культурная площадка

Вдохновение из «Оврага»

Кураторы выксунского «Арт-Оврага» Юлия Бычкова и Антон Кочуркин о прошедших трех годах фестиваля, их видении его перспектив и о том, как нужно развивать общественные пространства малых и больших городов.

Городской фестиваль в городе Выкса привлекает внимание одним только названием – «Арт-Овраг». Никаких тебе банальных «Цветочных феерий», «Яркого лета» или «Весенней капели». Брутально, как металлургическое производство, благодаря которому этот город с населением в 54 тысячи человек и держится. Уже 9 лет проводит его Благотворительный фонд «ОМК-Участие». Выксунский металлургический завод – здесь главное предприятие. Почти 30% выксунчан связаны с ним. И он входит в группу «ОМК». За это время из фестиваля уличной культуры и спорта он вырос в полноценный круглогодичный проект, который масштабно работает с местными жителями и городским пространством. Последние три года фестиваль курирует команда проектной группы «8 линий» Юлия Бычкова, как продюсер фестиваля, и Антон Кочуркин, как его главный куратор. Фестиваль развивается, получает все большую известность, его проекты становятся масштабнее и получают различные призы и премии. В этом году с 14 по 16 июня гостей Выксы ждет большая программа: от спортивных мероприятий до театральных перформансов, а рэпер Feduk выступит в качестве хэдлайнера. Мы поговорили с Юлией и Антоном о прошедших трех годах Арт-Оврага, их видении перспектив фестиваля и о том, как нужно развивать общественные пространства городов, малых и больших.

Вы – третьи кураторы фестиваля. Константин Гроусс привнес в Выксу уличное искусство, Олег Шапиро сделал городской фестиваль более массовым. Какой главной вклад вашего кураторства? Можете подвести какие-то промежуточные итоги фестивальной активности и своей работы?

Кочуркин: Во-первых, город стал более сплочённым. Больше людей поняли нужность этого проекта. Во-вторых, дружнее стали и стейкхолдеры города: это крупные предприятия, администрация города, которые раньше не понимали зачем нужен фестиваль. Появилось осознание, что это не просто развлечение для народа, а большой комплекс мер, который выгоден всем заинтересованным сторонам и действительно очень сильно меняет и развивает город. Появляются имиджевые и политические фидбеки. Приезжают туристы, которые дают имиджевые и финансовые плюсы.

Бычкова: Очень важно, что благодаря политике фонда «ОМК-участие» и нашему кураторству за эти три года проект начал осознанно и комплексно подходить к изменению города с помощью культуры. Запустились очень важные механизмы: городская среда может не только получать что-то от внешних кураторов, привозных артистов, она может сама продуцировать качественный художественный и социо-культурный продукт. И это, на наш взгляд, очень важное системное изменение. Все внешние вакцины работают временно и часто не оставляют после себя следов. Поэтому мы запустили много круглогодичных программ. Наш вклад заключается в том, что мы диверсифицировали нагрузку с трех дней фестиваля, с приезжих артистов, на художников, координаторов и менеджеров изнутри города, которые осознанно меняют среду вокруг себя. И это главный результат этих трех лет.Следующее – город стал более осознанно думать о своих публичных пространствах. «Арт-Овраг» принес городу, во-первых, большой федеральный грант на реконструкцию парка по программе благоустройства малых городов и исторических поселений. Это тоже косвенная выгода от фестиваля. Также запущен новый большой проект «Индустриальный стрит-арт парк». Этот проект – последовательное изложение разных направлений стрит-арта внутри заводского пространства, которые будут выполняться современными российскими художниками. Уникальность проекта состоит в том, что эти произведения затрагивают актуальные темы и создаются на стенах действующих цехов. Это можно сравнить с периодом расцвета советской индустриализации, когда все, что было связано с коллективным трудом  возвеличивалось и обожествлялось.  Советские художники старались обогатить рабочую среду, превратить ее в рай, а город – в сад. До сих пор мы видим уходящие памятники той эпохи в виде фресок на фасадах фабричных зданий, монументов на территориях заводов. В нашем случае это будут произведения актуальных художников, которые интересны не с идеологической точки зрения, как в советском союзе, но с культурной. Потому что это художники, произведения которых интересны как экспертам, так и людям неразбирающимся в искусстве. Это Миша MOST, который расписал самый большой в России мурал на заводской стене. Это Алексей Лука, который сейчас расписывает стену механоремонтного цеха. Этот проект запускается сейчас и будет развиваться  параллельно с фестивалем.


ART OVRAG вышел из рамок нескольких летних дней, и теперь культура будет сопровождать выксунцев на протяжении гораздо большего времени. Результаты этого мы точно увидим еще через несколько лет.

Мне кажется именно это вы и декларировали на конференции 17-го года, когда приступали к проекту?

Бычкова: Мы изначально понимали, что это нужно делать. В этом смысле нам очень повезло, что и Фонд, и компания «ОМК», и жители города откликнулись, а администрация города увлеклась на 125%. Результаты этого стали видны уже в прошлом году. Например, когда мы совместными усилиями выиграли грант по благоустройству парка. Для меня веха в городской урбанистике, что этот конкурс дал именно такие сплоченные команды.

А много ли в стране подобных фестивалей?

Бычкова: На самом деле, городских фестивалей, которые наполнены примерно такими же направлениями – достаточно. У нас в России проходит за сезон более тысячи фестивалей. В них есть и театр, и музыка, и современное искусство и даже где-то архитектура. Но наш фестиваль отличает то, что он сделан для городских жителей и вместе с ними. В каждом направлении программы у нас стоит KPI именно по вовлечению людей. На наш взгляд, в каждом городе есть ресурсный творческий потенциал для развития. Просто его надо правильно раскрыть. Для этого необходимо мягкими инструментами работать со средой, вдохновлять ее.

Это уже не фестивальная, не архитектурная, а какая-то иная, более сложная, деятельность…

Кочуркин: Это социокультурная работа со многими неизвестными. Если посмотреть в Википедии, о социокультурном подходе написано, что в решении этих проектов, много неизвестных факторов. Как в интегральном уравнении. 


Социокультурный подход – методологический подход на базе системного подхода, сущность которого состоит в попытке рассмотрения общества как единства культуры и социальности, образуемых и преобразуемых деятельностью человека. Это единство, согласно принципам системного подхода, образует целое, свойства которого не выводимы из характеристик частей. Сама личность при социокультурном подходе рассматривается как связанная с обществом как системой отношений и культурой как совокупностью ценностей и норм.<span class="su-quote-cite">Википедия</span>

Кочуркин: В Выксе появилась Арт-резиденция, в которой уже побывало 25 художников из разных точек России и Европы , а в городском музее возникла своя коллекция искусства. Это галерейная коллекция, в ней на сегодняший день – более 40 экспонатов. Эта коллекция может выставляться, ездить на гастроли в музеи других городов, продаваться, в конце концов. То есть это уже творческий актив города. Вообще за годы фестиваля в городе появилось больше 85 арт-объектов – это довольно серьезный уровень.

Этот творческий актив создали привлеченные художники?

Кочуркин: Да, это были художники, которые приезжали в Выксу на определенных условиях в Арт-резиденцию и создавали свои работы. Конечно, исходя из контекста города. То есть все, что мы там создаем, так или иначе связано с Выксой.

А художники внутри города – они что-то создают, о чем можно рассказать?

Кочуркин: Конкретный и интересный пример: в этом году реализуется интерактивная скульптура «Бинарные часы». Автор ее Андрей Матчин, местный предприниматель и художник. Он еще в прошлом году подал заявку в параллельную программу фестиваля и выиграл. Но не знал, как реализовать задуманное. Мы вместе придумали выход и совместными усилиями воплощаем его в жизнь. На самом деле придуманная им скульптура – инновационная вещь. Помимо своей сложной инженерной конструкции, она будет коммуницировать с городом через разные СМИ, взаимодействовать с людьми, определять их предпочтения и даже голоса «за» и «против» будет собирать!

Как это будет работать физически?

Кочуркин: Это устройство будет подключено к «вселенскому разуму», странице «ВКонтакте» местного ресурса «Выкса в курсе». Башня будет транслировать настроение города и показывать своим светом, что происходит в Выксе.

Очень яркая работа. А какие у вас самих наиболее яркие воспоминания или впечатления от Выксы?

Кочуркин: Впервые я был в Выксе давным-давно, меня пригласили в экспертный совет. Дело было зимой, было холодно и неуютно. Когда приехал в нее летом, перед фестивалем, меня поразила местная вода: большие озера, пруды. Я увидел, что в Выксе есть потрясающие места. Это просто город-курорт! Тогда и пришла мысль, что эту красоту нужно показывать. Так и появился наш Выксунский флот из арт-плотов, одной из целей которого стала активация водных ландшафтов Выксы.

Бычкова: Для меня ярким впечатлением, помимо природных ресурсов, стал перформанс «Страсти по Мартену». Он придумывался как эксперимент. И он не прошел зря: мы получили за него Гран-при премии имени Сергея Курехина, а сейчас проект номинирован на премию «Инновация». Такие мощные культурные акценты случаются, когда сходятся все звезды. Огромный мартеновский цех, который работал беспрерывно более 50-ти лет, превратили в площадку искусства, соединив в нем и художников, и композиторов, режиссеров, артистов и заводчан . Это был удивительный эксперимент. Думаю, это супер-планка для всего театрального сообщества.


Перформанс в постановке лауреата «Золотой маски» режиссера и хореографа Анны Абалихиной был одним из центральных проектов фестиваля «Арт-Овраг» в 2018 году. Он проходил в уникальном историческом мартеновском цехе Выксунского металлургического завода, постановка была посвящена закрытию одного из последних в России мартеновских цехов.


В плане воздействия фестиваля на горожан: конечно, они начинают мыслить более творчески и вовлекаться в общественную жизнь. Но, наверняка, есть и другие потоки: нет ли тенденции, что люди, увидев, как можно ярко и культурно жить, стремятся покинуть Выксу?

Бычкова: В первый наш год в Выксе, у нас был круглый стол, где специалисты говорили о том, что «прямую задачу – остановить отток людей из Выксы, «Арт-Овраг» осуществляет ровно наоборот». То есть мы показываем, транслируем качественные проекты, произведения, процессы, и люди уезжают искать их за пределами города. Это безусловно так, «Арт-Овраг» расширяет границы. Но когда у человека возникает вопрос вернуться ли в свой город, он скорее всего сделает это. Потому что у него есть гордость за собственный город и ощущение, что у города есть идентичность, а он сам – его часть. Он может, если хочет работать в креативной индустрии и связать себя с этим проектом.

У «Арт-Оврага» есть глобальная и локальная задачи. Локальную мы решаем на уровне города, формируя его идентичность и гордость жителей за него. Глобально – мы закрепляем классный проект на культурной карте нашей страны, говоря о том, что даже маленький город может и даже должен себе позволить развиваться именно так. И профессионалы это замечают. Выкса вошла в топ-25 городов по версии Агентства стратегических инициатив. На фестиваль приедет более 25 представителей других малых городов, чтобы увидеть, как проходит наш фестиваль. То есть мы стали законодателями трендов и механизмов городских изменений.

Тема нынешнего фестиваля «Когда сегодня становится завтра» – некий взгляд в будущее, каким вы видите будущее фестиваля?

Кочуркин: Во-первых, повышение качества и уровня современного искусства, которые появляется на городских площадях, улицах и парках. Я имею в виду и статус художников, и значимость их работ, и имиджевую составляющую. Во-вторых, это количество жителей, качественно вовлеченных в фестиваль. Одной из наших задач является подготовка кадров для фестиваля. Людей, которые постепенно заменяли бы привозных специалистов, нарабатывая у себя нужные компетенции.


Опыт Выксы нам дал четкое понимание, что качественный результат не может быть быстрым. Для того, чтобы культура зазвучала как инструмент, могут пройти десятилетия. Когда работаешь с творческим потенциалом и вообще находишься в зоне социокультурного проектирования, то результат не может быть быстрым. Но зато он может превзойти все мыслимые ожидания на двести процентов. <span class="su-quote-cite">Юлия Бычкова, продюсер фестиваля «Арт-Овраг»</span>

Есть какие-то яркие примеры этого?

Кочуркин: Хранитель Арт-резиденции Шафига Алахвердиева, недавно была на форуме Арт-резиденций в Санкт-Петербурге, где оказалась единственным локальным представителем Арт-резиденций. Все остальные кураторы были внешними. По версии журнала Strelka Magazine, наша резиденция вошла в топ-5 России.

Бычкова: Нашим локальным пиаром занимается Таня Остроглазова. У нее нет профессионального образования. В первый год она работала координатором фестиваля. Потом мы попросили ее помочь PR-команде, и она сделала это настолько качественно, что осталась на этой позиции, и теперь показывает супер-результаты. Даша Авдонина, которая пришла работать в PR, по нашей рекомендации ушла в фонд «ОМК-Участие», То есть через проект качественные кадры появляются внутри города.

Я считаю, что в какой-то момент фестиваль должен делаться руками выксунчан при минимальной поддержке внешней экспертизы. Это было бы круто. И в Выксе есть все ресурсы для этого.

Кочуркин: Я считаю, что фестиваль должен стать таким инструментом, который может и должен помогать качественно развивать общественные пространства. В малых городах нет таких институций, способных это делать: ни исследователей, ни профессионалов-архитекторов, разбирающихся в современных тенденциях. Надеюсь, что «Арт-Овраг» в будущем будет решать эту проблему еще более масштабно.

А вообще остались неосвоенные искусством городские территории? За 9 лет в небольшом городе можно сделать все арт-пространством, вы уже даже на территорию завод зашли!

Бычкова: На самом деле, конечно же, остались! У фестиваля, безусловно, очень мощная энергия, но все же ограниченный ресурс. Фестиваль держит очень четкую грань – что он делает, а что должен делать город. Потому что культура не может решить все проблемы. Она может вдохновить, дать некую консультационную экспертизу, показать пример того, что можно сделать. Но все же основная нагрузка лежит на жителях и городе. Нам хотелось бы, чтобы эта экспертиза передавалась дальше. Для этого мы выпустили методическое пособие «Создай свой город», которое объединило опыт фестиваля. Оно о том, как можно преобразовать дворовые и общественные пространства своими силами.

В этом году на фестивале будет проведена большая работа по его инклюзивности: появятся пандусы, тифлокомментарии, будут созданы модели, которые смогут потрогать слабовидящие люди. Это тоже показатель того, как организаторы, в частности Фонд, думают не только о заводе, а в целом о среде города.

Ваша проектная группа «8 линий» работает в области развития территорий, архитектуры, ландшафта и дизайна, можете немного рассказать о тенденциях, которые в этой сфере актуальны сейчас в мире?

Кочуркин: На данном этапе развития человечества, которое Кен Уилбер определяет как зеленый период, для создания городских пространств актуальны совершенно определенные вещи. Первое: использование местных материалов и технологий. Это позволяет придерживаться экологического подхода и участвовать в реализации общественных пространств силами местных компаний. Вторым важным критерием является гибкость и многофункциональность пространства: то есть проектировщики должны предусматривать разные сценарии его использования. Еще один момент: акцент на исследование при разработке технического задания (создание портрета аудитории, модели ее поведения, размер возможного среднего чека, который посетитель сможет оставить), за такими исследованиями идут предприниматели. Также крайне важным является привлечение соинвестирования частного капитала. Это необходимо, потому что общественное пространство не окупается, у него нет такой задачи. Но оно может  приносить дивиденды по-другому, через косвенные выгоды – сервисы, добавочную стоимость и т.д. Все эти и другие принципы мы применяем в наших проектах в Выксе, Татарстане и даже на Камчатке.

Бычкова: Хочу добавить, что общественное пространство очень хорошо работает, когда ты применяешь принцип соучастного проектирования, когда привлекаешь на уровне идеи максимальное количество интересантов этого места. Когда ты не делаешь все единолично сам, то получаешь совсем другой уровень энергии. Мы это видим на всех наших проектах и в Выксе, и в Калуге. Принцип «Не навреди!» – также отлично работает и в архитектурных проектах.

Беседовал Александр Стрига
Фото: пресс-служба фестиваля, Александр Стрига


Поделиться:

Добавить комментарий

афиша
новости

На Старом Арбате появится «Севильский цирюльник»

21 и 22 апреля на Новой сцене Театра Вахтангова премьера: будет представлен новый спектакль по пьесе Пьера-Огюстена де Бомарше «Севильский...

Библионочь в РГБМ: Праздник в железнодорожной атмосфере

20 апреля с 18:00 до 24:00 в рамках всероссийской акции «Библионочь» Российская государственная библиотека для молодежи представит специальную программу— «Книжный...

«Белый вальс» и «Хвала котам…» — премьеры апреля

Eclectic знакомит с двумя ближайшими театральными премьерами в Москве. В афише Театра Пушкина появится спектакль студентов Евгения Писарева «Белый вальс»...

«Повести Пушкина» и орудия Провидения

6 июня 2024 года благодарные россияне и мировая общественность будут праздновать 225-летие со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина. В преддверии юбилея...

X Международный конкурс молодых композиторов памяти Альфреда Шнитке и Святослава Рихтера объявил победителей.

Новый художественный альбом Люси Вороновой и…бабочка в подарок

Фонд Люси Вороновой представил во Всероссийском музее декоративного искусства новый альбом Люси Вороновой «Мозаичность», приуроченный к 70-летию художницы и включающий...

Джексон Поллок в юбке превратила див Белгорода в картины

Анжелика Заозерская – известный журналист, устроила в родном городе выставку своих живописных полотен и представила коллекцию одежды на ее основе.

Онегин. Башмет. Окко

Спектакль Юрия Башмета «Евгений Онегин» войдет в авторскую коллекцию маэстро в онлайн-кинотеатре «Окко» с бесплатным доступом. Запись спектакля «Евгений Онегин»...

ВКОНТАКТЕ

Афиша

На Старом Арбате появится «Севильский цирюльник»

21 и 22 апреля на Новой сцене Театра Вахтангова премьера: будет представлен новый спектакль по пьесе Пьера-Огюстена де Бомарше «Севильский...

Библионочь в РГБМ: Праздник в железнодорожной атмосфере

20 апреля с 18:00 до 24:00 в рамках всероссийской акции «Библионочь» Российская государственная библиотека для молодежи представит специальную программу— «Книжный...

«Белый вальс» и «Хвала котам…» — премьеры апреля

Eclectic знакомит с двумя ближайшими театральными премьерами в Москве. В афише Театра Пушкина появится спектакль студентов Евгения Писарева «Белый вальс»...

«Повести Пушкина» и орудия Провидения

6 июня 2024 года благодарные россияне и мировая общественность будут праздновать 225-летие со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина. В преддверии юбилея...

Взгляд через призму человеческой сущности

24 марта на Основной сцене Московского драматического театра «Модерн» состоится показ спектакля «Человек с глазами Моцарта». Это история о любви...

Журнал Eclectic Адрес:
Алтуфьевское шоссе, д. 100, офис 1, Москва, Россия.
Телефон: +7 (499) 909-99-99 Email: web@aaph.ru Сайт: http://eclectic-magazine.ru/