культурные площадки

ЗИЛ возрожденный

Если посмотреть на столицу с высоты птичьего полета, то на юго-востоке, всего в 5 км от Кремля, можно увидеть гигантский самолет, лежащий на брюхе на берегу Москвы-реки.  Даже среди коренных жителей города мало кто знает, что так выглядит самое старое и самое большое  культурное заведение в бывшем СССР  Дворец культуры завода ЗИЛ.

Построенный для воспитания человека новой формации, за почти 80 лет своего существования легендарный ДК претерпел периоды подъема, расцвета и спада. Но так не бывает, чтобы большой сильный организм, созданный как образец стиля, спроектированный и продуманный до мелочей снаружи и внутри, просто сдался и бесследно разрушился под влиянием веяний времени.

Сейчас этот самолет из стекла и бетона по примеру своего крылатого собрата Феникса, отряхиваясь от пыли и пепла лихих годов, стремительно возрождается к новой жизни, преобразуясь в центр современной городской культуры благодаря вдохновенному труду и энтузиазму его команды, созданной совместно с заместителем руководителя Департамента культуры города Москвы Еленой Зеленцовой и Еленой Мельвиль, которая ныне возглавляет Культурный центр ЗИЛ.

зил-1-б

Елена, как обстояли дела в ДК ЗИЛ раньше, и что происходит в новом Культурном центре ЗИЛ сейчас?

Это памятник архитектуры, спроектированный известнейшими архитекторами-конструктивистами братьями Весниными, был построен на обломках исторического комплекса Симонова монастыря как профсоюзное учреждение, дворец новой культуры и идеологии для жителей Пролетарского района и для работников завода. Именно потому, что дворец имел такую явно выраженную идеологическую направленность, его внутренняя архитектура была создана таким образом, чтобы люди не уединялись в маленьких помещениях, но постоянно находились в коммуникации, в общении. Поэтому из 23000 кв.м всего лишь 23% имеют функциональное назначение, где могут проходить занятия, а все остальное – это холлы, пролеты лестниц, вестибюли.
С момента, как производство начало сворачиваться, а финансирование от завода планомерно прекращалось, в ДК заметно упала посещаемость, и все начало ветшать и приходить в упадок.  Но, не смотря ни на что, осталось много чего хорошего: например, до сих пор продолжают свою работу Народный драматический театр, созданный С.Л. Штейном, оттуда, кстати, вышел В. Лановой, и Детский балетный театр под управлением Геннадия Ледяха, в 50-е годы премьера Большого театра, партнера Лепешинской, который создал тут балетную школу, и ее воспитанники по мастерству равны профессионалам.

Так как аудитория ДК ограничивалась в основном девочками до 12 лет и пенсионерами, для которых устраивались вечера отдыха и концерты, мы понимали, что сюда нужно обязательно привлекать подростков и молодежь. Во всем Даниловском районе нет никакой подходящей для их отдыха инфраструктуры, парка и рекреационной зоны. В первую очередь мы разработали специальные программы для аудитории 12+, в которых заявляем о своей миссии — создать и предоставить возможности для интеллектуального развития и творческой самореализации детей. Были открыты кружки научно-технического творчества, автодизайна, робототехники, компьютерного моделирования, а также школ йо-йо и барабанов.

К нам также переехали известные Мастерские художественного проектирования Татьяны и Николая Селивановых, Политехнический музей со своими научно-техническими кружками. Среди наших сотрудников много специалистов с высшим образованием, здесь трудятся кандидаты педагогических наук, среди них есть культурологи и филологи.

 

Развлекаясь, человек берет лишь то, что ему предлагают, а ваша задача, как я понимаю, не только научить чему-то, но и втянуть людей в процесс взаимодействия, получить отдачу?

Именно. И все этому способствует: когда-то здесь была уникальная библиотека, которая аж до 1954 года являлась филиалом Библиотеки имени Ленина, количество экземпляров книг в ней было огромным. Но большинство из них устарели, и мы, чтобы освободить помещения, выставили списанные за ветхостью книги на полки  в коридорах. Сначала их активно разбирали, а потом произошло обратное – люди стали приносить нам свои книги . В итоге получился такой свободный книгообмен.

Благодаря городским властям и усилиям Департамента культуры города Москвы у нас есть  Wi-Fi на всей территории Культурного центра, включая парковую — сейчас здесь свободный коворкинг. Каждый день к нам приходят люди, сидят тут, работают или просто общаются, пьют кофе, гуляют в парке, куда мы, кстати, провели розетки, за что наши гости нас постоянно благодарят. И это бесплатно, вход свободный.

А откуда на все это вы берете деньги?

Во-первых, мы бюджетное учреждение. Во-вторых, что-то зарабатываем сами, и практически все заработанное вкладываем в развитие нашего Культурного центра.

Вообще, у нас грандиозные планы, наша идея — развиваться самим и развивать территорию вокруг. До того, как этот район стал индустриальным, до того как построился ЗИЛ, это была рекреационная зона Москвы, находящаяся совсем близко от Кремля. И если вы помните упоминание в повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза» Лизиного пруда и Тюфелевей рощи, то все это было как раз здесь. А теперь ничего не осталось.

Со временем мы хотим выйти к набережной, которая практически не уступает красотой и крутизной холма Воробьевым горам. Но сейчас к Москва-реке не пройти, потому что в этом месте, в самом центре Москвы, стоит нефтебаза!

 

Как вы привлекаете внимание к обновленному ДК?

Мы провели ряд международных проектов, куда приглашали известных спикеров. На Московском международном биеннале современного искусства у нас будут экспонироваться четыре проекта. На следующий год планируем Международную конференцию по развитию творческих индустрий. Также на базе Культурного центра собираемся открыть собственную творческую индустрию, для чего привлекли Людмилу Норсоян, которая работает на стыке индустрии моды и новых нанотехнологий, а она, в свою очередь, придумала название «Фактория ЗИЛ», что опять же, очень символично: сначала был ЗИЛ – завод, потом ЗИЛ – культурный центр — просто поменялось производство. А производим мы «смыслы», даже лучше сказать, культурные практики. Ведь культурные индустрии – то же производство, но с более высокой добавленной стоимостью, чем в производстве машин. Если судить по европейскому опыту, вклад творческих индустрий в ВВП или в мировую торговлю растет быстрее, чем вклад автомобильной промышленности.

Сколько на сегодняшний день работает в Культурном центре ЗИЛ  кружков, студий, и что планируется сделать еще?

У нас сейчас 44 студии, которые предлагают направления от практически всех видов танца до всех видов вокального, музыкального и художественного творчества. Плюс огромный блок лекционных программ. Сейчас работаем над проектом «Продленка для подростков», который поможет ребятам успевать делать уроки между школой и посещением студий. А еще буквально в последние месяцы весны мы наблюдали очень интересное явление: раньше детей приводили бабушки и дедушки, а сейчас их приводят папы и мамы, которые потом сидят с iPadами и работают. Это очень важно – обеспечить поток семей. Для бабушек и дедушек осенью запускаем проект «iБабушки, iДедушки» с обучением работы на  компьютере.

Также надеюсь, что через год в цокольном этаже, который сейчас занят арендаторами, поселившимися там до нас, начнем  развивать спортивное направление. Сейчас там работает  тир. Мало кто знает, что в нашем ДК когда-то была обсерватория и мини планетарий, где стояло оборудование с цейсовской оптикой. Сейчас телескоп, как и раздвигающийся купол, нуждается в ремонте и реставрации. Под все это также создается проект.

В сентябре-октябре планируем открыть демократичное кафе, чтобы ребятам было где поесть после школы и перед занятиями в студиях.  А осенью приглашаем всех на потрясающий мультимедийный танцевальный спектакль «Квадрат временного хранения», который, надеемся, будет номинирован на «Золотую маску». Его специально для нас поставил режиссер Александр Пепеляев.

Беседовала Элла Лацис
Текст: Валентин Рогатин
Фотографии: Алексей Лохов

Еще на эту тему

«Арт-Овраг» в акватории Выксы

Самая большая в мире монументальная роспись на здании, необычные плоты на озере, арт-резиденции,  инсталляции из воды, уличные театры, мастер-классы и фуд-траки: уже в седьмой раз «Арт-Овраг» — самый масштабный городской фестиваль за пределами Москвы — открыл свои площадки в городе Выкса Нижегородской области.

Алексей Левыкин, государственный исторический музей, директор, интервью, Александр Герасимов, Сталин, выставка

История музейной ценности

Директор Государственного Исторического музея Алексей Левыкин о прошлом, настоящем и будущем, художнике Александре Герасимове, Сталине и возвращении в СССР

Госдума, новый закон, концертная деятельность, Александр Кушнир, Союзконцерт, СРО, НАОМ

Дальше – тишина

Новый год с музыкальной цензурой. Чего мы можем лишиться в будущем году. Как новый закон может оставить нас без музыки, концертов и ёлок.


Поделиться:

Автор:

Добавить комментарий

афиша
новости

Маркес. Без слов

27 ноября 2017 года театр С.А.Д. представит премьеру — спектакль «Маркес. Без слов». Режиссером постановки выступил Валерий Ушаков, артист театра...

Конкурс корпоративных СМИ «МЕДИАЛИДЕР-2017»

01 декабря 2017 года состоится церемония награждения победителей конкурса корпоративных СМИ «МЕДИАЛИДЕР-2017».   Жюри международного конкурса «МЕДИАЛИДЕР-2017» подвело итоги и...

Обладатель премии Астрид Линдгрен Исоль в Москве

29 ноября в Центральном доме художника откроется 19-я международная ярмарка интеллектуальной литературы Non-fictioN19. В этом году, самым титулованным гостем ярмарки...

Лучшие рапсодии мира

Фабио Мастранджело, Московская государственная консерватория, Musica Viva, Сергей Плюснин,Василиса Бержанская, Бадрал Чулуунбаатар
2 декабря 2017 в Большом зале Консерватории прозвучат «Лучшие рапсодии мира» в исполнении Симфонического оркестра Москвы «Русская филармония». Дирижер Фабио...

«Треугольник» — гол в ворота мужчин-предателей

Николай - крупный бизнесмен и крупный предатель. А еще он - убийца солнечной девушки Натальи.

В добрый путь проект «Бесконечная любовь»

Дизайнер Екатерина Кормич продавала на благотворительном аукционе свои роскошные наряды из последней коллекции за смешные деньги. Этот аукцион - только начало проекта за возвращение детей к родителям «Бессмертная любовь».

Поднебесье Ирины Терновской в музее Art Deco

Описать красоту ее картин разного размера невозможно - это нужно видеть своими глазами. Приходите, смотрите, загадывайте желания - и они обязательно сбудутся.

Красота плюс доброта спасут мир

Участники благотворительной акции верят в то, что красота и доброта спасут мир. Сегодня только в таком тандеме можно бороться за счастье, любовь и веру.

FACEBOOK
ВКОНТАКТЕ
Афиша

Маркес. Без слов

27 ноября 2017 года театр С.А.Д. представит премьеру — спектакль «Маркес. Без слов». Режиссером постановки выступил Валерий Ушаков, артист театра...

Конкурс корпоративных СМИ «МЕДИАЛИДЕР-2017»

01 декабря 2017 года состоится церемония награждения победителей конкурса корпоративных СМИ «МЕДИАЛИДЕР-2017».   Жюри международного конкурса «МЕДИАЛИДЕР-2017» подвело итоги и...

Обладатель премии Астрид Линдгрен Исоль в Москве

29 ноября в Центральном доме художника откроется 19-я международная ярмарка интеллектуальной литературы Non-fictioN19. В этом году, самым титулованным гостем ярмарки...
Фабио Мастранджело, Московская государственная консерватория, Musica Viva, Сергей Плюснин,Василиса Бержанская, Бадрал Чулуунбаатар

Лучшие рапсодии мира

2 декабря 2017 в Большом зале Консерватории прозвучат «Лучшие рапсодии мира» в исполнении Симфонического оркестра Москвы «Русская филармония». Дирижер Фабио...

Антуанетта фон Саурма. Топография травмы

Московский музей современного искусства представляет первую в России персональную выставку немецкой художницы Антуанетты фон Саурмы – «Топография травмы». На выставке...
Журнал Eclectic Адрес:
Алтуфьевское шоссе, д. 100, офис 1, Москва, Россия.
Телефон: +7 (499) 909-99-99 Email: Сайт: http://eclectic-magazine.ru/