GENERATION Y

Симфония в мажоре и дабстепе

Никола Мельников 22-летний пианист и композитор, резидент клуба Chateau De Fantomas, музыкальный директор Mandarin Bar, автор музыки к спектаклю «Копы в огне»

Он молод. Талантлив. Увлечен музыкой. Поглощен даже. «Иногда я просыпаюсь и понимаю, что срочно должен что-то записать. Забываю позавтракать, и сразу сажусь работать» — говорит  Никола Мельников, 22-летний пианист и композитор. Сегодня как раз такой день. Мы встречаемся в обед в Mandarin Piano Bar. Никола здесь музыкальный директор. Поэтому вокруг разливаются чарующие мелодии в исполнении клавишных, а мой визави точно знает, что выбрать из меню. Уже вторая половина дня, и пора бы, наконец, позавтракать. Однако мы начинаем разговаривать и заказанное блюдо остается остывать. Увлекающийся человек.

 Никола Мельников in2

Из 22 лет 18 он посвятил фортепианной̆ музыке. Еще в 4 года родители обнаружили в ребенке абсолютный слух. Сейчас он студент выпускного курса РАМ им. Гнесиных. Тысячи часов, потраченные на изучение основ гармонии, истоков и законов фортепианного искусства, сделали из него музыканта и мастера совмещения классической, авангардной и электронной музыки. А талант, обаяние и трудолюбие позволили стать резидентом клуба Chateau De Fantomas, музыкальным директором Mandarin Bar, автором музыки к спектаклю «Копы в огне», саундтреков к фильмам и музыки для рекламы международных брэндов. А также хедлайнером презентаций, кинопоказов, музыкальных перфомансов для Louis Vuitton, Hugo Boss, RADO, Bacardi, Arcenicum, Huawei, Concept Club, SNOB, Buro 24/7 и др.

Вообще как вы все успеваете, в ваши-то 22 года! И занятия классической музыкой, выступления, «диджействование», написание музыки, в том числе к рекламным роликам, музыкальный директор, у вас на стене висит четкий план по захвату мира?

Конечно, надо все планировать. Но в общем надо просто стараться жить. Оглядываясь назад, я понимаю, что уже сделал многое. Но в голове у меня было одно лишь творчество. Сейчас я продолжаю двигаться в выбранном направлении. Происходит очень много разной работы.

Например, недавно был очень интересный тур в Питер. Там мы успели и записать на студии несколько вещей, подготовить программу и выступить с ней, «сделать» несколько ди-джей сетов и моих сольных выступлений. Не могу сказать, что я сильно устал. Наоборот, меня это вдохновляет на что-то новое. Вернулся в Москву, приехал на студию и сразу начал писать.

В будущем вы видите себя электронным музыкантом или все же исполнителем классической музыки?

Дело как раз в том, что я чувствую себя способным совмещать. Одно не мешает другому. У меня есть много идей, которые мне хотелось бы реализовать. Сейчас основной пункт – выпуск альбома. Он запланирован на апрель.

Что в нем ждет слушателей?

Несколько композиций неоклассической музыки. Это будет такая «киномузыка», навеянная впечатлениями и людьми, которых я встречал в последние годы. Плюс несколько live’ов. Я записал их специально для альбома в разных местах на инструментах, которые мне очень нравятся.

Live – это, грубо говоря, импровизация?

Да, все как на концерте. Вот на видео проекта Fairlane Acoustic – я ведь совершенно не готовился. В итоге я обыграл не одну, как предполагал, а две темы. Первую из них я придумал несколько лет назад, через пару месяцев после того, как я начал сочинять музыку, и посвятил ее своей маме. Вторая – «Inseption» , возможно, станет заглавным треком моего альбома. Еще есть время это решить.

Уже придумали название будущему альбому?

Альбом будет называться 22. Это не только мой возраст и музыкальное отражение важного этапа жизни, но и мощное число, которое поддерживает меня с момента появления на свет.  Я родился на улице Академика Павлова 22, вырос в 22-й квартире, это номер дома моей бабушки, а 22 числа каждого месяца со мной случаются самые волшебные вещи.  Я всегда думал, что будет со мной когда мне исполнится 22? Поэтому подойдя к этому моменту с тем результатом, который готов показать в альбоме, даже не сомневался в названии.

Ваше право… А экономические сложности, постигшие страну, не отразились на планах выпуска альбома?

Видимо, я общаюсь с такими людьми, которые считают, что мы живем один раз, и не идут на компромиссы. То же самое я вижу и на концертах: лучше или хуже экономика – люди приходят слушать музыку. Кризисы скорее влияют на какие-то мэйнстримовые вещи. Возможно у Филиппа Киркорова и Стаса Михайлова стало меньше концертов. Но у нас все по-прежнему.

У названных артистов – ценник заоблачный, может поэтому и корпоративов меньше. А вы, вообще дорогой артист?

Думаю – да. Но все зависит от задач, если речь о написании музыки, или события и объема вовлеченности. Сейчас мы сконцентрированы на работе в Европе, структура финансовых взаимоотношений там отличается от наших реалий.  Тем не менее, на весну-осень у меня запланирован ряд концертов за пределами нашей страны, и это не только Европа – Америка, Франция, Юго-Восточная Азия. Выступления piano-live, диджей-сеты.

2015 год назван годом Монако в России. Поэтому я готовлю специальную программу из произведений композиторов этой страны и их французских коллег. От истоков музыки этих стран, трубадуров и труверов, нотердамской школы до современных электронных композиций – Жан Мишель Жар, М83.

Никола Мельников in

А кто ваши музыкальные кумиры?

Не могу сказать, что у меня есть кумиры, но вдохновляют меня люди, которые являются вершиной гармонии в классической музыке, такие как Шопен, Бах или Рахманинов. Все, что наполнено божественной гармонией. Бах, например, жил в то время,  когда никаких аудионосителей не было. Он не мог услышать музыку по радио, где-то заимствовать свои идеи. Все, что он создал – результат его фантазии. Человек сотворил целую музыкальную эпоху. И его слушают до сих пор, через 500 лет. Это очень сильно. Для меня – просто второе пришествие. Как такое приходило в голову!?
Сейчас есть возможность прослушать громадное количество музыкального контента. С одной стороны – это хорошо. С другой – наоборот. Ведь все возможные гармонические ходы уже давным-давно обыграны.  И главная цель каждого музыканта – найти свой уникальный, очевидный всем стиль, делать то, что до него еще не делал никто. И чтобы его произведения слушали потом еще долгие годы. Поэтому я понимаю, что чем больше я делаю проектов, тем больше шансов, что так в итоге и выйдет.

А если говорить о пианистах?

Владимир Горовиц – абсолютно гениальный человек. К сожалению, его уже нет с нами. Но он абсолютный уникум. В 90 лет он продолжал играть блестяще. Мне не раз приходилось видеть как  с возрастом у исполнителей портится аппарат, техника или они начинают по-другому относиться к игре, а он всю жизнь играл на высшем уровне.
Многие считают, что если человек играет громко и быстро, значит – чувак крут! Сейчас много молодых пианистов, которые супер технически оснащены и играют очень сложные вещи. Но для меня самое важное не это. Главное – прикосновение. Оно уникально у каждого. И есть миллионы градаций прикосновения к инструменту, и сможешь ли ты найти свое – вот в чем вопрос. Как было у Горовица. Он выходил на сцену и несколькими нажатиями на клавиши брал публику «за горло».
Что такое «хит»? Это – найденная музыкальная волна, которая «подходит» наибольшему количеству людей. Такое чувство, что этот человек знал эту частоту в рояле. Это же не электронная музыка, когда можно повторить запись много раз. Каждое выступление – единственное.

Хочется создать собственный хит? Стать таким же хитом?

Ответ  — конечно, да. Я слышал восторженные отклики от людей на некоторые мои композиции. Но, если судить объективно, когда я увижу цифру миллион просмотров моих произведений на youtube, тогда буду уверен, что это хит.

Создать «хит» по заказу, вообще возможно? В чем специфика создания музыки для рекламы? Там же нужно не просто красивую мелодию написать, но и в нужном месте сделать акценты и так далее…

Это одно из моих любимых занятий: создавать музыку для visual-media. В каждом движении, взгляде, повороте героев ролика можно найти связи с музыкой. Это дико интересно делать: понять форму, найти ритмику. Видео, так же как музыкальное произведение: у него есть форма, точка золотого сечения – некая кульминация, к которой ведет автор, на которой должно быть сосредоточено внимание зрителя. В любом грамотно написанном произведении это есть.

А как вы обычно пишете для рекламы? Смотрите ролик и под сюжет «подкладываете» музыку или наоборот?

Бывает по-разному. Монтажерам хочется «собирать» ролик под готовую музыку, мне – наоборот. Но обычно я «озвучиваю» стандартный тридцатисекундный ролик. Часто я пишу музыку в соответствии с пожеланиями заказчика и делаю какую-либо свою версию, попутно предлагая собственное видение.

Удается убедить заказчика, что ваше видение – правильнее? Ведь, частенько, заказчик и сам не знает чего хочет…

Конечно, бывает, что просят такие вещи, которые выводят из себя. Но, зато потом эти истории очень весело вспоминать. Для одного ролика меня попросили написать что-то типа сонаты Моцарта – чистая, легкая фортепианная музыка. Я делаю такой вариант. Мне говорят: «Замечательно. Но нам кажется, что Моцарт не подходит. Давайте попробуем в стиле Бетховена. Может быть – «Пятая симфония»? Я делаю такой вариант. «Это здорово, но как-то не модно! Давайте попробуем как-то связать это с электронной музыкой. Может сделать все в дабстебе?» — комментирует заказчик. «Ну это же очень мрачно» — удивляются, прослушав то, что получилось. В итоге приходится сделать 5-ю симфонию в мажоре и дабстепе. Надеюсь, Бетховен меня не проклинает за это.
В другой раз для ролика, где сюжет был завязан на тему космоса, летали метеориты, космический корабль и так далее, в финале наложил специальный скрежещущий звук. Он называется «Глитч». Через какое-то время звонит представитель заказчика и говорит, что им никак не удается дослушать мелодию до конца. Идет какой-то скрежет. Уже вызывали техника, починить колонки, но тот тоже ничего сделать не смог. Я понял в чем дело, убрал «глитч», и работа была принята.

Можно сказать, что вы пожертвовали своим детством,  чтобы получить музыкальное образование. Сейчас чем-то жертвовать приходится?

Это нельзя назвать жертвой. Если я лишний раз не поболтаю с друзьями, в это время может родиться что-то, чем я позже буду гордиться. Каждое совершаемое действие, имеет последствие.
Иногда, на гастролях, конечно, скучаю по дому, хочется вернуться, пойти в студию и зафиксировать там, все что родилось за это время в голове. Но в итоге получается записывать в где получится, отдельные обрывки с разных инструментов. Но это даже интересно. Я играл, наверное, на сотне из них. У меня даже есть собственный рейтинг. Думаю когда-нибудь записать альбом, в котором одна композиция будет исполнена на разных инструментах – выберу по лучшему в каждой стране.

Я правильно понял, что вы играете не только на рояле?

Профессионально я играю на рояле. Я не ограничиваю себя каким-то определенным жанром: классика, кроссовер, контемпорари и занимаюсь электронной музыкой. В этом я тоже разбираюсь: семплы, программы, секвенсеры, всякие железки. В XXI веке – за этим будущее. Самое сложное совместить эти два мира – академической и электронной музыки. Что, на самом деле, я всегда мечтал сделать. Это ведь очень тонкая работа! Такое произведение может получиться «загруженным», понятным только лишь одному композитору, либо «свалиться» в кич.

Никола Мельников in4Вам удается удержаться на этой грани?

Мне кажется, наконец-то я нащупал свой путь. Долго его искал. С известным московским диджеем Лёней Липелисом делаем интересную штуку – используем рояль почти как электронный инструмент – темперация, обвязывание нитками, как ударный … На самом деле его возможности гораздо шире, чем принято считать.

Вы сами придумали эту технику или увидели где-то и «освоили» под себя?

Я видел разных мастеров. Это начинали делать Лоран Гарнье, Карл Крэйг пианист Франческо Тристано. Я далеко не первый, кого волнует эта синергия. Если объединяется электроника  и рояль, то обычно  выглядит как перфоманс, а я хочу, чтобы под эту музыку танцевали, поэтому для своего направления выбрал актуальное европейское техно. Именно сейчас время новой волны техно-музыкантов. Например, такие как Нильс Фрам, который в начале был просто пианистом, пришли к выводу, что живой рояль можно дополнять массой интересных вещей и делают это очень талантливо.

Вы были хедлайнером презентаций, кинопоказов, музыкальных перфомансов для многих модных брендов и др. Вы себя считаете модным человеком? Для вас вообще важно — быть актуальным?

Конечно, да. Я занимаюсь довольно новым делом. Публика привыкла к диджеям, которые работают на презентациях. А то, что делаю я, пока еще в новинку. Хотя количество отработанных площадок и мероприятий растет, мое творчество становится известнее. Поэтому быть актуальным – нужно. Если это касается каких-то именитых брендов, то работать с ними еще и интересно. Музыка и мода – любопытная коллаборация.  Сейчас у меня есть предложение сделать несколько интересных работ для дизайнеров из Гонконга и для показов на предстоящей Avrora Fashion Week.

Когда вы сотрудничаете с каким-то модным брендом, вы как-то вдохновляетесь их коллекциями? Или достаточно того, что это модная марка или хорошие друзья?

Все важно, конечно. Мой формат piano-live ориентирован на то, что происходит вокруг. До мельчайших деталей. От этого музыка меняется. Когда я сажусь играть – никогда не знаю, что сейчас зазвучит. В голове есть несколько собственных музыкальных тем, какое-то количество лейтмотивов, которые я использую. Но как все это в итоге соединится, во что превратится и что услышат зрители – это всегда по-разному.

От чего это зависит?

Не знаю, кто управляет этим процессом. Я могу научить человека играть на фортепиано, но импровизировать – нет. Я предполагаю, что это реакция организма на все, что меня окружает. Обстановку, людей, цвета, запахи… Они вызывают какие-то сигналы, которые меня заставляют менять лейтмотив, переходить на иной мотив или давать другой темп.

В своих соцсетях вы пишите, что Питер – ваш любимый город. Чем он вам так дорог? Или вы просто относитесь к нашим столицам как это принято среди «креативного» класса – восхищаться Санкт-Петербургом и снисходительно жить в Москве?

Мне, безусловно, дороги оба города. В Москве я родился. А в Петербурге жил целый год. Для меня он наполнен вдохновением. В него можно влюбиться и черпать невероятные силы для творчества. Именно поэтому я не сомневался в том, где буду писать альбом, тем более там у меня есть одно из любимых мест – Союз Композиторов с прекрасным роялем Bechstein. Мне кажется публика в Питере  чуть более внимательная. И просто – это очень красивый город. Изумительная архитектура, единый архитектурный ансамбль центра города, что для меня чрезвычайно важно. Такого не встретишь в эклектичной Москве.
А как человеку мне нравится смена обстановки. Очень люблю путешествовать. И в этом мое вдохновение. Когда я возвращаюсь, я всегда делаю что-то интересное.

Какие из посещенных мест – любимые?

Мне очень понравилось в Юго-Восточной Азии. Там есть удивительные места, где я когда-нибудь мечтал бы построить студию. Естественно, Берлин. Очень музыкальный город, в котором в любое время дня, ночи, вечера или утра может идти какой-нибудь интереснейший концерт или выставка. Конечно – Америка. Это совершенно другой мир, полный интересных музыкантов. Однажды я приехал в Нью-Йорк на один день и остался на месяц. Мне захотелось почувствовать эту жизнь. Понять каково там музыкантам. И понял, кстати, что им там ой как не сладко. Особенно джазовым.

Неужели? А мне казалось, что наоборот им должно было быть проще…

Там все устроено совершенно по-другому. Кругом – легендарные для мировой музыкальной истории места. И зачастую артисты выступают там совершенно бесплатно, только чтоб иметь возможность быть возле легенды. Взяться за ручку двери, за которую брались Дюк Элингтон и Майлс Дэвис, посидеть за роялем, клавиш, которого касался Колтрейн. Это само по себе считается наградой. Люди питаются искусством практически в буквальном смысле. Я знаю многих российских музыкантов, которые там живут, и им довольно тяжело.

Разве в Москве легче? С нашими высокими ставками на все…

Получается, что легче… Можно найти площадки для выступлений, подработку в качестве выступлений на различных корпоративах, выступление в качестве сессионных музыкантов и так далее…

Как, например, вы здесь в «Мандарине»?

В этом баре – рояль это царь. Я придумал, что каждый день недели здесь звучит что-то особенное. Вторник – классическая музыка, среда – фьюжн или джаз, четверг обычно мой день – я выступаю сам, пятница – трио или квартеты, суббота – дуэты, воскресенье – дети, учащиеся «Гнесинки» играют для детей, которых приводят родители, специально послушать музыку. Рояль занимает центральное место в баре. Поэтому каждое выступление – это не какая-то «фоновая» музыка, не мешающая пищеварению, а полноценное выступление.

Последний вопрос: есть ли у вас формула успеха или главный принцип, который в данный момент определяет вашу жизнь?

Никогда не сомневаться. Делать и быть уверенным, что все получиться. И главное – любить то, чем ты занимаешься. Не гнаться за большими деньгами. В каждом деле можно стать успешным и достичь финансового благополучия.

Александр Стрига
Фото: Федор Битков, Andrew Boyk


Поделиться:

Добавить комментарий

афиша
новости

Первая премьера сезона в Театре Наций

Новый театральный сезон Театра Наций открывается спектаклем «Последнее лето» режиссера Данилы Чащина по киносценарий «Куоккала» Анны Козловой. Действие спектакля происходит...

Насыщенный выставочный сентябрь в Москве

В палитре сентябрьских выставок столицы представлены как работы художников старой школы, так и современных художников, а также экзотические работы из...

Осенняя палитра выставок Москвы

Выставочная палитра московских арт-пространств очень многолика (живопись, скульптура, инсталляции, графика, арт-объекты, фотография, театральные костюмы, эскизы, декорации, раритеты. ECLECTIC делает традиционный...

Театр «Модерн»: открытие театрального сезона премьерным спектаклем

«Цветы нам не нужны» —спектакль-событие 36 театрального сезона в театре «Модерн». Постановка главного режиссера театра Юрия Грымова. Режиссер называет спектакль...

Театр Наций: новый сезон и вручение третьей Премии Корша

В Новом пространстве Театра Наций состоялась презентация сезона 2023-2024 гг., а следом на основной сцене прошла третья церемония вручения Премии...

«Евгений Онегин» на берегу пруда

Около 30 тыс. зрителей посетили спектакль «Евгений Онегин» в авторской версии Юрия Башмета в Воткинске. Концерт состоялся при поддержке Президентского Фонда Культурных Инициатив и Удмуртской государственной филармонии.

Открытие 74 сезона Театра имени А.С. Пушкина

Московский драматический театр имени А.С. Пушкина открыл 74 сезон и провел традиционный сбор труппы в Государственном музее изобразительных искусств имени...

Дерзи на Садовом

Пока многие начинающие музыканты безуспешно стучатся в двери российского шоу-бизнеса, в него на бешеной скорости врывается талантливая артистка DERZY. Яркое...

ВКОНТАКТЕ

Афиша

Первая премьера сезона в Театре Наций

Новый театральный сезон Театра Наций открывается спектаклем «Последнее лето» режиссера Данилы Чащина по киносценарий «Куоккала» Анны Козловой. Действие спектакля происходит...

Насыщенный выставочный сентябрь в Москве

В палитре сентябрьских выставок столицы представлены как работы художников старой школы, так и современных художников, а также экзотические работы из...

Осенняя палитра выставок Москвы

Выставочная палитра московских арт-пространств очень многолика (живопись, скульптура, инсталляции, графика, арт-объекты, фотография, театральные костюмы, эскизы, декорации, раритеты. ECLECTIC делает традиционный...

Театр «Модерн»: открытие театрального сезона премьерным спектаклем

«Цветы нам не нужны» —спектакль-событие 36 театрального сезона в театре «Модерн». Постановка главного режиссера театра Юрия Грымова. Режиссер называет спектакль...

Ежегодная акция «Рисуем вместе»

Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина представляет ежегодную акцию «Рисуем вместе», которая состоится 27 августа. Посетителей ждут творческие мастер-классы,...

Журнал Eclectic Адрес:
Алтуфьевское шоссе, д. 100, офис 1, Москва, Россия.
Телефон: +7 (499) 909-99-99 Email: web@aaph.ru Сайт: http://eclectic-magazine.ru/