культурная площадка

Чайковскому пришел конец

Счастливый, конечно же. В Москве и Санкт-Петербурге завершился XV Международный конкурс имени П. И. Чайковского.

Счастливый, конечно же. В Москве и Санкт-Петербурге завершился XV Международный конкурс имени П. И. Чайковского.

Конкурс имени Чайковского

А начиналось все с пафосного открытия у памятника Чайковскому 15 июня: красная ковровая дорожка, обилие прессы и именитых гостей, а далее действо переплавилось в свой антипод в Большом зале Московской консерватории. Вроде бы и год юбилейный (Чайковскому 175 лет со дня рождения), и конкурс пятнадцатый по счету, а ощущение чего-то радостного едва ли возникло. Торжественная часть имела право называться таковой только номинально – не сбылся праздник по причине рыхлой организации концертного процесса на сцене. Даже Денис Мацуев на пару с Валерием Гергиевым, которые были ведущими события, не смогли зажечь сердца публики. На сцене единолично блеснул лишь Большой симфонический оркестр имени П. И. Чайковского под управлением В. Федосеева с «Итальянским каприччио» композитора-юбиляра. Выступал и победитель XIV конкурса в номинации фортепиано Даниил Трифонов, но, увы, без того огня и самоотдачи, которые помогли ему взлететь на музыкальный олимп на прошлом состязании.

За всю историю конкурса наибольший резонанс среди общественности возникал именно вокруг пианистов, поэтому взглянем на случившееся на примере этой категории. К первому туру было допущено 36 человек, вместо регламентированных 30. Такой избыток жюри, состоящее из лауреатов прошлых лет, прокомментировало изобилием талантов, которые должны быть услышаны. Когда представители России, Китая, Кореи, Германии, Литвы, Латвии, Италии, США и Японии ринулись в бой, сложилось впечатление, что на конкурсе есть безусловные звезды с бьющей через край харизмой, но присутствует и серая массовка, которая на выходе выдавливает среднестатистическую «околомузыку».

Пять дней первого тура запомнились фееричными выступлениями. Открытием стала игра 19-летнего американца Джорджа Ли, который сразил всех не только кристальной техникой, но и осмысленным, вдохновенным звуком. Русский литовец и продолжатель традиций нашей фортепианной школы Лукас Генюшас продемонстрировал всем стальную хватку и уверенность в том, что он делает за роялем. Француз Люка Дебарг показал умение охватывать целое и создавать нужное настроение в весьма утонченной манере.

Конечно же, не обошлось без казусов, когда по окончании первого этапа прослушиваний публика не увидела своих любимцев в списке допущенных к следующему туру. Такими фаворитами стали Андрей Дубов, Дмитрий Шишкин, Юрий Фаворин и Андрей Коробейников. Большие состоявшиеся музыканты, для которых двери захлопнулись, так и не успев открыться, не стали делать из этого трагедии. Коробейников, например, уже не в первый раз штурмует вершины этого конкурса. В 2007 его отстранили прямо во время прослушивания, формальной причиной стало превышения лимита времени. Тогда пианист не успел доиграть буквально пару тактов до конца своего выступления. В этом году его игра выглядела протестом и попыткой не выйти из временных рамок – собранные в коллаж сочинения Баха, Чайковского, Рахманинова, Шопена и Листа, помогли «сэкономить» мгновения для фортепианного космоса – Тридцать второй сонаты Бетховена. Но и этот творческий акт не был понят членами жюри.

Во втором туре из 36 участников осталось 12. Краски сгустились и возросло напряжение. Совершенно не вписывались в гонку за местами на пьедестале полячка Юлия Кочубан и немка Мария Мазо. Если польская панночка запомнилась усредненным звуком и среднеарифметическими эмоциями, то немецкая дива «отбила» уши всякому мало-мальски слышащему человеку – ее игра, без преувеличения, сравнима с отбойным молотком под ухом, такого «хардкорного» рояля Большой зал еще не слышал. Ожидаемо блестяще отыграл Джордж Ли. Суховатый и точный звук петербуржца Сергея Редькина не «клеился» с романтической частью программы, но выручил в Восьмой сонате Прокофьева, где пришелся как нельзя кстати. Еще один участник из США Тецлофф Рид на кон поставил оригинальность и разнохарактерность программы – он охватил в ней практически столетний период: начал с позднего романтика Франка, а закончил джазоватыми вариациями Капустина, чем вызвал волну оваций в зале. Но в третий тур американца не пропустили.

24-летний Люка Дебарг на втором этапе своим исполнением перевернул представления о том, как вообще можно играть на рояле. Его проникновенная и выстраданная интерпретация сонаты Метнера поставила весь зал на уши. Композитор, чья музыка долгое время пылилась с ярлыком «непопулярная», с подачи неврастеничного гения воскресла. Безусловно, француз не был бы патриотом, если бы не «угостил» слушателей изысканным национальным блюдом. Люка преподнес фортепианный цикл Равеля «Ночной Гаспар». В момент исполнения публики будто и не было, она словно не дышала, гробовая тишина и колоссальное напряжение нарастало с каждым тактом, пока наконец не вылилось в лавину экзальтированных криков «браво» и десятиминутных оваций. Француза русские полюбили, как когда-то американца Вана Клайберна (победитель I конкурса Чайковского в 1958 г.). Со второго тура о нем заговорили как о потенциальном обладателе главного приза. Его мастерство и зрелость пошли наперекор собственной биографии – только в 11 он начал заниматься на фортепиано, и лишь в 20 (!) лет он окончательно решил посвятить себя музыке.

Уверенность Лукаса Генюшаса во втором туре окрепла настолько, что начала ему мешать. Баланс музыкальности и производительности дал перекос в сторону последней. Разнохарактерная программа, где соседствовали Брамс, Шопен, Прокофьев, была сыграна одинаково и невпечатляюще. Излишним глянцем в разной степени увлекался Даниил Харитонов (самый юный участник конкурса – 16 лет), но блеск в глазах, огонь в игре и бьющая через край энергия молодости помогли музыканту обрести многочисленных поклонников.

«Темной лошадкой» стал поначалу ничем не выделяющийся на фоне других конкурсантов скромный интеллигент из Улан-Удэ Дмитрий Маслеев. Как в первом, так и во втором туре он выступал последним номером поздним вечером и все время путал карты. Крепкий пианист, умеющий контролировать эмоции и выпускать их на волю в нужных местах, доказал всем, что баланс – великое дело. Если на первом этапе его программа прозвучала в более сдержанном, но благородном эмоциональном ключе, то на втором – Маслеев стал доставать припасенные козыри из своего рукава и вогнал аудиторию в глубочайший шок. Публику ждал контрастный душ: после жизнерадостной сонаты Гайдна произошло мгновенное переключение на тему смерти – устрашающе правдиво прозвучали «Пляски смерти» Сен-Санса–Листа, а «Вариации на тему Корелли» Рахманинова, полные боли и отчаяния, только подхватили эту трагическую линию. Небольшая передышка – Скерцо из «Сна в летнюю ночь» Мендельсона – и снова тьма: беспросветная и безжалостная «Пляска смерти», на этот раз самого Листа. Нокаут чистейшей воды – вот что сделал Маслеев. Уделив так много внимания старухе с косой, он положил ее на лопатки в этой музыкальной схватке. Можно ли передать, что творилось с публикой в тот момент? Ураган оваций, бесчисленное количество благодарных криков «браво» – это лишь малая часть происходившего в зале. 

В третьем туре сильнейшие показали себя с совершенно разных сторон. Но финальный забег с фортепианными концертами в сопровождении оркестра не всем конкурсантам дался успешно. И не всегда это зависело от усилий солистов. Например, Люка Дебарг, не имеющий за плечами большого опыта игры с симфоническими составами, не смог убедительно вести за собой музыкальный коллектив по причине промахов со стороны дирижера, который банально не успевал «ловить» пианиста. Обидные и досадные огрехи стоили французу срывов кульминаций в концертах Чайковского и Листа. Лукас Генюшас звучал откровенно неубедительно начиная со Второго концерта Чайковского. Пианист небрежно отнесся к композиторскому замыслу в Третьем концерте Рахманинова – сложнейший не только технически, но и образно, он прозвучал крайне редуцировано. Щеголял техникой Даниил Харитонов, не уступал ему и Сергей Редькин. Интересно, что Джордж Ли и Дмитрий Маслеев выбрали одинаковые программы: Первый концерт Чайковского и Третий концерт Прокофьева. Ли продемонстрировал вполне удачную попытку проникновения в замысел всем известного концерта нашего Петра Ильича: его прочтение вызывало добрую улыбку на лицах слушателей. Обладая первоклассной техникой, острым умом и добрым сердцем, обаятельной игре в некоторых местах все же не хватало глубины. А вот прокофьевский концерт удался на славу – бешеная энергия, бьющая из-под пальцев, превращалась в ослепительный солнечный свет и разливалась по залу. Настал черед Дмитрия Маслеева, он завершал конкурсные прослушивания, а публика морально готовилась к новому потрясению. Но на этот раз скромный парень выбрал стратегию баланса, еще раз подтвердив правильность своего пути. Не без шероховатостей в техническом плане он глубоко прочувствовал Чайковского, а Прокофьев прозвучал столь ярко и грандиозно, что публику, которая еще не отошла от смертельной схватки второго тура, захлестнуло новой волной. На этот раз – победоносной силы, мощи человеческого духа и непоколебимой веры в светлое начало.

Фортепианная часть конкурса, с небольшими оговорками, – счастливый конец и утверждение объективности. Победил достойный: первая премия досталась Дмитрию Маслееву. Вторую поделили Лукас Генюшас и Джордж Ли, третью – Сергей Редькин и Даниил Харитонов, а четвертая вручена обласканному публикой и музыкальными критиками Люке Дебаргу. В качестве приятного бонуса французу предоставлена возможность выступить в Московском международном Доме музыки с сольным концертом в декабре.

В Москве также проходили прослушивания скрипачей, но члены жюри не смогли договориться, кто оказался сильнейшим, поэтому первую премию не присудили. Вторую получил Юй-Чень Цзэнь (Китай), на третье место усадили сразу троих участников – Гайка Казазяна (Россия), Александру Конунову (Молдова), Павла Милюкова (Россия), четвертая премия досталась Кларе-Джуми Кан (Германия), а пятая – Пом Сори Ким (Южная Корея).

Вокалисты, как и виолончелисты, соревновались в Санкт-Петербурге. В мужском сольном пении абсолютным победителем и обладателем Гран-при (ни много ни мало 100 000 долларов) стал сын Монголии и Бурятии Ганбаатар Ариунбаатар. В женском поединке первую премию завоевала Юлия Маточкина (Россия), вторые премии достались Чуаньюэ Ван (Китай) и Светлане Москаленко (Россия), третьи – Хан Сын Ю (Южная Корея) и Мане Галоян (Армения), четвертыми оказались Дмитрий Григорьев (Россия) и Антонина Весенина (Россия).

Виолончелистам присуждено самое большое количество премий, целых шесть. Первую завоевал Андрей Ионицэ (Румыния), вторую – Александр Рамм (Россия), третья досталась Александру Бузлову (Россия), четвертая – Пабло Феррандесу (Испания), пятая – Сон Мин Кан (Южная Корея) и шестая – Джонатану Роузману (Нидерланды).

Сразу после гала-концертов, прошедших поочередно в Большом зале консерватории (Москва, 2 июля) и Мариинке-2 (Санкт-Петербург, 3 июля), у лауреатов началась насыщенная гастрольная жизнь – победы надо доказывать и показывать всему миру. А обладатели первых премий Дмитрий Маслеев и Ганбаатар Ариунбаатар уже получили звание Заслуженных артистов Республики Бурятия – так малая Родина чествует своих героев.

P.S. Сам Петр Ильич ни в каком сне не мог видеть, что с 1958 года его имя станет символом одного из главных музыкальных состязаний в мире. Именно этот конкурс стал проводником в большой мир музыки для многих звезд академической сцены. За время своего существования было много грандиозного: и скандалов, и взрывов сверхъярких талантов. Пятнадцатое по счету соревнование обошлось без громких разборок, но точно открыло немало личностей глобального масштаба. Всплывают в памяти дневниковые записи Чайковского, где он делился своими переживаниями: «Когда я вспоминаю, что такое была русская музыка во времена моей юности, и сравниваю тогдашнее положение вещей с теперешним, то не могу не радоваться и не возлагать самых лучших надежд на будущее». Глядя на список лауреатов, где в каждой номинации представители из России занимают достойные места, мы видим, что тревога композитора была напрасной.

Александр Шляхов
Фото: tchaikovskycompetition.com


Поделиться:

Добавить комментарий

афиша
новости

На Старом Арбате появится «Севильский цирюльник»

21 и 22 апреля на Новой сцене Театра Вахтангова премьера: будет представлен новый спектакль по пьесе Пьера-Огюстена де Бомарше «Севильский...

Библионочь в РГБМ: Праздник в железнодорожной атмосфере

20 апреля с 18:00 до 24:00 в рамках всероссийской акции «Библионочь» Российская государственная библиотека для молодежи представит специальную программу— «Книжный...

«Белый вальс» и «Хвала котам…» — премьеры апреля

Eclectic знакомит с двумя ближайшими театральными премьерами в Москве. В афише Театра Пушкина появится спектакль студентов Евгения Писарева «Белый вальс»...

«Повести Пушкина» и орудия Провидения

6 июня 2024 года благодарные россияне и мировая общественность будут праздновать 225-летие со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина. В преддверии юбилея...

X Международный конкурс молодых композиторов памяти Альфреда Шнитке и Святослава Рихтера объявил победителей.

Новый художественный альбом Люси Вороновой и…бабочка в подарок

Фонд Люси Вороновой представил во Всероссийском музее декоративного искусства новый альбом Люси Вороновой «Мозаичность», приуроченный к 70-летию художницы и включающий...

Джексон Поллок в юбке превратила див Белгорода в картины

Анжелика Заозерская – известный журналист, устроила в родном городе выставку своих живописных полотен и представила коллекцию одежды на ее основе.

Онегин. Башмет. Окко

Спектакль Юрия Башмета «Евгений Онегин» войдет в авторскую коллекцию маэстро в онлайн-кинотеатре «Окко» с бесплатным доступом. Запись спектакля «Евгений Онегин»...

ВКОНТАКТЕ

Афиша

На Старом Арбате появится «Севильский цирюльник»

21 и 22 апреля на Новой сцене Театра Вахтангова премьера: будет представлен новый спектакль по пьесе Пьера-Огюстена де Бомарше «Севильский...

Библионочь в РГБМ: Праздник в железнодорожной атмосфере

20 апреля с 18:00 до 24:00 в рамках всероссийской акции «Библионочь» Российская государственная библиотека для молодежи представит специальную программу— «Книжный...

«Белый вальс» и «Хвала котам…» — премьеры апреля

Eclectic знакомит с двумя ближайшими театральными премьерами в Москве. В афише Театра Пушкина появится спектакль студентов Евгения Писарева «Белый вальс»...

«Повести Пушкина» и орудия Провидения

6 июня 2024 года благодарные россияне и мировая общественность будут праздновать 225-летие со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина. В преддверии юбилея...

Взгляд через призму человеческой сущности

24 марта на Основной сцене Московского драматического театра «Модерн» состоится показ спектакля «Человек с глазами Моцарта». Это история о любви...

Журнал Eclectic Адрес:
Алтуфьевское шоссе, д. 100, офис 1, Москва, Россия.
Телефон: +7 (499) 909-99-99 Email: web@aaph.ru Сайт: http://eclectic-magazine.ru/