На шаг впереди

Меню любого мирового автошоу фактически известно заранее. Из года в год автовыставки готовят по сценарию, обкатанному десятилетиями. В огромных павильонах располагаются изысканно оформленные стенды компаний-производителей. Дизайн каждой площадки должен подчеркивать направление, в котором развивается компания. В зависимости от величины автопроизводителя на стенде представлено определенное количество новинок.

автошоу сайт прав

Новинку всегда представляет самая красивая девушка

Обычно это новый серийный автомобиль, несколько рестайлинговых и доминанта всего стенда – концепт-кар. Именно вокруг него собирается самая многолюдная толпа зевак, именно в нем отражается больше всего фотовспышек. Кроме того, его всегда презентуют самые красивые девушки стенда. И именно он выступает в качестве фона для интервью главы корпорации мировым телеканалам и информационным агентствам. На любом автошоу концепт-кары – главные шоу-стопперы.

Блюдо от шеф-повара

Несмотря на то, что фактически концепт-кар – явление сиюминутное, автокомпании уделяют их созданию огромное внимание. А стоит ли овчинка выделки? Ведь после закрытия салона в прессе выйдет несколько публикаций с обзором автошоу – и всё: прожив насыщенную неделю, концепт-кар, на создание которого было потрачено немало сил и средств, уходит на покой. Чаще всего ему уготовано место в музее автокомпании. Лучшая его участь тоже не бог весть как завидна: если через пару лет какой-нибудь пытливый журналист в своем тест-драйве вспомнит, что новинка, которую он тестирует, чем-то напоминает тот самый концепт, то это значит, что его создали не зря и он полностью выполнил свою миссию. Возникает вопрос: зачем автоконцернам тратить огромное количество ресурсов на создание хоть и эффектной, но декорации? Здесь можно провести аналогию с рестораном. Если представить, что международное автошоу – это ресторан, то серийные новинки автопрома станут блюдами сезонного меню, а концепты… Концепты – это ни много ни мало «блюда от шеф-повара», это квинтэссенция изысканности «ресторана». Это то, зачем люди приходят сюда, причина, по которой выбирают автомобили определенной марки.

Х, Y и еще какие-то буквы

y-job600Первый концепт-кар появился в 1938 году в США. Он носил имя Buick Y‑Job. Автомобиль был создан на стандартном шасси компании General Motors, так что концептуальным у него был только кузов. Целью создания этой машины была проработка новых стилистических и дизайнерских решений в оформлении внешнего вида. Создателем Buick Y‑Job был знаменитый дизайнер концерна GM Харви Эрл. Машина была построена в единственном экземпляре, и ее создатель с удовольствием на ней разъезжал. С этим концептом связана весьма забавная история. В 1942 году один репортер увидел автомобиль на улице Детройта, общелкал его со всех сторон и со всех ног кинулся готовить сенсацию, которая, как ему казалось, сулила огромные барыши. Напечатав фотографии автомобиля и снабдив их подписью «Концепт Buick 1949 года», репортер разослал их во все редакции газет. Но сенсации не случилось: о существовании этого автомобиля, разумеется, было известно давно. Интересно же то, что четырехлетний концепт-кар можно было легко принять за новинку, которая увидит свет еще лет через пять-семь – настолько опережающим время выглядел этот Buick. Кстати, в то время все предсерийные автомобили GM имели литеру “Х” в названии, но Харви Эрл, не желая быть как все, задействовал следующую букву алфавита – “Y”. Так и появился Y‑Job. Его влияние на тенденции в оформлении автомобильных кузовов не только марок, принадлежащих GM, но и остальных американских компаний трудно переоценить. Длинные, приземистые широкие автомобили с вертикальными хромированными элементами в оформлении уверенно заняли американский рынок почти до конца 60‑х годов прошлого века.

Ядерный эксперимент

VoyagerIEuropeLeft555В последующие годы на концепт-карах отрабатывались не только элементы дизайна, но и новые технологии. Именно благодаря смелым идеям мы можем ездить на минивэнах, заправляться не только нефтепродуктами, но и электричеством. Концептам мы обязаны и тем, что сегодня называется модельной линейкой автомобильной марки. Стоит отметить и то, что на протяжении века развития автоиндустрии компании пытались создать порой уж совсем оригинальную технику, которую вообще с трудом можно было причислить к автомобилям. В 1958 году американский Ford приступил к разработке концептуальной модели, которая по замыслу создателей должна была ездить за счет компактного ядерного реактора! Ядерная установка и капсула с топливом монтировались в задней части автомобиля. Салон должен был быть защищенным от радиоактивного излучения. Предполагалось, что Ford Nucleon сможет проезжать без заправки почти восемь тысяч километров, а заменить капсулу с топливом можно было бы на специальных технических станциях, которые со временем заменили бы обычные заправки. К счастью, разработчики вовремя одумались и ни один опытный образец так и не был построен, хотя эксперименты по созданию двигателей на ядерной тяге некоторое время проводились.

Упущенные возможности

В 1978 году на Туринском автосалоне итальянская Lancia представила концепт-кар Megagamma. Сегодня этот автомобиль выглядит, прямо скажем, невзрачно, но в то время оригинальный кузов стал настоящей революцией, которая к тому же опередила свое время. Megagamma стала прообразом минивэна. Но концерн Fiat, которому принадлежала Lancia, не стал выпускать автомобиль в серию, так как глава концерна Умберто Аньелли посчитал, что автомобиль не может рассчитывать на высокие продажи. Чуть позже именно на основе идей, реализованных в Megagamma, свои минивэны построили Chrysler и Renault. Их модели Voyager и Scenic сегодня являются лидерами продаж в этом сегменте. А итальянцев рядом и в помине нет.

Высокое напряжение

На современных концепт-карах автопроизводители отрабатывают не только определенные элементы дизайна или будущий образ модельного ряда, но и технологические новшества – как на отдаленную перспективу, так и на ближайшие годы. Конечно, сегодня экспериментов с ядерным топливом никто не ставит, но различные комбинации работы электродвигателя вкупе со стандартным двигателем внутреннего сгорания пробуют практически все автоконцерны. Ныне по дорогам колесит немало автомобилей на гибридной тяге – однако всего лишь меньше десяти лет назад технологии, ставшие теперь серийными, аккуратно внедрялись с помощью концепт-каров. Одним из технологически знаковых предвестников нашего времени стал американский Chevrolet Volt, который был представлен в качестве концепт-кара на автосалоне в Детройте в январе 2007 года. Его силовая установка состояла из электромотора мощностью 149 л. с. и бензинового двигателя, который выдавал 74 л. с. Время зарядки электромотора от обычной электрической сети с напряжением 220 В составляло 4–5 часов, а запаса хода концепта хватало на 1000 километров. Стоит отметить, что с точки зрения дизайна концепт хотя и отличался от модельной линейки Chevrolet тех лет, но не слишком: это был чуть более агрессивный пятидверный хэтчбек класса С, в дизайне которого было больше острых граней, нежели у серийных собратьев. В итоге в 2010 году Volt стал серийным автомобилем, внешне напоминающим Chevrolet Cruze, а линиями силуэта ассоциирующимся с Toyota Prius.

Рекогносцировка

volvo1Последний Женевский автосалон, который прошел в начале марта, не сказать чтобы был богат концепт-карами. Но по тем образцам, которые были представлены, вполне можно погадать, куда повернет мировая автомобильная промышленность в ближайшие пару-тройку лет. Так, например, азиатские марки стараются обрести свой общекорпоративный стиль на грядущие десятилетия. Об этом свидетельствует концепт-кар SsangYong XLV. Корейской компании, которая производит кроссоверы и внедорожники, обновление модельного ряда нужно как воздух. Представленный прототип, скорее всего, станет серийной моделью уже в следующем году. Дизайн этого корейца весьма привлекателен. Если приглядеться, то можно заметить элементы, свойственные внедорожникам Land Rover/Range Rover. Прототип немного крупнее существующего внедорожника Actyon и, возможно, придет ему на смену. Кстати, концепт построен в духе времени: он оснащен гибридной силовой установкой, состоящей из дизельного мотора, электродвигателя и литий-ионного аккумулятора. Продолжают свои эксперименты с гибридами и в Hyundai. Ставший доминантой корейского стенда шоу-стоппер Intrado задает вектор серийного дизайна марки после Santa Fe. Автомобиль привлекает простыми формами и агрессивным обличием – под которым, впрочем, нетрудно узнать Hyundai. Возможно, по образу и подобию концепта корейцы сделают следующее поколение ix35.

Серийные концепты

Японская Mazda представила в Женеве концепт Hazumi. Вообще, из прототипов этой компании в последнее время получаются похожие серийные автомобили. Глядя на презентованную новинку, можно смело представлять новую Mazda2. Представители японской компании говорят, что Hazumi – это идеальная форма для малолитражного автомобиля. Под капотом прототипа скрывается абсолютно новый полуторалитровый дизель, который выбрасывает в атмосферу меньше 90 граммов СО2 на километр.

Через годы на дорогах

вольвоСозерцая шоу-стопперы европейских автопроизводителей, можно говорить о том, что в устоявшийся дизайн своего модельного ряда каждый производитель хочет внести свежую струю. Показав в Женеве Estate Concept, Volvo демонстрирует потенциальным покупателям, в каком духе будет выполнен долгожданный кроссовер XC90, а также обновленный XC70. Если сходство серии с концептом сохранится, то некогда шведская компания сможет приумножить тот успех, который у нее есть сейчас. Французский Citroёn, представив публике концепт Cactus Aventure, показал, что в переполненном сегменте кроссоверов еще есть местечко для нестандартного дизайна. В последнее время французы экспериментируют – и удачно – с оптикой. Помимо оригинальных фар и фонарей, концептуальный кроссовер оснащен фирменными надувными подушечками, которые защищают кузов от мелких повреждений. Концепт Škoda VisionC – это реакция чешской марки на тренд по созданию купе-седанов, популярных в последние годы. С большой долей вероятности можно говорить о том, что подобная модель через пару лет займет место в линейке компании между Octavia и Superb. А еще эта машина станет реальным конкурентом Volkswagen Passat CC.

Несмотря на то, что концепт-кары – это, по сути, набор элементов в яркой нарядной упаковке, они не перестают радовать и специалистов, и обывателей. Ведь помимо способности услаждать взор они оставляют благодатную почву для предположений, гипотез и попыток заглянуть за горизонт автомобилестроения. А здесь каждый может стать экспертом!

Владислав Ионов
Фотографии предоставлены
компаниями-производителями

Еще на эту тему

Универсальный кроссовер с ярким дизайном

В Винтажном зале Винзавода прошла презентация эксклюзивной версии автомобиля Suzuki SX4, созданной в коллаборации с художником Анатолием Akue.

7 метров над уровнем нормы

В сентябре Тойота дарит своим поклонникам шанс восполнить недостаток ярких эмоций и пережить незабываемые ощущения за рулем Toyota RAV4.

Toyota Land Cruiser Prado Style

Land Cruiser Prado. Новый и стильный

Toyota в России расширяет линейку комплектаций для Land Cruiser Prado и представляет новое исполнение популярного внедорожника – Style.


Поделиться:

Добавить комментарий

афиша
новости

Новое арт-пространство Cube.Moscow

24 апреля в Москве открывается новое арт-пространство выставкой «Новое русское. Искусство на рубеже 80-х – 90-х годов ХХ века» и проектами галерей-резидентов Cube.Moscow. Выставка...

Под ногами. Ассоциативная прогулка

Крокин галерея приглашает на выставку Владимира Ситникова «Под ногами», на которой представлена графическая инсталляция из предметов, найденных художником во время...

Выставка, посвященная Жюлю Верну

8 февраля исполнился 191 год со дня рождения выдающегося французского писателя, одного из основоположников жанра научной фантастики, Жюля Габриэля Верна....

XI Международный музыкальный фестиваль в Ярославле и городах Ярославской области

1 – 9  мая 2019 года пройдет традиционный XI Международный музыкальный фестиваль в Ярославле  и городах Ярославской области. Артистический директор Юрий Башмет....

«Северяне» приехали в Лион

Документальный фильм о настоящих людях и автомобилях «Северяне» показали на фестивале «Русские сезоны» в Лионе.

Мадонна стала суперагентом

Легендарная артистка Мадонна опубликовала обложку нового альбома Madame X и треклист с тремя неожиданными коллаборациями.

Сын убеждает Кристину Орбакайте больше пить

Певица Кристина Орбакайте стала новым амбассадором воды «Святой Источник»: вместе с сыном Дени она снялась в новых рекламных роликах бренда.

Ян Гэ и Banzay станцевали на другой планете

Актриса «Гоголь-центра» Ян Гэ и хореограф Banzay BNZ снялись в космическом лукбуке STREET BEAT для ASICSTIGER
FACEBOOK
ВКОНТАКТЕ
Афиша

Новое арт-пространство Cube.Moscow

24 апреля в Москве открывается новое арт-пространство выставкой «Новое русское. Искусство на рубеже 80-х – 90-х годов ХХ века» и проектами галерей-резидентов Cube.Moscow. Выставка...

Под ногами. Ассоциативная прогулка

Крокин галерея приглашает на выставку Владимира Ситникова «Под ногами», на которой представлена графическая инсталляция из предметов, найденных художником во время...

Выставка, посвященная Жюлю Верну

8 февраля исполнился 191 год со дня рождения выдающегося французского писателя, одного из основоположников жанра научной фантастики, Жюля Габриэля Верна....

XI Международный музыкальный фестиваль в Ярославле и городах Ярославской области

1 – 9  мая 2019 года пройдет традиционный XI Международный музыкальный фестиваль в Ярославле  и городах Ярославской области. Артистический директор Юрий Башмет....

Ruski откроет «калитку» в Карелию

Всю неделю с 24 до 30 апреля включительно,  в рамках «Недели Республики Карелия» в ресторане Ruski будут представлены специалитеты и...
Журнал Eclectic Адрес:
Алтуфьевское шоссе, д. 100, офис 1, Москва, Россия.
Телефон: +7 (499) 909-99-99 Email: Сайт: http://eclectic-magazine.ru/