Вообще, все пошло от головы – владельцы этих заведений – люди творческие: Алексей Паперный – поэт, драматург, музыкант; Варвара Турова – актриса, начинающая оперная певица и бывший журналист… Мы встретились с той, которая когда-то смело заявила, что не хочет больше писать статьи о других – ей есть что донести людям о себе и о своих проектах – с Варварой. Довольно успешно, с детской непосредственностью и азартом, играет она роль амбициозной предприимчивой бизнес-леди. Игра в основе всего: в атмосфере, в интерьере ее рестораций. Видавший виды камин, античные колонны, состаренные столики, абажуры, подсвечники, приобретенные в скупке. В «Леди Джейн», «Мастерской» и «Детях Райка» обыгрывается прошлое – реальное и вымышленное.
Варвара, свои старания вы адресуете интеллектуалам среднего возраста, ведь так можно назвать постоянных гостей заведений Туровой и Паперного?
Я бы не взяла на себя смелость одной фразой дать определение нашей публики. Все дело в программе: она очень разная и диктует характер аудитории. Например, к нам на спектакли ходят театральные бабушки в шалях, на детские праздники – родители с кучей детей, на День игр – студенты, на экспериментальный джаз – взрослые меломаны, на дискотеки – какие-то безумные хипстеры и так далее. У нас по два-три мероприятия каждый день: кинопоказы, лекции, мастер-классы. Наша прелесть и наша сложность как раз в том, что нет никакой понятной аудитории. Сюда приходят абсолютно разные люди! Главное, нужно выбирать правильные для вас дни. Мне иногда даже обидно, когда журналисты, приходя к нам, попадают не на что-нибудь концептуальное и буржуазное, а вдруг окунаются в какое-то хипстерское безумие. А оно не является нашей визитной карточкой. Как, в общем, ничто ею не является, кроме театра. Театр у нас – главное.
И это единственный клуб в стране с настоящим театральным залом. В Европе таких довольно много – заходишь в уютный ресторанчик с баром, а дальше – площадка, где играют спектакли. И театр совсем не такой, как принято в России – имперский, с колоннами, золотыми занавесами. А просто живой вид искусства, существующий скромно, без особых затрат. Конечно, я бы хотела, чтобы «Мастерскую» называли настоящим театром, но я отдаю себе отчет в том, что ее считают клубом с театральной площадкой. Ладно, хотя бы так.
Однако в каждом театре есть постоянная труппа, которая заполняет своим творчеством репертуар, а у вас ее нет…
Да, но есть группа единомышленников драматурга Алексея Паперного, которые делают с ним спектакли. И у нас играют труппы лучших камерных театров России и даже мира. Когда мы только строили «Мастерскую», одной из наших целей было «творческое сводничество»: знакомство друг с другом режиссеров, композиторов, продюсеров, чтобы у них дальше рождались какие-то проекты, чтобы образовался такой «творческий котел», почему мы и назвали это место «Мастерская», где под крышечкой на медленном огне всегда тушится какой-то интересный процесс.
Деньги – не ключевое в заведениях Туровой и Паперного. Средний счет на двоих в любой из едален не превышает двух тысяч рублей. В «Леди Джейн» – спектакль для детей обойдется в пять сотен рублей за билет, на концертную площадку с живой музыкой клуба «Мастерская» приглашают за семьсот рублей, а в «Детях райка» вечерняя игра на фортепиано – вообще бесплатный комплимент. Музыкальная программа – то, чем действительно гордится Варвара Турова. До жанров здесь всеядны: сегодня можно послушать оперы, фокстроты или маргинальные, дворовые песни, а завтра оценить оригинальность ультрасовременных диджеев. Но персоналии выступающих должны соответствовать чувству прекрасного владельцев. Музыкантов по миру разыскивает сама Турова.
Музыка, как я понимаю, после театра – вторая главная составляющая атмосферы ваших заведений. Скажем, выступления певицы MaкSим или народной артистки Ларисы Долиной здесь нельзя услышать?
В каком-то контексте – вполне возможно. Недавно я получила письмо от продюсера Никиты Джигурды. Мы посмеялись. Хотя я могу представить какую-нибудь адскую вечеринку, например, на Хэллоуин, в рамках которой он мог бы выступить. Но так, чтобы был резидентом клуба, – вряд ли. Но у нас нет системы стереотипов: не хочется быть снобами. Конечно, происходит много того, что мне не по душе. Но это должно нравиться не мне, а людям вокруг.
Вы можете описать в двух словах характер каждого вашего заведения?
«Дети райка» – это семейное кафе, куда люди приходят поесть. Здесь нет сцены и программы. Просто кафе, без претензий на что-либо другое. Но могу поделиться радостью: мы купили пианино, которому 150 лет. Я, пианистка по образованию, никогда не видела такого инструмента – спереди у него подсвечники, выдвигающиеся мелкой гусеницей – чудо инженерной мысли. Еще иногда вешаем на бар простыню (мы с Алёшей увидели это как-то раз в Париже. Поздно ночью владельцы кафе на узкой улочке повесили простынку на стену соседнего дома и, сидя за столиками на улице, смотрели какое-то кино с Мастроянни). Вот мы вешаем простынку и крутим кино Чарли Чаплина, а тапер Антон Буканов – на мой взгляд, гениальный пианист – это все озвучивает. Вообще-то, «Дети Райка» – это наш любимый фильм, кино про любовь, про театр, Раёк – это театральная галерка. Это очень тесный, закрытый круг. Мне кажется, что в каком-то смысле это про нас. Про всех нас. Мы все – дети райка. И вы тоже.
А почему этот стилизованный уютный ресторан, с кирпичными стенами и камином, где когда-то был рейверский клуб Partizen, а многим раньше находились Центральные бани, вы назвали «Леди Джейн»?
Ну, например, потому, что «Леди Джейн» – моя любимая песня Rolling Stones, королева Леди Джейн Грей – прекрасная и самая несчастная, мне кажется, в истории: шесть дней только правила государством, девочка совсем, и была казнена. У меня кошку зовут Джейн. Мое самое любимое стихотворение в жизни – Роберта Бернса про девочку Дженни, пробирающуюся до калитки. Получилось, что как-то много с этим именем связано. И мы решили: назовем ресторан «Леди Джейн». Пусть это будет такая игра в Англию. Не в смысле «английский ресторан». Именно игра – в Англию, которой никогда не было в реальности. Можно было бы назвать это место и «Алиса». «Алиса в стране чудес» – вполне про это. Что-то выдуманное, ненастоящее и уж точно немодное. Мне, кстати, часто говорят, что наши места – не модные. Видимо, имеется в виду, что это недостаток, но для меня это просто факт. Как если сказать мне: «Варя, вы не блондинка». Ну да, я не блондинка, я рыжая. Мне иногда ужасно нравятся блондинки, но это не значит, что и я хочу ею стать. Мне иногда нравятся места, которые принято считать «модными» – с огромным уважением отношусь к «Солянке», мне весело в «Джипси» – одном из лучших клубных проектов за последние 15 лет. Но это совершенно не значит, что я хочу делать такие же места. Я хочу другие, и я их делаю.
Позитивная, острая на язык, большая хохотушка Варвара Турова с улыбкой рассказывает о том, как с друзьями «на собственном горбу перевозила ковер» из Марокко для «Леди Джейн», и о том, как с любовью выбирала ткань для 70 декоративных подушек – гости «оценили» их настолько высоко, что через месяц после открытия ресторана подушек осталось только 30.
Беседовала Юлия Смолякова
Фотографии: Валерий Назаркин
Метка Алексей Паперный, Валерий Назаркин, Варвара Турова, Театр, Юлия Смолякова
[fb-like-button]Поделиться:
Еще на эту тему
-
О войне от первого лица
В Театре Наций ко Дню Победы прошел спектакль-посвящение «Моими глазами». Это монологи о Великой Отечественной войне от лица самых разных героев. Создатели спектакля рассказали о том, что для каждого из них означает участие в этом проекте.
-
Режиссер Амина Жаман от Шаляпина до О’Нила
В Музее Музыки состоялась мировая премьера спектакля «Шаляпин/О’Нил».
-
«Души душ» в городе Клуж
Режиссер театра «Школа Драматического Искусства» Александр Огарев с душой учит играть молодых артистов в Румынии.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.