персона

Вы хотите тотальной игры?

Вадим Демчог больше чем актер: он шут, пересмешник, игрок – человек, выворачивающий правду на десять ее изнанок

Вадим Демчог больше чем актер: он шут, пересмешник, игрок – человек, выворачивающий правду на десять ее изнанок. Он видит подноготную социального мира – это Игра. И ничего, кроме Игры.

Эклектик Демчог бФренки, мистер Фримен, господин Никто, доктор Купитман и многие другие персонажи – это все голоса и лица Вадима Демчога. Есть еще книги, где он не писатель, а исследователь, разворачивает полотно Игры и дает методы нового актерского существования. Но действительность делает актером любого, кто отважится вступить в жизнь, а не проползти по ее краю. И поэтому сложная, многослойная, зашифрованная «Самоосвобождающаяся игра» перерождается в прикладную, ясную серию книг и дисков «Играющий в пус­тоте». Ибо, как считает автор, в мире все может быть оспорено: право, красота, Бог. Любую категорию реально «опрокинуть», стоит только убрать ее противоположность. А вот игру нельзя. Потому что она всеобъемлюща, сама в себе все содержит и все подразумевает. И у нее нет противоположности. Только она дает нам выход из плоского тупика постпостмодерна. В мире, построенном методом «копипаста», выход может быть один – вести свою Игру, быть автором.

Вадим Демчог показывает, каково это – быть автором. Войдя изнутри в мир Игры – а актерам профессия велит пробовать на себе то, на что мало кто решится, – артист открывает для нас возможности, которые разлетаются веером карт. Попробуй поймай! Арлекин распадается на арлекинов, клоуны обретают устрашающую мощь Трикстера, Джокер облачается в стройную женскую фигуру, Ребенок рождается трижды, чтобы стать Шутом. Сцена раскаляется от «выплюнутых» с нее слов, а Вадим стоит в стороне и смотрит, как движется осознание по нашим артериям, и по венам текут ответы на незаданные вопросы.

И это происходит на презентации третьей книги из серии «Играющий в пустоте» в Доме Булгакова. Школа игры Вадима Демчога показывает часть «строящегося» спектакля, превратив читателей и зрителей в соучастников, сторонников, соплеменников по Игре. Ты присутствуешь в зале, и есть только то, что творится здесь: резкие и глубокие мысли превращаются в напряженное, будоражащее, раздражающее, захватывающее действо. Наступает понимание – до мозжечка, до основания. А после спектакля Вадим Демчог, беседуя с залом, приводит слова физика Шрёдингера: «Ум един, и уровень опасности этого неизвестен». И становится страшно. Страшно интересно!

Вы целостный человек?

Мои друзья сейчас делают календарь «Какое ты дерево». Татьяна Орлова, к слову, дизайнер всех моих книг, задает вопрос, какое я дерево – гибкое, мощное, стремящееся к солнцу? И меня осеняет – перекати-поле! Так она меня и нарисовала – сплетенный, скрученный, легкий, динамичный, везде и нигде. Я настраиваю себя на то, что внутри перекати-поля пустота–полнота. Но не всегда так. В умиротворенных состояниях – да, а в экстремальных жизненных потоках постоянно ловлю себя на всевозможном «кишении», постоянной игре, перетекании из одного состояния в другое эмоций, мыслей, ролей, образов…

Когда вы говорите по телефону, вы играете?

Конечно, играю. Я играю каждую секунду, каждое мгновение. Даже в самых искренних своих проявлениях. Вспомните, как каждый из нас репетировал про себя объяснение в любви или какой-нибудь важный разговор. Игра не фиглярство. Это основополагающая категория мироздания. Пчелы, строя свою совершенную геометрическую вселенную, играют, космос играет, код ДНК играет…

А в свой театр вы тоже играете?

Я возвращаюсь в театральный контекст, в свою альма-матер. Выводя 18 молодых ребят на территорию сюжета как режиссер, я несу за них ответственность, и прежде всего за их психическое здоровье. Элемент воодушевления, который я транслирую, а также защиты состоит в передаче «состояния потока» и в задавании камертона игрового видения мира. Но они с самого начала знают, что дальше надо будет копать и грес­ти самим и за них эту работу никто не сделает.

Моя театральная команда сформировалась как следствие всего сотворенного ранее. Это какой-то естественный процесс, я даже гордости не испытываю. Элемент удовлетворения – да. И благородной усталос­ти. Тебя в какой-то момент просто припирают к стене и говорят: отвечай за базар, давай, материализуй то, что манифестировал в своих чрезмерно воодушевляющих книгах. Я всю жизнь учился у сильных и харизматичных людей и был готов к тому, чтобы учиться и дальше, но, видимо, пришло время, и тебя уже называют Вадим Викторович, и учить должен уже ты. Естественный легкий радостный процесс, когда отдавать начинаешь ты.

Почему сейчас игра важна как мировоззрение?

Вадим Демчог бЯ много встречаюсь с молодыми людьми и чувствую на себе их вопрошающий взгляд, их жажду ответов – что наше поколение может им предложить, передать в наследство? Ведь они уже лучше нас видят, что ценностей сегодня нет, ни одной; что все дискредитировано, все слова сказаны и никто не придет на помощь. И я понимаю, что нашему поколению нечего им сказать. Они уже говорят на другом языке, мыслят категориями, нам не доступными. Они выросли в совершенно иных средах, работают на иных материнских платах, у них в отличие от нас процессоры нового поколения! Их детские фантазии кардинально отличаются от наших. Они уже умеют летать, а мы уже или еще нет! Они выросли в средах компьютерных игр, в которых можно выбирать себя как того или иного персонажа, переключать, как каналы в телевизоре; в средах тотальной информационной лжи и спутанности; в средах умершего или умирающего кинематографа, когда уже никто ничего нового сказать не может, но способен только жонглировать обрывками клипового сознания; в средах совершенно прозрачных общественных моделей, когда скрыть что-то от кого-то уже невозможно. А среды, впитанные с молоком матери, обладают невероятной мощью. Дети усваивают их прямо в кости. И людям нашего поколения совершенно непонятно, какой мировоззренческий слепок будет в итоге материализован. То есть мы как творцы этих сред, не знаем, что выращиваем.

Новое поколение опережает наше представление о них. И главное в этой ситуации – не ломать им кос­ти, не навязывать наше видение, но задавать направление и предоставлять пространство для игры! Загоняя их в наши трафареты, мы создадим армию уродов, которая в определенный момент восстанет против нас, против человечности. У меня драматургическое видение происходящего. Добро никогда не победит зло; и первое и второе созданы только для того, чтобы завязать сюжет, повторяться снова и снова. И благородный рыцарь, идущий на свержение ужасного дракона-диктатора, прельстившись его золотом, обязательно станет им сам.

Вы говорите: «Игра – высшая мировоззренческая категория современности». Что же такое игра?!

Я прихожу за пятилетним Вилькой в садик, дети строят из кубиков домики. Один мальчик падает с высокой пирамиды, ударяется бедром и начинает плакать – больно же. Вилька подскакивает к нему и начинает орать: «Сыграй это! Сыграй это!» Я открываю в этот момент дверь и понимаю, о чем он. Он вырос в актерской среде, это для него естественно. Он говорит: «Это не тебе больно, это роли, которую ты играешь, больно. Переведи боль в игровую плоскость, и она засветится всеми цветами радуги, и ты получишь колоссальное удовольствие от собственной силы». А теперь перекидываем метафору на любые, даже самые жесткие жизненные обстоя­тельства. Если мы умеем так делать, в нас естественным образом поселяется бесстрашие и радость. Мир по-прежнему старается поймать нас, но не может. Мы все время выскальзываем из его цепких рук. Это и есть игровой взгляд. Игровое видение мира!

И нам теперь надо стать как дети?

Ребенок в игре присутствует неосознанно. Но попробуйте разрушить его игру – и получите сопротивление. А если будете настаивать, она в нем затаится и спустя время выйдет в форме дикой, полной злобы агрессии. Дальше, уже повзрослев, мы снова ищем пути к этим экстатическим моментам счастья, моментам присутствия в потоке, когда зритель, актер и роль сливаются воедино. И поверьте, совершенно не важно, в какую игру играть. Важно играть в нее талантливо, то есть осознанно.

Что такое стихия игры в ее полноте?

Это открытое, ясное, безграничное пространство, которое нуждается только в одном – в желании осознать свою мощь, упиться радостью игры, своей невероятной потенцией. Упиться счастьем соответствия своим масштабам, своей многоликостью и многоформностью. Король Лир, достигнув в своем безумии предельной мудрости, произносит фразу, которую «высоконравственные» персонажи никогда не поймут: «Виновных нет, клянусь, виновных нет. Никто не совершает преступлений. Берусь я вам любого оправдать». Безграничная шекспировская мудрость. Я не верю в теории заговоров. Многие люди очень любят поиграть и в масонские ложи, конец света, и во все эти теории некой злонамеренности, нацеленной на уничтожение мира. Но все гораздо сложнее и интереснее. Из желания осознать себя пространство создает такие ловушки и игровые модели, которые невозможно приписать одному автору. Но и ими кто-то наслаждается.

В чем особенность вашей системы?

Эклектик Вадим Демчог бМоя система построена на том, чтобы не убирать ни один из элементов игры – все пригодится. Все есть энергия. Первый уровень (указывает на низ живота) – это открытое ясное безграничное пространство зрителя, пучина многоглазая, в которой хранится безграничный потенциал. Второй (указывает на середину груди) – творческая сила, актер, что возникает из желания зрителя осознать свою неисчерпаемую мощь и жажду реализации. И третий (указывает на голову) – все многообразие ролевых функций, с помощью которых возникает тот или иной сюжет.

Зачем не артисту знать вашу систему?

Чтобы осознать невообразимую потенцию своего таланта – как артистического, так и человеческого. Но я говорю не столько о сцене театра, сколько о сцене жизни. На протяжении всего детства человека настойчиво «упаковывают» в специальные сценарии, в которых создатель, творец вынесен вовне. Но в определенный момент человек понимает, что он не хочет отдавать право на творчество своей жизни кому-то, он сам хочет нес­ти ответственность за нее. Что он не будет счастливым в играх, созданных другими, но только в игре, которую создал сам. Понятие счастья очень забавное: оно неотделимо от пробуждения в нас творческой силы, с помощью которой через тяжкий труд мы создаем свой мир, свою реальность. И только в ней мы будем по-настоящему счастливы.

А как ее применить в повседневной жизни?

Иногда мне жалуются обычные люди, не актеры, мол, дурацкая роль мне в жизни досталась, бездарная. Я отвечаю: поменяй бездарного артиста на талантливого. Начни магнетизировать информацию, садись в медитацию, осознай три центра – зрителя, актера и роль – и переписывай сценарий, заданный родителями, школой, институтом и всей социальной системой. Твое «я», которое ты принимаешь за «себя», – всего лишь ролевая функция. Вадим Демчог – это ролевая функция. Он имеет право на слабость, бездарность, низменные проявления, может рассыпаться на множество ролей, а внутри живет невероятная творческая сила, что способна жонглировать всеми составляющими этой многоликой человечности! Как только мы обретаем это сознание глубины и широты свой природы и выращиваем в себе автора, артиста, творца, прежний сценарий тут же трещит по швам, а внешний мир начинает подбрасывать тебе решения всевозможных выходов из ситуации. Остается только выхватить лучший вариант.

Откуда пошла ваша игра?

Я вырос в маленьком городке Нарве. И как-то мама привела меня в Дом пионеров. Мне года четыре, может, пять. Я обошел все кружки и секции и в итоге забрался на самый верхний этаж, толкнул дверь и застыл: именно так происходит большой взрыв, и Вселенная начинает расширяться. На меня со всех сторон смотрели глаза висящих по стенам марионеток. Из темноты вышла седовласая старушка, такая волшебная. Увидев маленького гостя, она сняла одну куклу и стала говорить со мной с ее помощью, а потом протянула мне ее маленькую деревянную ручку и сказала: «Пойдем!» И я пошел. И до сих пор живу в «многоглазой пучине» этих глаз.

Ольга Форись, Нино Самсонадзе
Фотографии: Мария Тер, Леонид Максимов
www.vdemchog.ru

[fb-like-button]

Поделиться:

Добавить комментарий

афиша
новости

Римма Юсупова «Триумф света и цвета»

Невероятно сложные и светлые работы художника Риммы Юсуповой можно увидеть на ее персональной выставке. Это не масло, акварель или пастель,...

Выставка «Траектории ощущений»

Галерея ARTSTORY представляет выставочный проект «Владимир Мартиросов. Траектории ощущений». Все пространство галереи подчинено непрерывному движению, дирижером которого выступает художник, скульптор,...

Коллективная выставка «50/50»

В коллективном проекте «50/50» FINEART GALLERY представлены произведения 50 художников размером 50 х 50 см. Каждая работа – окно в...

Премьера «Пуф, или Ложь и истина»

4, 5 и 21 февраля на Новой сцене Театра Вахтангова состоятся премьерные показы спектакля по пьесе Эжена Скриба «Пуф, или...

Новый детектив Татьяны Гармаш-Роффе «Венец Фемиды»

ЭКСМО выпустило новый детективный роман Татьяны Гармаш-Роффе «Венец Фемиды». Официально появившись на полках книжных магазинов 20 января, роман ранее уже...

Большой Московский цирки станет интерактивным и технологичным

Эдгард Запашный прокомментировал грядущую реконструкцию здания Большого Московского цирка на проспекте Вернадского.

В Московский зоопарк привезли детеныша малайского медведя

У мишки черный окрас, на груди — большое белое или рыжее пятно в виде подковы, напоминающее по форме и цвету восходящее солнце.

«Форс в мажоре» в театре «Русская песня»

Премьера самой многообещающей комедии года стартует на сцене Театра «Русская песня». Накануне первого показа 17 сентября прошла пресс-конференция в Hotel...

ВКОНТАКТЕ

Афиша

Римма Юсупова «Триумф света и цвета»

Невероятно сложные и светлые работы художника Риммы Юсуповой можно увидеть на ее персональной выставке. Это не масло, акварель или пастель,...

Выставка «Траектории ощущений»

Галерея ARTSTORY представляет выставочный проект «Владимир Мартиросов. Траектории ощущений». Все пространство галереи подчинено непрерывному движению, дирижером которого выступает художник, скульптор,...

Коллективная выставка «50/50»

В коллективном проекте «50/50» FINEART GALLERY представлены произведения 50 художников размером 50 х 50 см. Каждая работа – окно в...

Премьера «Пуф, или Ложь и истина»

4, 5 и 21 февраля на Новой сцене Театра Вахтангова состоятся премьерные показы спектакля по пьесе Эжена Скриба «Пуф, или...

Посвящение композиторской династии Дунаевских

4 февраля 2025 года в Московском театре оперетты в формате джукбокс-мюзикла пройдет юбилейный вечер «Дунаевские. Двойной портрет», посвященный творчеству прославленной...

Журнал Eclectic Адрес:
Алтуфьевское шоссе, д. 100, офис 1, Москва, Россия.
Телефон: +7 (499) 909-99-99 Email: web@aaph.ru Сайт: http://eclectic-magazine.ru/