Американская мечта
Первый бронированный лимузин появился у Сталина, когда президент США Франклин Делано Рузвельт решил подарить ему один из самых роскошных автомобилей того времени – «Паккард 12». Его стоимость составляла почти четыре тысячи долларов, а дополнительная бронезащита ателье Derham тянула еще на пять. Суммы по тем временам – невероятные. Машина получила бронированный изнутри кузов и пятисантиметровые пуленепробиваемые стекла. Мощный 185-сильный двигатель всего за 20 секунд разгонял эту махину весом в семь тонн до скорости в 100 км/ч.
Уже в СССР этот лимузин немного доработали. В частности, усилили защиту кузова и поменяли бронестекла на более толстые – семисантиметровые. Ну и перекрасили с американского белого в более официальный черный цвет.
На этой машине Иосиф Виссарионович проездил достаточно длительное время. И только один раз попал в серьезную аварию, когда в него врезался грузовик с неисправными тормозами, в результате чего правительственный броневик проследовал дальше без каких-либо повреждений, оставив после себя груду обломков, в которые превратился грузовой автомобиль.
Броня 115
Разработка советской машины для первых лиц государства началась еще до войны. Однако первая отечественная бронированная модель «ЗИС-101 Экстра» здорово проигрывала американским аналогам и была не очень хорошо принята Сталиным. Поэтому работы были продолжены. Решили не изобретать велосипед и просто скопировать автомобиль с понравившейся модели. За основу взяли несколько известных марок – «Крайслер», «Кадиллак» и «Паккард». В итоге, зная любовь Вождя к «Паккарду», остановились на последнем.
На Заводе имени Сталина был построен специальный цех № 5, в котором коллектив конструкторов создал знаменитую модель «ЗИС-110».
Габаритные размеры этого автомобиля впечатляли. А когда шестиметровый монстр появлялся на улицах города, он неизменно привлекал внимание и размерами и, конечно же, внешним видом – одно время «Стодесятый» был одной из самых больших машин в мире!
Салон, отделанный ценными породами дерева, поражал своей роскошью – семь мест позволяли комфортно разместиться не только высоким чинам, но и их сопровождению. Перегородка, отделяющая место водителя и переднего пассажира, позволяла вести конфиденциальные беседы, а удобная и мягкая обивка сидений – расслабиться и отдохнуть в пути. Лимузин был оснащен невиданной по тем временам роскошью – кондиционером и радиоприемником, а так же впервые в практике советского автопрома на нем были установлены указатели поворотов.
Бронированная версия авто носила индекс «115» и отличалась отсутствием номерного знака, противотуманной фарой над бампером и специальными толстыми шинами, которые едва умещались в колесных арках.
Кстати, известна достаточно жестокая история проверки этого броневика. Когда машину привезли на показ к Сталину, он посадил в нее всех конструкторов и приказал охране открыть по автомобилю огонь. К слову сказать, все остались живы и здоровы.
Всего было сделано несколько десятков «ЗИС-115», и лишь несколько экземпляров дожило до наших дней.
Первые лица и иже с ними
Начиная с послевоенного времени, все советские лидеры начали пользоваться исключительно отечественными лимузинами. Но справедливости ради отметим, что не переставали они ездить и на новинках западного автопрома. Обо всем по порядку.
Никита Сергеевич Хрущев был открыт для народа, поэтому бронированные машины в его период правления не пользовались популярностью, хотя работа над ними продолжалась. Появившийся «ЗИЛ-111» уже в те годы имел гидроусилитель руля и электрические стеклоподъемники. В тот же период Горьковский автозавод наладил выпуск автомобилей ГАЗ-13 «Чайка», которые тоже охотно использовала отечественная элита. Но все-таки статусность автомобилей ЗИЛ была несравненно выше. Да и выпускалось их в год всего 10–12 штук против нескольких десятков «Чаек».
Для следующего советского лидера – дорогого Леонида Ильича – был изготовлен новый, модернизированный «ЗИЛ-114». Именно с этой модели возродилось бронирование автомобилей первых лиц государства, толчком к чему послужило неудавшееся покушение на Брежнева 22 января 1969 года.
«ЗИЛ -115», или по заводской индексации «ЗИЛ 4104», в бронированном варианте имел почти восьмилитровый двигатель мощностью от 315 до 400 лошадиных сил, с которым он мог достичь скорости в 200 км/ч.
Лимузин «ЗИЛ-41042» для Юрия Владимировича Андропова и Константина Устиновича Черненко из-за характерной формы кузова был больше похож на катафалк. И это понятно – ведь внутри машины умещался целый реанимационный комплекс. А при желании можно было бы поставить и крупнокалиберный пулемет на турели.
Автомобиль последнего Генерального секретаря и первого президента СССР Михаила Сергеевича Горбачева практически ничем не отличался от машин остальных членов правительства. По сути, это был все тот же устаревший вариант «ЗИЛ-4104», с небольшой модернизацией кузова.
Понимая это, специалисты «ЗИЛа» подготовили новую версию автомобиля. Однако развал СССР поставил крест на разработке машины, хотя отдельные модернизированные варианты бронированных автомобилей представительского класса выпускались автозаводом вплоть до 2000 года. Информация по некоторым модификациям до сих пор находится под грифом «совершенно секретно». В 2002 году был выпущен последний президентский «ЗИЛ» для главы Казахстана.
И снова, здравствуйте!
Президент России Борис Николаевич Ельцин поначалу тоже начал ездить на «ЗИЛе». Однако архаичный автомобиль уже не отвечал современным требованиям безопасности и надежности. Поэтому в качестве альтернативы был выбран бронированный «Мерседес Бенц С 600 Пуллман». Который по качеству сборки и защиты на голову превосходил российский вариант.
В дальнейшем и Дмитрий Анатольевич Медведев, и Владимир Владимирович Путин ездили на подобных бронированных автомобилях немецкого производителя.
Понятно, что технические данные лимузина и его броня – это секрет за семью печатями. Можно лишь сказать, что на автомобиле для президента РФ установлена система пожаротушения, топливный бак, который может автоматически герметизироваться, использовались специальные шины с системой автоподкачки. Естественно, что бронированный корпус автомобиля выдерживал попадания из любого вида стрелкового оружия и осколков гранат.
Однако попытки реанимировать отечественные лимузины не прекращались. Специалистами автозавода «ЗИЛ» совместно со специалистами компании «Депо-ЗИЛ» был создан прототип, получивший название – «ЗИЛ-4112Р», который включал в себя все самые последние новинки в области автомобилестроения и защиты жизни и здоровья пассажиров. Однако в производство он так и не пошел.
Престиж государства
В 2012 году Владимир Владимирович Путин в ходе разговора с журналистами сказал о том, что отечественными автомобильными конструкторами ведется работа над новым лимузином для президента.
Понятно, что все сразу вспомнили про легендарный завод «ЗИЛ» и уже упоминавшуюся выше модель «ЗИЛ-4112Р», которая существенно отличалась от старых автомобилей: конструкторы убрали карбюратор, поставили инжектор; пятиступенчатую коробку-автомат под зиловский движок разработали американские специалисты. Его объем, кстати, остался неизменным – 7,7 литра. Установили новую систему охлаждения двигателя, изменили систему энергообеспечения.
Интересная особенность: у лимузина шесть дверей и средние, в отличие от аналогичных по классу автомобилей «Роллс Ройс» и «Мерседес», открываются. Салон бронеавтомобиля сделан по типу «Пуллман», когда сиденья расположены друг напротив друга. Естественно, они могут раскладываться и убираться автоматически.
В общем, не машина, а сказка. Но как только была озвучена сумма, которую государство готово потратить на разработку лимузина для первых лиц – а она по предварительным данным колеблется в районе 40 млрд рублей – свои услуги в разработке президентского авто предложил Горьковский автозавод. А чуть-чуть позднее компания «Маруся Моторс», которая подключила к работе специалистов из Центрального научно-исследовательского автомобильного и автомоторного института больше известного, как НАМИ.
Дорогие мои, «Монолит» и «Кортеж»
Разработка автомобиля для первого лица государства началась еще в 2004 году и носила название «Монолит». В ее рамках и был сконструирован «ЗИЛ-4112Р». Позднее «Монолит» переименовали в «Кортеж», хотя от этого суть программы не изменилась.
Изначально предполагалось, что президент РФ будет передвигаться на бронированном автомобиле марки «ЗИЛ». Чиновники рангом поменьше – на «Чайках». «Марусе» рассчитывали отдать выпуск эксклюзивных и спортивных модификаций этих авто. Однако просто и легко все было только на бумаге…
Как обычно, воплощение упирается в деньги. Наиболее дешевый вариант предлагает группа «ГАЗ» – около 4 млрд рублей. Проект «Маруси» готовится с нуля и тянет уже на 15 млрд. У «ЗИЛа» получается того больше.
В общем, окончательный выбор чиновники сделают в первом квартале 2013 года. Каков он будет – неизвестно. С одной стороны, на 40 млрд можно купить больше тысячи президентских лимузинов, с другой – не хорошо, когда президент страны ездит на иностранном автомобиле. Пока же о будущем сценарии развития программы «Кортеж» не знают даже ее непосредственные участники. Так что поживем, увидим.
Олег Перунов
Фотографии предоставлены РИА «Новости»
Метка Авто, автомобильный дизайн
[fb-like-button]Поделиться:
Еще на эту тему
-
Новый Land Cruiser Prado
Легендарный внедорожник семейства Land Cruiser стал обладателем нового современного дизайна экстерьера, сохранив свою аутентичность.
-
Мускулистый и изящный
Принципиально новый дизайн мускулистый и одновременно изящный, и как никогда высокий уровень оснащения – новый Highlander.
-
Эксклюзивная земля внедорожников
Флагманские внедорожники Land Cruiser 200 новой специальной серии Executive Black и Executive White доступны в салонах официальных дилеров Тойота на территории России.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.