Зубы как артефакт

Арам Давидян, главный врач Avroraclinic, стоматолог и ювелир

Арам Давидян

Украшения из зубов были одними из первых в истории – их эстетическая ценность никогда не вызывала у людей сомнения. И во все времена лучшим украшением лица останется улыбка. Её воссоздание, моделирование новых зубов, без сомнения является одним из важнейших для страждущего человечества умений. Об артистических и этических аспектах стоматологии сегодня рассуждают Арам Давидян, главный врач «Аврора клиник», стоматолог и ювелир – и Дмитрий Комиссаров, член Международного союза художников, живописец и дизайнер.

Арам Ленсерович, насколько стоматолог должен быть художником? Что в его работе от скульптуры и живописи? К примеру, сколько оттенков белого он должен уметь различать?

Я бы, пожалуй, разделил эти понятия. В стоматологии, как и в искусстве, есть разные специализации. Безусловно, все стоматологи должны обладать чувством цвета и уметь различать свыше сотни оттенков условно белого – без этого в профессии будет сложно. К счастью, эту способность можно в себе развить. Скульптурный дар гораздо более редок: с ним надо родиться, и он жизненно необходим «ваятелю зубов». Дополните перечень талантом архитектора, и только тогда вы сможете решить столь сложную биоинженерную задачу, как реконструкция улыбки.

Дмитрий Дмитриевич, как на ваш взгляд: если сопоставить колористическую чувствительность среднего зубного техника и среднего современного живописца – в чью пользу будет сравнение?

Мог бы на это ответить, что «средний зубной техник» – это синоним крепкого профессионала, а «средний живописец» – оскорбление, но не стану лукавить таким образом. Слукавлю иначе: сравню лучшее с лучшим. Думаю, у меня есть к этому основания: я не только с детства «варюсь» в живописном «котле», но и много лет наблюдаю создание зубных шедевров. Мой друг со школьной скамьи  – блистательный «ваятель зубов», по меткому слову Арама Ленсеровича. Так вот, в точности цветового видения он не уступает «гению белых симфоний» Владимиру Вейсбергу, знаменитому нашему живописцу конца прошлого века, в чьей мастерской я имел честь бывать. Вейсберг работал в очень светлом диапазоне, добиваясь идущего из глубины живописного слоя тихого свечения – как и мой друг в своих работах.

Арам Ленсерович, какие виды искусственных зубов используются сегодня в стоматологии? Какие у них преимущества и недостатки в плане прочности, долговечности, эстетики?

История стоматологии помнит бивни слонов, раковины моллюсков, зубы животных и даже людей, использовавшиеся ранее для восстановления улыбки. В настоящий момент в нашей области случился яркий технологический прорыв. Сегодня в медицине нет ни одной отрасли, которая столь же точно могла бы имитировать ткани человека, как это научились делать в стоматологии. Мы применяем разнообразные материалы: это могут быть композитные составы на основе специальных смол; это могут быть пластмассы или керамические массы – причем от той керамики, из которой мы пьем чай, осталось только название. С точки зрения материаловедения это очень высокотехнологическая штука, где используются оксид алюминия, оксид циркония, диоксид лития.

Внешние характеристики зубов являются неотъемлемой частью физиогномики. Есть классификации – традиционная восточная и современная западная, – которые трактуют связь формы зубов с характером. Сегодня можно изменить внешний вид зубов в очень широком диапазоне. Арам Ленсерович, сложно ли добиться нужного эстетического эффекта, не нарушая гармонии характера?

Очень хороший вопрос. С этим выражением не поспоришь: зубы, как и другие атрибуты лица, выражают характер. Мы в своей практике стараемся учитывать этот закон. При конструировании зубов, проектировании дизайна улыбки мы исходим из того, что природа всегда гениальна, и пытаемся воспроизвести то, что когда-то было ею создано, но, к несчастью, утрачено. Поэтому мы нечасто говорим о необходимости кардинальных изменений формы, размеров зубов и так далее. Да, конечно, есть довольно четкие, хорошо исследованные и описанные эстетические параметры: почему эта улыбка красива и чем та непривлекательна; почему эти зубы хороши, а эти нет. Безусловно, такие стандарты должны учитываться при планировании, но специфика нашего дела такова, что уровень профессионализма определяется умением выявить и подчеркнуть индивидуальность каждой улыбки. Подгонять ее под какие-то общепринятые шаблоны бессмысленно – это путь в никуда, в совершенно фальшивую ситуацию. Поэтому мы, конструируя зубы, всегда опираемся в первую очередь на индивидуальные характеристики лица: глаза, крылья носа, лоб, овал – вот основные параметры, которые учитываются при конструировании улыбки. И мы добиваемся, чтобы новые зубы не нарушали общей концепции лица – хотя, безусловно, они могут быть много красивее утраченных. Но в лице все строится на нюансах. Рискну ступить на территорию Дмитрия Дмитриевича и вспомнить слова старинного китайского трактата о портрете: «Добавил один волос к бороде – а сколько прибавилось изящества!»

Дмитрий Дмитриевич, продолжая аналогию с живописью: какая живописная техника больше всего напоминает метод работы создателя зубов?

Конечно, не манера «алла прима», в которой работали импрессионисты или наши передвижники, когда пастозные краски ложатся в один слой, – скорее, техника старых мастеров, когда живописец мыслит колорит картины как оптическую сумму всех ее слоев – от подмалевка до завершающих лессировок. Так работал, например, Вермеер. Наш зуб – он ведь полностью светопроницаем, хотя идущие в глубину слои обладают разными коэффициентами преломления, разной прозрачностью. По этой причине металлокерамические имитации зубов менее реалистичны по сравнению с безметалловой керамикой: металлическую основу приходится маскировать непрозрачным слоем, и от этого светопроницаемость выходит гораздо менее глубокой, чем у живого зуба. Если говорить о собственно красках, то здесь можно провести прямую аналогию с росписью терракоты, фаянса и фарфора ангобами, солями и цветными глазурями – где краски приобретают окончательный вид после обжига. Но техника «зубной росписи» гораздо сложнее, живописных слоев тут на порядок больше, и, самое главное, живописный процесс неотделим от моделирования формы. Поэтому я бы уподобил ее виртуозной технике плави, изобретенной русскими иконописцами в XVII веке. Лик писался таким приемом, начиная с самых светлых участков, последовательным «наплавлением» жидких полупрозрачных слоев краски, все более расширяющихся по площади. В результате получалось изображение, оптически соединяющее все слои и имеющее вид низкого рельефа. Плавь создавала эффект совершенно нерукотворный, особенно когда по прошествии времени яичная темпера каменела.

Арам Ленсерович, наверняка ведь случается, что клиенты идут к вам, не вполне представляя, какого результата следует добиваться. Случается выслушивать нереалистичные пожелания?

Сколько угодно! Когда речь заходит о собственной внешности, человеческая фантазия практически безгранична – и к моему большому удовольствию: даже если некоторые пациенты предъявляют вначале парадоксальные, на мой взгляд, требования, удается привести их к более реалистичному видению самих себя. Нельзя сразу подрезать крылья мечте – мы предпочитаем сделать муляж того, что намечтал себе пациент, и продемонстрировать, как оно будет смотреться. Такой коммуникационный прием позволяет быстро прийти к консенсусу, минимизирует ошибки и серьезно повышает качество лечения и протезирования, потому что уже до начала лечения пациент способен ясно представить, как будет улыбаться. И если пациент заблуждался на свой счет – облюбованные зубы ему не идут – он убедится в этом до того, как будут произведены необратимые изменения.

Случались ли в вашей практике «авангардные» решения – например, создавая мост, объединять два зуба в один?..

Стоматология вообще очень креативная профессия. Безусловно, в моей практике было много нетрадиционных решений. Случалось один зуб модифицировать в другой или, используя минимальное количество опор, обеспечить полный зубной ряд. Стоматология и протезирование в стоматологии – это творчество, в первую очередь – с точки зрения тектоники. Стоматолог – он прежде всего конструктор, архитектор, а потом уже скульптор. Если вы не составите адекватного проекта, то осуществить полноценную реконструкцию невозможно. Конечно, можно взять сто кубов кирпичей и начать строить по наитию. Но в конечном итоге ничего путного не выйдет. Наш подход немножко другой. Мы сначала добиваемся очень точного понимания конструкции, и тогда становятся очевидны пути достижения оптимального результата.

Правду говорят, что голливудские звезды удаляют коренные зубы, чтобы подчеркнуть пластику скул, или это миф?

Это не совсем миф, но и не вполне правда. Повод для этого заблуждение дала Марлен Дитрих, которая, как гласит молва, действительно удалила все или некоторые свои жевательные зубы, чтобы подчеркнуть овал лица. Но, насколько мне известно, более никто этого не делал: я даже сомневаюсь, что она пошла на это именно в угоду красоте. Возможно, по какой-то причине ей пришлось удалить зубы, а после она отказалась от протезирования, потому что ей понравились запавшие после этой процедуры скулы. Но я не хочу верить, что отыщутся стоматологи, которые пойдут навстречу капризу пациента, пусть сколь угодно именитого, и удалят здоровые зубы в косметических
целях. Скорее всего, некое событие привело к необходимости удаления зубов у актрисы и у тогдашних стоматологов не нашлось адекватного решения. Поэтому, как говорил Бенвенуто Челлини, «сотворили из необходимости доблесть» и придумали такую легенду. Однако легенда оказалась живучей: к нам иной раз обращаются пациенты по поводу удаления зубов мудрости, мотивируя это желанием улучшить внешность. Могу сказать, что это абсолютное заблуждение. Удаление зубов мудрости не приводит к изменению овала лица. Для такой трансформации надо удалить все жевательные зубы – и забыть о полноценной улыбке.

В советские времена золотые коронки служили для многих зримым подтверждением высокого социального статуса. Сейчас они воспринимаются большинством как моветон. Но если отрешиться от вкусовщины: могут ли золотые зубы быть элементом стиля, как и черные зубы японских красавиц XVII века? Адресую вопрос обоим участникам.

Дмитрий Комиссаров

Дмитрий Комиссаров

Д. Комиссаров:

Сейчас и гвоздики дарить считается моветоном, а ведь какой изысканный цветок, без вины виноватый символ нелюбимой многими эпохи. Я вполне допускаю, что мода на золотую улыбку вернется. Всегда наряду с адептами естественности будут любители смелых трансформаций. Если отрешиться от исторических аллюзий, золотые зубы так же красивы, как золотые тени для век, золотая губная помада, золотая краска для волос. Тем паче, что сегодня на них можно наносить тончайшую лазерную гравировку. Человек, изменяя внешность, раскрывает свой внутренний мир.

А. Давидян:

Очевидно, что золото в стоматологии было и остается достаточно востребованным материалом, не только имиджевым. Золотой сплав был долгое время наиболее подходящим для протезирования. Сейчас ситуация серьезно изменилась. У нас есть технологические материалы, которые полностью вытеснили использование золота. Я допускаю, что некоторые эксцентричные персоны могут находить в этом определенный китчевый шарм, но стоматологической необходимости в использовании золота, тем более видимого золота, конечно же, нет. Однако порой золото используется для протезирования так, что металла не видно – например, в каркасных конструкциях. Конечно, мода вещь достаточно капризная и приходится иногда слышать пожелание относительно золотого акцента в улыбке какой-нибудь рок-звезды. Если это намерение никак не удается скорректировать, я предлагаю какую-то временную меру, которая уж точно не повредит зубам. И если через какой-то период мода изменится, можно будет все исправить. Коронка не помада: не подобает приносить в жертву моде ткани организма.

Сегодня съемные накладки на зубы все чаще используются для создания карнавальных образов (в основном, правда, вампирских). Возможна ли в недалеком будущем мода, предусматривающая согласование цвета зубов с цветом, например, контактных линз – готова ли стоматология к такому развитию событий?

Стоматология-то готова, потому что наши возможности не ограничены. Современные материалы позволяют сделать зубы любого цвета. Это, скорее, вопрос профессиональной ответственности: мы понимаем, что имеем дело с очень сложной инженерной системой, и мы не должны в нее необратимым образом вторгаться. Если обсудить ситуацию, когда будут некие выходные, парадные и обиходные съемные зубы – то да, это можно представить. Но – до той поры, пока не будет принято какое-то правильное решение. Что же касается карнавальных образов, то, к счастью, такого рода накладные зубы совершенно безвредны. И учитывая, что на карнавалы мы ходим не каждый день, у стоматологической науки нет возражений – тем более если такие атрибуты учат наших пациентов чаще улыбаться.

У вас не возникало желания соединить два ваших таланта, стоматолога и ювелира, и ввести в обиход моду на зубы-украшения – с драгоценными камнями, перегородчатой эмалью, гравировкой?

Определенно нет. Потому что у меня благоговейное отношение к зубам – это абсолютно совершенное создание природы. По сложности тканевых соединений зубы являются, наверное, наиболее сложной субстанцией в организме. Почему нам до сих пор не удается клонировать зубы? По одной простой причине: это очень высокоорганизованные ткани. Мой идеал как стоматолога – полная имитация натуры. Мы можем принимать смелые решения по конструкции, дизайну, материалам, но строго в рамках замысла природы. У нас нет права творить, забывая о губах, мышцах, суставах, костях. Мое увлечение ювелирным искусством идет строго параллельно. Ювелир, к моему счастью, в отличие от стоматолога свободен в выборе материалов, дизайна. Мое увлечение, безусловно, помогает мне в работе, но делать из них гибрид я не стану. Более того, я бы не советовал это никому, потому что у всего свое предназначение: украшения – для красоты, а зубы – для жизни.

Беседовала Александра Васильева

Фотографии из личного архива героев


Поделиться:

Добавить комментарий

афиша
новости

Фестиваль Башмета в Ярославле и городах Ярославской области

С 1 по 9 мая 2024 года в Ярославле и городах Ярославской области пройдет одно из главных культурных событий весны...

На Старом Арбате появится «Севильский цирюльник»

21 и 22 апреля на Новой сцене Театра Вахтангова премьера: будет представлен новый спектакль по пьесе Пьера-Огюстена де Бомарше «Севильский...

Библионочь в РГБМ: Праздник в железнодорожной атмосфере

20 апреля с 18:00 до 24:00 в рамках всероссийской акции «Библионочь» Российская государственная библиотека для молодежи представит специальную программу— «Книжный...

«Белый вальс» и «Хвала котам…» — премьеры апреля

Eclectic знакомит с двумя ближайшими театральными премьерами в Москве. В афише Театра Пушкина появится спектакль студентов Евгения Писарева «Белый вальс»...

X Международный конкурс молодых композиторов памяти Альфреда Шнитке и Святослава Рихтера объявил победителей.

Новый художественный альбом Люси Вороновой и…бабочка в подарок

Фонд Люси Вороновой представил во Всероссийском музее декоративного искусства новый альбом Люси Вороновой «Мозаичность», приуроченный к 70-летию художницы и включающий...

Джексон Поллок в юбке превратила див Белгорода в картины

Анжелика Заозерская – известный журналист, устроила в родном городе выставку своих живописных полотен и представила коллекцию одежды на ее основе.

Онегин. Башмет. Окко

Спектакль Юрия Башмета «Евгений Онегин» войдет в авторскую коллекцию маэстро в онлайн-кинотеатре «Окко» с бесплатным доступом. Запись спектакля «Евгений Онегин»...

ВКОНТАКТЕ

Афиша

Фестиваль Башмета в Ярославле и городах Ярославской области

С 1 по 9 мая 2024 года в Ярославле и городах Ярославской области пройдет одно из главных культурных событий весны...

На Старом Арбате появится «Севильский цирюльник»

21 и 22 апреля на Новой сцене Театра Вахтангова премьера: будет представлен новый спектакль по пьесе Пьера-Огюстена де Бомарше «Севильский...

Библионочь в РГБМ: Праздник в железнодорожной атмосфере

20 апреля с 18:00 до 24:00 в рамках всероссийской акции «Библионочь» Российская государственная библиотека для молодежи представит специальную программу— «Книжный...

«Белый вальс» и «Хвала котам…» — премьеры апреля

Eclectic знакомит с двумя ближайшими театральными премьерами в Москве. В афише Театра Пушкина появится спектакль студентов Евгения Писарева «Белый вальс»...

«Повести Пушкина» и орудия Провидения

6 июня 2024 года благодарные россияне и мировая общественность будут праздновать 225-летие со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина. В преддверии юбилея...

Журнал Eclectic Адрес:
Алтуфьевское шоссе, д. 100, офис 1, Москва, Россия.
Телефон: +7 (499) 909-99-99 Email: web@aaph.ru Сайт: http://eclectic-magazine.ru/