К 75-летию Победы в Великой Отечественной войне Музей Москвы открывает два онлайн-проекта: «Письмо. 75 слов о Войне» и «Борис и Ольга Игнатович. Два лица войны».
«Письмо. 75 слов о Войне»
Куратор: Ирина Карпачева
Проект «Письмо. 75 слов о Войне» исследует фронтовую переписку, личные записи и воспоминания москвичей. Вместо сухого языка цифр и фактов будет звучать «живой» голос участников главной трагедии прошлого столетия. «Мы все повыскакивали с кроватей, стучимся в двери, кто-то из окон кричит: «Победа!» И прямо в чем были, в ночных рубашках во двор! Все целуются, плачут, смеются. Дожили, выдержали…» — из письма Светланы Поповой сестре 10 мая 1945 года.
Для онлайн-экспозиции собрано более пятидесяти писем. Они оцифрованы и расшифрованы, а также представлены в видеоформате. Тексты прозвучат в исполнении студентов выпускного курса актерского факультета Мастерской народного артиста СССР Владимира Алексеевича Андреева (Российского института театрального искусства — ГИТИС). Материалы взяты из фондов Музея Москвы, а также из Главного Архивного Управления города Москвы.
Музей Москвы приглашает горожан поделиться фронтовыми письмами, которые хранятся в их семейных коллекциях. Если вы хотите дополнить выставку, то пишете на почту:
Выставка «Письма. 75 слов о войне» делится на разделы «Город» и «Война».
Раздел «Город» отражает образ столицы в письмах. Битва под Москвой в октябре 1941 – апреле 1942 года — одно из ключевых событий Великой Отечественной войны. В защите города участвовали практически все жители.
Баррикады возвели на Садовом и Бульварном кольце, линией обороны должна была стать и Московская окружная железная дорога.
Участница событий, балерина Большого театра Евгения Макарова, пишет: «… вернулись под утро. Сил нет даже раздеться. Тяжела московская землица! Никогда не думала, что буду переворачивать лопатами землю. И выдержу, и выстою. Недаром за плечами 8 лет балетного станка! Рядом все девчонки — худенькие, красивые (как Богини в платках и телогрейках) роют окопы всю ночь. Только попробуй не устоять…».
Раздел «Война» рассказывает о москвичах, сражавшихся на фронте. 2 июля 1941 года было принято постановление о добровольной мобилизации трудящихся Москвы и Московской области в народное ополчение. Предполагалось сформировать 25 дивизий, общей численностью 270 тысяч человек.
«…Я работаю теперь опять отдельно от мамы. Работаю отдельно в роте. Участвовала уже в бою. Как ты уже знаешь воюем мы победоносно. Гоним его и будем гнать дальше… День рождения я провела в походе…», — писала в письме отцу Нина Яхонтова, воевавшая в 21 дивизии вместе с мамой. Через месяц Софья Ильинична Яхонтова напишет мужу Алексею Николаевичу о гибели дочери Нины: «…Но знай, что она погибла честно за свою дорогую Родину».
Оффлайн экспозиция откроется в форме выставки-спектакля в рамках городских мероприятий к 75-летию Победы. Основной партнер и соорганизатор — Российский институт театрального искусства (ГИТИС).
Неотъемлемой частью проекта станут перформансы, в основу которых легли фронтовые письма. Режиссером выступит Филипп Виноградов, сценографом — Алексей Трегубов. Экспозиция воссоздаст Москву 1940-х годов, а каждое письмо вновь получит голос. Посетители будут перемещаться по выставке по определенному маршруту, в каждой локации актеры разыграют сцены из жизни горожан военного времени: солдата, обращающегося к невесте, сына, поздравляющего родителей с первым мая и другими героями.
«Борис и Ольга Игнатович. Два лица войны»
Кураторы: Ирина Чмырева, Ольга Быдзан, Владимир Самарин.
Выставка показывает события 40-х годов прошлого столетия глазами двух фотографов: Бориса и Ольги Игнатович, брата и сестры. Каждый из них прошел войну и по-своему запечатлел главную трагедию XX века.
Для экспозиции собрано около двухсот фотографий, в онлайн-выставке появится более семидесяти из них: освобождение оккупированных территорий и немецких концлагерей, парадные портреты советских военачальников, кадры фронтовой жизни и снимки, ставшие материалами Нюрнбергского процесса.
Имя Бориса Всеволодовича Игнатовича (1899–1979) ассоциируется с авангардистской фотографией 1920–1930-х годов, лирическими пейзажами 1960-х. Он же был автором известных в свое время фотопортретов маршалов Георгия Жукова и Семена Буденного.
В собрании музея хранятся негативы, показывающие Игнатовича с малоизвестной для современной публики стороны — как военного фотокорреспондента, запечатлевшего повседневность и подвиги партизанских отрядов на оккупированных территориях. Вместе с этими документальными фотографиями на выставке впервые будут экспонироваться цветные парадные портреты военачальников, снимки послевоенного времени, сделанные по заказу Совинформбюро и Студии батальной живописи им. М.Б. Грекова.
Говоря об Ольге Всеволодовне Игнатович (1905–1984), обычно вспоминают фотографии советского спорта 1930-х годов и снимки для экспериментальной группы «Бригада Игнатовича». Это своеобразное агентство-профсоюз объединяло многих неординарных фотографов, таких как Елеазар Лангман и Николай Штерцер. Снимки публиковались в «Вечерней Москве», «Строим», «Наших достижениях», «Строительстве Москвы» и других изданий.
В собрании Музея Москвы также находится значительное количество негативов Ольги Игнатович. Она была фоторепортером газеты 30-й армии (в дальнейшем 10-й гвардейской) Калининского фронта и фронтовой газеты 1-го Украинского фронта. На ее фотографиях — освобождение Украины, Польши, Чехословакии и Австрии. Ольга Игнатович в числе первых кино- и фотокорреспондентов вошла в освобожденные советскими войсками концлагеря Майданек и Освенцим.
Ольга Всеволодовна Игнатович была самостоятельным ярким мастером фотографии, однако, видя под знаменитыми на весь мир фотографиями освобождения Освенцима подпись «Игнатович», зрители и специалисты не представляли, что фотографии сделаны женщиной.
Выставка «Два лица войны» возвращает в историю фотографии память о женщинах-фотокорреспондентах Великой Отечественной, среди которых — Ольга Игнатович.
Проект состоит из пяти разделов.
«Герои Победы». В экспозиции будут представлены фотографии маршалов Победы, созданные Борисом Игнатовичем для студии батальной живописи им. М.Б. Грекова. Эти снимки размещены рядом с фотографиями орденоносцев, запечатленными Ольгой Игнатович для фронтовой газеты. Парадные портреты и репортажная съемка — зрители увидят, как по-разному создавались образы героев войны.
«Дороги Войны». Военные хроники Бориса и Ольги Игнатович: быт и военные операции партизан в тылу врага, фронтовые будни советской армии.
«Ужасы войны». Последствия оккупации и разрушений в ходе боев. Снимки были использованы Советским Союзом на Нюрнбергском процессе.
«Освенцим». Фотографические документы, сделанные Ольгой Всеволодовной Игнатович в лагерях смерти Майданеке в 1944 и Освенциме в 1945 годах.
«После Победы. С надеждой в будущее». В финальной части — послевоенные фотографии Бориса и Ольги Игнатович. Зрители увидят фотографии Бориса Игнатовича с празднованием 800-летия Москвы (публикуется впервые); фотографии восстановления советскими солдатами Вены и Будапешта, парадные шествия и траурные митинги в память о героях, сделанные лейтенантом Ольгой Игнатович, прикомандированной к Центральной группе советских войск в 1945–1946 годах.
Выставки доступны на странице Музей Москвы Онлайн с 7 мая 2020.
Музей Москвы
Фото: пресс-материалы
Метка выставка, день победы, Музей Москвы
[fb-like-button]Поделиться:
Еще на эту тему
-
«Третье ухо» на финишной прямой
В Центре современного искусства AZ/ART вышла на финишную прямую выставка «Третье ухо». Куратор, искусствовед Александр Дашевский представил проект о том,...
-
«Щелкунчик. Королевство летучих мышей»: новое прочтение классики
Масштабное шоу пройдет на сцене «ЦСКА Арены». При подготовке постановки создатели вдохновлялись культовыми работами Тима Бёртона «Кошмар перед Рождеством», «Алиса...
-
Иосиф Бродский. Место не хуже любого
В Еврейском музее и центре толерантности открылась выставка «Иосиф Бродский. Место не хуже любого», посвященная истории отъезда поэта за границу,...
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.