти?

В случае таких тем, как соловецкие лагеря (и лагеря вообще), фантазировать — это несколько непристойно. Во всех деталях я был верен исторической правде. Но среди этих деталей живут люди, которых я как бы реанимировал.

Что до «реальности», то художественная реальность не менее реальна, чем сама «правда жизни». Реальны ли «Капитанская дочка», «Война и мир» или «Тихий Дон»? Они реальнее всего на свете. Это и есть главная реальность русской истории.

Некоторых ваших героев отличает невероятное желание выжить в любых обстоятельствах. Это характерное или редкое качество для современного человека?

Не секрет, что человек хочет жить. Так что это отличает не только моих героев, а человека вообще. Впрочем, бывает, что целые народы теряют волю к жизни и к сопротивлению — и через какое-то время они исчезают. Такое тоже случается.

В романе описаны русские люди, которые еще собираются жить. Я очень надеюсь, что современный русский человек этого желания не утратил.

Есть ли в человеческой жизни мгновения, которые более достойны описания, чем другие?

Нет. Все интересно: и когда человек был человеком, и когда перестал им быть.

Сейчас у вас сформировалась определенная читательская аудитория. Есть соблазн как-то пойти на поводу у ее ожиданий — или новые вещи вы пишете только по велению души и сердца?

Представления не имею, какие ожидания у «аудитории». Люди хотят читать хорошую книгу. А как эта книга должна выглядеть — они не знают.

В России колоссальное количество тюремной и лагерной литературы, огромная традиция. Если б я сказал, что хочу написать еще один роман «про лагеря», вряд ли бы люди, купившие «Обитель», сказали бы: о, как здорово, никогда не читали про лагеря, очень хотим!..

3Ваш идеальный читатель — кто он?

Вы.

В своих книгах вы довольно безжалостны к героям. Как бы вы описали главный порок современного человека?

Не думаю, что у человека появились новые пороки. Вряд ли круги ада расширяются с учетом новых веяний. В прежние круги все вполне помещаются.

А есть хорошие черты, которые человеку присущи сегодня?

Люди стали больше читать в последние сто лет. Не уверен, что это хорошая черта, но в целом – разительное отличие от человека, который жил здесь за миллионы лет до новейших времен.

Вы читаете современных российских авторов? Можете назвать несколько особенно интересных имен?

Мои любимые современные писатели — Александр Терехов («Немцы», «Каменный мост», «День, когда я стал настоящим мужчиной»), Олег Ермаков («Афганская флейта»), Михаил Тарковский («Замороженное время»). Прекрасно работают Евгений Водолазкин и Павел Басинский. Мои сотоварищи из постсоветского поколения: Сергей Шаргунов, Михаил Елизаров, Герман Садулаев, Денис Гуцко, Роман Сенчин — все по-своему замечательны. Имен можно назвать много… Алексей Иванов, Павел Крусанов, Марина Степнова — это всё крупные писатели. Литература есть, если вы об этом. Мы еще поэтов не начали перечислять…

Когда планируете новую книгу, вы знаете заранее, сколько времени уйдет на написание? Важно ли для вас понимать эти временные рамки?

Вообще ничего не планирую. Хочу записать пластинку со своей группой «Элефанк» — петь гораздо веселей, чем сочинять книжки.

Беседовала Виктория Козлова
Фотографии: из личного архива Захара Прилепина

Еще на эту тему

Юлия Басова любит и помнит всех своих друзей

9 мая писательница Юлия Басова отметила день рождения. Сейчас она живет в Испании, где заканчивает свою новую книгу «День рождения Марины», которую так ждут поклонники ее таланта, и я в том числе.

6 причин пойти на ярмарку интеллектуальной литературы

Совсем скоро стартует одна из крупнейших в России книжных выставок-ярмарок - Non/fictio№ 2014

Намедни с Парфеновым

Авторская серия телеведущего Леонида Парфенова «Намедни» пополнилась очередным томом – «Намедни. Наша эра 1946-1960»


Поделиться:

Добавить комментарий

афиша
новости

Фестиваль индийского кино Bollywood Film Festival

Третий фестиваль индийского кино Bollywood Film Festival пройдет сразу в пяти городах России с 30 января по 3 февраля. Зрители...

Версия без слов по мотивам пьесы А. Камю

Образ знаменитого римского императора Гая Цезаря по прозвищу Калигула до сих пор продолжает жить, перерождаясь из века в век в...

Битва за урожай

11 января в Крокин галерее открывается выставка Антона Чумака «Битва за урожай» — живопись, объекты. Этот проект — попытка применить...

Зимний международный фестиваль искусств в Сочи

С 14 по 24 февраля 2019 года в Сочи будет проходить один из самых известных и значимых культурных форумов, проходящих...

Шедевры живописи. Арфа и саксофон

На выступления Александра Болдачёва стремятся попасть все те, кто любит классическую музыку, ценит виртуозную игру и наслаждается подлинным исполнительским мастерством.

«Гастрономическая карта России» познакомила Заполярье со «Вкусом Арктики»

Для команды это был и вызов, и эксперимент. Фудтраки ГАЗель NEXT специальной серии более 8 часов работали в автономном режиме на горнолыжном склоне при температуре -15.

Немаленький принц растрогал зрителей

Это увлекательное путешествие в мир образов любимого всеми произведения, через призму персонального восприятия главной героини. Постановка раскрывает тему преемственности поколений, передачи навыков, знаний, житейской мудрости от поколения к поколению.

В Москве обсудили методические рекомендации для обучения в автошколах

По мнению президента Общенационального союза автопрофессионалов «Гильдия автошкол» России Сергея Лобарева, автошколам необходимо давать больше практических занятий водителям.
FACEBOOK
ВКОНТАКТЕ
Афиша

Фестиваль индийского кино Bollywood Film Festival

Третий фестиваль индийского кино Bollywood Film Festival пройдет сразу в пяти городах России с 30 января по 3 февраля. Зрители...

Версия без слов по мотивам пьесы А. Камю

Образ знаменитого римского императора Гая Цезаря по прозвищу Калигула до сих пор продолжает жить, перерождаясь из века в век в...

Битва за урожай

11 января в Крокин галерее открывается выставка Антона Чумака «Битва за урожай» — живопись, объекты. Этот проект — попытка применить...

Зимний международный фестиваль искусств в Сочи

С 14 по 24 февраля 2019 года в Сочи будет проходить один из самых известных и значимых культурных форумов, проходящих...

Премьера: «Чудеса за два часа» в театре Надежды Бабкиной

Два дня — 12 и 13 января на сцене театра «Русская песня» – мюзикл для всей семьи «Всему свое время...
Журнал Eclectic Адрес:
Алтуфьевское шоссе, д. 100, офис 1, Москва, Россия.
Телефон: +7 (499) 909-99-99 Email: Сайт: http://eclectic-magazine.ru/