параллели

Знаки поэтов

Герои нашего изыскания давно забронзовели, и мы привыкли считать их гениями. Но гений и человек, которому он достался – понятия разные.

Одно дело, когда муза приходит к поэту и нашептывает ему что-то на ухо, что принесла на своих устах из небесных сфер, и совсем другое – сам поэт, живой человек со своими страстями, достоинствами, недостатками и гороскопическими огрехами. Посмотрим на всем знакомых и даже немного родных героев рифмы через призму астрологической характеристики.

Александр Николаевич Вертинский
(9 марта 1889 года, Рыбы)

Про Рыб нужно понимать несколько принципиальных моментов. Этот знак во многом двойственен и полностью оправдывает обозначение в виде двух рыб, которые плывут в противоположные стороны и держат во рту нить, связывающую их в единое целое. Внимательно посмотрите на Рыбу: это холодная селедка, в глазах которой нет души, а зеркальная «чешуя» помогает слиться с любым окружением. Но это наружность. Внутри же Рыба может быть либо очень доброй, либо очень злой. Все Рыбы делятся на две группы: исчадия ада и ангелы. Первые потоками колкостей способны вывести из себя кого угодно, вторые же настолько правильны, что у окружающих они перманентно вызывают некое промежуточное чувство между умилением и раздражением их моральной безупречностью.

Рыбу в Вертинском выдает абсолютная доброта. В большинстве его песен нет ни капли злобы. Их строки наполнены лишь вечными страданиями о несбыточной любви… и тонким юмором! Романтические чувства героев порой кажутся настолько гипертрофированными, что даже становится смешно. Ну зачем стенать о той, которая никогда не будет твоей?! Борись или забудь! Так сделал бы любой, но не Рыбы. Для них вполне естественно «И бледнеть, и терпеть, и не сметь увлекаться / И, зажав свое сердце в руке / Осторожно уйти, навсегда отказаться / И еще улыбаться в тоске».

Печальный чудак Пьеро, вечный страдалец, настырно горюющий о чем-то несбыточном – прекрасный образ для доброй Рыбы, случайно выбранный Вертинским еще в самой молодости при подготовке к представлению перед ранеными. Тогда, убегая от себя и кокаиновой зависимости, он отправился на фронт и служил санитаром в военном госпитале. Кстати, «уходить в параллельный мир», например в дурман или на войну, так типично для Рыб. Все «личные» качества Пьеро чуть ли не списаны с гороскопа доброй Рыбы. Она всегда найдет, кому посочувствовать, кого пожалеть, всегда поймет любого, даже того, кто запутался в себе. Но себя Рыба не понимает. И уж точно она не такова, какой кажется окружающим. Отличный пример: в молодости Вертинский пытался поступить в Московский художественный театр. Принимавшему экзамен Станиславскому не понравилось произношение буквы «р». А ведь благодаря именно этому дефекту речи Вертинский абсолютно узнаваем и неподражаем!

Но стоит помнить, что Вертинский – Рыба не только доб­рая, но и двуличная. Косвенные свидетельства наводят на мысль, что Вертинский был агентом советской разведки. Как это возможно? Просто для Рыб с их «фирменной» двойственностью такое вполне допустимо. Можно быть и экзальтированным страдальцем, и хладнокровным разведчиком одновременно.
Рыбам характерно тонкое чувство юмора. Не ждите от них хохм и приколов. Это мастера иронии. Слова шутливых песен Вертинского («Рафинированная женщина», «Безноженька», «Марлен», «Желтый ангел») не заставляют гоготать, но и без улыбки вряд ли кого оставят.

Зачастую Рыбы страдают от внутренних противоречий, которые их изводят. В песнях Вертинского между строк угадывается какой-то хронический неразрешимый внутренний конфликт, но что и с чем конфликтует не понять. Наверное, Александр Николаевич и сам этого не понимал до конца. Это очень по-Рыбьи!

Каким же виделось счастье Вертинскому? Это загадочное понятие сводилось для него к трем вещам: семья – у него случился чудесный роман с будущей женой Лидией, которая подарила ему двух дочерей; покинутая Родина, ради которой он стал агентом советской разведки; и сердечные муки лирических героев – для Рыб бесцельные страдания вполне характерны.

Александр Сергеевич Пушкин
(6 июня 1799 года, Близнецы)

Близнецы по гороскопу обладают крайне живым умом, способным работать без остановки круглые сутки, и поэтому им порой кажется, что они единственные, кто не тормозит. Они проворны, порхают будто по воздуху, и налетают на других с вопросом: «Почему так медленно?» На что хочется спросить в ответ: «А почему так быстро?!» Но для Близнеца этот вопрос давным-давно – уже секунды три как – не актуален: он увлечен другим делом.

Желание взяться за множество дел сразу, зачать тьму проектов, которые не родят даже мыши, – вот настоящий бич Близнецов. Эта особенность проглядывает у Пушкина и в том, что перед первой главой «Евгения Онегина» он писал, что начал большое стихотворение, которое, возможно, не будет закончено, и в том, что в финале третьей главы есть слова «Докончу после как-нибудь!». Желание увильнуть от продолжения начатого дела – это так характерно для Близнецов!

Для Близнеца, особенно молодого, тягостна методичная деятельность. Еще во времена учебы в лицее Пушкин жаловался на скуку, которая донимала его на занятиях. Сам Пушкин так писал П.А. Вяземскому (1816): «Правда, время нашего выпуска приближается; остался год еще. Но целый год еще плюсов, минусов, прав, налогов, высокого, прекрасного!.. Целый год еще дремать перед кафедрой… Это ужасно».

Однако у Близнецов неусидчивость можно исправить качественным образованием и самовоспитанием. С возрастом Пушкин смог преодолеть эту отрицательную черту своего знака зодиака и научился работать методично, в одном направлении. Добавим к бойкому уму Близнецов пылкий нрав Пушкина (вспомним о его африканских корнях) и поэтический дар – и вот наш герой готов уж «возбуждать улыбку дам огнем нежданных эпиграмм».

К тому же для Близнецов характерны стремительные смены настроения. В голове у них «живет» человек шесть-восемь. Или 28. И каждый хочет себя показать окружающим. Представьте, встретились вы с Александром Сергеевичем на рауте, был он добр и весел, а через пять минут стал хмур и задумчив. Это его близнецовое другое «я» захватило власть над мыслями и чувствами). Лишь чтобы отмахнуться от вас, он может отпустить в ваш адрес пару колких строк, с которыми не поспоришь, – ведь это строки гения.

Но переменами настроения проявления многоликости Близнецов не заканчиваются. Пушкин, будучи Близнецом, был наделен «несколькими гениями». Историческая точность его произведений удивительна. Например, описанные в «Капитанской дочке» события, быт и взаимоотношения настолько близки к действительности, что эту повесть легко можно назвать «историческим документом», хотя и придуманным. В качестве историографа Пушкин получил задание от императора Александра II написать «Историю Петра», которая не была закончена. Также, несмотря на гуманитарную направленность, ему была точно известна методология естественных наук, и это понимание он отразил в стихотворении «О, сколько нам открытий чудных…». Без ясного видения методики научного поиска такого не напишешь. Наверное, натура Близнеца позволила бы Александру Сергеевичу стать и блистательным экспериментатором, и музыкантом, и художником, стоило только захотеть.

И главный вопрос: что значит для Пушкина счастье? В «Евгении Онегине» счастье в большинстве случаев идет рука об руку с любовью, «сердечной негой» и сердечными муками. Сам же Пушкин после свадьбы вовсе перестал писать любовную лирику, обращенную к другим женщинам. Выходит, нашел он свое счастье, и оно было в любви к Наталье Николаевне. А впрочем… «Привычка свыше нам дана: замена счастию она…»

Марина Ивановна Цветаева
(26 октября 1892 года, Весы)

Главное место в жизни Весов занимает эстетика. Чувство прекрасного – тот центр, вокруг которого вращается вся их вселенная. Но Весы имеют собственное представление о прекрасном. Они с трудом принимают некрасивое, стремятся взамен сотворить красоту. Творчество – наиболее естественная для них форма деятельности. Весы с раннего детства проявляют способности и интерес к разнообразным искусствам. Особенно к стихосложению, музыке, изобразительным искусствам. С шести лет Марина писала стихи на русском, французском и немецком языках, прекрасно владела фортепиано, много читала и видела свое истинное призвание в литературе.
Для Весов творчество – это все. И кажется, что биография Цветаевой лишь его фон. Она написала более 15 поэтических сборников, 16 поэм и многое другое. Глядя сквозь призму ее жизненных невзгод, кажется, что творчество для нее – единственная остро важная ценность. Его она пронесла гордо, согласно знаку, через все превратности судьбы, не уронив достоинства и не заключив сделку с совестью.

Весы относятся даже к своим возлюбленным как к произведениям искусства. Если ты творец, почему бы не придумать человека, в которого можно влюбиться, и сделать его своим вдохновением? Марина Ивановна всегда хотела нравиться, вышла замуж в 19 лет. Но поиски вдохновения породили немало любовных хитросплетений: романы с мужчинами и женщинами, множественные влюбленности, зачастую вымышленные. Придуманный роман с Мандельштамом – отличный пример. В жизни они встречались пару раз, но этого было достаточно для огромной переписки. Напротив, роман с Софией Парнок длился с 1914 по 1916 годы, и по его окончании Марина Ивановна писала: «Любить только женщин (женщине) или только мужчин (мужчине), заведомо исключая обычное обратное, – какая жуть! А только женщин (мужчине) или только мужчин (женщине), заведомо исключая не­обычное родное, – какая скука!»

Но было в жизни поэтессы и партнерство, которое необходимо Весам. В 1916 году Цветаева вернулась к мужу Сергею Эфрону, «принцу», как она говорила, в котором видела по-особенному красивого мужчину с неземными глазами. В муже она также воплотила отчасти придуманный образ, но тем не менее не раз доказала свою преданность ему: и в пору Гражданской войны, и в отважном решении отправиться за супругом из Парижа в Москву, и даже в предсмертной записке. Характерная черта Весов – беспрекословная преданность партнерству.

Возможно, и самоубийство поэтессы связано с невозможностью творить. Гения среди людей не держали ни семья, ни сложные отношения, ни убогий быт. Только стихи! Из предсмертной записки сыну: «Мурлыга! Прости меня, но дальше было бы хуже… Пойми, что я больше не могла жить… попала в тупик». Дарящий жизнь исток исчерпан. Осталась только пустота или смерть.

Лишь в творчестве и любви для Цветаевой было счастье. Истинное счастье Весов, ребенка Венеры и Аполлона, – творить и любить, усиливая и дополняя одно другим.

Конечно, скажет придирчивый читатель, идти по готовой судьбе легко – это как делать критический разбор давно созданного произведения. Но. Давайте оглянемся. Вдруг рядом с вами талант? А может быть, вы и сами – яркая творческая личность? Тогда воспримите наши изыскания как подсказку: иногда неплохо заглянуть в гороскоп, чтобы предположить, куда может вас завести творчество. Следите за тем, чтобы не уводило далеко от счастья.

Кирилл Александров
Иллюстрации: Влад Листьев

 

 

[fb-like-button]

Поделиться:

Добавить комментарий

афиша
новости

Римма Юсупова «Триумф света и цвета»

Невероятно сложные и светлые работы художника Риммы Юсуповой можно увидеть на ее персональной выставке. Это не масло, акварель или пастель,...

Выставка «Траектории ощущений»

Галерея ARTSTORY представляет выставочный проект «Владимир Мартиросов. Траектории ощущений». Все пространство галереи подчинено непрерывному движению, дирижером которого выступает художник, скульптор,...

Коллективная выставка «50/50»

В коллективном проекте «50/50» FINEART GALLERY представлены произведения 50 художников размером 50 х 50 см. Каждая работа – окно в...

Премьера «Пуф, или Ложь и истина»

4, 5 и 21 февраля на Новой сцене Театра Вахтангова состоятся премьерные показы спектакля по пьесе Эжена Скриба «Пуф, или...

Новый детектив Татьяны Гармаш-Роффе «Венец Фемиды»

ЭКСМО выпустило новый детективный роман Татьяны Гармаш-Роффе «Венец Фемиды». Официально появившись на полках книжных магазинов 20 января, роман ранее уже...

Большой Московский цирки станет интерактивным и технологичным

Эдгард Запашный прокомментировал грядущую реконструкцию здания Большого Московского цирка на проспекте Вернадского.

В Московский зоопарк привезли детеныша малайского медведя

У мишки черный окрас, на груди — большое белое или рыжее пятно в виде подковы, напоминающее по форме и цвету восходящее солнце.

«Форс в мажоре» в театре «Русская песня»

Премьера самой многообещающей комедии года стартует на сцене Театра «Русская песня». Накануне первого показа 17 сентября прошла пресс-конференция в Hotel...

ВКОНТАКТЕ

Афиша

Римма Юсупова «Триумф света и цвета»

Невероятно сложные и светлые работы художника Риммы Юсуповой можно увидеть на ее персональной выставке. Это не масло, акварель или пастель,...

Выставка «Траектории ощущений»

Галерея ARTSTORY представляет выставочный проект «Владимир Мартиросов. Траектории ощущений». Все пространство галереи подчинено непрерывному движению, дирижером которого выступает художник, скульптор,...

Коллективная выставка «50/50»

В коллективном проекте «50/50» FINEART GALLERY представлены произведения 50 художников размером 50 х 50 см. Каждая работа – окно в...

Премьера «Пуф, или Ложь и истина»

4, 5 и 21 февраля на Новой сцене Театра Вахтангова состоятся премьерные показы спектакля по пьесе Эжена Скриба «Пуф, или...

Посвящение композиторской династии Дунаевских

4 февраля 2025 года в Московском театре оперетты в формате джукбокс-мюзикла пройдет юбилейный вечер «Дунаевские. Двойной портрет», посвященный творчеству прославленной...

Журнал Eclectic Адрес:
Алтуфьевское шоссе, д. 100, офис 1, Москва, Россия.
Телефон: +7 (499) 909-99-99 Email: web@aaph.ru Сайт: http://eclectic-magazine.ru/