Конкурс проходил в Москве с 14 по 20 октября 2017 года и завершился гала-концертом в Малом зале Московской консерватории. Инициатором учреждения такого состязания стало Моцартовское общество и, прежде всего, его бессменный президент нар. артистка РФ, профессор Московской консерватории Галина Писаренко, одна из наиболее выдающихся учеников Нины Львовны Дорлиак и продолжатель её традиций камерного пения и педагогических традиций.
Соучредителями конкурса стали Министерство культуры РФ и Московская консерватория. Результаты конкурса оправдали, а в определенном отношении и превзошли наши ожидания. Дело в том, что в некоторых недавних конкурсах вокалистов число участников было смехотворно малым. Но число желающих принять участие в конкурсе имени Нины Дорлиак оказалось настолько велико, что пришлось вдвое сократить число номеров, исполняемых конкурсантами в первом туре; в противном случае предварительное прослушивание затянулось, и весь график проведения конкурса был бы нарушен. Такое решение организационного комитета кого-то из участников конкурса огорчило, а кого-то и обрадовало: выбор произведений для отборочного тура предоставлялся самим конкурсантам.
Жюри состояло в основном из лиц, имевших творческое соприкосновение с Ниной Львовной Дорлиак: Галина Писаренко (председатель жюри), Анегина Ильина-Дмитриева, Елена Брылёва, Александр Науменко и Яна Иванилова – ее бывшие студенты и аспиранты, Ирина Кириллова – работала концертмейстером в классе Дорлиак около 30 лет, Рузанна Лисициан – единомышленник в камерном вокальном творчестве и коллега по преподавательскому цеху. В составе жюри были и два представителя музыкальной Австрии: Роберт Холл, бас с мировой известностью, и баритон Вольфганг Хольцмайер, представитель Международного фонда Моцартеум (Зальцбург), профессор Зальцбургского университета и Королевской академии музыки (Лондон). Судить на первом туре, естественно было легче, хотя и среди не прошедших во второй тур осталось немало вокалистов, имеющих отличные вокальные данные и артистические способности. Ну а при отборе в финальный тур жюри пришлось встретиться со значительными сложностями. Были и разногласия в оценках, что совершенно естественно: девять членов жюри не могли не иметь различные взгляды на многие критерии при оценке вокального уровня и исполнительской манеры конкурсантов.
Так или иначе, в финал прошли 14 человек, из которых с ещё большими трудностями пришлось определить лауреатов. Но если бы каким-то образом можно было определить предпочтение публики, то приз зрительских симпатий, я уверен, достался бы Михаилу Головушкину, молодому басу из Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко. Первая и вторая премии были отданы сопрано из Санкт-Петербурга Юлии Любимовой и Натальи Меньшиковой (Кучиной). Ну а Гран-при достался Альбине Латиповой, за которую горячо ратовала Австрийская часть жюри, высоко оценившая ее безупречное исполнение немецко-австрийского репертуара. Среди дипломантов, получивших специальные призы за лучшее исполнение сочинений тех или иных авторов, мне особенно хотелось бы выделить Татьяну Иващенко, получившую приз за лучшее исполнение немецких композиторов. Но лично я присудил бы ей приз за другое – за необыкновенно артистичное, глубоко прочувствованное исполнение романса Римского-Корсакова «Редеет облаков летучая гряда». После конкурса лауреатам и дипломантам предстоит участие в музыкальных праздниках на престижных концертных площадках – в Мемориальной квартире Святослава Рихтера, в ЦДРИ, на Рихтеровском фестивале в Тарусе и пр. Но организовать и провести этот конкурс было бы невозможно без солидной финансовой поддержки. Финансовую помощь в проведении конкурса им. Дорлиак оказали Фонд культурных и образовательных программ «Открытое море» (www.openseafoundation.com), попечительский совет Моцартовского общества (АНО «ОЛММ»), Ирина Александровна Антонова и Ирина Антоновна Шостакович. Мы счастливы, что в России возрождается институт меценатов и спонсоров, благодаря чему, как и в дореволюционной России, сегодня в нашей стране стали осуществляться большие культурные проекты.
Александр Розинкин
Руководитель издательской программы «Моцартовского общества» (АНО «ОЛММ»)
Фото: Студия «Камертон»
Поделиться:
Еще на эту тему
-
Инструментальный концерт XX столетия
В рамках Третьего зимнего международного фестиваля искусств в Москве под руководством маэстро Юрия Башмета в модном зале «Зарядье» прошел концерт прошлого века.
-
Среди друзей и камней
Маэстро Юрий Башмет очередной свой День рождения отметил выступлением на сцене концертного зала имени Чайковского в окружении друзей и камней.
-
Секс, идея, кости, все и ничего
Блеск, богатство и разврат мегаполиса. Хип-хоп исполнитель и саунд-продюсер Alex Vilenskiy о своем творчестве.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.