Новая жизнь — это какао-бобы, из которых вырастает душа времени и человека. Читателям Eclectic рассказывает «настоящий индеец» Георгий Лазарев. Писатель, художник, автор книги «Тайна священного календаря майя», он рассказывает об истинном какао и проводит церемонию создания магического напитка чоколатль…
«У каждой песни есть свой мотив, у каждого человека — свое предназначение на Земле», — гласит старая индейская пословица. Энергию каждого дня можно измерить, у каждого дня свой Tonall — одушевляющая сила Солнца или судьба. Также каждый день связан с определенным образом, духом.
«Чтобы добыть золото — надо его иметь», — говорили европейские алхимики, имея в виду золото как символ духа. Индейцы майя называли золото и серебро «экскрементами богов». Символом духа для них были какао-бобы. В природе плод какао напоминает кабачок: у него вкусная мякоть, но если вам придет в голову попробовать зернышки, то ничего похожего на шоколад вы не ощутите — только горечь. Чтобы изготовить чоколатль, зерна необходимо ферментировать. Эту тайну индейцам открыл Кетцалькоатль — бог, который также научил их выращивать кукурузу, строить дома и разбираться в небесной механике.
Какао-боб в доколумбовой Америке, кроме того что являлся символом духа, служил еще и мерилом материальной состоятельности. Богатство Монтесумы исчислялось миллионами какао-бобов, у него был настоящий банк какао. Валютные операции с бобами продолжались на Юкатане вплоть до XIX века.
Пить какао каждый день могли позволить себе только очень богатые индейцы. Было, например, такое выражение — «друг по какао», которое у нас значило бы что-то вроде «сосед по Рублевке». Простые люди пили какао только в судьбоносные дни — по поводу рождения ребенка, вступления в брак, инициации, смерти родственника.
Настоящее какао — чоколатль вызывает легкое состояние эйфории, но это не наркотическое состояние. Индейцы были уверены, что какао помогает встретиться человеку со своей душой. А душа — это ребенок, который всегда радуется и принимает себя таким, какой ты есть. У меня были истории, когда люди приходили, чтобы просто попробовать настоящее какао, а потом очень быстро женились или уезжали в Мексику… И всем снятся очень хорошие, непростые, часто судьбоносные сны.
Драгоценностями у майя считались перья птицы кетцаль, бирюза, нефрит, золото и серебро, но какао ценилось на порядок выше. У каждой чаши для какао было собственное имя — как у рыцарского меча.
За 100 какао-бобов можно было купить дачный домик из известняка под Мехико, за 200 — лодку, которая будет кормить тебя всю жизнь: хочешь — рыбу лови, хочешь — людей перевози, а хочешь — сдавай в аренду путешественникам. За 4000 какао-бобов можно было купить раба, обученного пению и танцам. Очень ценился лед — его вывозили с вулканов завернутым в пальмовые листья.
Мороженое делали так: брали кусочек льда, заливали его сиропом агавы, а сверху посыпали шоколадным порошком. Такое мороженое стоило 17—18 какао-бобов (недешевое удовольствие, памятуя о дачном домике за 100 бобов!).
Если говорить о метафорах, то у меня самого двадцать рецептов приготовления чоколатля на все случаи жизни (20 — это число человека: у нас 20 пальцев на руках и ногах, а также основа майянского счета).
Секреты приготовления
Ваша порция шоколада — столько какао-бобов, сколько вы смогли захватить в пригоршню. В среднем это 30 штук.
Но прежде чем приступить к приготовлению пищи богов, следует поблагодарить Творца, которого индейцы называют «Тот, кто делает со Вселенной то, что душа делает с телом». Поблагодарить за то, что Он дал нам возможность вкусить настоящий чоколатль, за то, что мы сейчас находимся на этом празднике жизни и пьем какао — чтобы процветала наша Земля и ее добрые обитатели.
Сделать это можно разными способами, например воскурить шалфей. Дымок шалфея отнесет Богу нашу живую молитву.
Сначала какао-бобы растираются в сковородке «комаль», которую надо держать хорошо разогретой, но не допускать, чтобы она раскалилась.
Когда растерли какао-бобы, добавляем воду. Если воду не добавлять, то получившуюся пасту можно завернуть в фольгу и хранить до полугода: в любой момент ее можно достать и развести в горячей или холодной воде — и получится чоколатль. Кстати, холодный вариант какао более древний — горячим его стали пить незадолго до испанских завоеваний.
Чтобы придать напитку пикантный вкус, возьмем перец чили, корицу и измельчим их в ступке молькахете.
В кипящий чоколатль добавляем немного меда и, когда пены будет много, снимаем с огня. Само слово «чоколатль» на языке науатль переводится как «пенная вода», а пенку индейцы называли «душой» или «цветком» какао.
Далее чоколатль надо несколько раз перелить из одной посуды в другую, чтобы взбить пену и напитать его воздухом, после чего — разлить по кружкам. Посуда для чоколатля должна быть сделана из глины, с характерным утолщением в основании чашки. В древние времена посуда, из которой пила какао индейская элита, считалась священной.
…Ну вот, чоколатль готов! Время вкушать, как говорили майя, «какау яш пакаб чи» — какао, запах которого наполняет рот!
Если вы хотите охладить шоколад по рецепту древних майя, не ставьте его в холодильник — подождите 6—7 часов, и вкус кристаллизуется. Чистый шоколад без добавок майя не пили — это был поминальный шоколад, который ставили в чаше у изголовья покойного. Такие сосуды найдены во многих захоронениях. Вообще, приготовление шоколада для питья — высокое искусство наподобие японской икебаны. В нем главное — умение смешивать. Аутентичные добавки — это перец чили, черный перец, кукуруза — от молочка свежей кукурузы до кукурузной муки, жареных, дробленых или сушеных зерен.
Можно добавлять зернышки ванили. Процесс готовки достаточно медитативный. Паста делается долго и трудно, но оно того стоит. Можно добавлять лепестки роз, а также любые пряности, какие найдете в своем арсенале. Железные элементы и алюминий не используем — какао-масло сгорит, только медь!
Когда я провожу ритуал приготовления какао, участники помогают мне — размалывают в ступе какао-бобы. Попутно я рассказываю про майянский календарь: кто в какой день родился, как узнать свое индейское имя — в доколумбовой Америке тоже была книга имен. Жрец смотрел в нее и сообщал: ты — ветерок, ты — вспышка молнии, а ты — ягуарчик.
При этом речь шла об энергиях, а названия брались из того, что людей окружало — птицы, ящерицы, стихии, звезды…
Алена Михайлова
Фотографии: из личного архива Георгия Лазарева
Метка еда
[fb-like-button]Поделиться:
Еще на эту тему
-
Молитвы Мирославы Коллавини избавляют от несчастий
Чтобы притягивать к себе хорошее, светлое, счастливое, нужно самому стать центром созидания, а не разрушения.
-
Вечное сияние чистого разума
Всматриваемся в лица современных умников и решаем простую головоломку для дураков, после которой вопросы о смысле жизни придется отправить в мусорную корзину.
-
Играем в СССР
Вот уже десять лет в Москве работает Музей советских игровых автоматов, также его филиал есть в Санкт-Петербурге. Мы попросили создателей музея немного рассказать о нем, и они с радостью согласились.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.