музыка

Самый высокий голос в мире

Оперная певица Светлана Феодулова: «На моем авторском шоу каждый зритель сможет стать участником и свидетелем уникального события»!

Имя оперной певицы Светланы Феодуловой навсегда связано с установлением невероятного рекорда, ведь ее голос официально признан самым высоким в мире. Однако исполнительница не собирается останавливаться на достигнутом и планирует удивить публику на авторском шоу «Секрет новогодних игрушек» очередным сюрпризом. Откроем секрет – он связан с установлением нового рекорда! Светлана Феодулова рассказывает о своем профессиональном дебюте на большой сцене, первом альбоме «Вдохновение» и о том, почему зрителям нужно непременно посетить ее авторское новогоднее шоу в «Live Арена».

Ваша карьера началась очень рано – вы были солисткой Большого детского хора. Как этот уникальный опыт работы в столь юном возрасте повлиял на ваше становление как певицы и дисциплинировало ли это вас для будущей оперной карьеры?

Несомненно, опыт работы в большом профессиональном коллективе в моем детстве заметно сказался на творчестве, дисциплине, музыкальном вкусе и отношении к избранному делу. Очень хотелось бы посоветовать родителям отдавать своих деток в творческие коллективы – хотя бы в полупрофессиональные или самодеятельные. Тем более, что сейчас в нашей стране активно восстанавливается деятельность в Домах культуры, что является замечательной тенденцией. По возможности и при наличии данных у ребенка рекомендую родителям обязательно задуматься о профессиональном коллективе. Исходя из собственного детского опыта могу сказать однозначно, что это великолепно кует личность! Тут есть все − внутренняя дисциплина, общение с коллективом, умение сливаться в едином звучании. В профессиональном коллективе всегда происходит колоссальное становление человека, обогащение его культуры и, конечно, воспитание музыкального и сценического вкуса, в том числе, и выход на сцену с большими артистами. Прекрасно помню запись «Голубого огонька» с Иосифом Давыдовичем Кобзоном и то, как мы впитывали энергетику, исполнение и харизму такого великого человека и исполнителя. Это яркий пример того, как всего один артист может наполнить собой весь зал. Да, мы были маленькими, но уже тогда перенимали важное воспитание мастеров. Очень благодарна родителям за то, что отдали в профессиональный коллектив и параллельно записали в музыкальную школу имени Ф. И. Шаляпина. В результате уже при первом выходе на сцену я определилась с выбором профессии. На мой взгляд, так прекрасно, когда дети занимаются творчеством, чтобы тревожить искусством сердца людей!

Вы получали профессиональное образование в Академии хорового искусства и на мастер-классах в Италии. Какой педагог или какой конкретный метод работы с голосом оказался для вас самым ценным открытием?

Никогда бы не выделила что-то одно. В моем случае наблюдался очень сложный голос. Соответствующей оказалась и работа над ним. Педагоги говорили, что колоратурное сопрано – очень редкий голос в мире, который рождается раз в столетие. Действительно, с ним сложно работать. Каждый наставник привнес что-то важное в раскрытие моего голоса. Пушкина Майя Марковна сгладила переходные ноты в серединном регистре. Мирзоян Лариса Сергеевна, к которой я пришла уже с определенной базой, работала над точным смыканием, чтобы не расширять звук, – в итоге верх полетел так легко и свободно. Джанет Перри раскрыла интереснейшие приемы с колоратурными пассажами и уделяла внимание не только вокалу, но и слову. Майкл Пауэлл показал уникальный прием для контроля гортани, который сейчас сама демонстрирую на мастер-классах. Большая благодарность педагогам за то, что не конкурировали в борьбе за ученика, а объединились для раскрытия колоратурного сопрано. Мы всегда работали с обратной связью, поэтому у меня отсутствовал страх сказать о своем дискомфорте и предложить использовать что-то другое. Это очень важно, потому что иногда наблюдаю, как учитель ставит себя непререкаемым авторитетом перед учениками, не оставляя им выбора.

Ваши первые шаги на оперной сцене в 2010 году, как отмечают, были уверенными. С чего начался ваш профессиональный дебют и присутствовало ли волнение, когда вы осознали, что пение – это ваша основная профессия?

Припоминаю, что выходила на сцену с репертуаром и пела оперные арии даже немного раньше 2010 года. Волнение присутствовало, но всегда вовремя давал о себе знать опыт работы, включая деятельность и в Большом детском хоре Виктора Сергеевича Попова. Профессионализм помогал справляться с эмоциями. Очень волнительным был первый сольный концерт с Большим симфоническим оркестром, который длился более двух часов. Исполняла романсы «Соловей» Алябьева, «Здесь хорошо» и «Вокализ» Рахманинова. Остальные произведения были сверхтехничные – Ария Царицы ночи из оперы «Волшебная флейта» Моцарта, Ария Лакме Лео Делиба из оперы «Лакме», которую исполняла на русском языке. Конечно, на концерте прозвучала Ария куклы Олимпии из оперы «Сказки Гофмана» Ж. Оффенбаха и много других сверхтехничных произведений. За неделю до важной даты ложилась спать с волнительным предвкушением, ведь это была моя мечта. Выходила на сцену с уверенностью, любовью к зрителям и эмоциями, которые вкладываю в каждое произведение всегда. После выступления меня пригласили петь в Большой театр.

Вы официально признаны обладательницей самого высокого колоратурного сопрано и занесены в «Российскую Книгу Рекордов»? Что для вас лично значит этот рекорд?

Сейчас рекорд стал некой визитной карточкой, подчеркивающей уникальность голоса в мировом масштабе. Для меня это важно из-за повышенного уровня ответственности. Однако изначально я устанавливала рекорд исключительно ради справки об уникальном и нестандартном строении голоса – чтобы рассчитывать на правильное обучение в работе с ним. Дело в том, что до рекорда нередко сталкивалась с мнением педагогов об определенных стандартах, которые мне просто не подходили. Хотела петь высоко, но получала ответ «еще рано». Мне давали крепкий репертуар, который просто не шел, что я интуитивно понимала. На фестивале в Италии случайно спела эти ноты и вылетела в четвертую октаву. Даже испугалась немного, но в итоге получила очень хорошие рекомендации. Кстати, учителя потом признали свою неправоту. Моим голосом заинтересовались и порекомендовали установить рекорд Гиннесса. Так появилась интересная цель. Признаюсь, сначала хотела просто получить справку в целях дальнейшего изучения и развития собственного голоса. Мои связки сверхэластичные и растягиваются на высоких нотах. Сейчас у меня даже есть рекорд, как я пою тринадцать нот в секунду, что обнаружилось совершенно случайно – во время исполнения пассажа. В настоящий момент планируем зафиксировать еще один рекорд, но уже с наибольшим результатом – шестнадцать нот в секунду. Возможно, что это случится на концерте в «Life Арена» с приглашением представителей Книги рекордов Гиннесса, где каждый зритель сможет стать участником и свидетелем уникального события.

Ваш голос описывают как обладающий неограниченным легким верхним регистром. Как вам удается сохранять такую легкость и серебристость тембра на экстремально высоких нотах?

С одной стороны, это природа, а с другой – обучение, включая технику, дыхание, умение резонировать в зале, окрашивать голос эмоциями. Здесь имеют значение две важнейшие составляющие. Также речь идет про колоссальный труд. Пять часов почти ежедневной работы с Майей Марковной Пушкиной, гимнастика Стрельниковой, которой занималась с ее учеником Щетининым, пластика, актерское мастерство – когда ты поешь, учитывается решительно все.  Даже сейчас нахожусь в поиске и активно развиваюсь, чтобы мой голос становился еще ярче и техничнее. Никогда нельзя говорить, что учиться больше не надо. Артисту необходимо совершенствовать себя всегда − подачу, звучание, диапазон, актерское мастерство.

Ваше присутствие на сцене называют динамичным. Как вы работаете над сценическим образом для разных партий и насколько важно, на ваш взгляд, не только спеть, но и «прожить» и «показать» оперную героиню, особенно такую сложную, как Царица Ночи?

Заинтересованным людям хочу посоветовать прочесть книгу о Федоре Шаляпине «Маска и душа». Там есть все: как существует артист в жизни и на сцене, как готовится к выступлениям. Для меня данная книга – яркий пример и бесценный опыт того, как человек детально работал над своим образом и как передавал через голос каждую эмоцию. Не могу здесь не вспомнить моего мастера по актерскому мастерству Андрея Борисовича Моргунова, который всегда спрашивал: «А как бы ты это прожила?» Так мы находили самый органичный вариант. Большое счастье соприкоснуться с таким великим человеком и большим мастером. Знаете, с Андреем Борисовичем вообще невозможно сделать какое-либо произведение плохо – у его учеников всегда получался блестящий результат. Со своими педагогами я советуюсь и по сей день. Они умеют объяснить и раскрыть твой потенциал. Мне кажется, что каждый человек талантлив, но его нужно зажечь! Ария Царица Ночи очень непростая, на самом деле. Чудесное произведение, которое звучит как волшебная фея. В концертном варианте, конечно, избегаю сильной драматургии, но тем не менее, и там присутствуют мои личные находки. Главное – не перегнуть палку с передачей состояния гнева героини.

В 2025 году вы выпустили масштабный альбом «Вдохновение». Как родилась идея этого проекта и как вы выбирали произведения для него? Было ли сотрудничество с другими музыкантами, которое оказалось для вас особенно интересным?

В моем первом альбоме собрано все самое ценное и уникальное. Каждая наработка создана с любовью и максимальным раскрытием колоратурного сопрано и техники. Здесь звучат красивейшие произведения и присутствуют легкие кроссоверы в стиле диснеевской сказки. Последний момент сыграл важную роль, потому что мой альбом «Вдохновение» слушают не только взрослые люди, интересующиеся оперной музыкой, но и дети. Есть Ария Электры в современной аранжировке, но с классическим исполнением вокала. Мы хотели сделать альбом в духе современного времени. Еще он уникален тем, что вы услышите звучание под старину, словно слушаете старую пластинку и одновременно с присутствием современных эффектов. Это необычный проект и мой самый любимейший диск! Своих слушателей прошу обратить внимание на вариации Проха, потому что такое исполнение собирала по крупицам, стараясь приблизиться к первоначальной задумке автора. В середине Вальса Штрауса у меня звучат уникально высокие ноты, которые приближаются к рекордным. Начинается альбом «Вдохновение» с увертюры, где пересекаются мелодии произведений, как попурри, − еще одна интересная задумка. Звучат лейтмотивы героинь из самых ярких произведений, которые исполняются.  Арию Фигаро я спела на русском языке и сделала во фразировке, похожей на подачу и энергетику Муслима Магомаева. Уникальна и «Аве Мария» Шуберта. Кстати, она обрела популярность в Бразилии – за одну ночь мы набрали три миллиона прослушиваний. В моем диске «Вдохновение» собрано все самое любимое − и спето оно от души. Очень хотелось познакомить слушателей с колоратурным сопрано и при всем этом предоставить доступный и отчасти современный материал. Желаю приятного прослушивания!

Помимо сольной карьеры вы занимаетесь преподаванием и участвуете в просветительских проектах, например, в программах на «Радио Вера». Почему для вас важна эта сторона деятельности и что вы, как педагог, стараетесь в первую очередь передать молодым певцам?

Наверное, свою роль сыграли дисциплина и воспитание к искусству – не потреблять, а отдавать. Мне интересно и важно делиться накопленным опытом с молодым поколением, вдохновлять его на совершенствование своего творческого таланта. Да, у нас много совместных работ с проектом «Радио Вера», с телеканалом «Спас». Просветительская деятельность насыщает мою жизнь. Например, совсем недавно в городе Ульяновске состоялся мастер-класс, где читала лекцию на тему «Исполнение военно-патриотической песни». Разбирали методики, связанные с правильным дыханием, говорили о гигиене голоса. Сейчас принимаю участие в фестивале «Танцуй и пой, моя Россия», в рамках которого ездим по разным регионам страны с мастер-классами и проводим отбор творческих коллективов среди государственных и самодеятельных ансамблей. Нахожусь в составе жюри. Очень увлекательный процесс и фейерверк эмоций. Отдельно хочу отметить, что присутствовала на мастер-классе Михаила Петровича Мурашко – это человек-легенда и великий хореограф. Для себя, как для артиста, сделала очень много интересных выводов. На мой взгляд, обмениваться опытом и передавать его младшему поколению – это необходимо!

Если оглянуться на пройденный путь, какие профессиональные цели и мечты остаются для вас самыми вдохновляющими и важными на сегодня? Есть ли у вас желание освоить совершенно новые для себя оперные партии или, возможно, реализовать не связанный с академической музыкой проект?

Сейчас как раз работаю над новым материалом. В 2026 году мы сделаем запись концерта Глиэра для голоса с оркестром – моя давняя мечта. Считаю данный момент большим вкладом в историю и культуру России. Меня всегда впечатляло то, как «Дю Солей» отформатировал цирковое искусство в масштаб настоящего шоу, погрузив зрителей в атмосферу высочайшего пилотажа. Очень люблю цирк, поэтому однажды появилась мечта тоже создать уникальный проект с необычными идеями. В этом году зрители не просто придут на спектакль, а станут свидетелями установления нового рекорда, о чем говорила выше. Если говорить о предстоящем шоу, то оно грандиозное и очень оригинальное – это и преподнесение классики в новом формате с аранжировкой в современном звучании, и визуальная эстетика, и смысловая история, и торжество великого и могучего русского языка. Все тексты, прочитанные героями, вы услышите в стихотворной форме с пушкинским слогом, с богатым великолепием прекрасного русского языка и без сленга. С 24 по 27 декабря в «Life Арена» публику ждет уникальный формат, который не имеет аналогов. Это красочный, яркий, изумительный проект и одновременно добрая сказка.  Я, как мама, ощущаю огромную ответственность за воспитание будущего поколения, поэтому мне небезразлично, что слушают наши дети. В проекте звучит красивая и правильная русская речь, раскрываются важнейшие моральные ценности через поступки и действия героев, а еще есть великолепная музыка, увлекательные цирковые номера, выступления больших артистов и летающие пластины с дымовым оформлением, на которых мы парим. Это шоу одновременно поражает визуальной красотой, очаровывает восхитительным звучанием и укрепляет русскую культуру.

Беседовал Олег Второй
Фото: пресс-материалы

[fb-like-button]

Поделиться:

Добавить комментарий

афиша
новости

Мировые премьеры и сербский оркестр на виолончельном фестивале VIVACELLO

7 ноября в Концертном зале имени П. И. Чайковского, откроется XVII Международный фестиваль VIVACELLO – единственный крупномасштабный проект в России,...

Осенняя палитра выставок Москвы

ECLECTIC знакомит с несколькими выставками, проходящими на арт-площадках столицы. В экспозициях представлены работы художников в разных жанрах современного искусства. Приходите,...

VIII Большой Детский фестиваль

С 28 сентября по 14 ноября 2025 года в Москве и Петербурге пройдет VIII Большой Детский фестиваль. Художественный руководитель проекта...

Театр «Вахтанговский практикум» открывает сезон

13 сентября на сцене музея Владимира Высоцкого Театр «Вахтанговский практикум» открывает юбилейный сезон концертом для взрослых и уставших людей «Чепуха»....

Антон Зорькин — главный герой среди ведущих

Антон Зорькин стал победителем национальной детской премии «Главные герои – 2025» в номинации «Главный ведущий»

Петербургская писательница дебютировала с романом «Огненная Земля»

Осенью в российские книжные магазины поступил дебютный роман писательницы Марины Шторм «Огненная Земля». Это необычная история о большой любви, которая...

50 тысяч человек прошли путём Чайковского

Проект «Путь Чайковского» завершился концертом «Оркестра двух столиц» в Санкт-Петербурге.

Театр Вахтангова открыл новый сезон

Государственный академический театр имени Евгения Вахтангова открыл 105-й сезон (2025/2026) В этот день в зрительном зале Основной сцены Вахтанговского театра...

ВКОНТАКТЕ

Афиша

Мировые премьеры и сербский оркестр на виолончельном фестивале VIVACELLO

7 ноября в Концертном зале имени П. И. Чайковского, откроется XVII Международный фестиваль VIVACELLO – единственный крупномасштабный проект в России,...

Осенняя палитра выставок Москвы

ECLECTIC знакомит с несколькими выставками, проходящими на арт-площадках столицы. В экспозициях представлены работы художников в разных жанрах современного искусства. Приходите,...

VIII Большой Детский фестиваль

С 28 сентября по 14 ноября 2025 года в Москве и Петербурге пройдет VIII Большой Детский фестиваль. Художественный руководитель проекта...

Театр «Вахтанговский практикум» открывает сезон

13 сентября на сцене музея Владимира Высоцкого Театр «Вахтанговский практикум» открывает юбилейный сезон концертом для взрослых и уставших людей «Чепуха»....

«Посвящение Москве» в день города в «Зарядье»

В День города в «Зарядье» пройдет уникальный концерт — «Посвящение Москве». Башмет, Хабенский, Шагимуратова, Гармаш и другие звезды музыки, театра...

Журнал Eclectic Адрес:
Алтуфьевское шоссе, д. 100, офис 1, Москва, Россия.
Телефон: +7 (499) 909-99-99 Email: web@aaph.ru Сайт: http://eclectic-magazine.ru/