культурная площадка

Приношение великому Чайковскому

Первый open air после снятия ограничений на массовые мероприятия – VI международный Фестиваль искусств им. П.И. Чайковского, прошел с 31 июля по 9 августа в Клину.

Фестиваль, при поддержке Министерств Культуры, как Российской Федерации, так и Московской области, проходит в Клину, на территории Государственного мемориального музыкального музея‑заповедника П.И. Чайковского, уже шестой год подряд, но нынче, впервые, его художественным руководителем стал Народный артист СССР, маэстро Юрий Башмет.

Открылся фестиваль 31 августа чтением писем Петра Ильича к Антону Павловичу «Ч+Ч», Чайковский плюс Чехов, в исполнении Сергей Гармаша, Артистов Мелиховского театра «Чеховская Студия» и Камерного ансамбля «Солисты Москвы» под управлением Юрия Башмета . Переписка двух русских гениев стала мировой премьерой и знаковым событием к 180-летию великого русского композитора.

Во второй день фестиваля на сцене царил балет. Все участники «Балетного дивертисмента к 180-летию П.И. Чайковского» были счастливы наконец-то выйти на сцену и предстать перед публикой после столь долгого перерыва. Под руководством Народного артиста России Николая Цискаридзе, режиссера концерта, выступили премьеры и солисты Большого: Денис Родькин, Элеонора Севенард, Алена Ледях; солисты Мариинского театра: Надежда Гончар, Иван Оскорбин, Анастасия Лукина и Алексей Тимофеев; солисты Имперского Русского балета: Нариман Бекжанов и Лина Шевелева; солисты театра балета Бориса Эйфмана: Олег Габышев и Сергей Волобуев. В концертной программе были представлены известные на весь мир партии и дивертисменты из балетов «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик» в классической и современной хореографии.

Николай Цискаридзе, общаясь с журналистами, рассказал, что во время карантина был очень счастлив. Впервые в жизни ему удалось так долго отдыхать и ему очень понравилось сидеть дома, смотреть фильмы, читать книги и есть все, что захочется. Ведь он уже не действующий танцор, чтобы строго следить за диетой и мог себе позволить многое. Николай отметил, что все необходимые меры защиты, принимаемые в общественных местах и на сценических площадках, вряд ли будут стопроцентно эффективны в случае, если будет хоть один зараженный. «Не может быть ни одного спектакля с соблюдением дистанции между артистами.  Это полная ерунда. Если опасность реально существует, тогда нам всем надо сидеть дома в жестком карантине. Когда у меня в классах заболевает хоть один человек – на следующий день «выкосит» полшколы». Значит, каждый человек должен ответственно относиться к мерам самозащиты, чтобы не стать источником заражения окружающих. Всегда открытый и искренний Николай Цискаридзе также прошелся по системе онлайн-образования, рассказывая, что во время карантина, в течение четырех месяцев каждый день, бескорыстно занимался и помогал поддерживать форму своим ученикам, находящимся в разных частях света. Он отметил, что это очень тяжело и преподавать онлайн хореографические дисциплины — нонсенс. А если еще раз возникнет необходимость соблюдения карантина, то лучше объявить на это время длинные каникулы.

Во время пресс-конференции Николая Цискаридзе произошел трогательный эпизод. К известному на весь мир танцовщику подошла пожилая дама и, протянув роскошный букет, сказала, что это она на протяжении 13 лет писала ему письма. Николай совершенно растрогался и попросил разрешения сделать селфи с самой «юной» поклонницей своего таланта.

Цискаридзе впервые принимал участие в фестивале в Клину в качестве режиссера и ведущего концерта. Перед началом программы, он сказал несколько слов к 180-летию великого композитора: «Чайковский – это мировая классика балета и все, кто работает в этом жанре искусства, танцуют, начиная с кордебалета, в балетах композитора. Партитура «Лебединого озера» написана в 1877 году и ее так до сих пор никто по-настоящему не поставил. Петр Ильич произвел революцию в балете. Именно после него серьезные композиторы стали обращать внимание на написание музыки для балетов. Чайковский любил балет и есть свидетельство, что когда в Россию приехал Камиль Сен-Санс, то они с Петром Ильичом, нацепив на себя дамские юбки, под аккомпанемент Рубинштейна, на сцене Консерватории, исполняли вариации из разных популярных тогда балетов. Композитор ходил в классы Большого театра, сидел на репетициях, чтобы понимать какое движение и как исполняется. Сегодня не существует ни одного театра или концерта классической музыки в мире без «Спящей красавицы», «Лебединого озера» или «Щелкунчика», без музыки Чайковского. И очень жаль, что в свое время наша страна не запатентовала авторское право на имя Чайковского и хореографию Петипа, и нам не капают за это роялти. Эти дивиденды были бы гораздо большие,  чем те, что приносят нам газовые и нефтяные трубы». 

Художественный руководитель VI Международного Фестиваля искусств им. П.И. Чайковского в Клину, маэстро Юрий Башмет, рассказал, что когда-то влюбился в классическую музыку именно благодаря Петру Ильичу. «Я учился в школе и, услышав на уроке музыкальной литературы «Шестую симфонию», понял, что есть кто-то лучше «Битлз». То, что я стал художественным руководителем фестиваля — важно для меня. Мы же с оркестром принимали участие в нем многие годы. И вот теперь появилась возможность сделать фестиваль подобный фестивалю Моцарта в Зальцбурге. У нас уже есть ежегодные музыкальные фестивали в Ярославле и Сочи, а теперь еще и в Клину. В этом году в программе было много оригинальных вещей, которые люди еще не слышали – в каждом концерте сплошные премьеры. Фестиваль стал разножанровым, думаю, он таким и должен быть. Если бы Петр Ильич жил сегодня, мне кажется, он бы писал немного другим «языком». Но мы должны сохранять русские и классические традиции. Как в городе Туре, во Франции сохраняют чистоту французского языка, например, так и мы должны на 70 процентов в фестивале сохранять наше, на фестивале можно представить и народную музыку.  А уже 30 процентов добавлять  что-то, что может разнообразить фестиваль и показать его международный статус».

В этом году в программу фестиваля вошли разные направления искусств, близкие самому Чайковскому: драматический театр, балет, джаз. Среди главных участников форума были: Евгений Миронов, Елизавета Боярская, Игорь Бутман, Денис Мацуев, Владимир Федосеев, Сергей Гармаш, Дмитрий Бертман и солисты «Геликон-оперы», всероссийский юношеский симфонический оркестр и многие другие. Все концерты фестиваля прошли в формате open air на нескольких сценах: на большой поляне Музея-заповедника П.И. Чайковского, где установили почти 600 посадочных мест со специальной рассадкой зрителей, а также на единственной в Подмосковье сцене на воде в парке «Сестрорецкий». Юрий Башмет, во время проведения форума, дал два дополнительных концерта специально для врачей и волонтеров, борющихся с COVID-19. В концертах приняли участие два коллектива маэстро: обладатель «Грэмми», камерный ансамбль «Солисты Москвы», и Государственный симфонический оркестр «Новая Россия».

Особое внимание было уделено образовательным и просветительским проектам: прошла вторая Международная музыкальная академия фестиваля, Школа молодых журналистов, пишущих о культуре и, впервые, состоялась Международная научная конференция, посвященная 180-летию П.И. Чайковского.

В заключительной пресс-конференции для изданий и телеканалов, которая тоже прошла на свежем воздухе, художественный руководитель VI Международного Фестиваля искусств им. П.И. Чайковского в Клину, маэстро Юрий Башмет сказал: «Грустно, что фестиваль подошел к концу. Но радостно, что у нас никто не заболел. Как вы видите, мы честно выполняем указания Роспотребнадзора. С самого начала существования этот фестиваль занял важное место в культурной жизни страны как представительный музыкальный форум, в рамках которого выступают выдающиеся музыкальные коллективы и исполнители. Весной 2019 года фестиваль искусств П.И. Чайковского вошёл в Европейскую ассоциацию фестивалей, наряду с театральным фестивалем во французском Авиньоне и музыкальным в шотландском Эдинбурге. В ближайшем будущем мы ждем начала строительства концертного зала здесь, в Клину».

Евгения Стрига
Фото: Евгения Стрига


Поделиться:

Добавить комментарий

афиша
новости

Афиша выставок Москвы в марте 2021

Продолжаем знакомить с новыми проектами на московских выставочных площадках. Дальше будет еще интереснее.   Билл Виола. Путешествие души ГМИИ им....

В Театре Наций поставят травелог Достоевского

3, 4 и 21 марта на малой сцене Театра Наций пройдёт премьера спектакля режиссера Елены Невежиной «Зимние заметки о летних...

«Наши художники» ввели «Масочный режим»

В галерее «Наши художники» открылась выставка «Масочный режим» — в рамках которой авторы переосмыслили эту примету пандемического времени и новой...

Only You – признание в любви

3 марта Симфонический оркестр Москвы «Русская филармония» представляет в Московском международном Дом музыки концерт Only You, который пройдет в рамках...

Бронзовый дебют B-Tuning в чемпионате России по зимнему треку

Следующий боевой выезд B-Tuning состоится 23 февраля - команда выступит в трековых гонках на Центральном московском ипподроме. 

На перевал Дятлова. Документально

Документальный фильм о мотоэкспедиции по перевалу Дятлова набирает обороты в YouTube.

Со «звездами» на дружеской ноге, но с верой в себя

Астролог Тамара Глоба считает, что в наступившем году наша страна выходит на новый путь, а осенью не будет никаких препятствий для передвижений по миру.

Нейромонах Феофан открыл 2021 год релизом прямо в новогоднюю ночь

Нейромонах Феофан сделал новогодний подарок всем своим слушателям и ночью с 31 декабря на 1 января выпустил новый трек «На заре».
FACEBOOK
ВКОНТАКТЕ

Афиша

Афиша выставок Москвы в марте 2021

Продолжаем знакомить с новыми проектами на московских выставочных площадках. Дальше будет еще интереснее.   Билл Виола. Путешествие души ГМИИ им....

В Театре Наций поставят травелог Достоевского

3, 4 и 21 марта на малой сцене Театра Наций пройдёт премьера спектакля режиссера Елены Невежиной «Зимние заметки о летних...

«Наши художники» ввели «Масочный режим»

В галерее «Наши художники» открылась выставка «Масочный режим» — в рамках которой авторы переосмыслили эту примету пандемического времени и новой...

Only You – признание в любви

3 марта Симфонический оркестр Москвы «Русская филармония» представляет в Московском международном Дом музыки концерт Only You, который пройдет в рамках...

Афиша выставок Москвы в феврале-марте

ECLECTIC продолжает знакомить с разнообразными выставочными проектами на московских арт-площадках. Продолжение следует.   «Московская жизнь Джамбаттисты Тьеполо и его сына...

Журнал Eclectic Адрес:
Алтуфьевское шоссе, д. 100, офис 1, Москва, Россия.
Телефон: +7 (499) 909-99-99 Email: web@aaph.ru Сайт: http://eclectic-magazine.ru/